О чтении Шма и его благословений

[1] Две службы возложены на человека, чтобы совершать их перед Всевышним каждый день: чтение Шма и молитва, а во времена Храма — также постоянные и дополнительные жертвы. И сейчас мы объясним их суть.

Первая ежедневная обязанность — это чтение Шма . Его содержание: единство Всевышнего и принятие ига Его царства. Суть же его такова:

Творец, благословенно Его Имя, произвел по Своему желанию различные объекты, высшие и низшие, духовные и материальные, установил им различные порядки и заложил в природу каждого из них производить действия и подвергаться различным преобразованиям и обращениям, как Его мудрость уделила каждому из них. Но Творец, благословенно Его Имя, — Корень и Причина всех их. И это понятно в двух аспектах: в аспекте существования и в аспекте действия.

В аспекте существования: это то, что мы уже объяснили в первой части, как все реалии зависят от Него и проистекают из Его воли, чего нельзя сказать о Его существовании, которое обязательно само по себе и не зависит ни от кого другого. Но все другие реалии существуют только из-за того, что Он возжелал их и поддерживает их существование по Своей воле.

В аспекте действия: Творец заложил в природу элементов Творения властвовать над тем, что находится в границах их возможности, и исполнять великие действия, каждый — соответственно своей природе. Но, несмотря на это, на самом деле, они обладают только той силой и властью, которые передал им Творец, благословенно Его Имя, Истинный Господин, Властвующий и Всемогущий, и они совершают только то, на что Он дал и дает им силу действовать, и Он, Господин над ними, в состоянии прибавить или убавить (их силу) в любой момент, когда захочет.

Здесь следует указать на один глубокий момент. Система, установленная Его Мудростью для исправления творений, как мы упомянули в первой части, содержит множество аспектов зла. Они снова и снова появляются в мире, как в результате дурного выбора грешников, так и в результате постановлений о наказании людей. На первый взгляд кажется, что это (существование зла) противоположно желанию Всевышнего. Ведь Он желает только добра; все Его желание — наделить благом, и Его Имя оскверняется при властвовании злодеев и усилении зол и испорченностей.

Но знающий пути Всевышнего и углубляющийся в их суть поймет, что все это не что иное, как выстраивание в глубинном замысле цепочки причин, которые все направлены в одну точку: совершенствование Творения. Когда эта цель будет достигнута, все элементы зла прекратят свое существование, как мы упомянули в первой части.

Получается, что Творец является истинным правителем всего, и лишь Его замысел осуществляется. [Этот замысел состоит в том], чтобы Его благо и совершенство достигли созданий, как мы упомянули выше.

Но поистине, согласно основам чудесной Мудрости и настоящего блага, все события должны пройти через эти превращения (включающие зло). И в конце всех превращений выяснится, что Творец, благословенно Его Имя, один, един и обособлен, и что Он причиняет все эти события на пути к истинной цели — истинному благу, о котором мы упомянули.

И это включает в себя еще одну глубокую вещь: раскрытие истинности Его единства. Мы уже объяснили, что общий принцип всех существующих в мире обстоятельств заключается в том, что Творец создал зло, чтобы люди удалили его и установили добро в самих себе и в Творении. В этом принципе коренятся многие законы и важные корни, (необходимые) для достижения совершенства во всех частях и аспектах. Ибо в Творении имеется много деталей бытия зла, его действий и власти, и есть множество деталей в отношении зла к человеку, который подвержен влиянию зла и помещен в его среду. И также (много деталей есть) в пересиливании зла, освобождении от его оков и победе над ним, и в отношении бытия добра — его распространение и укрепление по мере покорения зла и победы над ним. Но корень существования зла, его активности и власти — в сокрытии Творцом Своего единства, в том, что Он не открывает всем Своей истинной Сущности. Степень реальности зла зависит от меры этого сокрытия, как мы упомянули в первой части.

Корень всякого уничтожения зла, его удаления и установления всего Творения в добре — это раскрытие единства Всевышнего. Об этом сказало Писание (Дварим 32:39): «Смотрите же сейчас, что Я — это Я, и нет со Мной другого бога; Я умерщвлю и оживлю, Я поразил и исцелю, и нет спасающего от Моей руки». И написано (Йешаяу 43:10): «Чтобы познали вы и поверили Мне, и поняли, что это Я. Предо Мной не создан бог, и после Меня не будет».

