Экономическая жизнь общества, ее основные компоненты. Роль способа производства в жизни общества (К.Маркс). источники развития общественного производства, структура способа производства.
Структура общества состоит из 2 подсистем: 1)общественное бытие (материальная сторона) производство материальных благ и общественное сознание (духовная сторона). Материализм считает, что общественное бытие определяет общественное сознание. Идеализм считает, что общественное сознание определяет общественное бытие (идеи правят мирам) 2)определяется по типу деятельности, выделяют основные типы деятельности и на их основе подсистемы: материально-производственная деятельность – создание вещей и средств деятельности (экономическая подсистема); организационная деятельность – обеспечения функционирования общества как единого целого (политическая подсистема); духовная деятельность – право духовных ценностей (духовная подсистема); социальная деятельность – деятельность по созданию самого субъекта (социальная подсистема); Существует 2 точки зрения по соотношению бытия и материи: идеалистическая и материалистическая. К.Маркс обосновывал идеалистический материализм и выделил законы, определяющие «роли материального производства», согласно которому все важнейшие явления общественной жизни вплоть до моральных, религиозных, эстетических воззрений людей, определяются в конечном счете взаимодействием производительных сил и производственных отношений. Согласно Марксу сознание людей зависит от их бытия – это утверждение вытекает из простого факта, что «люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище, одеваться прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, религией» сущность материалистического понимания в том, что: 1)производство и вслед за ним обмен его продуктов составляет основу каждого общественного строя 2)исторический процесс, общественное бытие носит объективный характер
3)главной движущей силой преобразующей жизнь общества являются народные массы 4)средства для измерения существующего положения вещей нужно открывать в наличных материальных факторах производства. Социальные законы и категории. В отличии от природной, социальная закономерность имеет ряд специфических черт: 1)общественные отношения принимают форму общественных интересов, потребностей, целей, а это значит, что социальные законы, это законы не только материальной, но и духовной деятельности 2)поскольку общество одновременно является и субъектом и объектом, социальные законы – это законы социальной деятельности, без человеческой деятельности, которые генетически первичны 3)социальные законы по характеру своей деятельности статистические 4)спецификой социальных законов является из историчность, в следствии того, что социальная эволюция протекает более быстрыми темпами чем эволюция природы, общественные отношения и формы культуры более подвижны, чем геологические периоды, социальный организм (общество как система) очень динамичен и его закономерности позволяют установить лишь общую тенденцию развития, а это создает малую вероятность установления строгих сроков наступления событий.
36. Общественное сознание как духовная жизнь общества. Структура и формы общественного сознания.
Общественное сознание - отражение общественной жизни в определенных идеях, взглядах, теориях - совокупность индивидуального сознания. Общественное сознание неоднородно по содержанию и форме. Соотношение инд. и общ. сознания:
I)Целое и часть. Целое есть сумма частей, но неравно механической сумме частей, т.к. целое нечто большее. Отличие целого от части в соотношении типа связи: 1) в обществ. сознание входит не все содержание индивид. сознания; 2)обществ. сознание не равно индивид. сознанию, т.к. является основой индивид. сознания.; 3) обществ. сознание есть результат деятельности индивид. Сознания.
II)Общее и единичное. Единичное шире, чем общее, т.к. в нем больше признаков(общее+единичное). В индивид. сознании больше признаков, чем в обществ. сознании; с другой стороны обществ. сознание фундаментальнее, глубже.
III)Абсолютное и относительное. Абсолютность сознания заключается в том, что оно может давать знания о мире (нет границ). Ограниченность знаний на данном этапе означает относительность сознания.
Структура: Теоретическое (теории, наука; опирается на обыденное, но глубже) и обыденное (совокупность взглядов, которыми люди руководствуются в повседневной жизни; здравый смысл). С обыденным связана общ. психология (совокупность соц. чувств, непосредственное отражение повседневной жизни): чувственная (эмоции, настроения) и рациональная (идеи, представления).
Форма сознания - система определенных взглядов и идеологических отношений, в которых эти взгляды выражаются. Выделяются такие виды общественного сознания, как религиозное, нравственное, эстетическое, политическое, экономическое. Виды, или формы, общественного сознания представляют собой многоуровневые образования, включающие обыденный и теоретический уровни, общественную психологию и идеологию. Состояние общественного сознания определяется тем, какие идеи и взгляды доминируют в данный исторический период, какие формы общественного сознания оказывают наиболее эффективное воздействие на общественное мнение и настроение, каково место искусства, религии, политики и права среди инструментов формирования общественного мнения.
Экономическое сознание - отражает экономическую сферу жизни общества. Политическое сознание - отражение политической жизни. Политическое сознание обладает универсальностью - политика важнейший регулятор общ. жизни. Идеология - сис. взглядов господства класса.
