Подавление, проявление, трансформация
г»
; Есть одна дзэнская история о двух монахах, которые возвращались в свой монастырь. Старший монах шел немного впереди и первым вышел на берег реки. Там стояла прекрасная молодая девушка. Она никак не могла решиться перейти на тот берег. Старый монах быстро отвел от нее взгляд и вступил в воду. Когда он уже был на другой стороне, то оглянулся и, к своему ужасу, увидел, что молодой монах переносит девушку через реку на своих плечах. Вскоре монахи продолжили свой путь. Когда они уже подходили к воротам монастыря, старший монах сказал молодому: «Это было нехорошо, это против правил, монахам не разрешается дотрагиваться до женщин». Молодой ответил ему: «Я оставил ее на берегу реки, а ты до сих пор несешь ее с собой». Расскажи нам о том, чем можно заменить подавление или проявление своих чувств и эмоций.
Только человек способен подавлять или трансформировать свою энергию. Никакие другие существа делать этого не умеют. Подавление и трансформация существуют как два аспекта одного явления, суть которого состоит в том, что человек может изменять самого себя.
Деревья, животные, птицы — просто есть существуют, но со своим бытием они поделать ничего не могут: будучи частью всего сущего, они не могут выделить себя из него. Они не могут быть делателями. Они настолько слиты со своими энергиями, что не способны отделиться от них. А человеку это под силу. Он может менять себя, преобразовывать. Он может посмотреть на себя со стороны, может посмотреть на свою энергию, как будто это нечто отдельное от него самого. И тогда он может или подавить ее, или трансформировать. Подавление означает попытку человека скрыть определенный, присущий ему вид энергии, отказывая этой энергии в существовании, не позволяя ей проявиться. Трансформация — это преобразование, видоизменение энергии, перевод ее в новое состояние или измерение.
Возьмем, к примеру, секс. В сексе есть что-то такое, что заставляет тебя смущаться при мысли о нем. Причина этого смущения не только в твоем воспитании, навязанном тебе обществом. Во всем мире существует множество самых разнообразных обществ и культур, много их было и раньше, но ни в одном из них, ни в одном человеческом обществе к сексу не относились спокойно. В самом феномене секса есть что- то такое, что заставляет тебя чувствовать смущение, вину, неловкость. Что же это? Даже если никто ничего не будет тебе рассказывать о сексе, никто не будет читать моралей и внушать тебе какие-то идеи и представления на эту тему, однако в самом этом явлении прячется что-то такое, от чего людям становится не по себе. Так что же это?
Во-первых, секс выявляет твою глубинную зависимость. Он показывает, что для получения удовольствия тебе нужен кто-то другой. Без этого другого твое удовольствие невозможно. Поэтому ты зависишь, твоя независимость теряется. И это задевает твое эго. Потому, чем больше в человеке эгоизма, тем более рьяно он восстает против секса. Твои так называемые святые — все против секса, и не потому, что секс плохой, все дело в их эго. Они и помыслить не могут, что впадут в зависимость от другого человека, будут что-то у ко- го-то просить. Секс задевает эго больше всего.
Во-вторых, в самом феномене секса заложена возможность отказа — тот, другой, может тебе отказать. Ты ни в чем не можешь быть уверен: ответят тебе «да» или отвергнут. Ведь могут сказать и «нет». А это самый страшный отказ из всех возможных: когда ты обращаешься к человеку с просьбой о любви, а он тебя отвергает. И отказ рождает страх. Твое эго шепчет тебе, что лучше не пытаться, чем получить отказ.
Зависимость, отказ, его вероятность... есть еще одна, еще более глубинная причина: в сексе ты становишься похож на животное. И это очень сильно задевает человеческое эго, ведь никакой разницы между спаривающейся собакой и тобой, занимающимся любовью, нет. В чем между вами разница? Ты вдруг становишься похож на эту собаку. А все проповедники и моралисты неустанно твердят человеку: «Не будь животным! Не уподобляйся скотине!» Это самое ужасное обвинение, которое только можно себе представить.
Никакое другое занятие не низводит тебя до уровня животных с такой легкостью, как это делает секс, ведь ни в чем другом ты не проявляешься настолько естественно. Во всем остальном ты можешь притворяться. Человек принимает пищу. Вокруг этого процесса придумано так много разных ритуалов и условностей, что люди едят совсем иначе, чем животные. Суть остается той же, что и у животных, но все эти столы и тарелки, хорошие манеры, вся культура принятия пищи, этикет, придуманный в связи с едой, служат для того, чтобы отличить человека от животных.
