Списочный состав волонтерского отряда
№ | ФИО | Дата рождения | Дата вступления (месяц, год) |
Приложение 5
Отчет деятельности волонтерского отряда
За период с 01.09.2016г. по 10.05.2017г.
№ | Дата | Наименование мероприятия | Место проведения | ФИО волонтера, принявшего участие в мероприятии |
Приложение 6
Методические рекомендации к составлению социального проекта
Понятие социального проектирования
Социальное проектирование – это метод, позволяющий корректно создавать и реализовывать эффективные, социально ориентированные проектные идеи.
В этом смысле можно утверждать, что социальный проект – это решение социально значимой проблемы в чётко ограниченных временных рамках.
Социальный проект:
- это универсальный инструмент для чёткого стратегического планирования вашей деятельности;
- это воплощение любой вашей идеи в реальность;
- это возможность рассчитывать на свои шаги к достижению цели с точностью до дней;
- это умение правильно использовать свои (всегда ограниченные) ресурсы и привлекать их из различных источников;
- это решение социально значимых проблем в вашем регионе (районе);
Из чего состоит проект?
проблема – цель – задачи – механизм реализации (методы, методики, технологии) – этапы реализации – бюджет – ожидаемые результаты
Если Вы научитесь правильно использовать эту формулу, считайте, что Вы на пути к Успеху!
Каждый этап – это логическое звено в построении социального проекта.
Проблема должна быть обоснована объективными данными, представленными по итогам соответствующего исследования.
Цель должна логично вытекать из проблемы.
Задачи должны отображать пошаговые действия, а их решение должно быть выражено в виде конкретных количественных и качественных результатов.
Каждый метод – это способ, с помощью которого решается определённая задача. Для реализации каждого этапа требуются необходимые ресурсы. Для того, чтобы оценить результат, нужны критерии оценки.
Модель социального проектирования можно рассмотреть через естественный рост и развитие растения (дерева).
Допустим, почва – это социальная среда, которую вы хотите каким-то образом изменить; корни – это выявленная вами социальная проблема в данной среде. Далее мы ставим перед собой чёткую цель – задаём направление роста дерева планирования.
Соответственно, определяемся с чёткими задачами (конкретными шагами) и отвечаем на вопрос: «С помощью каких методов (крона дерева) мы достигнем решения поставленных задач?». В итоге мы получаем плоды своего труда (результаты), которые должны способствовать определённым изменениям в среде.
Теперь рассмотрим каждый пункт более подробно.
Постановка проблемы
Все проекты начинаются с идеи. Если есть идея – проект уже стоит на стадии замысла.
Не стоит недооценивать данную стадию проекта, ведь от неё зависит ваш успех социального проектирования. Лучше всего при инициации идеи отталкиваться от содержания проблемы, так как проект обусловлен наличием проблемной ситуации в той или иной сфере.
Проблема – это разница между реально существующей ситуацией и желаемым (необходимым) состоянием в рамках этого же процесса.
Самый важный раздел проекта. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект, и её анализ. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Здесь важно продемонстрировать, что для авторов (соавторов) проекта понятны причины появления проблемы, для решения которой он и выполняется, но не фиксируются исключительно отрицательные последствия существующей проблемы.
Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом её факторов, подтверждённым количественными показателями. Эти показатели основаны на ранее проведённых исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации). Зачастую, в разделе, посвящённом анализу проблемы, авторы проектов приводят многие разнообразные статистические данные, которые, во-первых, часто не соответствуют диагностируемой проблеме, поставленной цели и сформулированным задачам, а, во-вторых, являются неточными, недостоверными, тенденциозно и предвзято подобранными автором. Например, часто авторы представляют якобы катастрофические данные, но забывают упомянуть о их ярко выраженной положительной динамике (и правильно делают, иначе эксперт может посчитать предлагаемое вами в проекте решение неадекватным, либо всю мысленную конструкцию и вовсе квази- или псевдопроектом).
Здесь важно продемонстрировать корректный подход к представлению информационных данных, о чём эксперт и делает вывод в этом содержательном блоке.
Принципиально важным является определение тех индикаторов, т.е. количественных и качественных показателей, которые в дальнейшем станут шкалой для измерения эффективности проекта.
Опишите, предпринимались ли ранее попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались. Обязательно укажите, как проект соотносится с вашей профессиональной деятельностью. Авторы должны показать знание проблем целевой группы проекта и наличие специалистов (кстати, необязательно, чтобы сам автор напрямую этим занимался: он может координировать работу всех специалистов проекта), которые смогут работать с этой целевой аудиторией.
В любом случае, проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно.
Особо выделим следующие критерии оценки этого содержательного блока:
- актуальность решаемой социальной проблемы;
- диагностика возникновения и развития представленной проблемы;
- информированность участника о ранее предпринимавшихся мерах по её решению (результаты и последствия этих реализованных мер и мероприятий);
- соответствие решаемой проблемы содержанию предложенной номинации конкурса.
