Аристотель: учение о материи и форме, о причинности и других универсальных принципах бытия.
Аристотель философией назвал метофизику – это наука о реальности по другую сторону физической, т. е. любая попытка выйти за пределы эмпирического мира – мир, воспринимаемый при помощи органов чувств. Аристотель ставит 3 вопроса: 1. Что такое бытие? Бытие – это всё то, что ни есть «чистое ничто», как чувственное, так и умопостигаемое. 2. Что является высшими причинами? Субстанция – это первая реальность, от которой всё зависит. Есть 3 субстанции: 1. Материя, она не имеет определённых качеств, но воспринимается чувствами. 2. Форма, она даёт материи определённые качества.3. Комбинация материи и формы – это конкретный индивидуальный предмет. Из всех субстанций главной является форма. 3. Что такое Бог? Бог – это неподвижный двигатель, Перводвигатель. Бог выступает в качестве финальной целевой причины. Оставаясь неподвижным, Бог двигает миром.
Понятие – это мысль, которая отражает класс предметов, имеющих общие признаки. Философские понятия отражают не отдельные частные признаки и отношения предметов, а наиболее общие св-ва и отношения, т. е. фил-кие понятия имеют всеобщий характер, поэтому они имеют специфическое название – категории.
8. Вклад средневековой философии в развитие цивилизации.Средневековая фил-фия возникла во II в. н. э., делится на 2 основных периода: 1. Патристика (2 – 8 в. н. э.). Содержание патристики составляют труды отцов церкви (епископов, настоятелей монастырей, пастр – отец) – Августин (святой, блаженный). 2. Схоластика (8 – 15 вв.) – школьная философия. Главное отличие – изменение отношения к фил-фии: фил-фия становится служанкой богословия, т. е. фил-фия должна служить священному писанию, как служанка своей госпоже. Цель фил-фии: используя мощь разума и логику мышления, обосновать религиозные догматы, доказать их истинность. Главный основной принцип теоцентризм (теос – бог) – центр мироздания, основатель и творец всего сущего – единый Бог.
Главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философского исследования является Бог. Принцип теоцентризма конкретизируется в 2 догматах (застывшее, неразвивающееся знание): 1. Догмат о творении: Бог создал мир из ничего, Бог – автор своей свободной воли. 2. Догмат об окровени: с помощью разума человек познаёт второстепенную реальность (природу) и то поверхностно. Истинное знание бог сам открывает человеку с помощью откровения (священные книги). Догмат – это истина, не нуждающаяся в докозательстве. Онтология средневековья основана на догмате творения, но в отличии от религии философия доказывает возможность творение богом мира из ничего. Гносеология средневековья основана на догмате об откровении. Познанием считается толкование текстов священных книг, а если возникают противоречия, то надо верить библии. Вера ведёт к разуму.
Рассматривая вопросы онтологии, в средневековой философии возник наиболее распространённый спор о природе универсалий (общих понятий). В споре о природе универсалий возникает вопрос, что первично: универсалии или конкретные предметы? Существует общее или еденичное? На эти 2 вопроса сложились 2 точки зрения: 1. Реализм (Фома Аквинский). Универсалии существуют самостоятельно – это духовные сущности, предшествующие единичным вещам. Универсалии – это мысли бога, образцы, по которым он творит реальный мир. 2. Номинализм (Скотт, Окка). Реально существуют только конкретные вещи. Универсалии – это названия вещей, которые дают им люди, т. е. первично единичное, а общее – вторично. Проблемы человека в средневековой философии. В человеке существуют 3 части: 1. Тело – природная часть, то, что тянет человека вниз; 2. Дух – божественная часть, высшие ценности; 3. Душа – собственное «Я» человека, обладающего свободой воли, т. е. возможностью выбора между добром и злом. Человек сам отвечает за свои поступки, т. к. сам их выбирает. Важнейшим открытием средневековых мыслителей является то, что каждый человек является личностью, человек трактуется как существо греховное и трагичное. Вся жизнь человека связана с грехом. Бог есть любовь, он старается помочь и спасти людей, т. е. человек выделяется из природы и объявляется твореньем бога, стоящим над природой, т. е. подчёркивается божественная сущность человека. В средневековой философии доказывается догмат о спасении окружающего мира и человечества путём воплощения бога в теле человека – Иисуса Христа и принятие Иисусом Христом на себя грехов всего человечества.