Животные любят есть в одиночку. Поэтому в любом обществе индивиду внушается, что еда в одиночестве — это нехорошо. Делись, ешь вместе с семьей, с друзьями, приглашай гостей. Ни одному животному не нужны ни гости, ни друзья, ни семья. Когда оно ест, то предпочитает, чтобы все остальные держались от него подальше: животное уединяется. А если человеку захочется поесть в одиночестве, то о нем скажут, что он ведет себя по-свински, не хочет делиться. Но такая привычка принимать пищу естественна. Мы создали так много ритуалов вокруг еды, что сам по себе голод утратил свое значение, а важным стал вкус. Ни одному животному нет никакого дела до вкуса. Его основная жизненная потребность — это еда. Когда голод утолен, животное чувствует себя удовлетворенным. Животное, но не человек — как будто для него смысл еды не в этом, он скрыт где-то еще. Важнее вкус, манеры, очень важно, как ты ешь, а не что ты ешь.
И во всем остальном человек тоже создал вокруг себя искусственный мир. Животные живут обнаженными, они не носят одежду: вот почему мы не хотим быть голыми. Обнаженный человек подрывает основы нашей цивилизации, он поражает ее в самое сердце. Вот почему к голым людям во всем мире относятся с такой враждебностью.
Если ты выйдешь нагишом на улицу, то никого этим не ранишь, никому не причинишь никакого вреда; ты совершенно безвреден. Но к тебе тотчас подойдет полицейский, вся округа придет в невообразимое волнение. Тебя поймают, побьют и посадят за решетку. Но ты ведь совершенно ничего не сделал! Преступление случается, когда ты что-то совершаешь. А ты ничего не совершал — просто походил по улице голым! Но почему же общественность пришла в такую ярость? Даже убийцу общество не подвергает такому осуждению. Странно это. Но стоит человеку показать свою наготу... и люди выходят из себя. Это потому, что убийца — все еще человек. Животные не совершают убийств. Они убивают ради пищи, но убийств они не совершают. И никакое животное не убивает себе подобных, только человек. Поэтому убийца — человек, и общество вполне может примириться с ним. Но нагота для общества неприемлема, ведь обнаженный человек заставляет тебя осознать, что ты подобен животным. Как бы тщательно ни прятались мы за своей одеждой, животное начало сидит в нас. Вот оно: голое, ничем не прикрытое животное, обыкновенная обезьяна, только без шерсти.
Ты восстаешь против обнаженного человека не из-за его наготы, а потому, что он дает тебе почувствовать твою собственную обнаженность и твое эго чувствует себя задетым. В одежде человек уже не животное. Со всеми нашими хорошими манерами и этикетом мы — не животные. Еще у нас есть язык, мораль, философия, религия, поэтому мы — не животные. Самое духовное действо — это пойти в церковь или храм, помолиться. Почему же оно столь духовно? Оттого,
4- 1513 что животные в церковь не ходят и молитв не возносят. Это присуще только человеку. Молитва в храме окончательно отделяет нас от братьев наших меньших.
Но секс — это животное действо. Что бы ты ни делал и как бы это ни скрывал, какие бы ритуалы вокруг него ни придумывал, но суть секса остается животной. И погружаясь в него, ты уподобляешься животному. Поэтому многие люди не способны получать удовольствие от секса. Они не могут полностью отдаться своему животному началу, их эго этого не допускает.
Итак, эго и секс — вот где проходит линия конфликта: секс против эго. И чем более эгоистичен человек, тем большим противником секса он будет. Чем меньше в человеке эгоизма, тем больше будет в его жизни секса. Но и не слишком отъявленный эгоист испытывает чувство вины. В нем этого чувства меньше, но все же он ощущает, что здесь что-то не так. Когда человек с головой уходит в секс, эго исчезает, и чем ближе подходит мгновение, когда твое эго вот-вот растворится, тем больше тебя охватывает страх.
Поэтому люди очень поверхностно занимаются любовью, они погружаются в секс, но не до конца. Они лишь делают
вид, разыгрывают спектакль под названием «мы занимаемся любовью», ведь если заняться любовью по-настояшему, то придется забыть о цивилизации со всеми ее условностями. Нужно будет отставить свой ум, религиозные убеждения, забыть о философии, обо всем на свете. Вдруг ты почувствуешь. что внутри тебя рождается дикое животное. Тебе захочется рычать. Может, ты и в самом деле примешься рычать, подобно дикому зверю; может, будешь кричать и стонать. И если ты позволишь себе это, то язык вдруг исчезнет. У тебя останутся звуки, похожие на те, которые издают птицы и звери. Вдруг вся цивилизация с ее тысячелетней историей куда-то исчезнет. Ты опять окажешься в диком мире, стоя посреди него, как животное.