Нравственное сознание - совокупность чувств, взглядов, теорий, отражающих поведение людей в обществе с оценочных позиций. Идеология - совокупность нравственных идеалов, нормы морали. Нравственное сознание - компонент морали, которая включает в себя еще сами нормы. Важнейшие понятия, определяющие нравственные нормы - добро и зло, нравственный долг.
Эстетическое сознание - отражает мир в художественных и эстетических образах. Высшая форма - художественное сознание, выражается в искусстве. Категории - прекрасное и безобразное. Эстетическое сознание - элемент искусства (эстет. деят-ть - воплощение идеи).
Религиозное сознание отражает мир с позиций признания сверхъестественных сил. Обыденное - религиозность на повседневном уровне; теоретич. - теолог. Религиозная идеология - может иметь классовый характер.
37. Глобальные кризисы и проблемы. Глобализация как всеохватывающий, многоаспектный процесс превращения мира в целостную систему, её основные аспекты. Сущность глобальных проблем, их типы и роль в жизни общества.
ХХ век истории человечества ознаменован возникновением и углублением глобальных проблем. Глобальные проблемы – это совокупность проблем всего человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Они многообразны. К числу наиболее важных относят: стремительный рост народонаселения Земли, ведущий к демографическому взрыву; ближайшая перспектива исчерпания традиционных энергетических и других природных ресурсов; беспрецедентное загрязнение среды обитания человечества, грозящее экологической катастрофой.
Серьезной проблемой современного мира является “демографический взрыв”. Десять тыяч лет назад было около 5млн человек, 2 тысячи лет назад – около 200 млн, в 1960 г – 3 млрд, в 1975 – 4 млрд, в 1987 - 5 млрд. Если этот темп прироста населения сохранится то к 2000г на Земле будет более 6 млрд человек, а к концу 21 века в два раза больше.
Для своей жизни люди нуждаются в кислороде, продуктах питания, промышленных товарах. Все это своим источником имеет природу. Исходя из среднего уровня жизни человека в США, на 1 км2 могут жить 57 человек, а на всей земле – 5,7 млрд человек. Особая острата этой проблемы подчеркивается тем, что свыше 4/5 прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. В итоге столь быстрого роста численности населения развивающихся стран и их экономического отставания усиливается нестабильность в мировой экономике и политике. К этому надо добавить что во многих странах СНГ хоть уровень прироста населения не высокий, но за счет снижения жизненого уровня в относительном отношении, делает эти страны опсными с т.зр. ядерного потенциала. Неуклонный рост народонаселения планеты сталкивается с не менее сложной глобальной проблемой – исчерпания традиционных энергитических ресурсов. Так запасы угля составляют 600 лет, нефти – 90 лет, природного газа – 50 лет, урана – 27 лет. Т.о. все виды топлива по всем категориям будут сожены за 800 лет. При этом НТП в направлении создания революционных технологий производства на базе принципиально новых предметов и средств труда не зарекомендовал себя. Традиционные энергитические ресурсы не только ограничены, их использование загрязняет атмосферу. На сжигание угля, газа и нефти из атмосферы ежегодно изымается 20 млн тонн кислорода, а в замен выбрасываются миллионы тонн углекислого газа и прочих ядовитых веществ. Планета буквально тонет в массе ядовитых отходов промышленности.
В настоящее время биосфера вышла из состояния устойчивости. Она перестала поглащать избыток углерода в атмосфере и, наоборот, начала выбрасывать углерод в нее. Биосфера утратила способность стабилизировать окружающую среду. Порог устойчивости континентальной части биосферы превышен в 5-7 раз. При этом следует иметь в виду, что если ресурсная модель допускает численность населения Земли в 7-8 млрд человек, то биосфера – всего 1-2 млрд.
Возрастание темпов прироста населения тяжким грузом легло на биосферу, потребовав более интенсивного использования плодородия почв. В связи с ростом населения средняя площадь посевов зерновых культур, приходящихся на одного человека, уменьшилась за последние тридцать лет на одну треть. Если в начале 20 века на 1 человека приходилось 9 га культурных земель, то к середине века этот показатель составлял уже 6га, а в наст вр около 3 га (но в США земли отводят под парки и т.д.).
Так называемые интенсивные технологии истощают плодородие почв (чушь – в США сам видел отличие земель тридцать лет назад и в наст вр.)
Увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление являются признаком кризиса цивилизации и это кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельности европейской индустриально технической цивилизации, идейно-мировозренчески восходящей к греческой культуре. Одновременно этот кризис касается и современного человека вообще, способа его самореализации, ибо все страны мира, все народы, пытаясь достичь уровня жизни промышленно развитых стран Западной Европы и США, стремяться идти по их пути. Другого способа успешной самореализации современный человек не знает. Вот почему можно сказать, что современный человек, способ его бытия находятся в глубочайшем кризисе.