Цель проекта
Цель – наивысшая точка достижений, к которой стремится конкурсант в ходе реализации проекта.
Цель проекта – это то, что достигается посредством реализации проекта. Это может быть либо полное разрешение какой-то проблемы, что бывает достаточно редко, либо существенное снижение её остроты, которое является в дальнейшем предпосылкой её полного разрешения. Это значит, что в эту проблему автор закладывает свою ценностную основу, определяющую и задачи, которые предстоит решить, и, что самое главное, методы, которые будут применяться автором.
Несмотря на всю сложность представленной системы критериев оценки, процесс формулирования цели является простым, достаточно следовать предложенной формуле:
Цель = вариант решения проблемы (измеримость) + посредством чего? (варианты: на основе чего? через что?) + для кого? (конкретная целевая группа) + применительно к каким условиям? + и в какой отрезок времени?
Целесообразно также отметить, что решение поставленной проблемы должно строиться не на основе создания какого-либо социального института, что является пассивным образом действий, а посредством его функционирования в указанном вами направлении (сфокусированность на активных действиях). Фактически цель – это ваше уникальное решение проблемы, для которого вы обладаете всеми необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, формулируете действия по устранению негативного явления или его причин.
Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели.
Задачи проекта
Задачи – конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели.
При формулировании задач необходимо придерживаться следующего правила: решение всех перечисленных задач должно неизбежно приводить к достижению поставленной цели.
К сожалению, часто участники формулируют задачи крайне неудовлетворительно, хотя это, пожалуй, самый ответственный этап проектирования. Именно сформулированные задачи позволяют понять эксперту стратегию реализации авторской проектной идеи, а вовсе не цель (которая, несмотря на важность её постановки, в лучшем случае помогает определить направление дальнейшей деятельности). В связи с этим очень важным является вывод, на который следует обратить внимание конкурсантам: нет корректно сформулированных задач – нет и стратегии по реализации проектной идеи, что ставит под сомнение достижимость поставленной цели.
Наиболее часто встречающиеся ошибки:
- задача как действие (проведение какого-либо мероприятия);
- задача как деятельность (часто текущего характера);
- задача как метод;
- ненаправленность на достижение цели – задача сформулирована красиво и правильно, но её решение никак не приближает автора к достижению цели;
- дублирование и излишняя детализация задач.
И здесь мы сталкиваемся с высокой ценой аккуратного обращения с фразами, которые могут быть похожими, но иметь разный смысл.
С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являться необходимыми и достаточными для достижения цели проекта.
Признаки верного формулирования задач:
- логичное и последовательное следствие решения проблемы;
- взаимосвязь с деятельностью по проекту и направленность на решение заявленной проблемы (причинно-следственная связь);
- задачи сформулированы чётко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта;
- представляют собой конкретные промежуточные измеряемые этапы на пути реализации проекта.
Выполнение этих условий –и есть выполнение критериев, применяемых для оценки проектов в данном содержательном блоке.
Чем яснее и чётче (но не проще – это не всегда помогает) определены задачи, тем выше ваши шансы завершить проект успешно. Итак, определив алгоритм действий по решению представленной проблемы и возвращаясь к формулированию задач проекта, следует задать себе вопрос: для чего и зачем были предусмотрены вами эти действия?
Данные вопросы необходимы при постановке задач проекта, если отталкиваться от этапов (фаз) проекта, то есть от содержания конкретных действий. Другой вариант формулирования задач: их определение основывается на предлагаемой автором стратегии реализации проекта.
Единого рецепта, видимо, нет, и вряд ли он предвидится: всё зависит от специфики решаемой проблемы. В любом случае, не следует поступать так, как принято в некоторых ведомствах и учреждениях России. То, что предшествует реализации проекта, выполняется формально и в спешке (задач как таковых нет), стадия разработки концепции нередко вообще не просматривается. Часто такие авторы думают, что главное ввязаться в бой, а там посмотрим. Подобная практика ведёт к непродуманной трате финансовых средств и материальных ресурсов, деморализует всю проектную команду, которая вынуждена нередко переделывать работу, не говоря уже о поломанных человеческих судьбах (ведь это социальный проект) и полностью дискредитованных методах работы, которые сами по себе могли бы являться перспективными.
Небольшая подсказка: рекомендуем авторам проектных идей при формулировании задач не применять такие слова как «поддерживать», «улучшать», «усиливать», «содействовать», «координировать», «перестраивать». Более подходящие слова: «подготовить», «распределить», «увеличить», «уменьшить», «организовать», «установить порядок». Иначе говоря, лучше избегать глаголов несовершенного вида и применять глаголы совершенного вида, так как именно они демонстрируют нацеленность автора на результат.