История изучения и современное состояние проблемы
11НДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ.................................................................. 61
2.1.Клиническое направление исследований........................................... 62
2.2. Психо-лингвистическое направление исследований......................... 66
2.2.1.Концепции «фонетико-фенематического недоразвития речи» и «общего недоразвития речи» 67
2.2.2. Концепция «нарушения языкового развития» (developmental language disorder), «специфического нарушения языка» (specific language impairment)..................... 68
2.3. Систематика нарушений речевого развития...................................... 7(
2.4. Механизмы первичного недоразвития речи....................................... Т.
2.5. Семиотика первичного недоразвития речи........................................ 7
()( lliiliM ПОГОПЛТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВО IPAI ГА
Глава 3
ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ................................................... 78
Глава 4
СЕМИОТИКА НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
(ОБЩАЯ ЛОГОПАТОЛОГИЯ)................................................................................................. 90
4.1. Л ингвопатологические симптомы и синдромы.......................................................... 91
4.1.1. Общие онтогенетические закономерности симптоматики недоразвития речи , .91
4.1.2. Л ингвопатологические симптомы....................................................... ..'•............. 94
4.1.3. Лингвопатологические синдромы..................................................................... ПО
4.2. Неспецифические симптомы и синдромы................................................................... 133
4.2.1. Неврологическая симптоматика....................................................................... 133
4.2.2. Соматотипическая характеристика детей с HP.................................. •........ 136
4.2.3. Психопатологические синдромы...................................................................... 137
Глава 5
СИСТЕМАТИКА НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ...................................................... 154
Классификация недоразвития речи у детей...................................................................... 161
Клинико-патогенетическая ось.................................................................................... 165
Нейропсихологическая ось........................................................................................... 166
Психопатологическая ось.............................................................................................. 167
Этиологическая ось.......................................................................................................... 168
Функциональная ось........................................................................................................ 168
Глава 6
КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
(ЧАСТНАЯ ЛОГОПАТОЛОГИЯ) .......................................................................................... 169
6.1. Парциальные формы ПНР............................................................................................... 169
6.1.1. Функциональная дислалия................................................................................. 170
6.1.2. Артикуляционная диспраксия........................................................................... 175
6.1.3. Дизартрия развития.............................................................................................. 183
6.1.4. Ринолалия........................................................................................... ..................... 191
6.1.5. Дисграмматизм.................................. '';'.................................................................. 194
6.2. Тотальные формы недоразвития речи......................................................................... 195
6.2.1. Моторная алалия.................................................................................................. 196
6.2.2. Параалалическая форма ПНР............................................ .............................. 215
Глава 7 . < у
ДИНАМИКА ПСИХОРЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ
С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ................................................................................................... 229
7.1. Модели взаимодействия субъекта и среды при дизонтогенезе............................ 229
7.2. Концепции психического дизонтогенеза при недоразвитии речи....................... 231
7.3. Системно-динамический анализ дизонтогенеза....................................................... 236
Ml 111'. II ИЬ
Hi.iна 8
МЕХАНИЗМЫ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ......................................................... 249
1 Когнитивные механизмы недоразвития речи............................................................. !49
В.1.1. Механизмы нарушений звуковой стороны речи.......................................... 251
К. 1.2. Механизмы нарушения лексико-грамматической
и прагматической стороны речи....................................................................... 265
|,2, 11г.йропсихологические механизмы недоразвития речи........................................ 273
|ii. ша 9
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ....................... 285
В I Общие методологические принципы диагностики ................................................. 285
1 ! Этапы и содержание диагностического процесса..................................................... 290
9, I, 1 (ринципы исследования речевой, языковой и метаязыковой сфер................... 295
I I Исследование импрессивного уровня речевых и языковых
способностей...................................................................................................................... 299
9.4.1. Исследование фонематического восприятия................................................ 299
9.4.2. Исследование фонематических (фонетических) представлений ... 300
9.4.3. Оценка состояния импрессивного словаря.................................................... 301
9.4.4. Понимание фраз..................................................................................................... 302
9.4.5. Понимание логико-грамматических конструкций....................................... 303
9,5. Исследование экспрессивного уровня речевых и языковых
способностей....................................................................................................................... 305
9.5.1. Исследование звуковой стороны речи............................................................ 305
9.5.2. Исследование грамматического строя речи.................................................. 310
Р б, Исследование коммуникативных способностей и диалогической речи .... 314
9,7, Исследование навыков чтения................................................................. ,.................... 315
iпава 10
()(РОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ
II РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ......................................................................................................... 317
10.1. Основные модели оказания логопедической помощи, использующиеся в мировой практике 319
10.2. Основные принципы и стратегии оказания помощи детям
с отклонениями в речевом развитии........................................................................... 322
Hi \, Особенности оказания помощи детям раннего возраста..................................... 326
10.4. Психологическая помощь............................................................................................... 1 !<)
10.4.1. Психологическое консультирование родителей...................................... 331
10.4.2. Психологическая помощь ребенку............................................................... 333
10.4.3. Психологическое консультирование педагогов....................................... 336
10.5. Медицинская помощь.................................................................................................... 337
1ЛКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................................... 341
I
'.
