Философские искания мыслителей средневековья
Семинар 1. Теоцентризм средневековой философии
Цель занятия:
-основной задачей семинарского занятия является выявление основных особенностей формирования средневековой философии, становления и развития основных идей и принципов как в христианской, так и в арабской философских системах.
План
1. Идейные истоки формирования христианской философии (этика стоицизма и учение Филона Александрийского). Христианская апологетика: идейные истоки.
2. Основные принципы религиозно-философского мышления и мировоззрения
3. Средневековый мистицизм и его последователи (Августин, Дионисий, Макарий Египетский).
4. Спор номинализма и реализма в средневековой схоластике (Росцелин, Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот, Пьер Абеляр, Оккам)
Темы докладов
· Сущность патристики.
· Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского.
· Принцип креационизма и его роль в средневековой философии.
· Материализм в арабской средневековой философии.
· Иоанн Скотт Эриугена и рождение схоластики.
· Мир исламского мистицизма.
Вопросы для закрепления материала
1. Какое место занимала проблема соотношения разума, веры и авторитета в средневековой философии?
2. Что означает высказывание Тертуллиана «верую ибо абсурдно»?
3. Что было характерно для схоластического учения Фомы Аквинского?
4. Что такое реализм, номинализм и концептуализм в средневековой философии
Ролевая игра
Цель игры: выяснить сущностные различия между двумя основными позициями в схоластической философии: НОМИНАЛИЗМОМ и РЕАЛИЗМОМ. Для этого группа делится на две функциональные части, выбираются лидеры. Один представляет умеренного реалиста Фому Аквинского, второй – умеренного номиналиста – Иоанна Дунса Скота. С помощью аргументов и контраргументов пытаются поколебать позиции друг друга. Их сторонники оказывают активную поддержку своим лидерам.
Литература [1-12; 15-18; 24; 25; 27; 34; 36-40; 44-65].
Философия эпохи Возрождения и Нового времени.
Семинар 1. Мыслители эпохи Возрождения и новая картина мира
План
1. Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения
2. Место Бога в философских концепциях философов Возрождения
3. Философское и космологическое учение Николая Кузанского.
4. Джордано Бруно и его философская концепция.
Темы докладов
· Николай Коперник.
· Философские взгляды Якова Бёме.
· Мишель де Монтень: философия «Эссе».
· Пико дела Мирандола.
· Эразм Роттердамский и его «Похвала глупости».
· Галилео Галилей: «А всё-таки она вертится».
Вопросы для закрепления материала
1. В чем состоит своеобразие индивидуалистического гуманизма эпохи Возрождения?
2. Чем характеризовалось развитие науки и натурфилософии эпохи Возрождения?
3. В чем суть социально-философских идей Мишеля Монтеня и Никколо Макиавелли?
4. Покажите.
Литература [1-12; 7; 15-19; 24; 25; 32; 34; 36; 37; 44-65].
Семинар 2.
Эмпиризм и рационализм в философии познания XVII-XVIII вв.
Немецкая транцедентально-критическая философия XIX в.
План
1. Философский эмпиризм (Френсис Бэкон, Джон Локк)
2. Философский рационализм (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза)
3. Идеалистический и материалистический рационализм эпохи Просвещения.
4. Немецкий идеализм (И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга, И. Гегель).
Темы докладов и рефератов
· Философские идеи и принципы Бенедикта Спинозы.
· Философские взгляды Джона Локка.
· Томас Гоббс и его учение.
· Готфрид Вильгельм Лейбниц: учение о монадах.
· Людвиг Фейербах о сущности христианства
· Природа субъективного идеализма.
· Антропологический материализм Людвига Фейербаха.
Вопросы для закрепления материала
1. Каковы основные идеи метафизики и этики Бенедикта Спинозы?
2. Что такое монадология Готфрида Лейбница и в чем ее научное значение?
3. В чем заключались основные социально-философские идеи периода Нового времени и Просвещения, и каково их значение?
4. В чем суть гносеологизации философии Иммануилом Кантом?