Выходит, что окончательное исправление всего Творения зависит от раскрытия единства Всевышнего. Он был, есть и будет всегда, один, един и обособлен, но в настоящее время Он не открыт всем, как следует. В будущем же Он откроется всем творениям, как написано {Зехария 14:9): «В тот день Ашем будет един и Его Имя едино».

Но народ Израиля, удостоившийся Его истинного Учения (Торы), знает эту истину и свидетельствуют о ней и сейчас, и об этом сказано в Писании (Йешаяу 43:12): «А вы — Мои свидетели, — сказал Ашем». И это — большая заслуга для нас.

Все управление этим миром делится на управление дня и управление ночи, как мы упомянули в части 3, гл. 1. Каждое утро и каждый вечер возобновляются структуры и позиции ангелов, которые исполняют свои должности, согласно порядку управления.

И мы, сыны Израиля, обязаны свидетельствовать о единстве Всевышнего во всех аспектах, а именно:

в аспекте существования: что только Его существование обязательно, а все остальное существует по Его воле и зависит от Него;

в аспекте власти: что только Он — единственный правитель, и всякий, кто действует, действует только с разрешения Всевышнего данной Им для этого силой;

в аспекте управления: что, хотя причинные цепи многочисленны, протяженны и глубоки, Причина — одна, и цель — одна, то есть, Б-г, благословенно Его Имя, направляет все к цели — истинному совершенству. И хотя сейчас это не открыто, на самом деле истина такова, и она откроется и будет познана в конце всего.

[2] Еще необходимо понять, что Творец, благословенно Его Имя, — Царь над всеми Своими созданиями. Объяснение этого таково: существование Всевышнего совершенно не зависит ни от кого другого и не относится ни к кому другому. Его существование обязательно, и Он совершенен Сам по Себе; нет ничего выше или ниже Его, к чему бы Он относился. То есть, нет ничего, от чего бы Он зависел: ни как следствие с причиной, ни как присоединяющийся с тем, к чему он присоединяется.

И в этом качестве мы называем Его именем Элоким (Б-г, Всесильный), то есть, Сущий, бытие Которого обязательно само по себе.

Но поскольку Он возжелал создать творения, и все они зависят от Него в своем существовании и во всех своих аспектах, как мы упомянули, в этом качестве мы называем Его «Господин всего», ибо все от Него, и все принадлежит Ему, и Он властвует надо всем по Своему желанию.

И в Своей доброте и благоволении Б-г захотел еще как бы принизить по Своей скромности вознесенность Своей Славы и быть соотносимым со Своими творениями, хотя на самом деле у них совершенно нет никакого с Ним отношения. Он захотел быть для них тем, кем является царь по отношению к народу, считаться для них Главой и Правителем, и как будто бы прославляться ими, как царь прославляется своим народом, как сказано (Мишлей 14:28): «Во множестве народа — величие царя». В этом качестве мы называем Его «Царем вселенной». И в этом качестве Он считается для нас Главой и почитается нами. И мы тоже обязаны исполнять Его службу и слушаться Его во всем, что Он прикажет, как подданные слушаются царя. И в этом качестве мы также обязаны признавать Его каждый день, воцарять Его над нами и подчиняться Ему и Его указам как рабы — своему царю.

Это называется «принятием ига небесного Царства», и таков смысл стиха Шма Исраэль — «Слушай, Израиль: Ашем — наш Б-г, Ашем Един» (Дварим 6:4). То есть, признание того, что Он — Царь царей, Царствующий над всеми Своими творениями, высшими и низшими, принятие на себя ига Его Царства и подчинение Ему, как мы упомянули.

[3] Все это имеет очень большое значение для исправления всего Творения. Ибо порядки и структуры Творения установлены таким образом, что когда Царство Всевышнего становится известным и его признают все творения, в творениях наличествует всяческое добро и спокойствие, умножается в них благословение и увеличивается мир. А когда рабы бунтуют, не подчиняются и не признают Его Царства — недостает всякого добра, тьма одолевает, и зло властвует.

И эти пути Ашема прослеживаются во всех частях (Его) Творения, верхних и нижних, действующих и воздействуемых, как мы упомянули в первой части. Но признание или непризнание Его Царства следует, безусловно, из деяний нижних (людей), и эти принципы уже были объяснены в своем месте.