OCIIOHM ЛОПМ1ЛТОЛОПП1 ДЕТСКОГО UOMl'ACTA
Приложение 1. Характеристика экспериментальных групп, прошедших
углубленное исследование по клиническому составу и полу......... 347
Приложение 2. Основные показатели психической зрелости
В раннем возрасте и признаки риска................................................. 348
Показатели психической зрелости на первом году жизни.............. 349
Показатели психической зрелости на втором году жизни.............. 350
Показатели психической зрелости на третьем году жизни............. 352
Приложение 3. Стандартизованная методика исследования навыка
чтения (СМИНЧ)................................... ............................................ 355
Приложение 4. Методика раннего выявления дислексии (МРВД)........ 358
ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................... 361
ВВЕДЕНИЕ
11роблема отклонений в развитии речи у детей имеет много граней, относя
щихся к разным научным дисциплинам: медицине, психологии, психолимг-
И1п тике, логопедии. В литературе, адресованной специалистам, оказывающим
помощь таким детям, в большей степени представлен логопедический аспекi
проблемы. Значительно меньше медико-психологической и психолингвист
меткой информации. Данное учебное пособие имеет целью восполнить пробеп
| них вопросах. . <. •'
В научной литературе, посвященной как проблемам психологии развития, кн. и вопросам отклоняющегося развития, изучение когнитивных функции Ц( ни занимает одно из центральных мест. Среди этого весьма обширного Kpyi t иопросов наиболее часто предметами исследования становятся развитие mi.hu ввния и формирование интеллектуальных способностей (Выготский Л. С, 1982, (апорожецА. В., 1986, Гальперин П. Я., 1998, ВенгерЛ. А., 1976,1996, Лебедпп ОКИЙ В. В., 1985, Чуприкова Н. И., 1997, Холодная М. А., 1997, Piaget J., 1932, 1967,1994, Catell R. В., 1971, Gardner H., 1983). Значительно менее изучены психологические закономерности формирования другого рода когнитивных функции — речи и языка. Существует относительно небольшое число исследован nil i ю онтопсихолингвистике, особенно на материале русского языка (Шахнарош 14 Л. М., 1976, 1990, Лепская Н. И., 1997, Цейтлин С. Н., 2000, Леонтьев А. А., IW). Еще менее изучены в психологическом аспекте виды психического ди-u и погенеза, при которых избирательно нарушено формирование речевых и ЯЗЫКОВЫХ функций (Белова-Давид Р. А., 1969, 1972, Соботович Е. Ф., 1985, Перемени Л. И., Фотекова Т. А., 1993). Недостаток знаний в этой сфере ощущается повольно остро, так как среди разных форм психического дизонтогенеза нарушения речевого развития занимают по частоте первое место и их распространенность на протяжении последних лет растет. Большинство работ по этой про-11демйтике относятся к педагогическим (логопедическим) исследованиям.
Традиционно расстройства речи считаются прерогативой логопеда (то ее 11. педагога), сферой интересов специальной педагогики. Это связано с тем, ЧТО i иввную роль в оказании коррекционной помощи играет логопед. Однако 01 внимания логопедов, не обладающих достаточной клинической и патопоИХО логической подготовкой, ускользают разнообразные психопатологические и патопсихологические симптомы и синдромы, часто имеющиеся у детей с не
/
i>< и (i it I >l ЛОГО ПАТОЛОГИ И ДЕТСКОГО 1103РЛСТА
дораэвитием речи. Еще меньше в'логопедии известны патопсихологические особенности детей-логопатов со сложными формами нарушений. В связи с этим многие годы в логопедии бытовали представления о моносимптомности и моносиндромности речевых нарушений. Поэтому прерогативой логопеда считались только чистые, неосложненные формы первичного недоразвития речи, которые на самом деле встречаются весьма редко и являются скорее исключением, чем правилом.
Из всех разновидностей психических дизонтогений наиболее изученными с патопсихологических позиций являются умственная отсталость и задержки психического развития. В многочисленных публикациях подробно описаны особенности эмоционально-волевой и мотивационной сферы, поведения, личностные характеристики, познавательные способности, обучаемость при этих состояниях (Сухарева Г. Е., 1965, Певзнер М. С, 1966, Ковалев В. В., 1985, Пеоединская К. С, 1982, Исаев Д. Н., 1982). В ряде монографий и руководств представлен обширный материал, посвященный патопсихологической характеристике этих дизонтогений (Рубинштейн С. Я., 1979, Шиф Ж. И., 1965, Лебединский В. В., 1985, Марковская И. Ф., 1993). Описаны недостатки речи, которые встречаются при умственной отсталости и задержке психического развития (Шиф Ж. И., 1965, Парамонова Л. Г., 1973, Петрова В. Г., 1977, Собото-ВИч Е. Ф., Гопиченко Е. М., 1979, Рубинштейн С. Я., 1979, Ковшиков В. А., 1970). Значительно меньше психологических данных о состояниях недоразвития речи, не связанных по происхождению с психическим недоразвитием. Еще в 1968 г. в коллективной монографии под редакцией Р. Е. Левиной была предпринята попытка очертить круг состояний так называемого первичного недоразвития речи, названного автором «общим недоразвитием речи». Однако глубокого психологического и психолингвистического исследования этой группы детей проведено не было.