Но есть страх, и из-за него любовь теперь почти невозможна. И этот страх имеет под собой основание, ведь, утратив свое эго, ты станешь почти что сумасшедшим; в тебе появится что-то дикое и первобытное, и тогда может случиться все что угодно. И ты знаешь, что может случиться все. Ты можешь даже убить, уничтожить свою возлюбленную, ты можешь броситься пожирать ее тело, ведь тогда исчезнут все барьеры и ограничители. Подавление кажется самым легким способом избежать всего этого. Подавляй — или дозволяй себе лишь то, что не доведет тебя до беды, открывай только ту часть, которую всегда можно проконтролировать. И ты сохранишь контроль над самим собой. Ты манипулируешь. Ты позволяешь себе ровно «вот столько», а больше — ни-ни. И тогда ты закрываешься, запираешься на все замки.
Подавление существует как защита, как предохранитель, как мера безопаности, и эту систему использовали все религии. Они эксплуатировали страх перед сексом и напугали тебя еще больше. Они заставили тебя испытывать внутреннюю дрожь. Секс они сделали самым главным грехом. Они говорят так: пока секс не исчезнет, ты не сможешь войти в Царство Божие. В некотором смысле они правы, но все же это не совсем так. Я тоже утверждаю, что, пока секс не исчезнет, ты не сможешь попасть в Царство Божие. Но секс исчезает, лишь когда ты полностью его принимаешь, не подавляя, но трансформируя его.
Религии эксплуатировали человеческий страх и склонность человека к эгоизму. Ими создано много методов подавления. Подавлять не очень сложно, но очень накладно: ведь вся твоя энергия становится разделенной, она конфликтует сама с собой, борется, и тогда вся жизнь растрачивается понапрасну.
Секс — это энергия, в которой больше всего жизни, это единственная энергия, которая у тебя есть. Не борись с ней, ты зря потратишь и время, и силы. Лучше преобразуй ее. Но как это сделать? Как ее трансформировать? Что мы можем предпринять? Если ты понял свой страх, то сможешь уловить суть.
В тебе есть страх, потому что ты чувствуешь, что потеряешь контроль над собой и, как только это произойдет, ты ни на что не будешь способен. Я научу тебя новому виду контроля: контролю наблюдения, не контролю манипулирующего ума, а контролю наблюдения самого себя. И я говорю тебе: этот контроль — наивысший из всех возможных, он настолько естествен, что ты никогда не почувствуешь, будто что-то контролируешь. Контроль приходит спонтанно, вместе с наблюдением.
Погружайся в секс, но оставайся при этом свидетелем. Нужно запомнить только это: «Я должен встретиться с этим процессом, должен смотреть сквозь него, должен оставаться свидетелем, я не должен утратить осознанность». Вот и все. Становись диким, но не утрачивай при этом осознанности. Тогда в твоей дикости не будет ничего страшного, тогда она прекрасна. И вправду, только дикарь может быть прекрасен. Женщина, в которой не прячется дикарка, не может быть красивой, ведь чем больше в человеке дикости, тем больше в нем жизни. Тогда ты как дикий тигр или дикий олень, бегущий по лесу... и их красота!
Но главное: не утратить осознанности. Если ты делаешь все неосознанно, ты во власти бессознательного, тогда ты подвержен силам кармы. Что бы ты ни делал в прошлом, все собирается здесь. Все твои прошлые поступки связывают тебя и движут тобою в заданных направлениях, которые могут быть опасными и для тебя, и для окружающих. Но если ты остаешься свидетелем, прошлое не может вмешаться.
Поэтому весь метод, все превращение в свидетеля есть процесс трансформации сексуальной энергии. Занимаясь сексом, оставайся бдительным и внимательным. Что бы ни происходило, наблюдай за этим, смотри сквозь. Старайся ничего не пропустить. Что бы ни происходило в твоем теле, в твоем уме, с твоей внутренней энергией, это возникает новая электрическая цепь, ток твоего тела движется по новым каналам, по новым контурам. Теперь твоя энергия стала единой с энергией твоей партнерши или жены. Между вами возникает круговорот, и ты его ощущаешь. Сохраняя бдительность, ты сможешь его почувствовать. Ты чувствуешь, что превратился в механизм по выработке жизненной энергии.
Оставайся бдительным. Вскоре ты осознаешь, что чем интенсивнее становится этот круговорот, тем меньше мыслей у тебя остается: они отпадают, как желтые листья с деревьев. Мысли уходят... твой ум становится все более пустым. Сохраняй бдительность, и вскоре ты увидишь, что ты — есть, а твое эго куда-то подевалось. Ты не сможешь сказать «я». С тобой случилось нечто большее, чем ты сам. Ты и твой партнер, оба вы растворились в этой великой энергии.
