Воля. Волевые свойства личности, их структура,этапы и закономерности формирования

Воля – это сознательная регуляция человеком своего поведения и деятельности, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Основными особенностями воли являются: сознательная целеустремленность, связь с мышлением, связь с движениями. Воля. Волевые свойства личности, их структура,этапы и закономерности формирования - student2.ru

Волевая деятельность обязательно предполагает целый ряд актов: оценку сложившейся ситуации; выбор пути для будущего действия; отбор средств, необходимых для достижения цели, и т.д.

Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связана с мотивационной сферой личности, познавательными и эмоциональными процессами. Воля обеспечивает переход от познания и переживаний человека к практической деятельности, к изменению действительности в связи с потребностями, намерениями, интересами.

Волевые качества человека.Волевое действие каждого человека имеет свою особую неповторимость, так как является отражением относительно устойчивой структуры личности. Итак, выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.

Волевые качества личности:

1) Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия преодолены с помощью волевых действий и какие результаты при этом получены;

2) Целеустремленность – умение человека подчинять свои действия поставленным целям. Различают целеустремленность стратегическую умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами и целеустремленность оперативную умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения;

3) Инициативность– способность работать творчески, предпринимая действия по собственному почину. Для многих людей самым трудным является преодоление своей инертности, они не могут что-то предпринять сами, без стимуляции извне;

4) Самостоятельность –проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений;

5) Выдержка – умение затормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения;

6) Самообладание – способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях. Высшей степенью самообладания является – мужество, которое ярко проявляется в сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необычными трудностями;

7) Решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения;

8) Настойчивость или упорство – умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Настойчивый человек способен найти в окружающих условиях именно то, что поможет достижению цели;

9) Смелость – выражается в готовности человека бороться и преодолевать опасность;

10) Дисциплинированность – это сплав личностных черт, обеспечивающих точное и неуклонное подчинение своих действий и поступков правилам и требованиям законов, нравственных норм;

11) Ответственность – внешний или внутренний контроль над деятельностью, отражающий социальное, морально-правовое отношение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга;

12) Самовоспитание воли осуществляется с помощью разнообразных приемов, в том числе путем соблюдения следующих требований: принятое решение должно быть исполнено; необходимо приучить себя преодолевать трудности и препятствия на пути к достижению цели; при постановке трудных целей необходимо намечать не только главную цель, но и промежуточные цели, достижение которых будет приближать главную цель; необходимо соблюдать распорядок дня, систематически заниматься спортом.

Формирование воли — процесс длительный, и он начинается в раннем детстве.

Схема этапов волевого действия:

1.ЦЕЛЬ и стремление достичь ее

2.Осознание ряда возможностей достичь цели

3.Появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности

4.Борьба мотивов и выбор

5.Принятие одной из возможностей в качестве решения

6.Осуществление принятого решения

18. Темперамент. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Учет особенностей темперамента в педагогической деятельности

Темперамент – совокупность индивидуальных относительно устойчивых психодинамических свойств психики человека, проявляющихся в его поведении и деятельности. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия, влияет на темп и ритм речи. От темперамента зависят такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность. Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера, динамические особенности поведения человека, определяет его индивидуальность.

Психологическая характеристика темперамента:

1) Сангвиник – человек с уравновешенной, подвижной нервной системой. Обладая высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, он активно принимается за новое дело и может долго работать, не утомляясь. Речь сангвиника, как правило, громкая, быстрая, выразительная, с правильными интонациями, уравновешенная и плавная. Сангвиник сравнительно легко и быстро переживает неудачи. Он легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без особых усилий он не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками;

2) Холерик – человек, нервная система которого характеризуется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, проявляя нетерпение, вспыльчивость, несдержанность. Неуравновешенность нервной системы предопределяет цикличность его активности: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго и, как только они истощаются, наступает упадок сил. Холерику трудно дается деятельность, требующая плавных движений, спокойного, медленного темпа, он неизбежно будет проявлять нетерпение, резкость движений;

3) Флегматик– человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, вследствие чего все психические процессы протекают замедленно. Настроение стабильное, ровное. Речь равномерна, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. Флегматик обладает большой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Он упорный труженик, отличающийся терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, тяжело приспосабливается к новым условиям;

4) Меланхолик – человек со слабой нервной системой, обладающей повышенной чувствительностью. Характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи. Настроение очень изменчиво, но чаще бывает грустное, подавленное, тревожное. Меланхолик неуверен в себе, замкнут, пассивен и мнителен. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Он очень склонен отдаваться переживаниям, неуверен в себе, робок.

Проявление темперамента зависит не только от особенностей типа, состояния нервной системы, но и от общей культуры человека. Ввиду большого разнообразия сочетаний различных свойств нервной системы наряду с четырьмя традиционными типами темперамента, которые в чистом виде встречаются крайне редко, существует большое количество промежуточных типов, различных вариантов темперамента. Поэтому проблема четкого деления людей по общим признакам нервной системы, исходя только из четырех типов темперамента, уступила место более углубленному изучению отдельных свойств нервной системы, лежащих в основе индивидуального темперамента конкретного человека, у которого могут наблюдаться черты разных традиционно выделявшихся ранее типов темперамента. В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. В то же время свойства темперамента имеют тенденцию более резко проявляться с возрастом человека.


Наши рекомендации