Сознание как предмет философского анализа. Познание как созерцание и как деятельность. Эмпиризм и рационализм о природе познания.
Познание – это главная функция сознания. Философская дисциплина, исследующая проблемы познания – гносеология. Главные гносеологические проблемы: Что есть знание? Как оно возможно? Какими путями достижимо знание?
Что такое истина и каковы её критерии? Проблема познаваемости мира состоит в том, что человек существует в окружающем его мире, ведь для того, чтобы ориентироваться в нём, он должен адекватно (верно) отражать в своём сознании эту действительность. Поэтому возникла проблема: познаваем ли мир, а если познаваем, то насколько? В решении этой проблемы сложилось 2 точки зрения: 1. Агностицизм – это отрицание познаваемости или мира в принципе или сущности предметов.
Аргументы: предмет в процессе познания преломляется через органы чувств, а каков он на самом деле не известно; мир вечен и бесконечен, а человек смертен и ограничен . 2. Гносеологический оптимизм считает, что мир познаваем, иначе мы бы не могли достичь поставленных целей. Познание – это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации полученной информации. В процессе познания в сознании человека происходит отражение мира в форме познавательных (гносеологических) образов. Гносеологический образ – это идеальные копии предметов и явлений, они объективны по содержанию и субъективны по форме, т. е. каждый человек воспринимает мир по-своему. В процессе познания выделяют: 1. Субъект познания – источник познавательной активности (отдельный человек, группа людей, человечество в целом). 2. Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта.
Структура познания. В процессе познания выделяют 2 формы:
1. Чувственное познание – осуществляется при непосредственном контакте с предметами и явлениями внешнего мира. Формы чувственного познания: 1. Ощущения – это отражение отдельного свойства предмета, воздействующего на отдельный орган чувств. 2. Восприятие – это целостный образ предмета в единстве всех ощущений.
3. Представление – это восприятие в сознании целостного образа предмета с помощью памяти, когда он нам непосредственно не дан.
2.Рациональное познание систематизирует и приводит в порядок чувственные данные, порождает новое знание, не данное нам в чувствах. С помощью органов мы познаём внешние стороны предметов, при рациональном познании – сущность предметов. Формы рационального познания: 1. Понятие – это форма мысли, в которой отражаются предметы в их общих существенных признаках. 2. Суждение – это форма мысли, в которой посредством связи между понятиями что-то утверждается или отрицается. 3. Умозаключение – это рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое, логически вытекающее из предыдущих. В истории философии сложилось 2 точки зрения: 1 Эмпиризм (сенсуализм) – это преувеличение роли чувственного познания, утверждает, что истинное знание возможно на основании деятельности органов чувств. 2. Рационализм – абсолютизация рационального познания, утверждает, что источник истинного знания – разум. Чувственное и рациональное – это 2 стороны единого процесса познания. При помощи чувственного познания мы получаем информацию, а рациональное познание анализирует эту информацию.
20. понятия и их роль в познании.
Выработка понятий:1)фиксация группы предметов2)выделение общего свойства3)абстрагирование – это отвлечение или отказ от несущественных признаков. Суждение – это форма познания, в которой движутся понятия. В суждениях мы устанавливаем те или иные отношения между понятиями и соответственно стоящими за ними предметами. Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. Предложение – это материальная оболочка суждения, а суждение составляет идеальную смысловую сторону предложения. В предложении выделяются подлежащие и сказуемое, а в суждении субъект и предикат. Умозаключение – мысленная связь нескольких суждений и выведение из него нового суждения. Пример: «Люди смертные. Сократ человек, следовательно, Сократ смертен» Суждение, из которого выводится новое суждение, называется посылкой, а выводимое суждением - заключением. Умозаключения бывают разных видов: 1)индуктивные 2)дедуктивные 3)умозаключения по аналогии
21. Суждение и умозаключение, их роль в процессе познания.
Формы мышления являются одним из важнейших моментов, средств познания, в них человек отражает универсальную закономерность вечно движущейся природы. Логический процесс создания научной картины мира осуществляется в суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, понятиях, категориях и т.д.
Центральной проблемой диалектической логики является изучение образования и развития форм мышления, выяснение роли практики в движении форм мышления. Диалектика всесторонне исследует формы мышления, вскрывает их объективное содержание, показывает их взаимосвязь в процессе достижения истинного знания о мире.
Одной из форм мышления является суждение, посредством которого познаются различные стороны, свойства, отношения предметов. Суждение есть мысль, утверждающая или отрицающая что-нибудь о чем-нибудь. В нем отражается диалектика единичного и общего. Например, "золото – металл": золото – единичное, металл – общее. В процессе познания совершается переход от одного суждения к другому, от одного уровня познания к другому, более высокому. Различные формы суждения – отдельные звенья, моменты этого процесса.
Познание идет от единичного через особенное к всеобщему. По такому пути идет и развитие суждений: от суждения единичности через суждение особенности к суждению всеобщности.
В суждении единичности устанавливается связь каких-либо явлений. Дальнейшее развитие познания приводит к формулированию суждения, в котором отражается закон связи некоторых особых форм движения (суждение особенности), и, наконец, в суждении всеобщности мы познаем всеобщий закон развития.
Так, сначала наука установила, что атомы отдельного элемента, например радия, способны распадаться на более простые составные части; это – суждение единичности. Потом было сформулировано суждение особенности: целая группа самых тяжелых из известных нам элементов обладает свойством естественной радиоактивности. В настоящее время наука достигла такого уровня, при котором возможно сформулировать суждение всеобщности: каждый химический элемент при определенных условиях может быть превращен в другой элемент.
Огромное значение в процессе познания имеет умозаключение. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющегося, ранее установленного знания выводится новое знание. Например, человек непосредственно не измерял расстояние от Земли до других небесных тел, однако он знает эти расстояния на основе умозаключения. Объективной основой возможности перехода от известного к неизвестному является закономерность в природе и обществе. Закономерная связь явлений носит всеобщий характер, поэтому на основе знания ее можно делать выводы о явлениях, непосредственно не наблюдаемых, но подчиненных действию известных законов. Человек чувственно не воспринимает атомов, но он на основании умозаключений из познанных законов знает, что все атомы имеют электроны, протоны и нейтроны.
Формы умозаключения многообразны: одни дают достоверные заключения, другие – в большей или меньшей степени вероятные. В истории философии были попытки представить какой-либо один тип умозаключения единственно надежным и ценным способом получения новых результатов. Так, эмпирики (Бэкон, Локк и др.) таким способом считали индукцию, в которой процесс умозаключения идет от частного к общему, от отдельных фактов к общему выводу. Рационалисты (Декарт и др.), наоборот, преувеличивали роль дедукции, или умозаключения от общего к частному, когда общее положение распространяется на отдельные частные случаи. Взгляд тех и других односторонен. Нет такой отрасли науки, в которой умозаключали бы посредством только индукции или только дедукции.
Диалектическая логика показывает связь, единство различных форм умозаключения в процессе познания действительности. Индукция и дедукция взаимно дополняют друг друга.
В процессе познания человек наблюдает отдельные частные случаи, затем обобщает их, формулирует общее положение. Это – индуктивный процесс. Полученное обобщение он распространяет на новые явления, факты, случаи. Это – дедукция. Например, Менделеев, изучая отдельные химические элементы, нашел связь между атомным весом элементов и их химическими свойствами. Это привело к формулированию периодического закона. Из этого закона он сделал ряд частных выводов (дедукция) для отдельных элементов: предсказал свойства новых, еще не открытых элементов, исправил атомные веса некоторых мало изученных элементов и т.д. Так происходит развитие знаний путем взаимосвязи и взаимодополнения индукции и дедукции.
Дедукция не может обойтись без индукции: чтобы выводить из общего, надо это общее получить. Врожденных знаний человек не имеет. Индукция со своей стороны необходимо предполагает дедукцию. На основе одной индукции нельзя получить достоверного знания. Простое наблюдение повторяемости какого-либо свойства у ряда предметов еще не является доказательством необходимости, закономерности этого свойства для всех предметов данного класса. Полученное в результате индукции обобщение надо проверить, вывести из него следствия, проверить эти следствия на практике. Поэтому только взаимосвязь индукции, дедукции и практики ведет к достоверному знанию.
