Романтический пафос и суровая правда в рассказе «Старуха Изергиль».
Революционная романтика раннего Горького воплощается в аллегорических, фантастических образах.Горький не случайно вводит в повествование образ рассказчиков. Они - носители народной правды, поэтому рассказы часто называются их именами. В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа.
Рассказ «Старуха Изергиль» относится к числу шедевров раннего творчества Горького.
Где происходят события?
Действие рассказа происходит в конце XIX века под г. Аккерман в Бессарабии (сейчас г. Белгород-Днестровский, Украина).
Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький?
Главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным.
Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.
К кому из герое относит себя старуха?
Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь.
А к какому герою относит героиню автор? …к Ларре
Ппочему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль?
ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)
Суть, смысл и идея рассказа "Старуха Изергиль" Горького
Как нужно устроить жизнь, чтобы взять от нее то, что она может дать?
Ответ на этот вопрос
...истинное счастье жизни в борьбе за возвышенные стремления, мудрость ее - "в безумстве храбрых". Нужно быть подобным, например, Данко, о котором рассказывала автору старая молдаванка Изергиль.
Проблемы и темы рассказа "Старуха Изергиль" Горького
Сильный человек противопоставлен слабому, вольный - рабу, гордый - униженному. "Социальная направленность творчества Горького - основная его черта, конфликт человека и общественных условий - основная его проблема, преодоление общественных условий во имя человека - основная его тенденция.
Композиция произведения
1. Какие особенности развития сюжета и композиции рассказа вы можете отметить?
По форме это произведение представляет собой три новеллы (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко) , соединенные между собой общей идеей. Это позволяет писателю установить связь между степными легендами и реальной действительностью. Это как бы постепенное восхождение от бесчеловечности (Ларра) к Человеку (Данко), от тьмы к свету, от небытия к бессмертию.
Каково значение образа Изергиль в рассказе?
Выступление студента
Образ Изергиль противоречив, отчетливо не проявлен. В воссоздании жизни героини многое остается нераскрытым. Это объясняется и тем, что Изергиль говорит лишь о том, что наиболее запомнилось ей из прошлого.
Старуха Изергиль пережила в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко. Если судить поведение Изергиль с моральной точки зрения, - напрашиваются упреки в безнравственности, но автор предупредил их указанной точкой зрения: Изергиль подчинилась принципу жизни; она живет именно так, как должны жить цыганки. И у нее... все выходит как-то очень просто, откровенно, словно иначе и не могло быть!"
Побывав в доме терпимости, участвуя и в кражах, Изергель не утрачивает живого ума и живого сердца... Она хотела ярко жить, петь и смеяться. Изергиль не хотела быть ничьей рабой (в этом она похожа на героя своей легенды Ларру) и жила, не зная забот о других.
Но она была умна и наблюдательна, и ей все же пришлось задуматься над тем, как живут люди. Изергиль начинает сознавать, что в жизни немало людей, которые, забыв о себе, вступают в героическую борьбу за свободу других людей (как Данко).
Выступление студента
Смысл 1 легенды
Горький уже осуждает чрезмерность силы эгоистического одиночества, воплощая эту силу в сверх-человека Ларру, который гибнет от ужаса одиночества... В избытке силы Ларры - его слабость. Впрочем, Ларра - тип исключительный. Представитель красоты, силы и свободы в человеке пытается захватить эту силу и свободу в свое единичное пользование, такой эгоизм есть в сущности анти-индивидуализм, хотя и пытается разукрасить себя звонкими погремушками ультра-индивидуализма.
Из чего складывается образ Ларры?
Анализ легенды о Ларре.
Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь)
Важно ли, что Ларра – сын женщины и орла?
Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам они живут?
В чем суть конфликта людей и Ларры?
«Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать бог с человеком за гордость!»
Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.
• В чем трагедия бессмертия Ларры?
Ларра - сын земной женщины и орла. Сказочные персонажи, рожденные от брака человека и животного, носителями высших начал: добра, силы, справедливости, красоты.