Но это слияние не должно быть бессознательным; иначе вы упустите самое главное. Тогда это просто хороший секс, но не трансформация. Это прекрасно, ничего дурного в этом нет, но это не трансформация. Если происходящее воспринимается тобой бессознательно, то ты всегда будешь двигаться по наезженной колее. Ты снова и снова захочешь повторить этот опыт. Эти переживания прекрасны, но и они станут обыденностью. И каждый раз, когда они будут повторяться, в тебе будет рождаться еще большее желание. Чем больше их у тебя будет, тем больше будет в тебе жажды ощутить все это снова: ты будешь двигаться по порочному кругу. Ты не растешь, а просто вертишься в колесе.
А такое вращение — плохой знак, потому что тогда не происходит роста. Тогда энергия расходуется впустую. Даже если ты переживаешь прекрасные мгновения, твоя энергия остается неиспользованной, ведь могло произойти что-то гораздо более значимое. Оно было за углом, стоило только повернуть, и возможно было гораздо большее. При помощи той же энергии можно было прикоснуться к Божественному. С той же энергией возможен наивысший экстаз, а ты растрачиваешь ее на мимолетные удовольствия. Понемногу они наскучат тебе, ведь все, что повторяется изо дня в день, в конце концов надоедает. Когда теряется новизна, появляется скука.
Если ты сохранишь бдительность и осознанность, то увидишь: во-первых, меняется состояние энергии в твоем теле, во-вторых, исчезают мысли; и в-третьих, из твоего сердца уходит эго. За всеми этими процессами следует наблюдать, внимательно следить. И когда наступит третье состояние, твоя сексуальная энергия превратится в медитативную. Теперь ты больше не занимаешься сексом. Ты можешь лежать со своей возлюбленной, сплетаясь телами, но вас здесь больше нет — вы перенеслись в новый мир.
Именно об этом Шива говорит в «Виджняна-Бхайрава- Тантре» и других тантрических книгах. Он описывает именно это состояние: ты преображаешься, происходит трансформация. Это случается через наблюдение.
Если ты будешь и дальше заниматься подавлением, то превратишься в так называемое человеческое существо — манекен, пустышку, в простую куклу, полую внутри и неживую. Если ты перестанешь подавлять свои желания, но при этом пойдешь у них на поводу, потакая каждому, то уподобишься животному — прекрасному, гораздо более симпатичному, чем так называемый цивилизованный человек, но все же животному, в котором нет ни осознанности, ни бдительности. Ты не видишь, что возможен рост, тебе недоступно понимание потенциальных возможностей человека.
Трансформируя свою энергию, ты сливаешься с Божественным. И помни: когда я говорю «Божественное», я подразумеваю, что здесь скрыта двойственность. В тебе остается и дикое животное во всем великолепии своего существа. Животное не отвергнуто тобой, вовсе нет. Оно здесь, но преображенное, поскольку в тебе есть внимательность и бдительность. Поэтому твоя дикость со всей своей красотой остается в тебе. Все, что цивилизация пыталась подавить, осталось незатронутым, но приобрело естественность и спонтанность. Как только энергия трансформируется, в тебе встречается природа и Божественное; природа с ее красотой, Божественное с его благодатью.
Это состояние мудреца. В мудреце встречаются Природа и Божественное, Творение и Творец. 1Мудрец — это встреча тела и духа, Верха и Низа, Неба и Земли.
Лао-цзы говорил: «Дао случается когда встречаются Небо и Земля». Это встреча.
Главное — наблюдение. Но тебе будет сложно стать свидетелем во время занятий сексом, если ты не пробуешь наблюдать в другие моменты своей жизни. Поэтому занимайся этим весь день, иначе все это будет самообманом. Если ты не в состоянии наблюдать, переходя через дорогу, то не нужно обманывать себя: стать в позицию свидетеля во время занятий любовью тебе тоже не удастся. Если, занимаясь таким простым и обыденным делом, как переход через дорогу, ты не можешь присутствовать при этом, ведь это действие совершается тобою бессознательно, то как ты можешь осознавать свои занятия любовью? Ты настолько погружаешься в них, что утрачиваешь осознанность.
