Ведущие парадигмы и теории в познании личности.
Теории личности как основа индивидуального консультирования и психотерапии.
Теория личности в психологическом консультировании и психотерапии — теоретическая основа для работы консультанта (психотерапевта) с проблемой клиента. Теория личности как методологическая основа консультирования выполняет следующие функции:
• обобщение всей накопленной информации в русле данного подхода в работе, что обеспечивает консультанта максимальным количеством информации по соответствующей проблематике и помогает обобщить опыт его индивидуальной работы с различными клиентами;
• разъяснение сложных, глубинных явлений человеческой психики на основе выработанных теоретических конструктов, что позволяет консультанту лучше понять проблему клиента и выстроить адекватную гипотезу;
• прогнозирование последствий поведения личности на основе полученных наблюдений и данных исследований, что позволяет консультанту в большей или меньшей степени предвидеть результаты процесса консультирования;
• поиск и сбор новой информации об особенностях человеческой личности в рамках заданной теории, что позволяет консультанту расширить область знаний и применения конкретной теории личности, а также разработанных в ее русле практических методов и техник.
Использование той или иной теории личности в практике психологического консультирования имеет следующие ограничения и правила:
• работа консультанта (психотерапевта) не может быть успешной без опоры на то или иное теоретическое представление о причинах возникшей у клиента проблемы, его глубинных конфликтов, проблем в межличностных отношениях и т. п.;
• консультант (психотерапевт) не должен слепо придерживаться объяснительных принципов только одной теоретической концепции личности, так как ни одна, даже самая обширная, теория не в состоянии объяснить все феномены человеческой личности. Консультант должен вырабатывать гибкость мышления и профессионального поведения;
• консультант, строя свою работу на той или иной теоретической основе и используя определенные теоретические конструкты для объяснения и понимания личности и проблем клиента в целом, в то же время должен опираться на принцип уникальности каждой личности. Это означает, что в работе с каждым конкретным клиентом должны использоваться те методы и техники, которые подходят именно для этого клиента, а также могут быть хороши на одной стадии и не работать на другой, даже если выбранная техника не будет в должной мере соответствовать теории, на которую опирается консультант. Примером такого стиля работы может служить использование консультантом (психотерапевтом), ориентированным на психодинамическое направление, метода самораскрытия, который не свойствен данному подходу, но может быть использован для конкретного клиента и именно с ним этот метод будет наиболее конгруэнтным (подходящим);
• ориентация на ту или иную теоретическую основу должна соответствовать личности самого консультанта (психотерапевта) и индивидуальному стилю его работы. Важно, чтобы консультант, используя определенную теорию, чувствовал себя в процессе консультирования и психотерапии уверенно и комфортно.
Современные тенденции в использовании теории личности в психотерапии и консультировании подразумевают эклектичность. Это означает, что высокопрофессиональный консультант и психотерапевт умеет интегрировать в своей работе с каждым конкретным клиентом различные теоретические познания и обобщать их в свою собственную объяснительную систему.
Эклектическое консультирование и психотерапия означают интеграцию лучших сторон различных теоретических школ и не столько механическое использование методик различных направлений, сколько, прежде всего, выработку на основе практических наблюдений гибкой, работоспособной и последовательной позиции.
Идеальные модели личности в контексте различных теорий.
Транзактный анализ.
Согласно Берну идеальная личность полноценно функционирует во всех трех эго-состояниях, без нездорового преобладания одного из них, а используя каждое «по своим прямым обязанностям», не вступает в симбиотические отношения.
Такая личность способна устанавливать глубокие интимные отношения (отказаться от игр, которые являются пагубными паттернам поведения, приносящих в конечном итоге страдание).
Такой человек обладает здоровой жизненной позицией «Я - Ок; Ты – Ок». Такая жизненная позиция предполагает уважение себя и других людей, отношение к себе, как и другим, как к достойными любви, уважения, понимания, признания. Он уверен в своих силах и способностях.
Сценарным содержанием такого человека является «победитель». Это сценарий успешного человека, достигающего поставленных перед собой позитивных целей. Важно заметить, что эта цель достигается достаточно легко и свободно. Совсем не обязательно, что Победитель просто везунчик, безусловно, он прикладывает усилия для достижения своей цели, но не опускает руки, когда на его пути встречаются какие-нибудь препятствия. Такой сценарий встречается достаточно редко, потому что для его осуществления необходима высокая самооценка, уверенность, решимость и самостоятельность.
Юнг
Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – это полное проявление Себя, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация – это динамичный и эволюционирующий процесс объединения, включения в состав целого многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательное проявление человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого.
Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает внутреннее единство, гармонию и цельность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самого себя – это главная цель человеческой жизни.
Фрейд.
Идеальный человек проанализировал все свои догенитальные фиксации и задержался на гениальной фазе. Такая личность любит без опальной фиксации, работает без анал ной фиксации и доволен собой без фаллического тщеславия. Он альтруистичен, социализирован и великодушен.
Экзистенциализм.
Такой человек аутентичен. Его существование наполнена смыслом и ценностью. Его жизнь основана на понимании человеческого положения и реализации собственных возможностей. Его бытие в мире соответствует данностям его натуры и мира. Он осознает свое я, окружающий мир, делает выбор и берет за него полную ответственность. Необходимо обладать мужеством чтобы осуществить выбор в условиях неопределенности, а так же осозновать, что в любой момент, приписываемый нами смысл нашей жизни может быть отвёргнут небытием ( смертью/изоляцией). Главная ценность, это оставаться честным даже перед лицом ничто.
