Препятствия в чтении и воспевании
Согласно “Шримад-Бхагаватам”, все препятствия может преодолеть тот, кто регулярно слушает послание Верховной Личности Бога.
Живые существа, запутавшиеся в хитросплетениях рождения и смерти, могут немедленно освободиться, стоит им даже неосознанно произнести святое имя Кришны... Кто же из стремящихся к избавлению от пороков века вражды не захочет услышать хвалу Господу?.
– Бхаг., 1.1.14,16
“Бхагаватам” учит нас, как разрубить узел, находящийся в сердце. Узел этот – хридайа-грантхи – является переплетением наших иллюзорных эгоистических и мирских привязанностей. Когда Верховный Господь развязывает этот узел, душа испытывает блаженство и счастье.
Шрила Прабхупада использует ещё такую метафору – барьеры рождений и смертей, преграждающие путь. Он пишет: “Трансцендентное имя Кришны, произнесенное даже бессознательно или под давлением обстоятельств, способно устранить все барьеры рождений и смертей” (Бхаг., 1.1.14, комм.).
Воздействие воспевания и слушания о Кришне сравнивается также с “зажжением света чистого знания в сердцах преданных”. Если Сам Всевышний освещает изнутри сердце преданного, то преданный не может оставаться во тьме.
Кроме того, освобождение от материальных привязанностей шастры сравнивают с очищением от грязи. И в первую очередь это достигается с помощью практики шраванам и киртанам.
Шри Кришна, Личность Бога, – Параматма (Сверхдуша) в сердце каждого и благодетель честного преданного – очищает сердце преданного от стремления к материальным наслаждениям, когда в том развивается потребность слушать Его послания, добродетельные сами по себе, если их правильно слушают и повторяют.
– Бхаг., 1.2.17
Кого не затронут эти утверждения? У такого человека должно быть каменное сердце. Кто не захочет слушать и возносить хвалу Господу, услышав, как “Шримад-Бхагаватам” прославляет шраванам киртанам? Его уши ничем не лучше змеиных нор. Его речи ничем не лучше кваканья лягушки, призывающей свою смерть.
Но несмотря на утверждения Вед, что Кришна избавляет тех, кто слушает и воспевает, от всех их проблем, даже для инициированных преданных не такая уж редкость относиться к этим важнейшим методам духовной практики без должного внимания. Означает ли это, что слава шраванам киртанам преувеличена, что это просто пустая реклама? Искренний преданный никогда не согласится с таким оскорбительным утверждением. Тем не менее иногда преданные сомневаются – поможет ли шраванам киртанам в их конкретном случае? И, в нарушение обета повторять по крайне мере шестнадцать кругов в день, многие оставляют повторение вообще или сокращают ежедневную квоту. Также порой преданные забрасывают чтение книг Прабхупады или сводят его лишь к редким и беглым просмотрам. В таких случаях нетрудно понять, что препятствия на пути преданного служения были вызваны прежде всего недостаточным чтением и воспеванием. Это самое опасное препятствие из всех – пренебрежение той самой деятельностью, которая призвана разрушить узлы в нашем сердце.
ЧТО НЕ ТАК?
Почему же не удается обрести вкус? Почему мы теряем над собой контроль настолько, что перестаём заниматься воспеванием и слушанием, пренебрегая нашей ежедневной обязанностью? В “Харинама Чинтамани” Бхактивинода Тхакур объясняет, что эти сложности возникают в результате невнимательного повторения святых имен. Он пишет, что если преданный-неофит недобросовестно подходит к практике слушания и воспевания, то в нём быстро укореняется рассеянность, а рассеянность порождает “особый вид иллюзии, вызывающей серьезные оскорбления святого имени, от которых очень трудно избавиться”. Как следствие, человек утрачивает интерес к духовной жизни и переносит свое внимание на поиски богатства, секса и славы. “Когда эти привязанности опутывают сердце, преданный-неофит постепенно теряет интерес к воспеванию святого имени”. Таким образом, можно понять, что наша неспособность практиковать два основных метода бхакти (шраванам киртанам) вызвана не какими-то мелкими упущениями. Нисколько не виноват в этом и сам процесс бхакти. Причина в нас самих. Мы поддались малодушию, и майа вернулась к нам и вскружила нам головы. Мы уже не хотим воспевать и слушать о Господе, потому что заняты удовлетворением чувств.
