Легенда о «Великом инквизиторе» Братья Карамазовы.

«Великий инквизитор» Почему он молчит? «Слово сказано». Главная тема – тема свободы. В основу Великого инквизитора положен сюжет об искушении Христа в пустыне. Достоевский развернул в сторону темы братства. Как объединять людей. Есть инквизиторский путь, а есть христианский. Инквизитор полагает, что Христос не гуманен, он не дает им хлеба. Нужно успокоить совесть, нужно показать чудо. Нужно показать сатане, показать власть. Человек должен свободно выбирать. Идеал красоты и истины должен вдохновить. Свобода очень тяжела для человека. Это тяжесть выбора.

1 план – критика католичества

2 план – социальный

3 план – христианство как религия духовной свободы.

Русский инок» в романе «Братья Карамазовы».

«Русский инок»

Начинается с поучения Зосипы. «Жизнерадостный аскет». Противопоставление Зосимы и Филапона. Тема услышанного слова: «Праведник уходит, а свет его остается». 1) Говорит о любви к конкретному человеку, Ад – это когда нет возможности любить. Красота и радость божьего мира. Исследователь Котельников.

Вера, гармонирующая отношения с миром. Чудо Христа: превращение воды в вино. Вера гармонизирует, дает ощущение света и радости. 2) Тема пира. Тема брака. Алеша произносит свою речь у камня, это очень символично. Смердяков – плоский вариант. Тема молчания. Страшно молчание, как пустота.

Судьбы братьев в романе «Братья Карамазовы». Смысл эпиграфа.

История семьи - есть модель идейно-нравственного состояния. Д.блестящий мастер: каждый герой представляет определенный тип нравственного тсознания. Полифонизм романа-многолосье романа. Это один из самых эпических романов. Алеша-эпический герой, он всех объединяет. Иван-разум. Дмитрий-сердце. Алеша-вера. Все персонажи очень жизненны, не схематичны. Корень всего и глава семьи Федор Павлович Карамазов.Главная тема-сладострастие. «патриций времен Римской империи». Даже его внешность говорит об этом. «Он любит не женщин, а женщину».Находит в каждой свой изгиб. «Земленная карамазовская сила-привязанность к жизни» . Дмитрий-это старший сын-близок к отцу. У Дмитрия «горячее сердце»-центр духовной жизни. Рахитин этого не учел. В «горячем сердце» есть огромные возможности для возрождения. «Широк человек надо бы сузить» -Дмитрий Карамазов. «Тут дьявол с Богом борется и место битвы сердца людей». Показывает, что единственный путь=это путь страдания. Сон с дитем, которое страдает «Я не убивал, но я виновен». Любовь к Грушеньки спасает от сладострастия. Грушенька встречается с Катериной-прощают они друг друга или нет? две соперницы.

Иван-средний брат. Тема молчания. Есть позитивное, как знак того, что герой владеет истиной.Образованный молодой человек. Пишет статьи. Его теория одна из кульминационных в романе. Главы «Бунт» и «великий инквизитор». Теодиция-оправдание Бога, антроподиция - оправдание человека. Глава «Бунт». Иван-блестящий диалект, блестящая логика. С каким тезисом выступает Иван? Как можно любить ближнего? Все человечество абстрактно можно, а ближнего нельзя. Дети занимают особое место. Строит свои аргуенты на самом чистом. Мир, в котором мы живем не справедлив, т.к. там страдают дети. «Я не Бога не принимаю, я мир, им созданный, не принимаю». Слова о слезинке ребенка, которая не стоит ни какой гармонии, если речь идет о социальном переустройстве общества.

Возвращает Богу билет на вступление в царство Божие. Этот тезис означает атеистическую позицию. Алеша сказал: « Так ты в Бога веруешь». Для религиозного человека есть 3 незыблемых мистических факта:

- грехопадение (объясняет то, что происходит в мире)

- искупление грехов

- торжество высшей правды (страшный суд)

Человек виноват в этом зле, мы должны нести все вину за этот выбор.