Но к нашей теме относится следующее: если будет на то причина, чтобы Творец явился в Своем Царстве и воцарился над Своим миром, это повлечет великое добро и большое спокойствие сотворенным, и умножатся сияние, святость, чистота и всякое добро, а силы зла преклонятся, подчинятся и не будут портить благо мира. А если нет — Святой, благословен Он, скрывает Свое Лицо и не открывает силу Своего правления, и силы зла распространяются и властвуют, и порождения этого — во всех местах, где возможно, и это — вся совокупность существующего в мире зла.

И покуда евреи каждый день укрепляются в этом деле, принимают Царство Всевышнего и признают его сердцем и устами, Святой, благословен Он, проявляется в Своем мире, силы зла слабеют под воздействием добра, и в мир притягивается благословение. Когда мы свидетельствуем об Его единстве, как мы упомянули выше, Он откликается нам, возносится в Своем единстве и укрепляет его (проявления); Он прибавляет миру исправление за исправлением в аспекте упомянутого нами истинного исправления, к которому направлены все цепочки управления, и реализует Свой замысел: приведение Творения к состоянию совершенного добра.

И необходимо понять, что все эти вещи предназначены лишь для того, чтобы исправление Творения производилось людьми, а не само собой. Ибо управление миром уже установлено и производится таким образом, что все его циклы движутся к (полному) совершенству, направляемые добротой и силой Творца. Но Его мудрость постановила, чтобы это совершенствование производилось через людей. И тогда усовершенствуются люди, которые сделали это, и само совершенствование будет полным, поскольку творения сами будут обладателями своего совершенства, как мы упомянули.

И оказывается, что основной принцип этих вещей в том, что то, что Господин, благословен Он, упорядочил и приготовил для совершенствования созданий, будет выполнено и реализовано людьми. Тогда и сами люди усовершенствуются подобающим образом.

[4] Мы уже объяснили в первой части, что истинное совершенство притягивается к Творению от совершенства Всевышнего, ибо только Он — (истинное) совершенство. Одно из следствий исполнения заповеди чтения Шма заключается в том, что когда мы свидетельствуем об Его единстве, и признаем, что буквально все зависит от Него, тогда Он отзывается нам, и получается, что все Творение совершенствуется Его совершенством и все сущности исправляются истинной коренной сущностью — сущностью Его, Благословенного, как мы упомянули там.

[5] Одно из условий выполнения этой заповеди состоит в том, чтобы человек решился отдать жизнь за единство Всевышнего и принять на себя все страдания и все виды казней для освящения Его Имени. И эта решимость зачтется человеку, как если бы он сделал это на самом деле и был убит, освящая Имя Б-га. И такое решение порождает важные результаты для пользы Творения и всеобщего исправления. Дело в том, что один из принципов, установленных Высшей Мудростью в сотворенных объектах и их бытии, заключается в том, что все они находятся на определенном духовном уровне, который посчитала Высшая Мудрость подобающим соответственно желаемому в мире и его состояниях. Этот уровень дает место для существования тьмы и распространения и действия нечистоты, но в известных пределах, а именно, чтобы не было столько тьмы, и нечистота не властвовала настолько, чтобы мир окончательно осквернился, а творения — испортились. Ведь если бы дошло до этого, все они подлежали бы уничтожению и стиранию, как случилось во время Потопа. Но (тьма и нечистота находятся) в такой мере, чтобы мир не испортился окончательно, но чтобы оставались в нем явления профанные и не святые, темные и не светлые.

И было установлено, что такова будет первая и основная ступень явлений, но, в порядке добавления, сделаются для них возможными возвышенное сияние и драгоценное воздействие, с помощью которого они поднимутся выше этой низкой ступени, и святость и просветленность достигнут созданий в степени, подобающей сущности этого мира.

Все это отмерено с чудесной мудростью, всякое явление — в своих пределах, не более и не менее. То есть, отмерено, что подобает им иметь на основном уровне и что в порядке прибавления. И оба уровня, в свою очередь, разделяются на части и различные подуровни. Также отмерены и времена, когда надлежит объектам получить это прибавление к их уровням, и мы еще объясним это, с Б-жьей помощью, далее.