5. Каковы базовые положения этики Иммануила Канта?
6. В чем суть субъективно-идеалистической системы Йогана Фихте?
7. Какие проблемы решались в рамках объективного идеализма Фридриха Шеллинга?
Литература [1-8; 10-12; 15-19; 21; 24-26; 32; 33; 36-38; 44- 65].
Западноевропейская философия в конце XIX - XX вв.
Семинар 1.
Сциентизм в западноевропейской философии
План
1. Феноменология Эдмунда Гусерля
2. Позитивизм в XIX веке. Огюст Конт
3. Неопозитивизм и его разновидности в западной философии
4. Современный постпозитивизм.
Тема докладов и рефератов
· Феномен человека Тейяра де Шардена.
· Критерий очевидности в теории познания Эдмунда Гусерля
· Сущность закона «трех стадий» в философии Огюста Конта
· Герберт Спенсер и английский позитивизм.
· Карл Поппер о ключевых проблемах науки XX века.
Литература [1; 3-8; 11-13; 15; 16; 18; 19; 20; 22; 23; 26; 36; 37; 39; 42; 43; 44-65].
Семинар 2.
Западный антисциентизм и его основные направления
План
1. Философия марксизма: основные источники и критерии.
2. «Философия жизни» и его три разновидности
3. Философия экзистенциализма: религиозный и атеистический экзистенциализм
4. Философия психоанализа: фрейдизм и неофрейдизм
Темы рефератов
· Артур Шопенгауэр – основатель современного европейского иррационализма.
· Фридрих Ницше: «воля к жизни – воля к власти».
· Сущность религиозного экзистенциализма.
· Сущность герменевтики.
· «Диалектика природы» Ф. Энгельса: философский анализ.
Вопросы для закрепления материала
1. Сущность классовой теории К. Маркса
2. Почему марксизм имел такую большую популярность в Европе?
3. Каковы основные тенденции в развитии западной религиозной философии XX века?
4. Чем определяется основной круг проблем в экзистенциализме?
5. Что такое философская герменевтика и каковы ее основные идеи?
6. В чем сущность психоаналитического подхода в понимании человеческого сознания?
Ролевая игра
Цель игры: выяснить сущностные различия между двумя основными позициями в современной западной философии сциентического и антисциентического направления. Для этого группа делится на две функциональные части, выбираются лидеры. Один представляет лидера психоанализа Зигмунда Фрейда или одного из представителей направления психоанализа в западной философии, второй лидера постпозитивизма Карла Поппера или кого-то из его единомышленников. С помощью аргументов и контраргументов пытаются поколебать позиции друг друга. Их сторонники оказывают активную поддержку своим лидерам.
Литература [1-8; 10-13; 15; 16-19; 20-24; 26; 32; 33; 36; 37; 39; 43-65].
Русская философия
План
1. Формирование русской философии до конца XVIII в.
2. Славянофилы, западники, евразийцы о месте России в мировом сообществе
3. Интеллектуализм и антиинтеллектуалихм в русской религиозной философии (Соловьев, Бердяев, Шестов, Флоренский, Трубецкой).
4. Особенности формирования и развития русского материализма (Бакунин, Чернышевский, Писарев, Достоевский, Плеханов, Ленин)
Тема докладов и рефератов
· М.В. Ломоносов и его вклад в развитие русской философии.
· Философский анализ книги А.В. Радищева «О человеке, его смерти и бессмертии».
· Русское масонство.
· Владимир Соловьев о смысле любви.
· Русский марксизм.
· Русский марксизм.
· Русская идея.
· Учение о трех свободах Н.А. Бердяева.
· Русский экзистенциализм.
Вопросы для закрепления материала
1. В чем раскрывается практически-нравственная ориентация русской философии?
2. Раскройте сущность идеи «Москва – третий Рим и четвертому не бывать»
3. Раскройте сущность философии интуитивизма.
Литература [1; 4; 5; 10-12; 16; 17; 24; 30; 34; 39; 42; 44-65].
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ И СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
Семинар 1. Категория бытия.