Ты впадаешь в бессознательное состояние, даже переходя через дорогу. Вот попробуй: ты и на несколько секунд не сможешь удержать свое внимание. Попробуй, иди через дорогу и повторяй: «Я помню, что я иду, я иду, я иду». И через несколько секунд ты забудешь, вывалишься. Все, в твою голову пришла какая-то мысль, ты уже куда-то улетел, совершенно забыв о происходящем. Потом ты вдруг вспоминаешь: «Ах да, я же забыл». Так что если даже такое простое действие, как ходьба, не совершается тобою осознанно, то превратить занятия любовью в осознанную медитацию тебе будет еще сложнее.
Поэтому начинай с простого, с самых обыденных действий. Попробуй осознавать, когда ешь. Присутствуй при своей ходьбе. Присутствуй, когда разговариваешь или слушаешь. Пытайся это делать везде и всегда. Пусть в твоей голове постоянно сидит эта заноза; пусть все твое тело и разум знают, что ты пытаешься быть внимательным и бдительным. Лишь тогда в один прекрасный день у тебя получится наблюдать в любви. И когда это случится, ты почувствуешь экстаз, тебя коснулся первый луч Божественного. С этого момента секс перестанет быть просто сексом. Рано или поздно он исчезнет. И это исчезновение подарит тебе состояние брахма- чарьи, тогда ты станешь одиноким, холостяком.
Монахи в католических монастырях, монахи-последователи традиционного джайнизма, — впрочем, как и любые другие монахи — придерживаются целибата только формально, ведь их разум продолжает заниматься любовью, причем гораздо интенсивнее, чем твой. Секс становится для них ментальным явлением, а это самое худшее из того, что может быть, потому что это — извращение. Если ты думаешь о сексе — это извращение. Нормально — заниматься любовью, а думать об этом, беспрестанно прокручивать подобные сцены в своей голове, — это извращение. Так называемые монахи — это извращенцы, и дело не в том, что они стали монахами, а в том, что избрали путь подавления. А это неверно, ведь это путь в никуда.
Иисус, Махавира и Будда пошли по пути наблюдения. Тогда появляется брахмачаръя. Это очень красивое слово. Оно означает «так ведет себя Божество». «Так ведет себя Божество» — брахмачаръя. В этом слове нет ничего, осуждающего секс; оно совершенно против него не направлено. Слово брахмачаръя просто говорит: вот так божество действует, ведет себя, двигается, ходит. Как только тебя настигнет просветление, что возможно через наблюдение во время занятий любовью, вся твоя жизнь изменится, и ты будешь вести себя, как Бог.
А чем отличается его поведение? Как ведет себя Бог? У него отсутствуют зависимости, он абсолютно независим. Он дарит тебе свою любовь, но у него нет в этом потребности. Он отдает ее тебе, потому что у него ее слишком много, переизбыток. Принимая его любовь, ты просто освобождаешь его от лишнего груза. Но это не его потребность. Еще Бог — это создатель: когда сексуальная энергия обретает новое состояние, вся твоя жизнь становится творчеством. Секс — это созидательная сила. Сейчас она растрачивается на биологические нужды; она творит новых людей, дает им жизнь. А когда секс исчезнет, а энергия трансформируется, эта сила потечет в новый мир созидания. Тогда перед тобой откроются новые измерения творчества.
Это не значит, что ты вдруг начнешь писать картины, сочинять стихи или заниматься чем-то подобным, я не об этом. Все это может случиться, а может, и нет; но что бы ты ни делал, любое твое действие будет актом творчества, все, к чему прикоснутся твои руки, станет произведением искусства. Даже Будда, сидящий под деревом бодхи и пребывающий в состоянии полного недеяния, творит. Самой своей позой, тем, как он сидит поддеревом, он создает силу, энергию, вибрации вокруг себя.
Некоторое время назад ученые принялись изучать египетские пирамиды. В ходе этих исследований открылось много загадочных и непонятных фактов. В частности, было установлено, что в самой форме пирамиды заключена загадка. Ученые вдруг обнаружили, что если поместить мертвое тело внутрь пирамиды, то оно некоторое время без всяких химикатов сохраняется нетленным. Сохранению тела способствует сама форма пирамиды.
Один ученый в Германии задумался над этим фактом: если форма оказывает настолько сильное воздействие, что тело сохраняется... из-за одной только формы, когда есть только ее влияние... Он провел эксперимент с лезвием бритвы. Соорудив из картона маленькую пирамиду, он поместил в нее использованное лезвие от своей бритвы. Через несколько часов этим лезвием опять можно было бриться. Пирамида восстановила остроту лезвия. Он получил патент на это открытие. Одной бритвой можно пользоваться всю жизнь, просто нужно время от времени помещать ее внутрь пирамиды. Делать ничего не нужно, сама форма пирамиды затачивает лез
вие, и это происходит снова и снова. Теперь ученые утверждают, что любая форма создает вокруг себя определенное состояние пространства.