Ведущие парадигмы и теории в познании личности.
Парадигма в методологии науки — совокупность ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени; совокупность наиболее общих принципов познания, предполагающих определенное видение того, как искать ответы на вопросы.Парадигма может пониматься как общая логика исследования.
В данном случае (в психологии личности) парадигма – совокупность представлений о природе и свойствах личности, методов её исследования и терапевтического воздействия, а также представлений о психопатологиях и психическом здоровье личности.
Основные парадигмы в психологии личности:
Интрапсихическая (парадигма сознательного-бессознательного) – объясняет глубинные мотивационные тенденции и динамические внутрипсихические процессы. Представители: Фрейд, Юнг, Адлер, etc.
Экзистенциально-гуманистическая – рассматривает личностные смыслы (смысл жизни, отношение к смерти, межличностные отношения, отношение к Богу и т.д.) и развитие и самоактуализацию личности как целостной психологической системы в течение жизни как приоритетный объект изучения в науке о личности. Маслоу, Роджерс, Франкл, тд.
Персонологическая – наиболее комплексный, интегративный подход к изучению личности.
Диспозициональная – объясняет индивидуально-психологические особенности личности и их развитие в онтогенезе. Представители: Олпорт, Кеттелл, Айзенк.
Бихевиоральная (биологическая) – объясняет психофизиологические предпосылки индивидуально-личностных различий. Представители: Скиннер.
Когнитивная – объясняет то, как разные люди воспринимают и обрабатывают информацию о внешнем мире. Келли.
Социально-когнитивная – объясняет, как воспринимаем и перерабатываем информацию об общественных нормах и правилах. Бандура.
Культурная – объясняет, как личность и культура влияют друг на друга.
Феноменологическая – объясняет, как происходят субъективные переживания (рассматривает в личности прежде всего переживания). Роджерс.
Существуют и другие, более узко-специфичные парадигмы, вряд ли есть необходимость тут о них говорить.
Основные теории личности:
1) Классический психоанализ Фрейда
Структура личности: Ид, Эго, Супер-Эго.
Ид – первичные инстинкты и побуждения (врождённые). Накапливает психическую энергию, требующую разрядки через удовлетворение потребностей.
Эго – сознательная структура, направляет поведение в условиях реальности (соблюдает принцип реальности). Исполнительная роль: составляет планы действий по удовлетворению потребности, работающие в реальном мире.
Супер-Эго – внутренняя интерпретация принятых в культуре ценностей и правил. Развивается позднее других структур, посредством воспитания. Контролирует, запрещает, в общем и целом – совесть.
Динамика личности: движущая сила – инстинкты.
Инстинкт жизни – либидо - поиск еды, сексуальное желание. Инстинкт смерти – агрессия.
Развитие личности: раннее детство, стадии психосексуального развития.
2) Психоанализ Юнга
Структура личности: Я, личноебсз, коллективное бсз.
Я – самосознающий ум: воспоминания, ощущения, мысли, чувства; личное бсз – элементы Я, когда-то вытесненные из сознания, но доступные припоминанию; коллективное бсз – скрытые унаследованные от предков воспоминания, общие для всех людей.
Динамика личности: психическая энергия – обретается как извне (с пищей), так и изнутри – от личностных ценностей.
Развитие личности: развитие как процесс индивидуации, т.е. дифференциации в себе различных черт и их развитие. Идеал развития – достижение самости.
3) Социально-психологические теории (Фромм, например)
Основная идея в том, что на развитие личности неизбежно влияет общество. Соответственно, большое внимание при изучении личности уделяется межличностным отношениям, восприятию общественных ценностей.
Фромм объяснял межличностные отношения как способ справляться с чувством одиночества, которое возникает, когда человек выходит из-под опеки родителей.
4) Человеко-центрированный подход Роджерса
Структура личности: организм и «Я».
Организм – совокупность всех опытов переживаний, т.е. всего, что доступно осознанию человеком в любой данный момент. В соответствии с этим выстраивается его индивидуальная система ценностей и ориентации в мире – феноменальное поле.
Я – часть феноменального поля, которая со временем дифференцируется от него. Это представления о себе, о характеристиках себя и отношений с другими людьми.
Динамика личности: основная движущая сила – тенденция к актуализации, утверждению, усилению себя. Определяет стратегии поведения человека.
Развитие личности: происходит под влиянием общества при одобрении или неодобрении тех или иных действий. При этом может происходить замещение собственных ценностей ценностями, навязанными обществом.
5) Экзистенциальная теория
Основное понятие – dasein (бытие-в-мире, здесь-бытие). Осмысленность бытия человека в данный конкретный момент в данной конкретной ситуации как высшая ценность, к которой нужно стремиться. Если существование человека в здесь и сейчас не несёт для него личностного смысла, человек страдает, dasein не осуществляется.
Динамика существования – в осуществлении выбора того, как проживать свою жизнь.
Развитие существования: развитие как становление. Становление – развитие, выход за свои границы. Главная цель – осуществить все возможности dasein.