Отрасли психологии. связь с другими науками.
Отрасли психологии:
• Педагогическая ( изучает закономерности психической деятельности, условия формирования личности в процессе обучения, воспитания, овладения знаниями, навыками, умениями)
• Возрастная (изучает психологические изменения человека по мере взросления)
• Развития
• Социальная (Отрасль психологии, изучающая психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах.)
• Космическая (изучает особенности психической деятельности и психические реакции человека в космическом полете и разрабатывающий рекомендации по вопросам отбора, экспертизы, воспитания и обучения космонавтов.)
• Спортивная (изучает закономерности формирования и проявления самых различных психологических механизмов в спортивной деятельности.)
• Военная (изучает различные особенности человеческой психики в условиях военной деятельности)
• Общая – изучает теоретические основы, принципы, разрабатывает методы, определяет и развивает основные понятия. Общий теоретический фундамент для других отраслей психологии.
Связь с другими науками. Психология возникла на пересечении естественных наук и философии.
2 парадигмы психологии:
1. естественно-научная (объяснительная) –методы естественных наук. Искала устойчивые закономерности психич. Жизни человека
2. гуманитарная (описательная) – понимание герменевтики, чувствования итд.
Между психологией и другими науками существует двусторонняя связь: в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других - науки используют психологические знания для объяснения или решения определенных вопросов. Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их взаимному развитию и применению на практике. Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности в психиатрии. Педагогика широко использует психологические закономерности обучения и воспитания. Отдельные отрасли психологии (педагогическая и возрастная психология в частности) связаны с разделами теории и методики педагогики, дидактики, методиками преподавания отдельных учебных предметов. Направления: психофизика, психолингвистика, психофармакология, психогенетика, психофизиология.
3. Метод эксперимента в психологии
Эксперимент является одним из основных методов научного исследования. В эксперименте всегда создается некоторая искусственная (экспериментальная) ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выясняются связи между исследуемыми явлениями. Задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать внутреннее психическое явление доступным объективному наблюдению. При этом исследуемое явление должно адекватно и однозначно проявляться во внешнем поведении, что достигается за счет целенаправленного контроля условий его возникновения и протекания. Таким образом, психологический эксперимент можно определить как метод, при котором исследователь сам вызывает интересующие его явления и изменяет условия их протекания с целью установить причины возникновения этих явлений и закономерности их развития. Кроме того, получаемые научные факты могут неоднократно воспроизводиться благодаря управляемости и строгому контролю условий, что дает возможность их проверки, а также накопления количественных данных, на основе которых можно судить о типичности или случайности изучаемых явлений. Пример: эксперимент, где человека помещают в комнату, где он не может ничего ощущать (слышать, видеть итд) и наблюдают за его реакцией.
4. Методы наблюдения. Научное и житейское наблюдение
Наблюдение — это метод, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии внешних проявлений психики. Предметом наблюдения являются действия и поступки человека, его высказывания и сопровождающие их мимика и жесты. Наблюдение бывает житейским и научным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит неорганизованный, случайный характер. Научное наблюдение является организованным, оно в той или иной мере должно отвечать следующим требованиям: иметь ясную установку и план, правильно отбирать и фиксировать факты, анализировать и истолковывать их на основе определенной гипотезы, проверять гипотезы на конкретном материале, устанавливать их правильность, делать обобщения и выводы.
Метод наблюдений:
1. Наличие цели и разработанной схемы наблюдения (составленные после предварительного изучения объекта и предмета исследования).
2. Условия, наиболее характерные для изучаемого явления.
3. «Законсперированность» наблюдения и его целей деловыми, с точки зрения испытуемого, взаимоотношениями с ним.
4. Немедленная, систематическая и возможно полная регистрация результатов (факты, а не их толкование): протоколирование с помощью условных значков, стенографирования;
система категорий и оценочных шкал;магнитофонная запись, фото-, кино- и видеорегистрация.
5 . При наблюдении за сложными процессами (например, занятия в группе) могут работать два и более наблюдателей. Каждый должен иметь точно определенные цели и свои задачи наблюдения (подготовка наблюдений, координация их деятельности).
6. Систематичность проводимых наблюдений.
5. Вспомогательные методы психологии
Метод – это способ достижения какой-то цели, решение конкретной задачи, совокупность приемов или операций, практическое или теоретическое освоение действительности.
Основные методыполучения фактов в психологии:
-Наблюдение
- Эксперимент
Вспомогательные методы:
· Беседа – прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых видны свойственные ему психологические явления (сбор фактов о психических явлениях).
· Анкетирование – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета испытуемых по специально составленным программам. При использовании этого метода большое значение имеют четкое определение содержания вопросов и правильная их формулировка, подробная инструкция о порядке заполнения анкеты, тщательная количественная и качественная обработка полученного материала, правильное использование статических методов обработки материалов.
· Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития различных качеств человека. Тесты предназначены для того, чтобы установить наличие или отсутствие уже известных психологических особенностей у тех или других испытуемых
· Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами (людьми участвующими в опросе) посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. · Биографические методы в психологии — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.
· Анализ продуктов творческой деятельности- позволяет раскрыть такие психологические особенности людей, как их умения и навыки, их отношение к делу, иногда уровень способности и объем знаний. Очень важно изучать не только продукты деятельности, но и процесс изготовления, т.к. в процессе деятельности психические особенности человека проявляется более ярко. К продуктам деятельности относятся: сочинения детей, рисунки, чертежи, различные предметы, сделанные на уроке труда и т.д
6. Характеристика научной, житейской и философской психологии
Житейская психология.Психологические знания, накопленные и использующиеся человеком в повседневной жизни, называются «житейской психологией». Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений. Достоверность житейской психологиипроверяется на личном опыте и опыте людей, с которыми человек непосредственно соприкасается. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт. Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Многие житейские наблюдения собирают писатели и отражают в художественных произведениях или в жанре моральных афоризмов. Житейские наблюдения выдающихся людей, в силу их мудрости и способности к обобщению, представляют также большую ценность. Главный критерий истинности знаний житейской психологии — их правдоподобность и очевидная полезность в повседневных жизненных ситуациях. Особенностями этих знаний являются конкретность и практичность. Для житейских психологических знаний характерна фрагментарность. Такие знания носят интуитивный характер. Онихарактеризуются доступностью изложения и наглядностью. В знаниях этого типа проявляется неточность употребляемых понятий. Для знаний житейской психологии характерна опора на жизненный опыт и здравый смысл.
Научная психология. Впервые появилась в 1879г. В ундт открыл в Лейпциге психолог.лабораторию. Главная цель научной психологии — поиск новых психологических знаний о внутреннем мире людей. Причем для научной психологии представляют интерес общие закономерности психической жизни. В течение многих столетий научно-психологические знания накапливались в рамках философии, биологии, медицины, педагогики, социологии и других наук, связанных с изучением человека. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой. С тех пор она разработала большое количество собственных методов научного познания, направленных на исследование фактов, закономерностей и механизмов психической жизни.
Научная психологияопирается на эмпирические научные факты, то есть факты, получаемые опытным путем. Научно-психологические факты характеризуются объективностью, т. е. независимы от субъективного мнения ученого. Научные психологические знания рациональны и осознанны. Научная психология отличается обобщенностью получаемых знаний, поскольку направлена на поиск общих закономерностей психических явлений. Для научной психологии характерна системность и систематичность.
Философская психология. Философские понятия явл.более широкими, чем научные.Ф.П. использует в качестве метода познания рефлексию- это процесс осознания собственной психической жизни, сапомознание, самоотражение собственной жизни.
Главным предметом философской психологии является психика человека.