Будда сидит под деревом бодхи: его поза, жесты, сам феномен его пребывания здесь безо всякого эго, рождает в пространстве бесчисленные колебания. Они расходятся вокруг него, распространяются все дальше. Даже когда Будда перестал сидеть под деревом, эти колебания продолжали распространяться, они долетели до других планет и достигли отдаленных звезд. Все, чего бы ни касались колебания, порожденные Буддой, становится актом творчества, заставляет тебя дрожать от волнения, долетая до тебя легким дуновением ветра.
Когда происходит трансформация сексуальной энергии, вся твоя жизнь становится творчеством. В ней появляется свобода, независимость, созидание. Что бы ты ни делал, ты тем самым творишь. Даже когда ты ничего не делаешь, твое ничегонеделание становится творческим. Просто само твое существо творит столько прекрасного, истинного, доброго.
А теперь вернемся к твоей истории. Когда старый монах сказал молодому: «Это против правил, ты не должен был прикасаться к той девушке», он говорил так не только из-за правил. Здесь скрыто гораздо большее. Он рассуждает; он испытывает зависть. Атак устроен человеческий ум: ты не можешь прямо сказать, что завидуешь.
Сейчас о той истории. На берегу реки стояла девушка, прекрасная девушка. Солнце уже клонилось к закату, оно садилось все ниже и ниже, а девушке было страшно. И тут подходит этот старый монах, направлявшийся в свой монастырь. Он посмотрел на девушку... ведь монаху очень сложно пройти мимо девушки и не взглянуть на нее. Да, монаху это сделать весьма непросто, ведь он так помешан на женщинах! У него внутри кипит борьба. Он никогда не забывает, что там, в женщине, сидит его враг. Ты можешь не увидеть своего друга, но врага — никогда. Тебе нужно его видеть. Если ты будешь идти по улице, и тебе повстречается твой враг, то ты никак не сможешь его не заметить. Вот мимо друга ты запросто сможешь пройти, не узнав и не обратив на него ни малейшего внимания. Но враги — это совсем другое дело: ведь враг — это страх. И вот стоит прекрасная девушка, стоит совсем одна, никого рядом нет! Она хочет, чтобы кто-то помог ей, речку она не знает и боится ее переходить.
Этот старый монах, наверное, попробовал закрыть глаза, закрыть свое сердце, потом попытался наглухо закрыть места, отвечающие за секс. Ведь это единственная защита от врага. Должно быть, он очень торопился и старался не оглядываться. Но если ты стараешься не смотреть, то обязательно посмотришь; если избегаешь глядеть назад, ты глядишь. Весь его разум был поглощен этой девушкой. Все его существо пребывало рядом с ней. Он переходил реку, но делал это совершенно бессознательно, он был не в состоянии думать о реке. Он шел в монастырь, но теперь до монастыря ему не было никакого дела; все его мысли остались там, на берегу реки.
И тут вдруг он вспоминает о своем спутнике, молодом монахе, который шел вместе с ним. Они ходили просить подаяния. Он оглядывается и видит, что молодой монах не просто переходит реку, он еще и несет на своих плечах девушку! И это, вероятно, породило в старике глубокую зависть. Ведь именно это хотел бы сделать он. Он не посмел из-за правил. Но он должен поквитаться со своим молодым спутником! Несколько километров они прошли молча, но у ворот монастыря старик вдруг проговорил: «Это было нехорошо, это противоречит правилам».
Все предыдущее молчание было неискренним. Все эти километры старый монах думал, как бы ему поквитаться с молодым, как подвергнуть его осуждению. Все это время в его голове бродили эти мысли; ведь ничего не происходит на ровном месте. Наш ум — это непрерывность. Все эти два или три часа он постоянно размышлял, что же ему делать, и лишь сейчас заговорил. Но здесь нет случайности. Внутри его все это время кипели мысли, происходило постоянное движение. И теперь он говорит: «Это нехорошо, это против правил, и я буду вынужден доложить об этом настоятелю монастыря, Учителю. Ты нарушил правило, самое основное из них, гласящее, что монах не имеет права касаться женщины. Аты не только прикоснулся к ней, ты нес ее на своих плечах».
Молодой монах, должно быть, испытал неподдельное изумление. Так неожиданно... ведь уже никакой девушки нет, и реки нет, и никто никого уже не несет. Все это осталось в прошлом. За последние часы они не обменялись и словом. И молодой монах отвечает: «Я оставил ту девушку на берегу реки, а ты все еще несешь ее с собой».