9. Научная революция и философия 17 века.В целом 17 в. открывает новый период в развитии философии. В 17 в. разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации производственных процессов и тем самым в развитии науки, которая могла бы эту рационализацию обосновать и стимулировать. Это привела к развитию точных наук (математика, ориентированная на механику). Доминирующая наука – механика. Философия оформляется как механистическая философия. Главная черта – механицизм – абсолютизация движения, т. е. законы механики распространяются на все процессы в природе и обществе. Специфика эпохи нового времени – разочарование в средневековой интерпретации человеческой жизни, когда земное существование считалось временным. В новом времени человеческая энергия концентрируется на посюстороннем или земном существовании. Главные проблемы нового времени лежат в теории гносиологии (познания). Основной вопрос: что является источником истинного знания? Как возможно истинное знание? Возникло 2 направления: 1. Эмпиризм. Родоначальник –английский философ Френсис Бэкон (1561 – 1626). Он считал, что наука служит жизни и практике. Общая задача всех наук – не созерцание, а увеличение власти человека над природой. Ему принадлежит знаменитый афоризм: «Знание – сила», в которой отразилось практическое направление науки. Знание, не приносящее практических плодов, он считал ненужной роскошью. Бэкон обосновывает эмпиризм, как направление философии, считающее чувственное познание источником истинного знания. Необходимо изменить методы исследования. Дедукцию заменить индукцией, т. е. перейти от изучения единичных факторов к общим положениям. Познание объективного мира осложняется тем, что в сознании человека есть ложные представления и предрассудки («призраки»). Философия Рене Декарта (1596 – 1650 гг). Если к Бэкону восходят традиции эмпиризма, оперирующие к опыту, то Декарт стоит у истоков рационализма. Рационализм – это философское направление, считающее разум источником истинного знания. Главное внимание Декарт обращает на получение точных логически обоснованных выводов. Декарт обосновывает принцип сомнения. Декартово сомнение призвано отменить прежний тип сознания, чтобы создать новый тип рациональной культуры: «сомневайся во всём, т. к. я сомневаюсь, следовательно, я мыслю, следовательно, я существую». Согласно Декарту, в сознании человека имеются врождённые идеи, данные богом, которые не подлежат сомнению: 1. собственное существование. 2. существование мира в целом. 3. существование бога. Основываясь на этих идеях Декарт строит свою философскую систему. В мире существует 2 субстанции: 1. Духовная, основное свойство которой мышление. 2. Материальная, т. е. протяжённость.
Эти субстанции существуют параллельно: ни что не может быть одновременно и духовным и материальным. Монизм – это философское направление, считающее, что в основе мира лежит 1 субстанция (материализм, идеализм). Декарт обосновывает дуализм – в основе мира лежат 2 независящие друг от друга субстанции. Философия Спинозы.
Согласно Спинозе существует 1 субстанция – бог в единстве с природой. Бог находится в самой природе, поэтому субстанция вечна и бесконечна. Отождествление бога с природой – пантеизм (бог в природе). «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».
10. Гносеология Канта (1724 – 1804 гг).Философия Канта делится на 2 периода: 1. Докритический. 2. Критический. Докритический. На первом месте стоят вопросы естествознания. Критический период связан с работами «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». До Канта считалось, что цель философии – это познание качественных характеристик объективно существующего мира (независимого от сознания). Кант вводит в философию новую цель: исследование структуры и особенностей самого процесса познания. Считается, что Кант совершает революцию гносеологии (коперниканскую революцию), заключающуюся в изменении акцента теории познания, т. е. от объективного мира на познающий субъект. Согласно Канту возможности познания определяются характерными для всех людей особенностями восприятия внешнего мира, а не самим внешним миром. Сознание человека содержит 3 ступени (этапа) познания: 1. Чувственность. 2. Рассудок. 3. Разум. 1. Материальный мир существует объективно, т. е. независимо от сознания человека, он не доступен познанию. Это мир «вещей в себе» 2. «Вешь в себе» воздействует на сознание человека потоком хаотических ощущений. Они приводятся в порядок в сфере чувственности. Здесь с помощью априорных (врождённых) форм пространства и времени конструируется чувственный образ предмета. Кант считает, что мир непознаваем, т. к. человек не может познать сущность вещей («вещь в себе») – Агностицизм (отрицание).
3. Чувственный образ предмета анализируется в рассудке с помощью врождённых и общих для всех категорий причин и следствий, противоречий и др. На этой ступени человек познаёт не объективное существование вещи, а познаёт предмет познания в своём сознании. И третья ступень познания – разум.
Функции разума: 1. Руководит деятельностью рассудка. 2. Позволяет мыслить то, что не дано человеку через чувства: бог, мир, душа. 3. Руководит практической деятельностью и поведением человека. Этика Канта (учение о поведении). 1. Этика – это учение о нравственных принципах поведения человека. Согласно Канту, человек – сам по себе цель, никогда – средство. По-настоящему, нравственный поступок человек совершает в соответствии с чувством долга. 2. Кант формирует этический принцип – категорический императив (безусловное поведение) – высший нравственный принцип для всех людей, критерий поведения человека: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть принципом всеобщего законодательства». Значение философии Канта. 1. Гносеологией Кант преодолел противоречие эмпиризма и рационализма и доказывает единство чувственного и рационального познания. 2. Кант исследует возможность познающего субъекта и доказывает, что возможности познания определяются особенностью восприятия внешнего мира, а не самим внешним миром. В этом суть переворота Канта, совершённого в гносеологии.