Признание истинности этого нелицеприятного вывода о том, почему мы не заинтересованы в шраванам киртанам, может стать неплохим началом для перемен в нашей джапе и чтении. Давайте сознаемся: “Меня не интересует воспевание, потому что у меня слишком много материальных желаний”. Это унизительное признание, но оно соответствует истине. Конечно, я могу привести какие-то более сложные психологические причины, объяснения с учетом обстоятельств и логические доводы, но лучше сразу подойти к сути и признаться в нашем неоправданном нежелании служить Верховному Господу. Признав это, мы будем уже в лучшем положении, мы отчетливее увидим серьезные опасности материальной жизни и сможем вспомнить о том, что привлекло нас в сознании Кришны в первую очередь.
Вряд ли существует более ясное объяснение причины, по которой мы не можем хорошо воспевать, и более действенное средство избавиться от этого недостатка, чем объяснение и средство, предложенные Рупой Госвами в “Упадешамрите”:
Святое имя, качества, игры и деяния Кришны – все они трансцендентно сладки, как сахарные леденцы. Хотя язык человека, больного желтухой авидьи (невежества), неспособен ощутить вкус сладкого, просто благодаря ежедневному повторению этих сладостных имен к языку удивительным образом возвращается его естественная способность наслаждаться сладким; так постепенно болезнь полностью излечивается.
– Нектар наставлений, текст 7
Этот стих Рупы Госвами стоит написать на карточке 3х5 дюймов и повесить в таком месте, где мы будем не только видеть, но и ощущать его присутствие.
ГДЕ ЖЕ НЕКТАР?
Разочарованный практик может сказать: “Философски ваше объяснение безупречно, но спуститесь с небес на землю. Как же мы будем воспевать, не имея вкуса?”. Многие из нас слышали шаблонные философские объяснения относительно того, что же не так в нашем повторении, и эти объяснения не затрагивали наши сердца и не подталкивали к переменам. Мы привыкли к своему падшему положению. Но в тоже время нам не доставляет удовольствия, отодвинув в сторону четки, читать “Тайм” вместо “Шримад-Бхагаватам”. Нам хочется улучшить наше повторение, мы знаем, что это – главное препятствие в нашей жизни. Но мы не знаем, как его преодолеть.
Если мы потеряли вкус к слушанию и повторению, то неразумно было бы ждать его незамедлительного возвращения до того, как мы попытаемся себя исправить. Чтобы восстановить здоровье, необходимо принять определенные меры. Нам не следует ждать, что зрелый плод блаженного воспевания неожиданно свалится с неба, и не стоит также ждать, когда материальная жизнь станет совершенно невыносимой и мы в отчаянии с последней надеждой обратимся за спасением к воспеванию и слушанию. Используя все, даже самые малые возможности, которые есть у нас сейчас, давайте возобновим нашу решимость следовать обетам повторения и слушания.
Я говорю о старых добродетелях – вере и решимости. Возможно, эти добродетели кажутся вам порядком поизносившимися, потому что кто-то уже обманывал вас во имя веры и решительности. А может вы устали от тщетных попыток почувствовать высший вкус. Если мы повторяем и слушаем только из чувства долга, то скоро это становится для нас занятием рутинным и механическим, и мы возмущаемся: “Где же нектар?”. Но тому, кто ещё не в состоянии вкусить бхакти-расу, нельзя преуменьшать важность садхана-бхакти. Да, на Голоке Вриндаване больше нет никаких обязанностей. Там всё происходит спонтанно: что ни шаг – то танец, что ни слово – то песня, а коровы сурабхи дают безграничное количество молока. В противоположность этому, аскезы садхаки (или того, кто практикует преданное служение) могут казаться нам слишком унизительными. Но знатоки преданного служения, такие, как Рупа Госвами и Шрила Прабхупада, придают нам мужества, говоря, что путь к бхакти-расе проходит через последовательные стадии садхана-бхакти.
Искренний садхана-бхакта учится почитать обязанности, данные ему духовным учителем, и находит нектар в исполнении наставлений касательно слушания и воспевания. “Я знаю, что делаю всё, что требуется для моего духовного развития и счастья. Нужно быть терпеливым”. Мы можем и не испытывать восьми видов трансцендентного экстаза, но, хорошенько подумав, мы безусловно признаем, что, читая и воспевая, мы неизменно испытываем глубокое удовлетворение. И чтобы вновь испытать это удовольствие, достаточно просто коснуться наших четок для джапа-малы или протянуть руку к книгам в шкафу.