Это глубокое проникновение в суть вещей. Ты можешь нести то, что на самом деле не несешь; можешь быть обременен тем, чего нет рядом с тобой; тебя может ранить несуществующее. Старый монах стоит на пути подавления. Молодой — символ попытки трансформации, ведь трансформация принимает женщину, мужчину, другого, она может произойти благодаря этому другому. Другой в ней будет участвовать. Подавление, угнетение отрицает другого, оно выступает против него. Другого следует уничтожить.
Эта история прекрасна. Будущее за молодым монахом. Не уподобляйтесь этому старику, будьте такими, как юноша. Принимайте жизнь такой, какая она есть, и пытайтесь быть внимательными и бдительными. Этот молодой монах, наверное, сохранял осознанность, когда нес девушку на своих плечах. А если в тебе есть осознанность, то какой вред может причинить тебе девушка?
Есть такая небольшая история: один монах уходил от Будды. Он отправлялся в странствие, чтобы распространять учение. И вот он спрашивает Будду: «Как мне поступать с женщинами?» Это всегда для монахов такая проблема. Будда отвечает: «Не смотри на них. Самый простой способ: просто закрывайся». Не смотреть на них означает «закрываться», забудь, что они существуют. Увы, но проблема решается не так просто. Если бы все было так легко, тогда все, кто знает, как закрываться, уже бы преобразились.
Один из учеников Будды, Ананда, знает, что проблема не так легко разрешима... Может, для Будды она не такая уж и сложная. Но это проблема. Ты пришел с ней ко мне; может, для меня она решается просто, но это не поможет. Ананда знает, что ответ Будды «Не смотри на них» был случайным и необдуманным. Для него все это так просто! Ананда говорит: «Но это совсем не просто». И тогда он задает вопрос: «А если возникает ситуация, когда мы вынуждены смотреть, если мы не можем этого избежать, то что делать тогда?»
Будда говорит: «Не прикасайся». Взгляд — это тоже прикосновение — глазами. Ты добираешься до кого-то своими глазами и касаешься его. Вот почему, если ты будешь пристально смотреть на женщину дольше трех секунд, она почувствует себя неуютно. Три секунды — это максимально допустимый срок. Он допустим потому, что в жизни нам приходится смотреть друг на друга. Но если проходит больше трех секунд, женщине становится не по себе, так как ты прикасаешься к ней. Теперь в качестве рук ты используешь свои глаза. Поэтому Будда говорит: «Не прикасайся».
Но Ананда настаивает. Он сделал человечеству большую услугу, ведь он всегда настаивал. Он сказал: «Иногда случаются ситуации, когда нам приходится их касаться. Что ты скажешь на это? Если женщина больна или она упала на улице и рядом никого больше нет, кто мог бы ей помочь. Мы вынуждены к ней прикоснуться. Если так сложились обстоятельства, то что нам тогда делать?»
Будда рассмеялся и ответил: «Тогда будь внимателен и бдителен».
Вот это последнее, о чем сказал Будда и есть самое первое и главное. Закрытые глаза тебе не помогут, твои старания избежать прикосновений — тоже, ведь ты можешь касаться женщины в своем воображении, ты можешь видеть ее в своих фантазиях. Здесь не нужна настоящая женщина, ни к чему настоящий мужчина. Просто закрой глаза и отправляйся в свой вымышленный мир женщин и мужчин. Там ты можешь
и прикасаться, и смотреть. И на самом деле помочь может только одно: «Будь внимателен и бдителен».
Этот старый монах наверняка не слышал этой истории и не знает всех трех ответов Будды. Он остался при первых двух. А молодой монах понял главное — осознавай, будь бдителен. Наверное, он подошел к девушке... у него возникло желание... «осознавай, что в тебе родилось желание». Проблема не в девушке, как девушка может быть твоей проблемой? Она — своя собственная проблема, но отнюдь не твоя. Желание возникло в тебе, желание обладать женщиной — такова твоя проблема. Вопрос совсем не в девушке. Любая из них, девушка, женщина вызвала бы в тебе ту же реакцию. Она — просто контрольная точка. Ты видишь девушку, в тебе рождается желание. А бдительность означает осознавание этого желания, того, что оно к тебе пришло.