Это воздействие и сияние должны ежедневно обновляться в творениях, чтобы поднять их над основной, низкой ступенью и придать им святость и просветленность, как мы упомянули. Высшая мудрость установила природу этого сияния, усиливающегося и устраняющего из мира тьму и увеличивающего в мире и в творениях достоинство, значимость и святость, как мы упомянули и поставила привлечение этого воздействия в зависимость от деяний людей в нижнем мире, как и в случае всех других воздействий и исправлений. А действие, от которого это воздействие зависит — это самопожертвование ради освящения Имени Всевышнего.

И в этом тоже есть различные уровни. Если человек на самом деле отдает свою жизнь для Освящения Имени, то это привлекает великое и сильное воздействие, совершает в Творении сильнейшее исправление и весьма умножает в нем святость и просветленность. А мысленное самопожертвование, то есть, решимость отдать свою жизнь, также привлекает воздействие этого вида, хотя и не столь сильное. Но для того, что, согласно порядкам управления, нуждается в ежедневном обновлении и привлечении, достаточно мысленного самопожертвования, которое достигается стихом Шма (Исраэль ). В результате этого ко всему Творению привлекается воздействие святости и просветленности, чтобы придать ему небольшое возвышение над профанностью и темнотой, в которых оно пребывает, согласно своей исходной ступени.

[6] Таким образом, значение первого стиха Шма («Слушай, Израиль, Ашем — наш Б-г, Ашем Един!») — свидетельство и признание единства Всевышнего во всех его аспектах (т.е. в аспектах существования, власти и управления), принятие ига царства Творца, воцарение Его над всем миром и принятие решения отдать жизнь для освящения Его Имени.

В результате этого Господин, благословенно Его Имя, усиливает правление Своего единства над всем Творением. Силы зла склоняются и подчиняются, а добро усиливается; Творение ощущает свою зависимость от Него и совершенствуется Его совершенством; привлекается упомянутое воздействие, возвышающее в нужной мере творения, с приданием им подобающих просветленности и освящения.

[7] И это великое исправление соединяется с другим — прославлением, которое произносят вслед за тем:

«Благословенно имя славы Его царства во веки веков». Как мы уже объяснили, все воздействия и сияния Всевышнего притягиваются различными причинными цепочками. Но все они укоренены в единстве и истинном совершенстве Всевышнего и зависят от них. Творения участвуют в различных круговоротах, согласно всем этим воздействиям и порождаемым ими причинам, и в конце концов достигнут истинного совершенства. Ибо Высшая Мудрость постановила, что творения смогут достичь совершенства только этими путями, после всех обращений. И поскольку всякое действие и правление (принадлежат) Единому — все зависит от Него, и все эти воздействия известны тем, что они — не что иное, как порождения Единого и пути, по которым можно достичь Его.

И поскольку смысл первого стиха (Шма Исраэль ) в том, что поставить все в зависимость от Единства, получается, что все воздействия зависят от Него, и все возвращается к теме истинного совершенства, о которой мы упомянули.

Как результат всего этого, Всевышний расположит на творениях Свое Имя, и Его святость соединится к ним великим соединением. Он будет править ими и постоянно влечь за Собой; все они окажутся зависимыми от Него, совершенствующимися Его совершенством. Этого состояния творения, действительно, достигнут в конце всех круговоротов. Тогда исполнится воля Всевышнего, и Его слава увеличится, и это — основа того Венца, которым Он коронуется в Своих творениях и как бы возвеличивается через них.

Однако сейчас совершенны лишь духовные (объекты), ибо они чисты и святы, и Его Имя пребывает на них и связано с ними сильной связью. Они в буквальном смысле постоянно влекутся за Ним, и Его Слава возвеличивается в них. Но в объектах нижнего мира этот процесс не закончен, поскольку они все еще несовершенны: зло примешано к ним, они не очистились от него и Слава Всевышнего как бы не возвеличивается в них, как следует.

Ангелы в силу своего состояния исправленности славят Его прославлением «Благословенно Имя Славы Его царства во веки веков». Нижние (т.е. люди), однако, не могут прославлять Его таким образом, ибо недостойны этого. Имя не пребывает на них, как подобает, и (Его) Слава не возвеличивается в них.

Но наш праотец Яаков, мир ему, удостоился этого в момент своего ухода из этого мира, когда вокруг него собрались его святые и непорочные сыновья и увенчали себя Единством Всевышнего, провозгласив: «Слушай, Израиль, Ашем — наш Б-г, Ашем Един». Тогда ответил старец: «Благословенно Имя Славы Его царства во веки веков» (Песахим 56а).