11. Особенности современной западной философии (экзистенциализм, прагматизм, постмодернизм).Экзистенциализм.
Представители: Мартин Хайдеггер (Германия), Жан-Поль Сартр, Альберт Камю (Франция). Основные проблемы: проблемы человеческого существования. Центральные понятия: экзистенция означает переживание человеком своего существования в мире. Цель философии: понять всё существующее, как имеющее человеческое измерение, т. е. преломляемое в человеческом сознании. Экзистенция разумом не выразима, она лишь переживаема: страх, тревога, боязнь смерти, абсурд. Экзастенцию можно определить как «бытие между», т. е. между абсолютным бытием бога и реальным миром, который враждебен человеку, пытается его уничтожить или подчинить. Вывод: трагизм положения человека в мре в том, что он с миром и обществом один на один, выступающим против него враждебно. «Пограничная ситуация» – это ситуация между жизнью и смертью. В обычной жизни человек не может поступать свободно, т. к. должен соблюдать общественные нормы. Свободно он может поступать только в пограничной ситуации. Экзистенциалисты рассматривают проблемы сущности и существоания человека. Для предмета сущность предшествует существованию. Для человека наоборот: сначала он появляется на свет, т. е. существует, а потом формируется как личность, т. е. обретает сущность. Следовательно, человек, как свободное существо сам формирует свою сущность своими поступками, «ежеминутно выбирая себя». Но свобода – не только благо, но и тяжёлое бремя, т. к. предполагает ответственность. Прагматизм. (от греч. «прагма», «прагматос» – дело, действие) – это субъективно-идеалистическое философское учение. Возникло в 70-ые гг. 19 в. в США. Основные идеи Прагматизма высказал Чарльз Пирс, далее Уильям Джеймс, Джон Дьюи. Объявив всю прежнюю философию в отрыве от жизни абстрактной и созерцательной. Ч. Пирс выдвинул «программу реконструкции философии»: философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, возникшие со времён Аристотеля, он общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных «проблематичных» ситуациях, в процессе практической деятельности людей, протекающей в непрерывно меняющемся мире. Прагматизм отождествляют всю окружающую человека реальность с «опытом», понимаемым как всё, что переживается опытом (Дьюи), как любое содержание сознания, как «поток сознания» (Джеймс) – это позиция субъективно-идеалистического эмпиризма.
Постмодернизм.
Термин постмодернизм – это специфика культуры 2-ой половины XX века и направление философии. Представители: французский философ Мишель Фуко, Жак Деррида, Жир Делёз. Специфика постмодернизма: познание существования событий и смыслов, принадлежащих автономной поверхности, не сводимой ни к глубинным субстанциям, ни к высоким идеям. Понятие поверхность – ризома – становится главным. Ж. Делёз: в истории философии доминировали 2 образа философов: 1-ый представлен Платоном, 2-ой – Фридрих Ницше. Платон ввёл в философию образ философа-путника, «восходящего ввысь в царство чистых идей». Философское познание понималось как движение на встречу высшему принципу – как движение самопознания, поэтому философствование было тесно связано с моральным очищением, с аскетическим идеалом. Объявив любовь к знаниям (мудрости), главной целью своей жизни философы ставили с помощью знаний судить жизнь с позиции высших ценностей: божественного, истинного, прекрасного, благого, справедливого и т. д. По мнению Делёза, высшие ценности – это «тяжести и груз, которыми философы добровольно и утончённо поработили себя на века». Фридрих Ницше сформировал иной образ философа, отвергая диктат высших идеальных ценностей и разума. Ориентиры для философа ницшеанского типа становятся не идеальные сущности, а потаённые глубины, склонность странствовать «по запретному». Разум обозначил границы «запретного» – это прежде всего инстинкты, секс, безумие, бессознательное, инцест, антропофагия и др. Делёз считает, что победит философия Ницше, потому что в ней дан «долгий опыт» его личного «странствия по запретному», опыт утверждения инстинкта, а не разума в качестве творческой силы. Делёз считает, что историческое время, сформировавшее Платоном и Ницше образов философа, прошло. Возни 3-ий образ, связанный с переориентацией мысли, которая больше не опирается ни на высоту, ни на глубину инстинктов и другие запретные субстанции. Низвергаются не только идеи как верховные идеи, но и абсолютные глубины, спрятанные в телах и мыслях. Там, где нет ни глубины, ни высоты, господствует самодостаточная автономная поверхность – «ризома». Основные идеи постмодернизма:
1. Мир – не единое (тотальное), а множественное. В нём нет общих принципов. Каждая вещь самодостаточная. Образ современного мира – ризома (биологический термин, определяющий тип роста растений, когда нет ни единого корня, ни определённого порядка). 2. Ошибка прежней философии – стремление найти общее, т. е. свести сложное к простому. 3. Ризома (или поверхность) – это «запотевшее стекло, на котором можно писать знаки и символы», поэтому человек имеет дело не с реальностью, а с иллюзией, знаки начинают порождать реальность. Бодрийяр вводит понятие симуляции, т. е. чего нет, обман. «Мы живём в мире симуляторов». Бодрийяр вводит понятие симулякр – образ, подобие.