ГОТОВНОСТЬ К ПЕРЕМЕНАМ
Вот ещё один совет, который подойдет всем: для того, чтобы дать садхане шанс выжить, мы должны быть готовы к переменам в нашей жизни. К примеру, если какая-то фирма сталкивается с финансовыми затруднениями, ее члены собираются и обсуждают дальнейшие действия. Они решают, что, возможно, потребуется пойти на некоторые жертвы и перемены. В любом случае дела уже не смогут идти так, как раньше. Поэтому готовность сесть, разобраться, обсудить дальнейшие действия просто необходима. Если же у вас не будет такого желания, то, даже если вы получите от друзей множество советов, как улучшить повторение и слушание, вы не продвинетесь при этом ни на шаг. Как сказал Шрила Прабхупада: тот, кто желает оставить всё как есть, не сможет улучшить свое преданное служение.
Какие же могут потребоваться перемены? Может быть, мы живем с людьми, которые не дают нам возможности выполнять преданное служение. Может быть, наша работа неимоверно тяжела и высасывает из нас всю жизненную силу, так что мы уже не в состоянии заниматься чем-либо духовным. А может быть, в нашей жизни остались какие-то неулаженные конфликты. Как сказал Иисус Христос: “Если ты собрался принести дары на алтарь, но вспомнил, что обманул кого-то, то сначала сходи и помирись с тем человеком, и лишь потом возвращайся и делай своё подношение”.
Может быть, для того, чтобы лучше воспевать, нам следует переехать в храм. А может быть, наоборот – храм стоит покинуть. Решение будет разным в каждом индивидуальном случае. Но какие-то приспособления в пользу садханы сделать необходимо. Может быть, нам нужно меньше зарабатывать. Может быть – поменять место жительства. Или, здраво поразмыслив, мы решим, что нет необходимости во внешних переменах: “Главное, что мне требуется, – это развить в себе силу воли”. Но это решение уже само по себе большая перемена. И мы должны согласиться: “Хорошо, я сделаю все необходимое”. .
Мы можем прийти к заключению, что мы в состоянии посвятить два с половиной часа в день джапе и полчаса в день – чтению книг Прабхупады. Следующий шаг вслед за этим решением – обеспечить, чтобы это небольшое время, отведенное для бхаджаны, стало неприкосновенным. Но чтобы действительно воспевать и слушать, нам надо войти в настроение искренности. Шраванам киртанам требуют умиротворенности и внимания. Если часы, которые мы проводим вне садханы, заполнены слишком бурной и напряженной деятельностью, в конце концов мы будем полностью измотаны. Мы будем слишком возбуждены и загрязнены, чтобы использовать должным образом время, отведенное слушанию и повторению. Невозможно бегать, как борзая, двадцать два часа в сутки, а потом, со скрежетом затормозив, немедленно переключиться в режим саттва-гуны. Если мы позволим себе опуститься до уровня собак и будем лезть из шкуры, работая на угра-карму, если позволим себе попасться в ловушку жизни в постоянном стрессе лишь ради того, чтобы не отставать от других, если будем постоянно воевать с мужем или женой, заниматься внебрачными сексуальными аферами, и, кроме того, плести интриги и строить планы, как вырваться вперед или надуть кого-то, – то всё это уничтожит и без того небольшое количество времени, отведенное для садханы.
Итак, нам могут потребоваться серьезные перемены. Если мы являемся частью семьи, то это надо делать в сотрудничестве с другими, удовлетворяя материальные и духовные потребности каждого.
КАК ЧИТАТЬ ЛУЧШЕ ВСЕГО?
Даже если наша жизнь относительно спокойна, нам следует немного подготовиться, прежде чем приступать к джапе или чтению. Нужна всего лишь секунда, чтобы напомнить себе: “Теперь я буду повторять святые имена” или: “Сейчас я буду читать лучшую из лучших книг – “Шримад-Бхагаватам”. Я хочу делать это с почтением и смирением. Это не обычное чтение”.
