Решение проблем в бхакти-йоге

В преданном служении истинная цель решения проблем – удовлетворить Кришну нашими попытками. Если вы успешно справляетесь со своими обязанностями, но не преуспеваете в удовлетворе­нии Кришны, то какой во всем этом толк? Опытный карми со здоровым напористым умом, заявляющий, что у него не бывает денежных затруднений, может считать себя специалистом по раз­решению проблем. И все же простой вайшнав, который, может быть, и не решил всех своих материальных проблем, в действительности, решает проблемы гораздо лучше, потому что всегда зависит от Кришны. И Кришна обещает: “Мой преданный никогда не будет побежден”.

Преданный никогда не думает о трудностях, с которыми он встречается, как о собственных проблемах; он оставляет результат за Кришной, и если что–то идет не так, как надо, то это проблема Кришны, а не преданного. Преданный просто отдает себя служе­нию Господу – всегда и при любых обстоятельствах: в счастье, в беде ли. Каждый день, какие бы проблемы не возникали, преданный старается их решить, считая это частью своего преданного служения. И его не беспокоит – решаются проблемы или нет, поскольку его миссия – это полностью занять себя в бхакти-йоге.

Такое умонастроение преданного полностью отличается от умонастроения материалиста. Карми, не сумев решить свои проблемы, впадает в беспокойство. Но преданный, если ему надо, к примеру, заплатить за аренду храма, делает всё от него зависящее, а результат оставляет за Кришной. И если, потерпев поражение, преданный бывает вынужден уехать из храма, то он просто находит какое-то другое место, где сможет продолжать служить и проповедовать. И ему не приходится тащить на себе лишнее бремя успехов и неудач, вызванных внешними событиями. Таким образом, преданный всегда в выигрыше, и, в конечном счете, можно сказать, что на пути такого искреннего слуги вообще не бывает никаких препятствий. Даже смерть для него – лишь еще одна возможность предаться Кришне.

А поэтому преданный никогда не должен терять надежды. Господь Чайтанья говорит в настроении гопи: “Даже если Ты грубо обнимешь меня или разобьешь моё сердце, не показываясь мне на глаза, – независимо ни от чего Ты всегда будешь оставаться моим Господом, которому я поклоняюсь”. Такое настроение преданности можно привнести и в нашу практику повторения святых имен. Даже если Кришна не является нам в Своем святом имени, и кажется, что мы не в состоянии преодолеть наши оскорбления, все равно следует продолжать повторять. Пред­авшись Кришне, мы будем удовлетворены самим процессом служе­ния. По крайней мере, мы не будем чувствовать безысходности. Мы благодарны за возможность постоянно выполнять какое-то служение для Кришны и гуру, и это настроение преданности помогает нам не терять надежды.

Кроме того, сталкиваясь с проблемами, мы начинаем ценить сладость победы, когда она действительно к нам приходит. Кришна говорит, что это было одной из причин, по которой Он покинул гопи во время танца раса. Он говорит: “Если вы будете думать, что Я легко доступен, вы перестанете воспринимать Меня всерьез”. Шрила Прабхупада приводит пример человека, который, потеряв деньги, ищет их как безумный, а найдя, испытывает счастье и благодарность. Также и духовная жизнь – это череда проблем, которые мы преодолеваем ради Кришны, а в промежутках между ними наслаждаемся нектарным отдыхом. Когда трудности уходят и мы обретаем награду в блаженном единении с Кришной, мы испытываем при этом счастье, которое ни с чем не сравнимо и превосходит все наши ожидания.

