Философствующий педагог – норма или нонсенс? (??????????)
Общение как источник конфликтов. Основные функции общения. Барьеры общения.
Общение- это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Стороны общения:
· коммуникативная (процессы приема - передачи информации),
· интерактивная (обмен деятельностью, акцент на способы деятельности, её организацию),
· перцептивная (функция познания человеком или группой себя и другой стороны).
Общение как источник конфликтов:
1. Разрушения физической среды функционирования процесса общения.
· территориальность (физическое пространство) Незнакомое или наоборот знакомое место, освещенность помещения, уровень шума, обстановка и множество других факторов могут стимулировать или затруднять общение (в некоторых случаях оно просто невозможно);
· личное пространство - это субъективно и ситуативно устанавливаемая граница "собственной" территории, нарушение которой может создавать напряжение в общении, либо сделать его вообще невозможным;
· пространственное расположение участников общения;
2. Психическое состояние сторон процесса общения и "барьеры общения": неврозы, страдания, гнев, отвращение и брезгливость, презрение, страх, стыд и вина; несовместимость целей и желаний общающихся; психологическая несовместимость характеров; барьеры восприятия на основе личностных установок; барьер техники и навыков общения; смысловой барьер.
3. Неправильное "прочтение" невербальных символов общения (напр., жесты, позы, внешний вид и др.).
4. Неудовлетворенность потребностей: познания, эмоционального контакта (сопереживание).
Основные функции невербальных средств общения:
· Создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать процесс общения.
· Придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужное русло.
· Выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации.
Коммуникативные барьеры общения:
· информационно-дефицитный барьер (механический обрыв информации и её искажение; неясность передаваемой информации)
· замещающе-искажающий барьер (принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение)
· эмоциональный барьер (люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами)
· барьер непонимания (фонетическое непонимание, общение на различных языках и диалектах, дефекты речи и дикции, невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка,с большим количеством звуков-паразитов)
· семантический барьер(различия в системах значений (тезаурусах) участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и слэнгов.
· стилистический барьер (несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др.)
· логический барьер (логика рассуждения либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства)
· Психологические барьеры общения:
· Первое впечатление (может быть ошибочным)
· Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки (установить возможные мотивы появления такого отношения и преодолевать их)
· Барьер отрицательной установки (следует избегать)
· Барьер «боязни» контакта с человеком (попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении)
· Барьер «ожидания непонимания» ( проанализируйте планируемое содержание беседы и по возможности устраните из нее те моменты или эмоциональные аспекты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений)
· Барьер «возраста» между людьми разных поколений
Методы предотвращения коммуникативных барьеров:
На начальном этапе общения
· принятие определённого выражения лица,
· позы,
· выбор начальных слов,
· тона высказывания, движений и жестов,
· привлекающих партнёра действий, направленных на его преднастройку, на определённое восприятие сообщаемого (передаваемой информации).