Поэтому очевидно, что мы со стороны самих себя недостойны произносить это прославление. Но в какой-то мере это дано нам со стороны нашего праотца Яакова. И поэтому мы произносим его шепотом, за исключением Йом Кипура , когда Израиль достигает ступени ангелов, как мы объясним, с Б-жьей помощью, в своем месте.

[8] Остальные разделы Шма завершают эту идею, обобщенную в трех основных принципах: принятии ига Его царства и любви к Нему, принятии ига заповедей и упоминании Исхода из Египта.

В первом разделе человек должен иметь намерение укрепиться в любви к Б-гу во всех ее условиях, а именно: «всем своим сердцем, всей своею душою и всем своим существом», привлечь сияние Его святости и иго Его царства к своим детям и ко всем их потомкам («и повторяй их своим детям»), исправить положение человека во всех аспектах («сидя в своем доме и идя дорогой») и исправить аспект своего дома («и напиши их на косяках своего дома и на своих воротах»).

[9] После этого (еврей) принимает на себя иго заповедей в разделе «И будет, если послушаете», и, наконец, упоминает Исход из Египта в разделе цицит . Ибо Исход из Египта стал для Израиля великим исправлением, которое запечатлелось навеки.

Дело в том, что после греха Первого Человека все человечество испортилось, как мы упомянули в первой части, и в нем настолько усилилось зло, что для добра совсем не осталось места. И хотя наш праотец Авраам, мир ему, был избран для того, чтобы он и его потомки стали посвященными Ашему и отделенными от всех народов, у них все еще не было места, где бы они могли укрепиться и составить целый народ и удостоиться всех подобающих им венцов. Ибо зло, затемняющее их, и первоначальная скверна еще не вышли из них.

Поэтому было необходимо, чтобы они были изгнаны в Египет и порабощены там, и очищены в том великом порабощении, как золото в плавильной печи. И когда пришло время, Господин, благословен Он, усилил Свое воздействие и свечение на Израиль, склонил зло перед ними, отделил их от зла, возвысил их над низменным положением, в котором они пребывали и поднял их к Себе. И они освободились от зла навеки, и с тех пор и навсегда стали цельным народом, прилепленным к Всевышнему и увенчанным Им.

И это, как мы упомянули, вечное исправление, и все блага, которые постигли и постигают нас, зависят от него. Поэтому нам было приказано помнить о нем всегда и упоминать вслух, ибо таким образом укрепляется в нас это исправление и усиливается в нас свет, и польза от этого исправления привлекается постоянно.

[10] И еще одно исправление производится при чтении этих разделов: исправление человеком всех элементов своей сущности светом Единства Всевышнего, и также исправление им всех деталей Творения.

Сущность человека состоит из 248 аспектов, соответственно числу его органов. Все Творение также делится на 248 частей, и они соответствуют 248 органам человека. И те, и другие должны быть исправлены светом Единства Всевышнего, что и выполняется с помощью 248 слов молитвы Шма .

[11] Наши Мудрецы, благословенна их память, присоединили к этому благословения перед чтением Шма и после него.

Ибо все Бытие ежедневно обновляется Всевышним. И в этом обновлении есть два аспекта. Первый — поддержание существования мира и его постоянства; (Б-жественное) воздействие ежедневно обновляется во всем (сотворенном), чтобы поддержать и продолжить его существование.

И второй аспект, который заключается в том, что о каждом дне из шести тысяч лет, (которые существует мир), есть отдельное постановление от Всевышнего. Эти постановления определяют все свечения, воздействия, положения и состояния, необходимые миру, чтобы он завершил желаемый круговорот и достиг совершенства. Получается, что каждый день предстает буквально в новом качестве, и в этом аспекте все Творение обновляется. Об этом сказано (в конце первого благословения перед чтением Шма): «По Своей доброте ежедневно обновляющий мироздание».

