Экзистенциализм – это гуманизм (Ж.-П. Сартр)

Экзистенциализм, или философия существования - одно из крупнейших направлений философии XX века. Внепредметная интерпретация сознания, экзистенции, «самости» человека позволяет экзистенциалистам предельно заострить свой тезис об уникальности человека, представить его единственным субъектом в мире объектов. Только он способен мыслить, переживать, воспринимать в истолковывать мир. Лишь он может судить о всем сущем. О нем же самом в его истоке судить невозможно. Невозможна, стало быть, наука о человеке как таковом, хотя и существует целый ряд специальных теоретических дисциплин, изучающих человека в качестве своего «предмета». Человека как субъекта просто невозможно как-либо зафиксировать, сделать предметом анализа и понятийного выражения. Только внешний человеку мир может обладать определенными, предметными характеристиками именно потому, что он представлен, противоположен человеку как субъекту.

Человек «всегда находится впереди самого себя», как пишет Сартр: бытие, сознание есть всегда «не то, что оно есть, а то, что оно не есть», оно осуждено пребывать «вне себя самого» и как раз в этом заключена его подлинная (экзистенциальная) сущность.

В частности, «экзистирование», или «трансцендирование», означает, что человек не исчерпывается тем, что он есть на самом деле, наличие, теперь или чем стал в прошлом; он не есть то, каким он реализовал себя в своих поступках, творениях и личном облике. Он есть, прежде всего, свои возможности неисчерпаемые, неограниченные и не реализуемые до конца. Он определяется через будущее, а не через прошлое; через долженствование, а не через свою действительность.Долженствование как способ существования человека.

Экзистенциализм подчеркивает драматизм и трагичность человеческого бытия, неисполнимость замыслов и проектов, отторженность смысла жизни от социально-исторических процессов, вечный разлад человека с собой по поводу поисков своей «подлинности», отсутствие внешних ориентиров в моральном выборе и прочее. Человеческое бытие есть вечное становление, не имеющее никакой конечной цели и предметного результата. Его драматизм и безысходность обретают значение подлинно человеческого удела и призвания. Трагедия, поражения, падения и противоборство с собой это не жизненный путь человека к чему-то, не испытание и искупление на пути к спасению, не цена истории, которую человек платит ради достижения собственных целей, а единственный, исчерпывающий смысл человеческого существования, если угодно, его назначение.

Так производится окончательный разрыв с традиционной рационалистической интерпретацией самоопределения человека, с пониманием его выбора и решения как разумного акта. По этой общепризнанной ранее схеме человек сначала уясняет себе, что он, а затем, исходя из этого понимания и самосознания, решает, что ему следует желать, предпочесть и делать.

Экзистенциализм - философское выражение глубоких потрясений, постигших западную цивилизацию в первой половине XX века. Экзистенциалисты резко критически оценивают предшествующую рационалистическую философию, которая, по их мнению, оставляла в стороне живой, конкретный опыт человеческого существования в мире и сосредотачивала внимание на процессе познания. В центре их внимания - непосредственное переживание человеком своей ситуации в мире, его самоопределение в бытии, свобода и ответственность.

Философия и миф

Миф –] сказание, передающее верования древних народов о происхождении мира и явлений природы, о богах и легендарных героях.

Философия –форма общественного сознания, представляющая собой систему наиболее общих понятий о мире, месте человека в нём, теоретическая основа мировоззрения. Прочитав определение мифа и философии, ощущаешь, что оба эти понятия представляют собой синтез, они не воспринимаются сознанием отдельными частями.

"Мысль, говорят мудрые, венчает легенда, миф". Это древнейшая, испытанная форма передачи знаний в концентрате образных символов и аллегорий.

Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания.

В мифе форма тождественна содержанию и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Мифологическое мышление выражается в неотчётливом разделении субъекта и объекта, предмета и признака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и её атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, начала и принципа, то есть происхождения и сущности.

Эта диффузность проявляется в среде воображения и обобщения. Для мифа чрезвычайно специфичны отождествление генезиса и сущности, то есть собственно замена причино-следственных связей прецедентом. В принципе, в мифе совпадает описание модели мира и повествование о возникновении его отдельных элементов, природных и культурных объектов, о деяниях богов и героев, определивших его нынешнее состояние.

Важнейшая функция мифического времени и самого мифа – создание модели, примера, образца. Оставляя образцы для подражания и воспроизведения, мифическое время и мифические герои одновременно источают магические духовные силы, которые продолжают поддерживать установленный порядок в природе и обществе, поддержание такого порядка также является важной функцией мифа.

В 6-7 веках, повидимому, в мире происходят процессы, меняющие архаическое общество. Становятся более интенсивными процессы общения между различными обществами, происходит социальная стратификация, возрастает урбанизация. Появляются первые признаки совеременного общества. В таком обществе перед человеком все чаще возникают проблемы, решение которых не записано в передаваемой традиции. Приходится начинать думать своей головой. С другой стороны, если архаический человек ни на минуту не может выйти из круговорота своего специфического бытия, начинающий модернизироваться человек осваивает феномен свободы (от втянутости в непрерывную борьбу с природой). У него появляется время думать. Это очень важна предпосылка для существования филсофии. Платон так и определил философию - занятие свободных людей.

Отношение мифологии и философии весьма сложно. Философия выступает и как наследница, и как соперница. В миые есть много общего с философией. Прежде всего неуемное любопытство по отношению к миру. Архаический человек непрерывно проблематизирует казалось бы само собй разумеющиеся вещи. Понятно, что наши руки должны сгибаться и разгибаться, это первичное требования к их функционированию в качестве рук. Однако архаический человек задается вопросом "Почему руки сгибаются?". Ответ на этот вопрос дает миф: "Ранее у людей не сгибались члены вообще. В то время между небом и землей росла лиана. Люди решили забраться по ней на небо, чтобы покорить богов. Боги испугались карабкающих людей и перерезали лиану. Люди попадали и переломали себе руки и ноги. С тех пор у всех их потомков руки и ноги сломаны". Другой вопрос: "Откуда взялась женщина?" Ранее мужчины жили без женщин. Стало им скучно. Они пошли искать женщину. Через некоторое время они обнаружили искомое на дереве. Продолжение мифа - решение вопроса, как снять женщину с дерева. На этом примере хорошо видно и сходство, и различие философии и мифологии. Миф, как и философия требуют причинного объясниения для "очевидного". Но в мифе "философский" вопрос о происхождении женщины потихоньку заменяется другим вопросом "Как снять женщину с дерева?". Первый вопрос таким образом отодвигается из поля зрения, хотя не решается (можно вновь его поставить: "А откуда взялась женщина на дереве?"). Миф дает "короткий" ответ, удовлетворяется псевдорешением, что не может удовлетворить философию. Однако миф остается в снятом виде в философии. Мифологемы можно обнагужить у любого философа. Большим мастером сочинять мифы был Сократ из платоновских диалогах

Современное общество не менее мифологизировано, чем архаическое. Конечно, сейчас никто не считает, что Солнце - бог Гелиос, скачущий на колеснице, и Анаксагора не стали бы приговаривать к смертной казни за мысль о том, что Солнце - раскаленный кусок материи. Однако и в наше время человека могут приговорить за высказанные им мысли. Природа во многом демифологизирована, зато мистифицируются социальные и политические силы. Перед совеременными мыслителями стоит не менее тяжелая задача - расколдовать современные мифы. Так что тема "философия и мифология" не историческая, а скорее футурологическая.

Наши рекомендации