«Русский инок»

Начинается с поучения Зосипы. «Жизнерадостный аскет». Противопоставление Зосимы и Филапона. Тема услышанного слова: «Праведник уходит, а свет его остается». 1) Говорит о любви к конкретному человеку, Ад – это когда нет возможности любить. Красота и радость божьего мира. Исследователь Котельников.

Вера, гармонирующая отношения с миром. Чудо Христа: превращение воды в вино. Вера гармонизирует, дает ощущение света и радости.

2) Тема пира. Тема брака. Алеша произносит свою речь у камня, это очень символично.

Смердяков – плоский вариант. Тема молчания. Страшно молчание, как пустота.

Достоевский-художник.

Специфика худ.мышления. Сам Достоевский сказал о себе: «Я не психолог, а реалист в высшем смысле». Для Достоевского характерно «иступленный, напряженный интерес к человеку». Другими словами антропологизм. Человек-есть предмет любогоискусства. Главная установка-системный писатель, моделирующий тип сознания. Человек интересует Д., как существо духовное, но НЕ социальное. Духовное в смысле духа.Первоначально его значение. Религиозный смысл этого слова. Поэтому 1. антропоцентризм(христоцентризм) характерен для Д. Вопрос о человеке у Д. всегда связан с вопросом о Боге. Проблема свободы духа. Человек отпущен на свободу без Бога. Человек становится мерой вещей. « Д. сделал сложными наши души». «Д.сделал дух, то есть последнию смысловую позицию личности предметом созерцания эстетического». Он продвинул эстетическое видение вглубь в новые глубинные пласты, но не вглубь безсознательного, а вглубь высоту сознания.

Худ.реальность в его произведениях развертывается в нескольких планах: эмпирический(случайный), фабульный. Некоторые жанры похожи на детектив-антидетектив, авантюрный роман, роман воспитания.

Психологический план. Жизнь души персонажей, страсти, переживания героев. Высота сознания-идеалогический. Изображает героя-идеолога. Сцены философских споров. Идея становится страсть, а человек, фанатиком идеи.

Метафизический план. «Тут Дьвол с Богом борется, а поле битвы сердца людей». Категория: вместе. Все эти планы тесно переплетены. Повышенная жизненность обладат. 2. особенности хронотопа. «Летописец минуты» -так называл себя сам автор. Д. очень плотное и предметное пространство создает. Подробно описывает обстановку быта, платьев…раздевает до «метафизической наготы». Феномен «ничего не делающие герои» Кириллов-инженер мостов Но строит ли он мосты???? Решают проблему о человеке-это главное их дело. У него особые перснажи. 3. Вопрос о форме. Диалогическая форма. Романы-трагедии. 1. стрелочка- не только содержание. 2. стрелочка –трагедийность, как знак формы. Роман вдруг становится похож на пьесу, на трагедию. Для Д. характерен диалогический способ высказывания. Человек познается не в монологе, а вдиалоге. Ему нужен другой. Через диалог с другими человек начинает понимать о себе нечто.Бахтин первый показал эту диалогическую природу у Достоевского.Подлинная жизнь-есть встреча. Д.-это яркий пример моделирующего типа сознания. Диалог в рамках христианского сознания. Нет никакого схематизма-это живые персонажи со своей внутренней жизнью.

Какая красота спасет мир? Достоевский очень определенный художник.Душевная или моральная. В реальном мире красота имеет двойственную природу и двоится. У красоты два лица: есть красота Мадонны и садомская красота. Это образ зла, красота порока. Опасность Эстетизации зла. Только красота Мадонны будет спасать мир-ипостась Христа.»Если не будет жизни духовной, то затоскует человек…».»Имея ее в душе все станут друг для друга братьями и работая друг на друг будут богаты…»

Красота спасёт мир, если каждый человек будет понимать смысл, который вкладывал в понятие красоты сам Фёдор Михайлович Достоевский. А это — любовь к ближнему, кротость, смирение, отсутствие гордыни, духовная потребность в прекрасном, в христианских идеалах. Мир спасётся, если выбор пути, указанного писателем-гуманистом, будет у каждого из нас свободным и осознанным.

Наши рекомендации