Формирование творческой личности в юношеском возрасте

Обратимся к исследованию формирования творческого потенциала в старшем школьном возрасте по следующей причине.

Рассматриваемый возраст условно можно разделить на два подпериода. Первый – подростковый возраст (11-15 лет) и второй – юность (16-19 лет). Подобное разделение в значительной степени объясняется особенностями не только физического, но когнитивного развития. [1]

В подростковом и юношеском возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование личности. В результате этого изменяются интересы ребенка, становясь более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения.

Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом и юношеском возрасте имеет две стороны – количественную (подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем младший школьник) и качественную (сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает), поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических познавательных процессов у лиц, достигших подросткового возраста, наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.

В этот период происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности подростка, и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.

Следует отметить, что в старших классах школы развитие познавательных процессов у детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы делаются более совершенными и гибкими, причем развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие детей. [1]

Юношеский возраст характеризуется усилением индивидуальных различий. Так, если весьма значительная часть индивидуумов, достигших этого возраста, характеризуется отсутствием интереса к познавательной деятельности, то существует другая часть ребят, которые проявляют подлинный интерес к учебе и творчеству. Развитие интеллекта у подростков на данном этапе тесно связано с развитием у них творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. [1]

По наблюдениям И.М. Кыштымовой, развитие креативности сегодня декларируется как одна из основных задач школьного обучения и воспитания. При этом жесткость и стереотипность традиционных форм обучения не может способствовать ее решению. [2] В.Н. Дружинин констатирует, что излишняя регламентация школьной учебной деятельности, отсутствие индивидуального подхода, стандартность программ, ориентация на среднего ученика губительно воздействуют на психику творчески одаренных детей. [3]

Таким образом, творческие старшеклассники характеризуются: более сильным стремлением к личностной значимости, которое находит свое выражение в интенсивном процессе самопознания и самореализации; более зрелыми жизненными целями; уверенностью в собственных силах и способностях.

Психолого-педагогические исследования подтверждают, что учащиеся, находящиеся на высоком уровне творческой активности, обладающие сформированной системой ценностей, характеризуются оптимизмом, жизненной целеустремленностью, высокими профессиональными целями, выраженным стремлением к творческим достижениям.

Работы Дубровиной

Дубровина Ирина Владимировна — доктор психологических наук, профессор, академик РАО, возглавляет лабораторию научных основ детской практической психологии Психологического института РАО.

И. В. Дубровина внесла большой вклад в разработку проблем генезиса возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, выявила ряд фактов и закономерностей, имеющих фундаментальное значение для возрастной психологии. Под ее руководством и с ее непосредственным участием проведено глубокое и всестороннее исследование переходного периода от подросткового к юношескому возрасту, впервые ставшего предметом специального систематизированного исследования. Его результаты нашли отражение в монографии "Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту) " (М.: Педагогика, 1987). В 80-е гг. под руководством И. В. Дубровиной на значительной выборке учащихся было проведено исследование возрастной динамики психического развития на протяжении подросткового – раннего юношеского возраста, охватывающее широкий круг аспектов развития познавательной мотивационно-потребностной сферы, самосознания и других сторон личности. Результаты этого исследования были отражены в выпущенной под редакцией И. В. Дубровиной коллективной монографии "Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет" (М.: Педагогика, 1988). Детальному анализу формирования личности старшего школьника посвящена монография "Формирование личности старшеклассника" (М.: Педагогика. 1989). Различные аспекты формирования личности, осмысление этого процесса в широком научном контексте рассматриваются в исследования" обобщенном в сборнике под редакцией И. В. Дубровиной "Формирование личности в онтогенезе" (М.: Педагогика, 1992).

С конца 70-х гг. под руководством И. В. Дубровиной проводилось также исследование специфики психического развития детей, растущих вне семьи. В результате многолетних исследований впервые в отечественной психологии были получены научные данные и выявлены причины особого типа психического развития и развития личности детей школьного возраста" воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. На материале этого исследования совместно с лабораторией дошкольного воспитания под редакцией И. В. Дубровиной и М. И. Лисиной была издана коллективная монография "Психическое развитое воспитанников детского дома". М.: Педагогика. 1990.

Наши рекомендации