Психологические особенности юношеского возраста в работах Божович
Лидия Ильинична Божович (11 января, 1908, Курск — 21 июля 1981) — советский психолог, ученица Льва Выготского. Основной круг интересов Божович — детская психология. В этой области Божович написаны труды по проблемам развития личности ребенка, формирования его мотивации, по экспериментальному исследованию аффективных конфликтов, самооценок и динамики уровня притязаний в детском возрасте, личностной направленности, условиям формирования гармонической личности и др.
Учебная деятельность и, главное, сам процесс усвоения знаний, предъявляющий новые требования к мышлению дошкольника, словом, учебная деятельность в целом становится в младшем школьном возрасте ведущей, т.е. той, в которой формируются основные психологические новообразования этого периода: теоретические формы мышления, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающие его от детей дошкольного возраста. При этом главную роль играет развитие мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний.
Конечно, не только развитие мышления определяет возникновение специфической для подростков формы самосознания. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Прежде всего это повышенные требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется уже не столько успехами школьника в учении, сколько многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди подростков. Все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Так у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые в отличие от образцов детей младшего школьного возраста представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе.
Материалы исследования показали, что общими для всех подростков независимо от различий в их социализации являются те психологические особенности, в основе которых лежит развитие рефлексии, порождающие потребность понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т.е. достигнуть избранного образца. А неумение удовлетворить эти потребности определяет целый «букет» психологических особенностей, специфичных для подросткового кризиса.
В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем психическом развитии у школьников к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более «взрослую» позицию, которая связана с таким поведением и такими качествами личности, которые, как им кажется, не могут найти своей реализации в «обыденной», школьной жизни.
Кризис переходного периода протекает значительно легче, если уже в этом возрасте у школьника возникают относительно постоянные личностные интересы или какие-либо другие устойчивые мотивы поведения.
Личностные интересы в отличие от эпизодических (ситуативных) характеризуются своей «ненасыщаемостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Таковыми являются, например, познавательные интересы, эстетические потребности и пр. Удовлетворение таких интересов связано с активным поиском (или созиданием) предмета их удовлетворения. Это толкает подростков к постановке все новых и новых целей, часто выходящих за пределы наличной ситуации и даже за пределы сегодняшнего дня.
Таким образом, наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а следовательно, внутренне более собранным и организованным. Он как бы обретает волю.
Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта оно... конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.
Самоопределение формируется во второй фазе подросткового возраста (16–17 лет), в условиях скорого окончания школы, связанного с необходимостью, так или иначе, решить проблему своего будущего.
От мечтаний подростка, связанных с будущим, самоопределение отличается тем, что оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта; тем, что оно предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств; опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.
Самоутверждение в юности
Самоутверждение личности может иметь разнообразные формы. Они могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, асоциальными и антисоциальными. Если бы удалось расположить все возможные формы самоутверждения личности на одной прямой, то на одном ее полюсе (положительном) можно было бы поместить подвиг как высший вид социально ценного самоутверждения личности, а на другом (отрицательном) — преступление как крайнюю форму антисоциального самоутверждения, а между этими двумя крайними формами по убывающей расположились бы все другие.
Самоутверждение личности полноценно в первую очередь в процессе ее общественно ценной и личностно значимой деятельности. Однако рамки деятельности объективно ограничены возрастными возможностями и теми условиями, в которых живут молодые люди. Основная деятельность, которую им предлагают и которая уже является для них основной,— это учеба.
Самоутверждение в ранней юности становится необходимым как противовес собственной слабости, пускай не всегда реальной, но ощущаемой как социальная неполноценность личности. Старшекласснику крайне важно показать себе и всем силу, таящуюся в его сиюминутной социальной слабости. И для доказательства этой силы могут применяться самые невероятные средства, преодолеваться самые большие интимные трудности. Так, нередко юноши весьма неохотно признаются в своей некомпетентности в каком-либо вопросе и готовы поучать кого угодно и в чем угодно.
Самоутверждение в ранней юности являет нам еще один любопытный парадокс. Поскольку образцы, формы самоутверждения часто берутся Старшеклассником напрокат из поведения окружающих, с кино — и телеэкрана, постольку он нередко не в силах различить, где собственные желания, побуждения и где то, что он за таковые принимает. Юноша или девушка говорят себе: «Я хочу..» На самом деле им только хочется, чтобы у них появилось это желание, а самого его еще нет. Но юноша или девушка не замечают подмены, добиваются исполнения этого «я хочу…», а потом часто в разочаровании стоят перед разбитым корытом исполненного желания, которое не принесло никакого удовлетворения, ибо корыто-то было совершенно не нужно.
То, насколько успешно протекает в ранней юности самоутверждение личности, сказывается на всей последующей жизни человека. Недооценка этого явления чревата самыми серьезными последствиями для личности, а порой и для окружающих.