И в соответствии с этим принципом установили (Мудрецы) эти благословения и прославления (до и после Шма ) об ежедневно обновляющейся общности творений. Все эти творения можно разделить на две группы: первая — все объекты мира, высшие и низшие, а вторая — род человеческий, а именно, Израиль, который поистине является человеческим родом. И в этом порядке установили первое благословение в хвалу всей совокупности творений и управляющих ими: созданий внизу и ангелов наверху, каждый — в своем порядке, и включили сюда тему дня и ночи и управляющих ими светил. Во втором благословении мы благодарим Всевышнего за избрание Израиля, за любовь к нему и за то, что приблизил нас к служению Себе. Эти благословения включают в себя все эти вопросы в их истинном виде. За ними следует чтение Шма , а после него Мудрецы установили другое благословение о всех великих чудесах, которые совершил для нас Господин, благословен Он, и в основном — об Исходе из Египта и его деталях, упорядоченном во всех своих аспектах, согласно своим истинным тайнам.

[12] Основа этих преобразований связана с утром, когда обновляется все Бытие, как мы упомянули. А ночью все творения получают добавление, соответствующее сущности ночи. Но это не что иное как окончание того, что происходило днем и его завершение. И в этом аспекте установлены благословения (до и после чтения) Шма вечером, но более кратко, ибо они — повторение вкратце того, что было сказано утром, потому что ночное обновление мира определяется тем, что было обновлено днем. И еще добавили благословение по поводу ночного покоя и сна во всех его аспектах, благословение «Уложи нас с миром…».

Глава 5

О молитве

[1] Суть молитвы такова. Один из порядков, которые установила Высшая Мудрость таков, что поскольку творения получают эманацию (блага) свыше, они должны обратиться к Б-гу, приблизиться к Нему и искать Его Лица. И пропорционально мере их обращения к Нему будет мера притягивающегося к ним блага; если же творения не обратятся к Б-гу совсем, не притянется им ничего. Господин, благословенно Его Имя, желает, чтобы благо для Его творений умножалось на протяжении всей их жизни, и поэтому установил им это служение ежедневно, чтобы через него изливалось на них изобилие успеха и благословения, в соответствии с тем, что необходимо им в их положении в этом мире.

[2] Есть, однако, во всем этом и большая глубина. Всевышний наделил человека сознанием, чтобы тот вел себя в этом мире рассудительно и разумно, и возложил на человека заботу обо всех его потребностях. Это (наделение сознанием) имеет две основы. Первая — выражение значимости и важности человека, которому даны интеллект и сознание, чтобы управлять собой должным образом. Вторая — взаимосвязь человека с миром и его процессами, необходимая ему для того, чтобы занимать упомянутое выше (характерное) положение человека, профанное и не святое, которое необходимо ему в данное время, согласно порядку Высшего управления.

С одной стороны, это поистине снижение уровня для человека и его сути, но снижение необходимое, приводящее в дальнейшем к подъему, как объяснено в первой части. И хотя это снижение необходимо человеку, требуется, с другой стороны, чтобы оно не было слишком большим. Ибо чем больше человек запутается в занятиях этого мира, тем больше он отдалится от Высшего света и тем больше погрузится во тьму.

Поэтому Б-г приготовил исправление для этого. Оно заключается в том, что человек прежде приблизится и предстанет перед Ним, Благословенным, попросит Его обо всех своих нуждах и «возложит на Него свою ношу», и это станет универсальным и принципиальным началом каждого старания. И когда он затем займется своими делами, он не запутается и не погрузится в телесность и материальность, поскольку уже признал, что все зависит только от Б-га. И тогда он не опустится слишком низко, ибо будет поддерживаем этим исправлением, которое он предварил спуску.

[3] Одно из проявлений доброты Всевышнего заключается в том, что Он дал человеку возможность приблизиться к Нему даже в этом мире. И хотя естественное состояние человека таково, что он далек от света и погружен в тьму, ему разрешено предстать перед Всевышним и воззвать к Нему. И тогда человек временно возвышается над своим природным низменным положением и приближается к Б-гу, «возлагая на Него свое бремя», как мы говорили выше.

В этом заключается причина строгости запрета прерываться во время (Амиды , основной части) молитвы. Ведь во время молитвы человек оказывается в большой близости к Всевышнему. И поэтому было установлено в конце молитвы как бы прощание — три шага назад, которые выражают возвращение человека в обычное состояние, в котором ему необходимо находиться все остальное время.

[4] Наши Мудрецы также научили нас специфическим условиям, которые должны сопровождать молитву, чтобы она была совершенной, как в том, что относится к близости к Всевышнему, о чем мы упомянули, так и к привлечению воздействий Свыше. И согласно всему этому, они упорядочили для нас (текст) молитвы и установили ее уставы и законы.