Сначала образ отражает реальность, затем искажает её, затем маскирует её отсутствие, затем мы воспринимаем этот симулятор как существующий самостоятельно (субъективный идеализм). В результате возникает мир, не похожий на реальность, но воспринимаемый нами гораздо реальнее, чем то, что есть на самом деле или гиперреальность . Она соблазняет человека – это диктат массовой культуры.
12. Бытие как центральная категория философии. Эволюция представлений о бытии.Философия – это познание мира и места в нём человека, но для того, чтобы что-то познавать, надо быть уверенным в том, что это существует, в существовании себя как мыслящего объекта, поэтому исходным понятием (категорией) философии является бытие.понятие подразумевает :1. Существование мира в целом (отдельные предметы возникают и гибнут, но мир в целом сохраняется). 2. Существование человека и его сознания. 3. Целостность мира (что является общим для различных явлений и предметов? – то, что они существуют). Бытие – это фундаментальная исходная категория философии. Означает существование мира в целом и проявляется в отдельных явлениях. Впервые понятие «бытие» ввели представители эллейской школы (6 – 5 вв до н. э.) Парменид представлял бытие как вечное неизменное, всегда равное самому себе существующее. «Бытие есть, небытие нет.» Демокрид в качестве бытия предполагал бесконечную совокупность атомов. Платон считал, что истинным бытием обладают вечные неизменные идеи.
Аристотель рассматривает бытие как субстанцию – «умопостигаемое начало». Средневековье противопоставляет друг другу два вида бытия: 1. Истинное божественное бытие. 2. Неистинное сотворённое бытие. В Новое время бытие рассматривалось как природа, как реальность. В философии 19 – 20 вв. существовали различные понятия бытия. В экзистенциализме (Хайдеггер): бытие – это человеческое существование. В постмодернизме: бытие – это знак, символ, который лежит на поверхности (ризома), т. е. субъективность, которую человек принимает за реальность. Все исторические представления о бытии можно свести к 3 концепциям бытия: 1. Материализм. 2. Объективный идеализм. 3. Субъективный идеализм. Материалистическая концепция. Под бытием понимается объективная реальность (природа, общество, материя). Объективный идеализм. В объективном идеализме бытие представляется в виде объективно существующей идеи.
Субъективный идеализм. Бытие отождествляется с чувствами и представлениями субъекта.
13. Фундаментальные свойства бытия. Структурная организация бытия. Формы бытия.В философии нет однозначного определения бытия, но на основании всех существующих концепций о бытии можно сделать вывод: бытие – это
1. философская категория, обозначающая существование вообще, она констатирует, что мир есть, существует всегда и везде. Мир неоднороден в своём существовании.2. это интегральная характеристика мира, утверждает целостность мира через его существование. Классификация бытия. По способу существования бытия выделяют 2 мира – 2 реальности: 1. Материальный природный мир, существующий объективно, т. е. материальное бытие или объективное бытие. 2. Мир сознания или идеальное субъективное бытие. Виды бытия.
1. Бытие природы: физический мир существует объективно, т. е. независимо от воли и сознания людей. 2. Бытие духовное (идеальное). 3. Субъективный дух – внутренний психический мир человека. 4. Объективный дух – идеи, выработанные индивидуальным сознанием, но ставшие достижением духовной культуры всего человечества: наука, религия, философия. 5. Бытие человека (человек принадлежит 2 мирам: природному и духовному).
6. бытие социального (общества).
Бытие – это философская категория, фиксирующая предельно общую связь всего многообразия вещей, объединяющую их по признаку существования. Субстанция и субстрат. Для доказательства единства мира вводится понятие субстанции. Субстанция – это первопричина ни от чего независящая, не нуждающаяся в своём существовании ни в чём другом, но всё же есть другое свойство проявления этой субстанции: если свойства изменяются, переходят в другое состояние, то субстанция в целом сохраняется. В зависимости от того, какой вид бытия является главным, выделяют:
1. Материалистический монизм – субстанция – это материя, всё остальное – её свойства и элементы.
2. Идеалистический монизм – субстанция идеальна (духовна), она прождает материю.