Конструктивный и деструктивный конфликт
Конструктивный и деструктивный конфликт
«Конфликты – это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».- Ч. Ликсон.
Признаки деструктивный конфликта | Признаки конструктивного конфликта |
отвлекает время и силы от решения более важных дел; | способствует решению проблем; |
вызывает поведение, противоречащее моральным нормам, ведёт к занижению самооценки; | увеличивает степень вовлечённости в обсуждаемую проблему; |
поляризует позиции людей в группе и препятствует внутригрупповому взаимодействию; | обеспечивает эмоциональную разрядку; |
усугубляет различия в ценностях; | позволяет людям больше узнать друг о друге; |
провоцирует неприемлемые способы действия и поведения | способствует личностному росту, приобретению знаний и умений в профессиональном общении. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБМЕН. - Один из вариантов конструктивного исхода конфликта. Многие авторы определяют его через так называемый ценностный обмен. Так, Р. Л. Кричевский и Е. М. Дубовская ценностным обменом называют обоюдное удовлетворение участниками взаимодействия определенных социальных потребностей путем взаимного предоставления соответствующих ценностей.
Ценности– побудители и регуляторы поведения ((отвечают на вопрос: ради чего?, почему?).
Основные группы причин конфликта
· Структурные факторы (существуют объективно, независимо от нашего желания и возможностей и не могут быть изменены в рамках конфликта). Например, система законов, социальных норм, политическая система государства; возрастные различия, половые различия и т. п.
· Информационные факторы (информация, которая стала причиной конфликта, как правило, это ложная, искажённая, преждевременная информация).
· Ценности (мировоззрение, традиции, привычки).Важно, чтобы конфликтующие стороны нашли общую ценность, ради которой они будут готовы принять существующие противоречивые ценности друг друга. Например, супруги, имея разные взгляды на жизнь или мораль, из – за которых постоянно ссорятся, те не менее не разводятся ради детей; люди не воюют ради сохранения жизни и т. п.
· Отношения (установки, стереотипы) Например, все пожилые люди сварливы, вся молодёжь распущенная и т. п.
· Поведенческие реакции (поведение в момент конфликта).
Стадии развития конфликта
1. Напряжение. Эту стадию называют «предконфликт», так как возможно и нет причин для конфликта, просто возникло недоразумение во взаимопонимании сторон.
2. Инцидент – открытая эмоционально агрессивная стычка.
3. Конфликтные действия - действия по нанесению ущерба друг другу. В этот момент у каждой из конфликтующих сторон появляется группа поддержки, которая разделяет позицию сторон.
4. Эскалация - обезличивание участников конфликта, главной целью становиться борьба до победы любой ценой.
5. Кульминация – формируются результат или варианты разрешения конфликта.
6. Разрешение – наиболее часто встречаются следующие варианты: уничтожение одной из сторон, приспособление – подчинение одной стороне; поиск возможного разрешения, если стороны равны.
Вопросы для самоанализа
1. Как вы чувствовали себя в разных позициях?
2. При каких обстоятельствах люди, даже не склонные к этому выступают «миротворцами», «обвинителями»?
3. При каких обстоятельствах люди, даже не склонные к этому выступают «расчётливыми», «отстранёнными»?
4. Как вы думаете, в зависимости от направленности (агрессор, жертва, примиряющиеся с ситуаций), к каким коммуникациям станут прибегать люди?
5. На ваш взгляд, к каким коммуникациям чаще прибегают мужчины, а к каким женщины?
Коммуникативные нарушения в конфликте
У сторон, находящихся в конфликте, так же, как у влюблённых, резко сужается видение мира, сосредотачиваясь на определённой личности и ряде связанных с ней аспектов, причём под очень субъективным углом зрения.
К сожалению, вовлечённость в конфликт приводит к тому, что восприятие, мышление, целеполагание, поведение участников конфликтов подвергается значительному искажению, как правило, не осознаются самими участниками.
Восприятие и мышление в конфликте искажается следующим образом:
v Растёт избирательность восприятия, чётко воспринимаются только «полезные», приятные факты, говорящие о собственной правоте, благородстве и т. п. В отношении неприятных фактов происходит противоположное искажение, они либо не замечаются, либо оцениваются как незначительные.
v Делается акцент на угрозу. В действиях другой стороны видится только угроза. Данные, говорящие о добрых намерениях и конструктивных усилиях другой стороны игнорируются.
v Происходит несоразмерное увеличение раздражающих свойств личности оппонента, остальные качества его личности, напротив, уменьшаются.
v Нарушение восприятия причинности во времени. В результате – утрачивается способность прослеживать будущие последствия собственных поступков.
v Нарушается восприятие времени. В воспоминаниях искажается последовательность событий. Возникает стойкое впечатление, что он «первый начал», «именно он вынудил меня».
v Происходит упрощение восприятия и мышление. Всё видится в чёрно – белом свете. Причем, белоснежными воспринимаются свои действия.
v Происходит фиксация на определённых установках, сформированных на неполноценных данных восприятия и ложной интерпретации, через которые впоследствии фильтруются все события, усугубляется субъективность понимания происходящего.
