Понятие сознания.Условия возникновения сознания в онтогенезе.
Сознание — форма отражения объективной действительности в психике человека. В нем отражается содержание связи и отношения предметного мира, собственный внутренний мир в виде самосознания, соц. Действительность. Сознание возникает в процессе пользования языком и средства языка определяют содержание сознания. С одной стороны сознание возникает на основе мозга, с другой стороны в мозге нельзя найти признаков сознания. Сознание не является функцией мозга. Мозг ре6бенка включается в речевое общение в процессе овладения языком в результате чего возникает сознание. Сознание почти всегда связанно с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.
Именно коллективный труд сделал возможным происхождение человеческого сознания. Всякий труд предполагает употребление и изготовление орудий, а также разделение труда. Разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, при этом одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, а другие такого результата не дают, т.е. являются биологически бессмысленными. Возникновение трудовой деятельности изменило отношение человека к окружающей среде: человек начал воздействовать на природу и преобразовывать ее. Благодаря труду человек изменял не только окружающий мир, но и самого себя. Развитие трудовой деятельности вело к развитию головного мозга, органов деятельности человека и органов чувств. В свою очередь развитие мозга и органов чувств оказывало влияние на совершенствование труда. Вторым наряду с трудовой деятельностью фактором развития сознания является речь, которая возникла в процессе совместного выполнения трудовых действий. Первые слова, выполняли указующую и организующую функции, но затемслово стало выделять их общие устойчивые свойства, в слове начали фиксироваться результаты познания. Усложнение форм труда приводило к усложнению языка, а развитие языка способствовало лучшему взаимопониманию людей в процессе совместной деятельности и делало возможной передачу опыта от одного человека к другому, от одного поколения к другому.Таким образом, сознание социально по своему происхождению. Возникновение сознания происходит в условиях активного воздействия на природу с помощью орудий, т.е. сознание представляет собой форму активно-познающего отражения.
Свойства сознания
Сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым отражение человеком окружающего мира носит субъективный характер.
Свойства сознания человека:
Активность-Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир.
Избирательный характер-Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями.Обобщенность и отвлеченность-Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями. Целостность-Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения). Константность-Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности. Динамичность-Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.Искаженность-Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности). Индивидуальный характер-Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.Способность к рефлексии-Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди.
10. Структура сознания.
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
Сознание - способность идеального (психического) отражения действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека.
11. Состояния сознания: сенсорной изоляции, одиночества, групповой изоляции.
Сенсорная изоляция - содержание организма в условиях исключения из его окружающей среды максимально большого количества раздражителей. Различают 3 разновидности условий изоляции: 1) абсолютное сведение на нет поступления раздражений (сенсорный голод); 2) устранение раздражителей, несущих информацию, но без уменьшения силы энергетического воздействия, падающего на рецепторы; 3) сведение сенсорного окружения к ряду простых монотонных и повторяющихся раздражителей.
Одиночество - социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена — позитивное (уединённость) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации.Чувство одиночества исполняет регулятивную функцию и включено в механизм обратной связи, помогающий индивиду регулировать оптимальный уровень межличностных контактов. В крайнем случае одиночество может привести к депрессии. В свою очередь, одиночество может быть обусловлено глубокими патологическими изменениями в психике индивида (аутизм).
Существует ряд психологических факторов, которые способствуют одиночеству. Например, это может быть низкая самооценка, которая приводит к избеганию контактов с другими людьми из-за страха подвергнуться критике, что, в свою очередь, создаёт порочный круг — в результате отсутствия контактов самооценка ещё больше падает. Слабые навыки общения также способствуют возникновению одиночества. Люди с плохо развитыми навыками межличностного общения, низкой социализацией из-за страха потерпеть неудачу в отношениях или попасть в психологическую зависимость также нередко стремятся к одиночеству, особенно если у них уже есть неудачный опыт общения с другими людьми. Одиночество как состояние нередко выражается в музыке, кино, литературе и поэзии.Однако, во всех без исключения случаях, главную роль играет лишь восприятие одиночества самим человеком. Объективно же, одиночество имеет громадное преимущество перед всеми иными формами существования личности. Прежде всего это полное отсутствие стрессов. А уже отсюда начинается более полноценный способ жизни - повышение внимания, успеваемость во всех делах и прочее. Таким образом, человек со здоровыми психикой и рассудком, в свободном одиночестве практически перерождается в лучшую (по деловым качествам) сторону.Групповая изоляция - вынужденное длительное пребывание групп Людей в условиях ограниченного пространства, скудости сенсорных раздражителей и постоянного общения с одними и теми же людьми. В условиях Г. и. люди находятся во время космических полетов, подводного плавания, на гидрометеорологических станциях, маяках и т. п. С течением времени в условиях Г. и. во взаимоотношениях людей на этапе неустойчивой психической деятельности начинает проявляться эмоциональная напряженность, могут возникать конфликты, которые в ряде случаев имеют опасность закончиться трагически. Г. и. может привести к нарушению общения, что не позволяет адекватно воспринимать партнера по общению, оценивать события, затормаживать импульсивные действия. Типичной для Г. и. особенностью по сравнению с другими формами измененных условий существования являются комплексность психических состояний, их единство, трудность отделения одного симптома от другого. Для предотвращения отрицательных последствий Г. и. используются меры специальной профилактики, осуществляется тщательный психологический отбор.
Понятие внимания и его виды
Внимание-это психический процесс при котором происходит сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение.Вниманиевкл.в практическую деятельность и в познавательные процессы чел.Для возникновения внимания необходимо выделить объект,сосредоточится на нем и отвлечься от посторонних раздражителей.
Виды внимания:непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное) –сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.Является наиболее простым видом внимания, оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Его вызывает новизна раздражителя, начало и прекращение действия раздражителя. Произвольное внимание – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. Этот вид внимания тесно связан с волей человека. Важно психическое состояние человека, обстановка рабочего места, словесное напоминание самому себе о целях деятельности. Также существует ещё один вид внимания, который называется послепроизвольным-носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только её результат.
Внешненаправленное внимание включено в перцептивную деятельность человека и регулирование предметной деятельности. Внутренне внимание связано с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира. Объектами внутреннего внимания являются чувства, воспоминания, мысли.
Коллективное, групповое, индивидуальное внимание. Коллективное внимание –сосредоточение всех учеников на одном предмете. Групповое внимание – сосредоточение внимания группами в условиях работы в коллективе. Индивидуальное внимание– сосредоточение внимания на своем задании.
13.Свойства внимания
Внимание– это направленностьи сосредоточенность психической деятельности на чём-либо определённом.К основным свойствам внимания относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем внимания.Устойчивость заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания.Под распределением внимания понимают способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.Под объемом внимания понимается количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно.(4-6 объекта у взрослого)..