Образ птицы в фольклоре соотносится с миром смерти. Ларра - воплощенная бездуховность: только себя он мнит совершенным и бессознательно губит неугодных ему:
«Я убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула... а мне было нужно ее <...> я один... я не поклонюсь никому в жизни... ибо первый в ней я!». Нарушив закон всеединства бытия: «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью». Ларра лишается человеческой судьбы: он не умирает, а перестает быть.
Попытка самоубийства неудачна: земля отстраняется от его ударов. Все, что осталось от него, - тень и имя «отверженный»: «он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков - ничего». Особое значение получает эпизод попытки самоубийства Ларры.
Судьбу Ларры определил суд человеческий. Поэтому суть наказания - отторжение от людей. Его мольба о смерти - попытка возвратиться к гармоническому началу, жизни.
Почему Ларра отвергнут людьми?
Законы племени тоже жестоки: и среди людей убийства - не редкость, страх царит и здесь. Девушка не пошла с Ларрой, потому что боялась отца.
«Отверженный» не знает ни добра, ни зла, ни смысла своего бытия.
У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого».
Когда Ларра решается умереть, показывая, что он не будет защищаться, люди «остановились и смеялись над ним.
Мудрец понимает Ларру и придумывает ему наказание, страшнее которого нет на свете: «Тогда один из людей догадался и крикнул громко: не троньте его! Он хочет умереть!» Услышав смех людей, Ларра задрожал - испугался.
Он потерял, пожалуй, единственное привлекательное качество - гордое бесстрашие, столь поразившее людей; теряет и красоту, превращаясь в бесформенную тень.
Выступление студента
Смысл 3 легенды
В чем привлекательность образа Данко?
Анализ легенды о Данко.
Портретная характеристика, детали и их функции.
Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры?
Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. В одном и том же значении употреблен эпитет или нет?
а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко.
Индивидуальное сообщение учащегося.
Библейская история о Моисее
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
Характеристика Данко
Данко - обычный человек, один из многих, его качества исключительно человеческие. Его родной народ был загнан вражеским племенем из плодородной степи в мрачный, старый лес; из болота его подымался удушливый смрад, от которого люди гибли один за другим. Не знали выхода из этого ужасного леса и уже хотели идти они к врагу и отдать ему себя и свою волю. От глубокого сострадания к погибающим душам и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним. Однако трудность пути вскоре охладила их рвение, и они стали как звери и готовы были убить Данко. Тогда в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. И он разорвал свою грудь и, вынув из нее пылающее сердце, этот факел осветил им весь лес и вновь двинулся вперед, любопытный народ бросился за ним, и вскоре они увидали перед собою широкую степь, развернувшуюся впереди свободную землю. Гордо засмеявшись, Данко упал и умер. А какой-то осторожный человек, заметив его пылающее гордое сердце и "боясь чего-то", наступил на него ногой. И рассыпавшись в искры, оно угасло, а искры те все блуждают по степи, напоминая о великом подвиге великого человека.
Горящее сердце Данко призвано пробудить волю, высокое чувство у людей, которым не помогли древние заветы.
Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков?
любовь к людям, желание помочь им
вывод:
Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.
В чем смысл противопоставления Ларры и Данко?
В результате работы учащихся с таблицей может получиться следующее:
Сопоставление образов Данко и Ларры | ||
Критерии | Данко | Ларра |
1. Отношение к толпе | Любовь, жалость, желание | Презирает людей, относится к |
помочь им | ним высокомерно, не считается | |
с ними | ||
2. Толпа - герой | конфликт | конфликт |
3. отличительная черта характера | Любовь, сострадание, смелость, | Гордыня, эгоизм, крайний |
милосердие, мужество, умение | индивидуализм, жестокость | |
подавить гордыню | ||
4. Отношение к жизни | Готов пожертвовать своей | Берет от жизни и людей все, но |
жизнью ради спасения людей | ничего не отдает взамен | |
5. Легенда и современность | Голубые искры (свет, тепло) | Превращается в тень (тьма, |
холод) | ||
6. Поступки, совершаемые героями | Подвиг ради любви к людям, | Зло, преступление |
добрые поступки | ||
7. Отношение писателя к героям | Идеал, воспевает его красоту, | Антиидеал, осуждает его |
смелость, подвиг ради любви к | поступки, античеловеческую | |
людям | сущность |
Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ?
ответ
это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом.