Системный характер организации материального мира.
Понятие «материя» родилось из стремления выявить изначальное единство всего существующего на свете, свести всё многообразие вещей и явлений к некой общей исходной основе. Когда материя понимается как некий строительный материал, то, из чего строят – это неправильное понимание материи, здесь материя как субстракт. Понимание материи шло от физического к философскому, т. е. от субстракта к субстанции. Материя – это философская категория, охватывающая всё, что существует независимо от сознания и воздействует на наши органы чувств. Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражаемые ими идеи.
В начале XX века в философии и науке сложилась концепция устройства материального мира. В её основе лежит принцип системности, требующий рассматривать мир как иерархическую композицию сложноподчинённых объектов, каждый из которых представляет определённую систему. Уровни организации материи. Современное представление о материи исходит из его понимания как сложной системы. Система – это целостное единство взаимосвязанных элементов. Сложная система – это такая система, в которой каждый элемент является системой. Структура – это связи и взаимоотношения между элементами внутри системы. Выделяют 3 уровня организации материи: 1-ый уровень – неживая природа: 1. Микромир – от элементарных частиц до молекул.
2. Макромир – до галактики. 3. Мегамир – крупнее галактики. 2-ой уровень организации материи – живая природа (РНК, ДНК, белки, клетки, особи, популяция, биосфера в целом). 3-ий уровень – социальный (человек, семья, нация, народ).
16. Сознание как фундаментальная характеристика человеческого существа. Основные философские концепции сознания.Происхождение сознания. В современной науке нет единой позиции по вопросу о происхождении сознания. В современной философии существует 2 основные точки зрения: 1 Сознание возникло в результате длительной эволюции материи и является свойством самой высокоразвитой части материи – человеческого мозга. 2. Считают, что сознание как необыкновенно сложный феномен не могло возникнуть в условиях Земли и является проявлением высших космических сил. Идеальное бытие сознания. Проблема отношения сознания к материи возникла в 17 в. (Рене Декарт). Она рассматривается главным образом в гносеологическом, т. е. познавательном плане и заключается в том, что мир состоит из материальных вещей, которые мы можем мыслить, т. е. как-то себе представлять. Не менее очевидно и то, что наши идеальные образы вещей или мысли о них должны иметь какое-то сходство, подобие с самими материальными вещами, иначе процесс познания реальности будет невозможен, т. е. между вещью и мыслью о ней должно быть что-то общее. Какими общими свойствами обладают материальные и идеальные объекты (образы)?
Свойства материальных объектов:
1)даны в ощущения; 2)пространственно локализованы;
3)обладают массой, плотностью, зарядом и т. п., т. е. набором физико-химических свойств; 4)не обладают свойствами истинности или ложности; 5)не обладают свойствами абстрактности или конкретности. Свойства идеальных объектов: 1)не даны в ощущениях;
2)невозможно указать точку пространства, где находится образ;
3)не обладают физико-химическими свойствами; 4)обладают свойствами истинности или ложности; 5)свойства абстрактности или конкретности. В итоге получается парадоксальная ситуация: у материальных и идеальных объектов нет никаких общих свойств, в этом заключается проблема: как относится наше сознание к вне нас существующей реальности, т. е. на чём основана наша уверенность, что образ вещи, который находится в нашем сознании, является копией с оригинала, т. е. материального объекта. Ответ на этот вопрос: соответствие сознания материальному миру обеспечивается практической деятельностью человека. Наша материальная предметная деятельность – вот, что связывает сознание с материальным миром, формирует наши мысли по образу и подобию материальных вещей. Ключевое понятие в этой концепции – деятельность. Исходный тезис формулируется так: сознание есть деятельность.
Мыслительная деятельность человека связана с его материальной предметной деятельностью генетически, то есть по происхождению. Мышление – это та же практическая предметная деятельность, только осуществляемая не с материальными предметами, а с их идеальными образами. Именно это генетическое родство сознания (мышления) и практической деятельности и обеспечивает связь, единство, соответствие нашего сознания (мышления) находящемуся за его пределами материальному миру. Свойства сознания: 1. Идеальность означает, что возникающие в сознании образы не обладают свойствами материи, т. е. они не имеют размеров, цвета, вкуса, запаха, находятся вне пространства и вне времени. Поэтому сознание может вместить в себя всё от песчинки до вселенной. 2. Интенциональность – направленность на предмет, т. е. что-то всегда является предметом сознания. Интенциональность сознания подразумевает наличие: 1. Предмета сознания. Предметом сознания является окружающий мир, его предметы и явления, внутренний мир человека как самостоятельный духовный мир (сознание). 2. Формы, т. е. то, как сознание подразумевает предмет (воспринимает). Основными формами сознания являются: восприятие; осмысление;
оценка;воспоминание; фантазирование; жизненный опыт.
3. Идеаторность или творческая активность сознания означает способность сознания творить и воспроизводить идеи, что является внутренней самостоятельной работой, выходящей за рамки простого отражения. Функции сознания: Функция – это направление, по которому данное явление себя реализует. 1. Познание – это активное целенаправленное отражение действительности в сознании человека. 2. Оценка – это установление значимости того или иного явления действительности для человека, его жизнедеятельности.
3. Установка (вера) – это особое психическое состояние сознания, при котором человек воспринимает любое знание как истинное без доказательств. Базовая функция – познание, остальные зависят от неё.
17. Структура сознания. Сознание и самосознание. Философские и психологические концепции сознания.Поле сознания – это хранилище образов, т. е. всех наших знаний, оно отвечает за жизнеобеспечение, а также обмен информации, с внешней средой, в том числе и другими полями сознания.I сектор является сферой телесно-перцепцивных способностей и получаемых на их основе знаний. К этим способностям относятся: ощущения, восприятие, представление, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о собственном теле и его взаимоотношениях с другими телами. Главная цель: полезность и целесообразность поведения человеческого теля среди других тел. II сектор – логико-понятийные компоненты сознания (мышление). С помощью мышления человек выходит за пределы непосредственно-чувственно данного в сущностные уровни объектов. Здесь находятся понятия, осуществляются суждения и умозаключения. Главная цель – истина. Понятие – это мысль, которая отражает класс предметов, имеющих общие признаки. I и II секторы образуют левую или внешне познавательную половину нашего сознания, где субъективно-личностные компоненты психического мира находятся в снятом латентном состоянии. III сектор связан с эмоциональной компонентой нашего сознания. Она лишена непосредственной связи с внешним предметным миром. Это сфера личностных субъективно-психологических переживаний. Сюда относятся:1. инстинктивно-аффективные состояния; 2. эмоции;
3. чувства. Главным регулятивом и целью является «принцип удовлетворения» по Фрейду. IV сектор соотносится с ценностно-мотивационной компонентой сознания. Здесь находятся высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию в виде фантазии, продуктивного воображения, интуиции различных видов. Целью и регулятивом выступают красота, правда и справедливость, т. е. ценности. III и IV сектор образуют ценностно-эмоциональную составляющую нашего сознания или правую половину нашего сознания, где в качестве предмета познания выступают собственное «Я», другие «Я», а также продукты их творческой самореализации. Эта схема сознания конкретизируется в ряде отношений: в поле сознания выделяются 2 сегмента: 1. Нижний, которому соответствует бессознательное. 2. Верхний, которому соответствует сверхсознание. На вертикальной прямой, выражающей развитие сознания выделяют узловые точки или уровни сознания. 1 уровень – этап протосознания, т. е. бессознательного телесно-аффективного существования индивида (эмбрион). 2 уровень – этап генезиса телесного «Я» (4 года).
3 уровень – этап формирования сознательного «Я» или самосознания. Самосознание – это не только познание себя, но и выработка отношения к себе: своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, т. е. самооценка. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Правильная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели.
18. Сознание и язык. Язык как знаковая система. Естественный язык и искусственные языки науки.Язык, которым пользуется человек, является не только исторически сложившейся формой культуры, объединяющей человеческое общество, но и сложной знаковой системой. Слова человеческого языка являются знаками предметов и понятий. Слова – это самые многочисленные и главные знаки в языке, другие единицы языка также являются знаками. Знак представляет собой заменитель предмета в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия. Знак обладает следующими свойствами: 1. Знак должен быть материально доступным к восприятию. 2. Знак направлен на значение. 3. Содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, в то время как содержание вещи исчерпывается её материальными свойствами.
Естественный и искусственные языки. Знаки, входящие в состав языков, как средств коммуникации в обществе, называются знаками общения. Знаки общения делятся на:
знаки естественных языков; знаки искусственных языков. Знаки естественных языков состоят из звуковых знаков и соответствующих им знаков письма. В естественных языках общения (национальных языках) в более явной форме существуют правила грамматики, а правила смысла и употребления в неявной форме. В искусственных языках правила грамматики и правила смысла и употребления создаются в явной форме в соответствующих описаниях этих языков. Искусственные языки возникли в связи с развитием науки и техники (системы математических и химических символов). Они служат не только средством общения, но и выведения нового знания. К искусственным знаковым системам относятся кодовые системы, кодирующие обычную речь (азбука Морзе, различные шифры и различные виды сигнализаций).