[5] Все, что мы объяснили до сих пор, относится к чтению Шма и Амиде как таковым. Однако те, кто составили для нас молитву, включили в нее соответствующий порядок, дающий возможность восполнить жертвенное служение, которого мы лишены сейчас. А оно необходимо в связи с постоянным ежедневным обновлением по законам времени во всех его частях, что мы проясним, с Б-жьей помощью, в следующей главе.

Глава 6

О порядке дня и молитвы

[1] Высшая Мудрость распорядилась, чтобы ночью властвовали силы нечистоты, распространяясь повсюду, где они могут прилепиться, распуская по миру свои порождения. И имелось в виду, что в это время люди вернутся в свои дома, чтобы спать и отдыхать до утра, когда будет отобрана власть у сил зла и их порождений, и люди снова отправятся делать свои дела до вечера. Именно это объяснил царь Давид, мир ему {Теилим 104:20-23): «Ты простираешь тьму, и наступает ночь, тогда бродят все лесные звери… Взойдет солнце — они собираются, ложатся в свои логова… Выходит человек для своего труда и для своей работы до вечера». Все эти вещи со всеми своими мерами и границами коренятся в самых основах управления, соответственно различным аспектам воздействий, приходящих к творениям на всех уровнях, как мы уже говорили об этом в первой части.

И необходимо знать, что хотя, говоря общо, ночь называется временем власти сил нечистоты, на самом деле это верно только по отношению к первой половине ночи. Но в полночь от Всевышнего во все миры излучается воздействие свечения и благоволения, и силы нечистоты лишаются власти; их порождения изгоняются из обитаемых мест, и начинает пробуждаться сияние дня, пока не засветит день и не будет привлечено соответствующее воздействие, которым обновится все Бытие.

Тот факт, что этим силам дается власть ночью, а днем они изгоняются, является частью природного порядка Творения, кроме власти или, наоборот, преклонению, которые они получают в результате деяний людей.

И это — то, что определила Высшая Мудрость: чтобы дать место для (действительности) истинного добра и зла, которые происходят из деяний обладателей свободы выбора, необходимо, чтобы мир в своем природном состоянии был подвержен власти зла таким образом, чтобы в одинаковой мере (имелась возможность) как к распространению зла в частях мира, так и к исчезновению его (распространения) в них. Для этого Высшая Мудрость постановила, что в самом времени будет одна часть, в которой зло со стороны самого себя будет обладать властью и распространением, и это станет для него подготовкой к тому, что, возможно, будет предоставлено ему со стороны человеческих деяний. И будет другая часть (времени), когда у зла будет отнята власть, и она (эта часть) станет предуведомлением к тому, что могут причинить ему (злу) (положительные) человеческие поступки.

Б-г установил две могучие реальности: свет и тьму, притягивающиеся из Его сияния и сокрытия, как мы говорили в первой части, и поделил между ними время на день и ночь. Ими и определяется власть сил нечистоты и их изгнание. Все это — приготовление к результатам деяний людей, как мы упомянули выше.

[2] Когда дается власть силам зла и они распространяются в мире, (духовная) тьма в мире умножается и усиливается. И когда человек лежит в своей постели, на него также распространяется эта бродящая по миру нечистота, мера которой определяется ее отношением к телу человека со стороны его материальности и его злого начала. В дополнение к этому, в порядках управления уже утверждено, что, когда человек спит, высшие части его души удаляются от него, как мы упомянули во второй части, и человек в какой-то мере ощущает вкус смерти, как сказали наши Мудрецы (Брахот 57б): «Сон — это шестидесятая часть смерти».

В результате отсутствия очищающего света души, в теле усиливается (духовная) тьма, и вероятность проникновения и пребывания в нем нечистоты возрастает. В этом и заключается суть руах араа (дурного духа), который пребывает на руках человека (при его пробуждении). Он находится именно на руках, а ни в каком ином месте, поскольку эту меру и пределы пребывания на человеке определила ему Высшая Мудрость, как соответствующие положению человека в этом мире, не более и не менее.

[3] Высшая Мудрость приготовила для человека набор действий, с помощью которого он каждое утро может подыматься над своим низким ночным состоянием, очищаться от того, чем осквернился, и возвышать весь мир над его приниженностью, освещая тьму, в которую тот погружен. Все это включено в постановления, назначенные для момента пробуждения, которые мы исполняем и действиями, и словами, как мы объясним, с Б-жьей помощью, ниже.