Наука не сразу приходит к достоверному знанию сущности, закона развития явлений. Путь к достоверному знанию лежит через высказывание гипотез, предположений, проверку гипотез на практике. Изучая какие-либо явления, ученый дает им объяснения (высказывает предположения о закономерной связи явлений). Дальнейшее изучение приводит к открытию новых фактов, причем среди них могут встретиться и такие, которые противоречат высказанной гипотезе. Тогда возникает потребность в новом способе объяснения (в новой гипотезе). Так, переходя от одного объяснения к другому, более точному, ученый приходит к открытию закона.
Гипотеза выступает как форма развития научного знания по пути к объективной истине. До определенного периода на положении научной гипотезы были теории Коперника, Дарвина, периодический закон Менделеева. Потом практика подтвердила объективную истинность их, превратила эти гипотезы в достоверные научные теории. Современная естественная наука окружена лесами гипотез.
Недооценка творческой роли гипотезы в познании всегда являлась спутником ограниченного эмпирического подхода к изучению действительности. Позитивисты, отрицающие возможность проникновения науки в сущность явлений, считают гипотезу ядом науки, чумой разума. По их мнению, не надо строить гипотезы о закономерностях движения явлений, – наука должна только протокольно регистрировать факты.
В действительности же гипотезы делают исследование предмета целеустремленным и приводят к открытию законов природы и общества. Ломоносов сравнивал гипотезы с порывами, дающими возможность "достигнуть знаний, до каких никогда не доходят умы низменных и пресмыкающихся во прахе". Экспериментируя или наблюдая новые факты, исследователь руководствуется гипотезой. При наблюдении надо знать, куда смотреть, что искать. Гипотеза и указывает это направление. Многие гипотезы не подтвердились фактами, но это не может служить аргументом против применения гипотез в познании. Умершие гипотезы сыграли огромную роль в науке, они проложили путь к истине.
На примере гипотезы хорошо видна связь эмпирического и теоретического в познании: мы исходим из фактов, наблюдений и восходим к абстрактному мышлению, обобщаем, строим гипотезу, а для проверки гипотезы снова обращаемся к фактам, к наблюдениям и экспериментам. Когда гипотеза доказана, она превращается в достоверную научную теорию, состоящую из системы связанных между собою, объединенных общим принципом понятий.
Понятие как форма мышления отражает сущность явлений. Так, понятия "число", "электрон", "точка", "фигура", "пролетариат" являются отражением общего и существенного в большой группе явлений. Общее, отраженное в наших понятиях, не выводится из разума, а существует объективно в единичных явлениях, вещах. С помощью понятий охватывается множество различных чувственно воспринимаемых вещей. Поэтому, чтобы выработать понятие, надо исследовать массу единичных явлений, вещей. Образование понятия есть результат длительного процесса познания, подведение некоторого итога его развития.
Процесс образования понятий включает в себя не только сравнение различных восприятий и выделение в предметах общего, сходного признака. Выделение просто общего не приведет к образованию научного понятия. Например, путем сравнения пахоты, ковки железа и ловли рыбы и нахождения в этих процессах такого общего признака, как "применение физического усилия", нельзя образовать научное понятие труда. Этот общий признак не является существенно общим для труда. Животные добывают пищу тоже с помощью физических усилий. Труд – это целесообразная деятельность общественного человека по изменению предметов природы с помощью орудий. Сущность предмета вскрывается путем всестороннего определения его связей и опосредований, выяснения его места и роли в той или иной системе.
Для образования понятия используются самые различные приемы научного исследования: наблюдение, эксперимент, разные формы умозаключения в их единстве, построение и проверка гипотез и т.д. Важное место в этом процессе занимает анализ и синтез.
Анализ, или мысленное расчленение предмета на его составные части с целью обнаружения простейших элементов сложного, необходим во всяком научном исследовании. Анализ дает возможность выделить и понять существенные стороны изучаемого явления. Если мы не будем знать, из каких элементов слагается общество, то мы никогда не поймем и его сущности, не выясним отношение различных элементов в нем. Но изучение предмета не ограничивается анализом. Преувеличение роли анализа, превращение его в единственный способ изучения ведет к метафизическому взгляду на мир, к расчленению предметов на отдельные, изолированные, якобы не связанные друг с другом элементы. Понятия, полученные в результате одного анализа, носят односторонний, неглубокий характер. Научное мышление предполагает единство анализа и синтеза, посредством которого происходит воссоздание конкретного в мышлении.