Также мы можем смотреть на препятствия как на нечто благопри­ятное для нас. Царица Кунти признавалась, что опасности заставляли ее больше думать о Кришне. А думать о Кришне, по ее словам, “значит больше не видеть круговорота рождений и смертей”. Поэтому она молилась, чтобы ее несчастья никогда не прекращались, и тогда она смогла бы постоянно думать о Кришне. Мы не столь отважны, как царица Кунти, но неприятности, приветствуем мы их или нет, все равно будут приходить к нам. И хотя мы порой вздрагиваем, увидев какое-нибудь непреодолимое препятствие, мы в то же время понимаем, что встреча с ним – это благо для нас. Мы думаем: “Я получил то, чего хотел. Пусть это немного болезненно, но это сделает меня ближе к Кришне”. Жиз­ненные проблемы не всегда разрешимы, но, по крайней мере, мы можем принимать их благосклонно, и тогда успех несомненно придет к нам. Если мы будем считать, что все сложности – это плохо, мы упустим и сопутствующие им благоприятные возможности.

Наверняка найдутся люди, которым не понравится концепция духа борьбы.Те, кто по природе своей пессимистичны, вряд ли смогут увидеть в страданиях причину для радости. Также они неспособны воспринимать свои страдания как служение Кришне. От предложения встречать препят­ствия в рыцарском духе, в духе кшатриев, пессимистичных людей просто-напросто передёрнет. Но если мы не способны видеть светлые стороны в житейских проблемах, нам следует тогда молиться о силе, которая поможет нам их преодолеть. Молитесь Кришне, чтобы Он помог вам. Шрила Прабхупада пишет: “Человек, повторяющий мантру Харе Кришна, может столкнуться со множеством трудностей. Но он должен терпеливо преодолевать их и продолжать повторять: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, чтобы в конце жизни получить все блага сознания Кришны” (Б.-г., 8.5, комм.).

Чистый преданный не любит просить Кришну об избавлении от бедствий, приходящих извне, но иногда, под давлением обстоятельств, ему приходится это делать. Гаджендра взывал к Господу о помощи, когда на него напал крокодил, но он делал это с сожалением.

По крайней мере, мы не должны допустить, чтобы страдания привели нас к потере нашей веры в Господа. Нам неведомы непостижимые планы Господа. Иногда мы думаем: “У меня и так достаточно проблем, я не собираюсь призывать себе на голову новые”. В таком случае нам нужно просто держаться за лотосные стопы Господа или Его чистого преданного и думать при этом: “Ты – это всё, что у меня есть. Жизнь мне кажется сплошной чередой тревог, и я не хочу этого, но Ты – мой спаситель. Ты мой единственный благожелатель, луч надеж­ды в этой мрачной жизни”. Тот, кто в таком настроении отчаянно цепляется за Кришну, несомненно одержит победу.

Встречи с препятствиями – это еще и поучительный процесс. Даже если подобные встречи нам не нравятся, они позволяют нам записать в книге своего опыта: “Этот мир полон страданий; это не подходящее место для джентльмена”. Проблемы делают нас серьезнее в нашем стремлении к освобождению. Этот мир не такое уж веселое место, так зачем же попусту тратить здесь время?

Мы слышали, что на райских планетах жизнь течет без волнений и тревог, но в конце концов заканчивается смертью. А люди на райских планетах так погружаются в свои наслаждения, что забывают о том, что они – вечные слуги Господа. Поэтому препятствия на нашем пути могут напоминать нам о высшем предназначении жизни. Ведь если мы не будем помнить о Кришне, жизненные проблемы могут превратиться в череду унизительных страдани­й, которые будут лишь еще больше отдалять нас от Кришны. А отворачиваясь от Кришны, мы только глубже и глубже погружаемся во тьму.

Если жизненные проблемы кажутся нам слишком горькими,томожно вспомнить, что счастье в гуне благости начинается с яда, а потом становится нектаром. Препятствия подобны яду, потому что мешают нашим планам на счастье. Когда обстоятельства складываются не так, как нам хочет­ся, нам кажется, что всё вокруг рушится. Но если мы будем отводить служению Кришне самое важное место в своей жизни, то наши страдания принесут нам очищение и поднимут до Вайкунтхи, где нет никаких тревог и беспокойств.

Когда Махараджа Парикшит, проклятый мальчиком-брахманом, был обречен умереть, он понял, что его несчастье было на самом деле благослове­нием Господа. Благодаря этому проклятию он получил возможность, удалившись от царской власти, слушать о Кришне от Шукадевы Госвами в оставшиеся семь дней своей жизни, что позволило ему войти в духовный мир.