[4] Первое действие — это очищение рук. Ибо именно они стали нечистыми, и на них покоится руах араа (дурной дух), который необходимо изгнать и очистить руки. Творец постановил, что руах араа изгоняется с рук с помощью надлежащего омовения, как научили нас наши Мудрецы. И оказывается, что все тело человека очищается таким образом, поскольку оно все было осквернено присутствием на руках руах араа . И есть в этом также и исправление всего Творения, которое очищается от ночной нечистоты и освобождается от ее (духовной) тьмы. К этому присоединили также очищение человеком своего тела путем испражнений, и он весь становится чистым и готовым приблизиться к Творцу.

[5] После этого следуют два действия, которые сами по себе входят в число 613 заповедей Торы и, вместе с молитвой, придают законченность ежедневному служению: цицит и тфилин . Сначала мы объясним их значение самих по себе, а затем их место в ежедневном служении.

[6] Суть цицит такова. Поскольку Б-г пожелал, чтобы евреи освящались во всех аспектах своего бытия, Он дал нам заповеди для всех времен и для всех обстоятельств, чтобы они (евреи) были исправлены во всех них. Одна из вещей, относящихся к человеку, — это его одежда. И чтобы она также была исправлена в святости, приказал Всевышний привязывать к ней цицит (кисти). Тогда и она (одежда) получает исправление в святости.

Кроме того, в этой заповеди есть еще один, более глубокий смысл. Человек должен быть «отмечен» перед своим Б-гом, подобно тому как раб помечен своим господином. Это один из элементов принятия Его ига и подчинения Ему Благословенному.

Как мы говорили в первой части, человеку дано привести к совершенству все Творение. Приводя все вещи к желаемому Б-гом состоянию, человек служит Всевышнему и выполняет Его задание. Это происходит вследствие действий человека, которые он совершает в соответствии с Торой и возложенными на него заповедями. Но все это служение покоится на одном основании: поскольку человек является рабом Б-га и ему поручено исправление всего Творения, то он оказывается в состоянии преуспеть и его действия приводят к нужным результатам. Совокупность возложенных на человека обязанностей называется «игом» Всевышнего, подобно игу господина, возложенному на раба. Это состояние укрепляется с помощью конкретных установленных Б-гом деталей, одна из которых отличение человека знаком цицит .

Кроме того, что эта вещь {цицит ) является постоянной заповедью, наши Мудрецы сделали ее одним из установлений молитвы. Когда человек облачается в талит , чтобы молиться в нем, он принимает иго Всевышнего, о котором мы упоминали, что дает ему силу совершать работу Всевышнего, а именно, исправление Мира, о котором мы упоминали.

[7] Однако тфилин много значительнее, чем цицит . Через тфилин Всевышний дает евреям (способность) привлекать святость от Него Самого и увенчиваться ею таким образом, что все их физические и душевные аспекты соотносятся с этим великим светом и получают великое исправление. Писание говорит об этом (Дварим 28:10): «И увидят все народы земли, что Имя Ашема наречено на тебе, и убоятся тебя», и обуславливает сказанное (соблюдением) заповеди тфилин во всех ее законах и деталях.

Есть у человека два главных органа, в которых душа (нешама ) проявляется наиболее сильно. Это мозг и сердце. Творец приказал, чтобы этот свет сначала привлекся к мозгу посредством головного тфилин , и им будет исправлен мозг и нешама в нем. А затем этот свет распространится на сердце посредством ручного тфилин , расположенного напротив сердца, и оно также будет исправлено им. Таким образом человек целиком во всех своих аспектах подпадает под привлечение этой святости, увенчивается ею и освящается великой святостью.

Но для завершения всех элементов этого желанного исправления необходимо соблюдение многочисленных и разнообразных деталей этой заповеди, соответственно подразделению аспектов самого человека.

[8] Нам заповедано увенчивать себя этим знаком отличия каждый день, кроме святых дней, которые сами по себе являются «знаком» для Израиля и увенчивают евреев святостью без всяких усилий с их стороны. В остальные дни, однако, можно достичь этого отличия только через это усилие (наложение тфилин ). И даже с этим усилием уровень достигаемого отличия мно

Наши рекомендации