Единство анализа и синтеза – одно из важнейших требований диалектического метода мышления. Синтез дает знание об объекте как едином целом. Но это знание, во-первых, достигается на основе предшествующего анализа, во-вторых, в мысли следует соединять только то, что соединено в действительности, объективно. Порочность синтеза в идеалистической философии состоит в том, что там различные элементы объединяются в мысли независимо от того, как они относятся друг к другу в действительности. Отсюда получается произвольность синтеза.
Процесс развития понятий происходит в двух направлениях: 1) прежние понятия углубляются, уточняются и подымаются на более высокий уровень абстракции; 2) возникают новые понятия. Люди не сразу расстаются с прежними, привычными понятиями. Ломка старых понятий нередко приводит ученых к растерянности и даже к ненаучным взглядам.
Изменение содержания старых понятий и возникновение новых приводит к тому, что между различными понятиями, а также внутри одного и того же понятия намечаются расхождения, противоречия.
При этом надо строго различать противоречия в понятиях, являющиеся отражением объективных противоречий, от противоречий, которые являются следствием путаницы, неспособности того или иного человека последовательно и логично мыслить. Первые ведут к развитию знания, вторые мешают истинному познанию.
Наиболее общие понятия, в которых отражаются важнейшие свойства, закономерности мира, называются категориями. Каждая наука имеет свои категории. Например, физика оперирует такими категориями – или основными понятиями, – как масса, энергия, вещество, поле и т.д.; политическая экономия имеет свои категории: товар, стоимость, абстрактный и конкретный труд и др.; диалектика имеет свои категории: качество, количество, сущность, явление, противоречие и т.д. Категории диалектики в отличие от категорий других наук отражают наиболее общие законы и свойства явлений природы, общества и мышления. Поэтому умение правильно применять категории диалектики необходимо для исследования любого предмета.
Категория – понятие чрезвычайно большой общности. Каждая категория охватывает огромный круг явления. Так, например, категория материи охватывает все независимо от сознания существующие предметы и явления. Но из этого отнюдь не следует, что категории являются тощими, бедными содержанием абстракциями. Научные категории, взятые во взаимной связи друг с другом, дают глубокое и всестороннее отражение важнейших закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления.
Будучи известным итогом познания, отражая важнейшие свойства и закономерности внешнего мира, категории являются ступенями в развитии знания. Например, категории: движение, причина, следствие, противоречие, качество, сущность, закон и др. – являются узловыми пунктами, помогающими ориентироваться в бесконечно сложной и многообразной сети явлений действительности. В категориях обобщен весь предшествующий опыт познания.
22. проблема истины в познании классическое определение истины и пути его исторического развития. Абсолютное и относительное в истине.Истина – это соответствие наших знаний действительности, в соответствии представлений субъекта объекту (реальности)
Истина – это форма соответствия объекта мысли. Аспекты истины: 1)субъективный – означает, что истина находится в сознании человека и зависит от степени его развития. 2)объективный – означает, что истина отражает нечто существующее вне моего сознания.
3)ценностный – означает, что истина связана с такими ценностями, как правда, добро, справедливость.
4)практический – означает, что истина организует практическую деятельность людей. 5)конкретность истины – истина зависит от конкретных условий. 6)взаимосвязь абсолютной и относительной истины Абсолютная истина – полное и исчерпывающие знания о предмете, это идеал, абсолютная истина не достижима, но к ней можно стремиться. Относительная истина – неполное знание, познание идет от одной относительной истины к другой относительной истине, но более полной. Знание – это заслуживающая доверия, истинная и достаточно обоснованная информация о реальности. Теории истины. В истории философии существует много вариантов теории истины. 1)корреспондентская (классическая) – истина понимается как знание соответствующие действительности (Аристотель). 2)прогматистская – означает, что свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применима. (Уильям Джеймс) 3)конвеционистская - рассматривает истину как результат условного соглашения. (А. Пуанкаре) 4)когерентная – трактует истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость. (И. Кант) Критерии истины (способы проверки) 1)логика 2)эксперимент 3)практика (деятельность людей) 4)здравый смысл 5)интуиция
Билет 23. Истина и заблуждение. Способы отличия: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, экономия мышления, практика, верификация, когеренция, корреспонденция, фальсификация.
Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством либо чувственного или интеллектуального постижения, либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах.
Ценность знания определена мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания.
Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития.
Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают объективную действительность, имеют реальный источник. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации.