Теперь, если мужчина склонен к подавлению, он задавит и это свое желание, он закроет глаза и бросится бежать. Это называется уход от ситуации. Но куда тебе бежать? Ведь ты бежишь от самого себя. Ты можешь сбежать от женщины, стоящей на берегу реки, но не сможешь убежать от желания, которое возникает внутри тебя. Куда бы ты ни шел, желание будет сидеть в тебе. Осознавай, что это желание у тебя возникло. С женщиной ничего делать не нужно. Если она попросит: «Помоги мне», то помоги. Если скажет: «Я боюсь и не могу перейти через реку, перенеси меня на своих плечах», возьми ее и перенеси. Она дает тебе великолепную возможность проявить бдительность, осознать происходящее. Будь ей за это благодарным. Просто будь бдителен, присутствуй, чувствуй, как это желание рождается в тебе. Что происходит внутри тебя? Ты несешь девушку, что в тебе происходит?
Если ты бдителен, то женщины никакой нет — лишь небольшой груз на твоих плечах, вот и все. Если же бдительности в тебе нет, то ты несешь женщину. Если ты бдителен, то это всего лишь мешок костей, который давит на тебя своим весом. Если в тебе нет осознания, тогда все вокруг происходящее творит твое желание, все это фантазия, майя, иллюзия.
Когда несешь на своих плечах девушку, то возможны оба варианта. Если на мгновение ты утратишь свою бдительность, то на твоих плечах будет сидеть майя. Если же останешься бдительным, то это просто небольшой вес, и все, чем ты сейчас занимаешься... это перенос тяжести.
Этот молодой монах, переходя реку, прошел большой и важный урок. Не уходить от уготованных тебе жизнью ситуаций, не бежать от жизни, проходить через все испытания с бдительным умом. Возможно, много раз он уже упускал эту возможность. Много раз напрочь забывал об этом. Тогда его окутывала иллюзия, майя. Наверное, много раз он возвращался к своей бдительности, когда вдруг появился свет, а тьма исчезла. Но это, должно быть, было так прекрасно, испытывать эту бдительность.
Потом он опустил девушку на другом берегу и продолжил свой путь к монастырю, все еще сохраняя бдительность, ведь вопрос не в том, есть рядом с тобой женщина или нет. Память придет тебе на помощь. Наверное, перенося женщину через реку, монах не испытывал удовольствия от прикосновения к ней. Но он мог испытать его сейчас, благодаря своей памяти.
Должно быть, в нем осталась бдительность. Он хранил молчание, но молчание было подлинным. Подлинное молчание всегда рождается бдительностью, осознанностью. Вот почему он говорит: «Я оставил девушку там, на берегу реки. Я уже не несу ее. А ты все еще несешь ее с собой». В сознании старого монаха все еще происходит, а он ведь ничего не сделал, он даже не дотронулся до девушки.
Поэтому вопрос не в действии, а в твоем уме, в том, как он работает. Будь бдителен, осознавай, и постепенно твоя энергия трансформируется. Старое умрет, а новое родится.
На сегодня достаточно.
Глава 7
Тайна отношений
? Расскажи нам о наших спутниках жизни: женах, мужьях, любимых. Когда следует сохранять отношения с человеком, а когда стоит отказаться от них как от безнадежных или даже вредных? Влияют ли на взаимоотношения предыдущие жизни человека?
Взаимоотношения между людьми — это тайна. И поскольку они возникают между двумя, то и зависят от обоих. Когда встречаются два человека, рождается новый мир. Благодаря этой встрече возникает что-то совершенно новое — явление, никогда доселе не существовавшее. И через это новое явление меняются и преображаются оба человека.
Вне отношений ты — одно существо, вступив в отношения, ты тотчас становишься кем-то иным. Произошло что-то новое. Когда женщина становится чьей-то возлюбленной, она перестает быть собой прежней. Когда мужчина становится отцом, это уже совсем другой человек. Вот рождается ребенок, но мы совершенно упускаем из виду один очень важный момент: появление на свет ребенка означает, что одновременно рождается и мать. Раньше ее не было. Была просто женщина, а матери не существовало. Мать — это что-то совсем новое.
Ты создаешь отношения, но отношения, в свою очередь, формируют и тебя. Встречаются два человека, и это означает встречу двух миров. Все это очень непросто, это очень сложное явление, — пожалуй, самое сложное. Каждый человек сам по себе — это целый мир, тайна, которую очень трудно разгадать, с долгим прошлым и вечным будущим.
Вначале происходит встреча двух периферий. Но если отношения становятся все ближе и теснее, если они углубляются, то постепенно происходит знакомство центров. Когда встречаются центры, это называется любовью. А встреча периферий — это просто знакомство. Когда ты лишь слегка касаешься человека, подходишь к его внешним границам, это — знакомство. Тебе не раз захочется назвать свое знакомство любовью. Но это заблуждение. Знакомство — это не любовь.
Любовь случается очень редко. Соприкоснуться с другим человеком в самом его центре означает пережить революцию и внутри себя, ведь если ты хочешь дойти до центра др<