По причинам, изложенным выше, в научной литературе весьма односторонне и фрагментарно освещены симптомы и синдромы, составляющие кли-нико-психологическую картину состояний недоразвития речи. Отсутствуют данные о соотношении психопатологических, патопсихологических и лингво-патологических синдромов. Имеются существенные пробелы в семиотике и терминологии для обозначения ряда лингвопатологических феноменов. По причинам, указанным выше, недостаточно и односторонне разработаны вопросы систематики состояний первичного недоразвития речи. Существующие классификации не позволяют связать психопатологические, лингвопатологи-ческие и патопсихологические проявления первичного недоразвития речи (ПНР). Есть основания предполагать, что природа и механизмы ПНР имеют сложный, мультифакторный характер. Это требует междисциплинарного и мультиаксиального подхода к систематике подобных состояний. Такой подход положен в основу настоящего исследования.
Разработка данной проблематики в клинико-психологическом русле исследований представляется весьма актуальной еще и потому, что у значительной части детей с осложненными формами ПНР формируются довольно серьезные психические нарушения, требующие вмешательства клинического психолога, психотерапевта. При отсутствии помощи специалиста указанного профиля со
f |
Временем Психологические проблемы i.iKHX детей утяжеляются, траНОфОрМИ* itch и стойкие психопатологические нарушения, что вызывает необходимость Вмешательства уже психиатра. Оптимальный подход кабилитации мог бы пре №'1 иратить подобные исходы. Практика показывает, что в среднем и у психиатра сп иедомленность в вопросах речевой патологии крайне низка. Одна из причин (Того — отсутствие в психиатрической литературе такого клинического раздела, i ч иогопатология. Поэтому попытка восполнить этот пробел представляется HI i уальной. Необходимо ввести первичное недоразвитие речи в круг пограничных психических расстройств и определить там его место.
Как справедливо отмечал еще в 1985 г. В. И. Лубовский, дефицит эксперп ментальных данных и серьезных теоретических разработок в этой сфере созда i i много сложностей в практической диагностике состояний первичного не-•I тзвития речи. Следует признать, что и в настоящее время дифференциальная диагностика речевого и интеллектуального развития детей с первичным недо-ри житием речи остается слабо разработанной областью. Это, в свою очередь, Hi способствует продвижению вперед в создании образовательных и коррек-н ионных программ (как школьных, так и дошкольных) для детей с первичным недоразвитием речи.
Одна из причин отсутствия масштабных, мультидисциплинарных исследований речевых расстройств у детей — сложившаяся традиция рассматривать ну проблематику только как прерогативу логопедии. Последняя ограничена и с моей исследовательской направленности. Поскольку она является прикладном наукоемкой дисциплиной, основные работы, выполненные в этом русле, Отличаются прагматизмом и некоторой односторонностью научного мышлении. Существует острая необходимость в создании самостоятельного научного п.травления, ориентированного на изучение состояний недоразвития речи с Позиций разных научных дисциплин: психологии, психолингвистики, медицины, нейропсихологии. Эта необходимость обусловлена тем, что сам предмет изучения междисциплинарен по своим проявлениям и научной проблема-i икс, с ним связанной. Образование новой научной дисциплины — логопатологии щтского возраста — позволило бы интегрировать методологию, концептуальный аппарат, теоретические построения и экспериментальные данные, полученные в рамках вышеперечисленных научных дисциплин, для изучения аномалий речевого и языкового развития на качественно новом уровне. С другой I i с >роны подобный подход к изучению данной проблематики, безусловно, будет продуктивен для психолингвистики, психологии развития, психиатрии, нейропсихологии. Логопатология как научная дисциплина стала бы теоретико-методологической основой для логопедии как практической отрасли кор-рекционной педагогики. Первый шаг в этом направлении был сделан в Ленин-Граде в 1991 г. Здесь при активном участии автора этих строк была создана Мепинградская Ассоциация логопатологов. Позднее она была переименована н Ассоциацию логопатологов Санкт-Петербурга.
Настоящая книга является первой попыткой обобщить многочисленные май-риалы исследований, теории, модели развития и недоразвития речи у детей, с ■ пданные в рамках разных научных направлений и научных дисциплин, соеди-нив это с собственным опытом многолетних междисциплинарных изысканий.
X