Но заблуждения следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью может быть как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было.
Источником лжи может быть и логически неправильное мышление.
Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.
Гораздо сложнее все в общественных науках, в частности в истории. Тут и доступность источников, и их достоверность, и политика.
Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины — всего лишь призрак.
Любой объект познания — неисчерпаем, он меняется, обладает множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки. Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.
К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения , смерти и т д. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.
Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тендеций его развития. Так истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена если не известны условия места, времени, в которых они сформулированы.
Критерий истины заключается в практике. Именно в практике должен человек доказать истинность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов мышления гласит: некое положение является истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражен в термине реализуемость. Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания.
Но нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. «Атом неделим» — так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличения его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.
«Экономии мышления» принцип - субъективно-идеалистическое положение, по к-рому критерий истины всякого познания состоит в достижении максимума знаний с помощью минимума познавательных средств; введен Махом («Принцип сохранения работы», 1872) и Авенариусом («Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей траты сил», 1876); распространен в совр. буржуазной философии. «Э. м.» п. подвергнут резкой критике В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» как идеалистический, поскольку истинность научных положений определяется не тем, насколько они «экономят» мысль, а их соответствием объективному миру.
Верифицируемости принцип (лат. уегШсаге - доказывать истину) - один из исходных принципов логического позитивизма, согласно к-рому истинность всякого утверждения о мире должна быть в конечном счете установлена путем его сопоставления с чувственными данными. В основе В. п., как он был сформулирован в Венском кружке, лежит тезис о том, что познание вообще не может выйти за пределы чувственного опыта. При этом различается непосредственная верифицируемость утверждений, прямо описывающих данные опыта, и косвенная верифицируемость путем логического сведения к.-л. положения к прямо верифицируемым утверждениям. Явная философская и методологическая несостоятельность В. п., сводящего знание о мире к «непосредственно данному», лишающего познавательного значения научные утверждения, непосредственно не проверяемые опытным путем, вынудила логических позитивистов принять ослабленный вариант этого принципа в виде требования частичного и косвенного опытного подтверждения научных положений. В этой форме он выражал лишь общее методологическое требование согласования теоретических положений о эмпирическими фактами, к-рое должно сочетаться с др. факторами и критериями приемлемости теоретического знания (его эвристическая сила, логическая простота и пр.).
Когеренции теория (лат. cohae-rentia - внутренняя связь) - неопозитивистская теория истины, развита О. Нейратом и Карнапом в процессе их дискуссии (в рамках Венского кружка) против Шлика. Если Шлик придавал своему идеалистическому пониманию истины «реалистическую» окраску, то его противники введением К. т. фактически перешли на позиции открытого субъективизма. С их т. зр., истинность основана на согласованности предложений в определенной системе. Любое новое предложение истинно, если оно может быть введено в систему, не нарушая ее внутренней непротиворечивости. Быть истинным - значит быть элементом непротиворечивой системы. При этом система понимается как языковая структура, дедуктивно развитая из совокупности исходных аксиом. Первоначально К. т. опиралась на признание «протокольных предложений», как особого типа предложений, фиксирующих эмпирические факты, и т. обр., в какой-то степени допускала связь системы с реальностью. В дальнейшем с принятием постулата, что любое предложение может считаться «протокольным» (Поппер), К. т. приняла чисто кон-венционалистский (Конвенционализм) облик.
Фальсификация (лат. ложный и делать) - один из способов проверки истинности теоретических утверждений (гипотез, теорий) посредством их опровержения путем сопоставления с полученными в результате опыта эмпирическими данными. В основе Ф. лежит формальнологическое отношение, согласно к-рому теоретическое высказывание является опровергнутым, если его отрицание логически следует из множества совместимых между собой утверждений наблюдения. Опираясь на это логическое отношение, Поппер ввел в противовес неопозитивистскому принципу верификации (Верифицируемости принцип) принцип Ф., к-рый был истолкован им не как способ определения осмысленности научных утверждений, а как метод отделения науки от ненауки. Согласно Попперу, статусом научности обладают лишь такие высказывания, к-рые в принципе могут быть фальсифицированными, принципиально же нефальсифицируемые утверждения лишаются его. В марксистской концепции логики и методологии науки Ф. рассматривается как подчиненный практике частный способ проверки научных теорий.