Происходит искажение чувств, эмоций:
v Рост чувствительности, ранимости. Легко возникают обиды по самым незначительным поводам.
v Растёт неуверенность. Человек испытывает недостаток бесзопасно, пытается обрести её, зачастую, нападая.
v Растёт недоверие.
v Парадоксально растёт нечувствительность. Возникает эмоциональная тупость в отношении переживаний оппонента.
v Растёт поляризация положительных и отрицательных качеств. Положительные качества присваиваются себе, отрицательные оппоненту.
v Усиливается изоляция. Участники конфликта обрастают панцырем, изолируются друг от друга.
Искажение способности к формулированию целей и конструктивным действиям
v Усугубляется односторонность. Сужение видение ситуации порождает узкую постановку целей.
v Происходит застывание позиций и зацикливание на каких – либо вопросах, связанных с конфликтами.
v Развивается фанатизм. Победа над противником видится как единственно возможная и благородная цель.
v Углубление конфликта. Всё больше затрагиваются глубокие, бессознательные уровни личности.
Искажение в поведение участников конфликта
v Происходит обеднение поведенческого репертуара, действия приобретают односторонность.
v Огрубление поступков. Человек позволяет себе такие действия и высказывания, которых в нормальной жизни не допускает.
v Иррационализация поведения. – Участники склонны «сначала сделать, а потом думать».
v Возникает несоответствие результатов действий исходным намерениям участников. Неприятие ответственности за непреднамеренные действия по типу: «а что я такого сказал», «ну, кто ж знал, что он повесится».
v Демонизация. Поскольку результаты часто не совпадают с осознанными намерениями, то они часто и вовсе не замечаются, возникают, так называемые «демонические зоны», где события развиваются стихийно, словно без всякого участия самого человека, вовлеченного в конфликт.
Стили поведения в конфликте
· Соперничество – ориентация на достижение своих целей и реализация интересов без учёта целей интересов другой стороны.
· Сотрудничество – участники ориентированы на возможно полное обоюдное удовлетворение интересов.
· Избегание – уход от удовлетворения собственных интересов, что является одновременным препятствием удовлетворению интересов оппонента.
· Приспособление – отказ от собственных интересов в пользу удовлетворения интересов другого.
· Компромисс – частичный отказ от собственных интересов позволяет частично удовлетворить их.
Конструктивный и деструктивный конфликт
«Конфликты – это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».- Ч. Ликсон.
Признаки деструктивный конфликта | Признаки конструктивного конфликта |
отвлекает время и силы от решения более важных дел; | способствует решению проблем; |
вызывает поведение, противоречащее моральным нормам, ведёт к занижению самооценки; | увеличивает степень вовлечённости в обсуждаемую проблему; |
поляризует позиции людей в группе и препятствует внутригрупповому взаимодействию; | обеспечивает эмоциональную разрядку; |
усугубляет различия в ценностях; | позволяет людям больше узнать друг о друге; |
провоцирует неприемлемые способы действия и поведения | способствует личностному росту, приобретению знаний и умений в профессиональном общении. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБМЕН. - Один из вариантов конструктивного исхода конфликта. Многие авторы определяют его через так называемый ценностный обмен. Так, Р. Л. Кричевский и Е. М. Дубовская ценностным обменом называют обоюдное удовлетворение участниками взаимодействия определенных социальных потребностей путем взаимного предоставления соответствующих ценностей.
Ценности– побудители и регуляторы поведения ((отвечают на вопрос: ради чего?, почему?).
Основные группы причин конфликта
· Структурные факторы (существуют объективно, независимо от нашего желания и возможностей и не могут быть изменены в рамках конфликта). Например, система законов, социальных норм, политическая система государства; возрастные различия, половые различия и т. п.
· Информационные факторы (информация, которая стала причиной конфликта, как правило, это ложная, искажённая, преждевременная информация).
· Ценности (мировоззрение, традиции, привычки).Важно, чтобы конфликтующие стороны нашли общую ценность, ради которой они будут готовы принять существующие противоречивые ценности друг друга. Например, супруги, имея разные взгляды на жизнь или мораль, из – за которых постоянно ссорятся, те не менее не разводятся ради детей; люди не воюют ради сохранения жизни и т. п.
· Отношения (установки, стереотипы) Например, все пожилые люди сварливы, вся молодёжь распущенная и т. п.
· Поведенческие реакции (поведение в момент конфликта).
Стадии развития конфликта
1. Напряжение. Эту стадию называют «предконфликт», так как возможно и нет причин для конфликта, просто возникло недоразумение во взаимопонимании сторон.
2. Инцидент – открытая эмоционально агрессивная стычка.
3. Конфликтные действия - действия по нанесению ущерба друг другу. В этот момент у каждой из конфликтующих сторон появляется группа поддержки, которая разделяет позицию сторон.
4. Эскалация - обезличивание участников конфликта, главной целью становиться борьба до победы любой ценой.
5. Кульминация – формируются результат или варианты разрешения конфликта.
6. Разрешение – наиболее часто встречаются следующие варианты: уничтожение одной из сторон, приспособление – подчинение одной стороне; поиск возможного разрешения, если стороны равны.