Мы должны убедиться в том, что действительно состоялся переход от обычного состояния сознания к произнесению и слушанию трансцендентного звука. Мы не должны открывать “Бхагавад-гиту”, словно какую-то заурядную газету, и бегло просматривать её. Это не сработает. Сначала нужно успокоиться, войти в состояние поклонения. Только тогда вы сможете в действительности читать или воспевать. “Перед тем, как приступить к чтению “Шримад-Бхагаватам”, приносящего победу, следует выразить своё почтение Личности Бога Нараяне, Нара-Нараяне риши – лучшему из людей, матери Сарасвати – богине знаний и Шриле Вьясадеве – автору” (Бхаг., 1.2.4).
Способы подготовки сознания к садхане могут быть разными, и каждый преданный должен выбрать наиболее подходящий для себя. Но лучше всего последовать совету Кришны: “Просто сосредоточить свой ум на Мне, Верховной Личности Бога, и направь на Меня весь свой разум. Так ты будешь всегда жить во Мне, и в этом не может быть никаких сомнений” (Б.-г., 12.8). Но Господу Кришне известно, что большинство людей “слишком заняты” или не могут слишком долго медитировать в настроении преданности. Поэтому Кришна говорит: “Если же ты не можешь держать свой ум постоянно сосредоточенным на Мне, то следуй правилам и предписаниям бхакти-йоги. Так ты разовьешь в себе желание достичь Меня” (Б.-г., 12.9). Это значит – повернуть все мысли к деятельности в сознании Кришны. И мы это делаем, приступая к слушанию и повторению.
Один преданный делает такой переход, читая несколько любимых шлок под аккомпанемент тамбура. Другие с почтением прикладывают книгу к своей голове, а третьи – предлагают книге цветы.. Перед джапой некоторые преданные кланяются, произносят Панча-таттва мантру и уже потом повторяют Харе Кришна.
Осуществить этот переход будет намного проще, если наша садхана станет регулярной. Если я воспеваю каждый день, в одно и тоже время, в одном и том же месте, мне будет проще контролировать ум. И поскольку я отвел себе время, в которое меня скорее всего ничто не будет беспокоить, то я буду способен выполнить свои планы.
У ранних утренних часов (брахма-мухурта) есть особое преимущество. Нам не придется останавливать себя посреди бурной деятельности, которой всегда заполнена середина дня. Дела ещё не начались. День только начинается.
Помимо составления расписания дня, благоприятного для садханы, вы также можете отвести особое время – несколько дней или недель в году, –посвятив его воспеванию и слушанию. Обычно для этого мы отправляемся в паломничество в Индию. Но когда мы все-таки добираемся до Индии, то обнаруживаем, что в основном занимаемся покупками, болеем или встречаемся с преданными из разных стран мира. Может быть, будет лучше запланировать визит в Индию в межсезонье, или же стоит поехать в какое-то другое тихое и спокойное место, где мы сможем полностью посвятить себя воспеванию и слушанию. Такая интенсивная работа в течений нескольких дней или недель поможет нам преодолеть препятствия механического повторения и чтения.
Занимаясь чтением, мы также можем воспользоваться методами, помогающими войти в состояние преданности. Один из них – читать медленно и в молитвенном настроении. Не так важно дочитать до конца всю главу или книгу. (Особенно это относится к тем, ко уже не раз прочитал все книги Прабхупады). Самое важное – войти в это молитвенное настроение с самого первого стиха. Шрила Прабхупада говорил, что если мы сможем понять хоть один стих из “Шримад-Бхагаватам” или даже одно слово из стиха, то наша жизнь станет совершенной. Молитвенное чтение помогает читателю установить личные взаимоотношения с теми, кто поведал нам эти стихи – с Господом Кришной и Его чистыми преданными. Мы обращаемся к Кришне в молитвах, сообщаем Ему наши планы, а потом слушаем, как Он отвечает нам через шастры.
Медленное медитативное чтение – не единственный способ читать. Иногда у нас появляется желание изучать книги, делать записи. Иногда мы хотим расслабиться во время чтения. Нет строгих и жестких правил для чтения и воспевания; поэтому мы должны делать то, что нам помогает. Несколько друзей могут собраться, чтобы почитать вместе “Шримад-Бхагаватам”, а затем обсудить содержание стихов и комментариев. А кому-то из нас нравится, усевшись с другом или членом семьи, читать про себя. Однажды начав, мы со временем найдём метод, для нас наиболее подходящий, и наш интерес будет расти.