Милостивый Господь иногда создает такие за­труднительные ситуации для Своих чистых пред­анных, чтобы вырвать их из болота материального существования и перенести к Себе. Внешне же эти ситуации кажутся пагубными для преданных. Преданные Господа всегда находятся под Его опекой, и в любом положении – будь то крушение или успех – Господь является их высшим руководителем. Поэтому чистые преданные воспринимают постигающие их невзгоды как благословение Господа.

– Бхаг., 1.18.28, комм.

ГЛОССАРИЙ

А

ачарья – духовный учитель, который учит своим примером.

ашрам – четыре духовных уклада жизни (см. также брахмачари, грихастха, ванапрастха, санньяси), место, где занимаются духовной практикой.

Б

брахман – тот, кто знает суть Вед и может наставлять других; первый общественный уклад в ведической социальной системе.

брахмачари – ученик, соблюдающий целибат.

бхакти-йога – связь со Всевышним Господом посредством преданного служения Ему.

В

ванапрастха – тот, кто отказался от семейной жизни.

Вриндаван – трансцендентная обитель Господа Кришны.

Г

грихастха – семейная жизнь, строящаяся в соответствии с правилами и предписаниями Вед.

Д

дандават – буквально “упасть, как палка”; предлагать поклоны, падая ниц.

джапа – тихое индивидуальное повторение святых имен.

дхама – обитель, место пребывания; как правило, относится к обители Господа.

К

Кали-юга – век Кали; эпоха вражды и лицемерия, в которую мы живем; последняя в цикле четырех эпох, периодически сменяющих друг друга.

карма – деятельность ради ее плодов, неизменно влекущая за собой последствия, хорошие или плохие.

киртан – пение славы Всевышнему Господу.

М

майя – (ма – не; йя – это), иллюзия, забвение своих отношений с Кришной.

Р

Рупа Госвами – духовный лидер шести Госвами Вриндавана, непосредственных преемников Господа Чайтаньи.

С

садхана – регулируемая духовная практика.

санньяси – человек, принявший отреченный образ жизни.

ш

шастры – богооткровенные писания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................………….

ФИЛОСОФСКИЕ СОМНЕНИЯ...............................................

НЕЗАКОННЫЙ СЕКС .............................................................

ПРЕПЯТСТВИЯ В ЧТЕНИИ И ВОСПЕВАНИИ ...................

БОЛЕЗНИ ..................................................................................

ПРЕПЯТСТВИЯ СО СТОРОНЫ МИРА НЕПРЕДАННЫХ...

ПРЕПЯТСТВИЯ, СОЗДАВАЕМЫЕ УМОМ ...........................

В ДУХЕ БОРЬБЫ ......................................................................

ГЛОССАРИЙ .............................................................................

БЛАГОДАРНОСТЬ

Я очень благодарен преданным Ади Говинде дасу (Стрелец Александр), Паривраджак Ачарье дасу (Ткачёв Юрий), Стрельцу Сергею, Шлёнскому Олегу, Фролову Михаилу, Шрее дасу (Калеченков Сергей) за щедрое пожертвование на издание этой книги.

Ваш в служении Шриле Прабхупаде

Сатсварупа дас Госвами

· Иконография – (здесь) совокупность изображений какого-либо лица, совокупность сюжетов. (Прим. переводчика)

· В название главы положены слова из английской пословицы “Every cloud has a silver lining” (У каждого облака есть серебряная каемка). Русский аналог этой пословицы: “Нет худа без добра”. (Прим. переводчика)

·

· vox populi (лат) – глас народа. (Прим. переводчика.)

·

· Ассимиляция – слияние, усвоение. (Прим. переводчика).

·

· Паранойя – умопомешательство, психическое заболевание, характеризу­ющееся устойчивыми бредовыми идеями. (Прим. переводчика).

Наши рекомендации