Вопрос 2. Человек как субъект, индивид, личность и индивидуальность.

Личность – социальный субъект

индивидуальность человек индивид – природный субъект

(субъектная, индивидная,

личностная)

субъект жизни

Субъект – человек, познающий и действующий. Активное начало в противоположность объекту как пассивному полюсу в этой паре понятий. Субъект – это человек как носитель и обладатель определенных функций и качеств. Любой живой организм является субъектом собственной жизни. Труп не является субъектом.

Человек,будучи субъектом жизни, проявляет себя с двух сторон:

как природный субъект, т.е. индивид и как социальный субъект, т.е. личность. Человек как субъект, индивид и личность обладает соответствующей индивидуальностью (субъектной, индивидной и личностной).

Обратимся к источникам. В отечественной литературе подчеркивается несовпадение понятий «индивид» и «личность». Оно обосновано в книге А.Н.Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность». В определении индивида в качестве родового он использует понятие «субъект». Жизненные процессы есть проявление жизни материального субъекта.

Индивид – продукт биологической эволюции, прежде всего генотипическое образование.

Согласно А.Н. Леонтьеву важно различать особенности человека как индивида и его особенности как личности. «Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни». С. 175.

Но личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. И личность нельзя понимать как фенотип генотипа индивида. Она не вызревает из генотипа под влиянием социальной среды. Личность создается общественными отношениями. Она возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и задатками. Личностью он становится в той мере, в какой выступает как субъект общественных отношений. Становление личности – это становление личностных смыслов.

Человек, как индивид осуществляет деятельность в естественных, природных условиях, ориентируется в них на основе соответствующих психологических репрезентаций: потребностей, образов представлений.

Человек как личность осуществляет поведение и общение в социальной среде. Опирается он при этом на культурные ценности, нормы и личностные смыслы.

Развитие личности (социального субъекта) – нетождественно развитию индивида (природного субъекта). В развитии личности выделяется два скачка.

Первое рождение личности происходит, когда возникает подчинение органических мотивов социальным мотивам (феномен горькой конфеты).

Второе – когда субъект выстраивает новую иерархию мотивов на основе осознанного выбора.

Иерархия мотивов – ключевое понятие, которое использует А.Н.Леонтьев для раскрытия психологической сущности личности

Учениками А.Н.Леонтьева В.В.Столиным и В.В.Петуховым была предложена триадическая схема субъекта деятельности:

- природный субъект – это природный индивид,

- социальный субъект – это социальный индивид,

- культурный (я бы сказал - духовный) субъект – это личность.

С этой точки зрения личность – это человек, живущий в широком контексте культуры и общечеловеческих ценностей, обладающий совестью и честью, убеждениями и идеалами, чувством долга и ответственности.

У В.А. Иванникова такая триада субъектов:

- человек как субъект природных отношений – природный индивид,

- человека как субъект общественных отношений – социальный индивид,

- человек как субъект личных отношений – личность. (В.п. 2014, № 3?)

Различия личных и общественных отношений автор не комментирует. История с пощечиной. Учительница заявила, что она извиняется как учительница, но не как взрослый человек, женщина. Мужская дилемма: жить с этой женщиной-наказание, а не жить – преступление.

Существующие определения личности, чаще всего, ни под какую из выделенных точек зрения не подходят. Мягко говоря, они некорректны. А точнее – это просто эклектический набор слов, наспех склеенных в предложение. Типичный образец эклектики. (Беспринципного сочетания несовместимых, противоречивых, противоположных взглядов)

В одном новом учебнике дается такое определение. «Итак, под личностью мы будем понимать социального индивида, субъекта общественных отношений, деятельности и общения». Термином «индивид» обозначают биологическую сущность человека, а термином «личность» - сущность социальную. (Там же). (Сонин Валерий Абрамович и Реан Артур Александрович. Глава 14. Понятие личности. Теории личности / Общая психология и психология личности. Учебник для вузов /Под ред. А.А. Реана. С-Пб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2009. С. 377.) Какое нам дело, что будут эти авторы понимать под личностью? А что делать студентам, как отвечать преподавателю, когда тот назойливо требует дать определение личности. А его то и нет. Когда их много - это не наука не научное знание, а мнения, представления, граничащие с заблуждениями и предрассудками.



Наши рекомендации