Классификация видов школьных конфликтов
По мнению М.М. Рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:
- деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;
- поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;
- отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.
Конфликты деятельностивозникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.
Конфликты поступков всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Виды:
Выделяют четыре вида конфликтов:
* внутриличностный, отражающий борьбу примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;
* межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;
* межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления;
* личностно-групповой –возникает в случае несоответствия поведения личности групповым нормам и ожиданиям.
*
Приемы разрешения видов конфликта
В разрешении конфликта возможно три принципиально различных подхода:
1) изменить ситуацию, 2) изменить отношение к ситуации; 3) измениться самому.
Эти три типа активности осуществляются в рамках пяти стилей поведения в конфликте, выделенных американскими учёными У.Томасом.
Избегание конфликта (уход, игнорирование, попустительство,
изменение отношения к ситуации)
Предпочтения
· Избегание является попыткой уйти от конфликта при минимуме затрат.
· Ситуация не достаточно важна или противоречие, лежащее в основе ситуации, разрешить нельзя.
· Когда сила противника слишком велика.
Дети прибегают к таким приемам избегания конфликта ( появление вторых дневников, имитация болезни, пропуск занятий)
Педагоги в ситуации неуверенности, неподготовленности, неумения выстроить свою позицию и организовать разрешение конфликта.
Недостатки
· Иногда затягивание решения конфликта приводит к непомерному росту проблемы и нарастанию напряженности в коллективе
Приспособление (соглашательство, уступка):
Предпочтения
· Приспособлением необходимо владеть для построения взаимоотношений с близкими людьми, когда предстоит сделать выбор: хотите ли вы быть правым или сохранить спокойствие, целостность и счастье вашего объединения
· К такой стратегии может склонить значительный ущерб, полученный в ходе борьбы, угроза более серьезных негативных последствий или отсутствие шансов на другой исход.
Недостатки
· Главные спорные вопросы остаются неразрешенными
· Приходится поступиться своим достоинством и честью, терять собственное лицо,отказываться от своей системы ценностей. .
· В конфликте отцов и детей (педагогов и учащихся) зависимая позиция ребенка подталкивает его к соглашательству.
Конкуренция (преодоление, доминирование, подавление,
борьба, соперничество, напористость, конкуренция,доминирование )
Предпочтение объясняется
· подсознательным стремлением оградить себя от переживания поражения;
· эгоцентризмом;
· напряженными межличностными отношениями;
Недостатки
· редко приносит долгосрочные результаты, поскольку проигравшая сторона не будет поддерживать решение, принятое вопреки её воле, а иногда прибегает даже к прямому саботажу (сознательному невыполнению) этого решения;
· после длительной конфронтации остаётся осадок горечи, негативное «послевкусие», что требует релаксации;
Компромисс (кооперация):
· Это тактика достижения соглашения взаимными уступками на основании использования формальных компонентов и апелляции к формальному порядку вещей.
· В конфликте делится какая-то конечная величина, и в процессе этого раздела нужды всех участников не могут быть полностью удовлетворены.
· Раздел поровну нередко воспринимается как самое справедливое решение и, раз мы не можем увеличить размер делимого объекта, равноправное пользование имеющимися благами – уже достижение.
Недостаток компромисса Он не до конца удовлетворяет нужды сторон и является далеко не самым оптимальным решением конфликта.
Сотрудничество:
· участники стремятся к разрешению возникшего между ними противоречия, ориентируясь на сохранение позитивных взаимоотношений.
· соглашение достигается в форме высококачественного решения, не встречающего возражений со стороны субъектов взаимодействия.
· участники прежде всего стремятся победить проблему, а не друг друга,
· В основу данной стратегии положен закон толерантности.
· Для достижения соглашения субъекты принимают роль партнеров, используют неформальные компоненты – убеждение, аргументацию.
· Цель использования данной стратегии – достижение долгосрочного согласия.
Сочетание стратегий различно.
На выбор стратегии поведения в конфликте влияют:
· соотношение статусов субъектов конфликта;
· иерархия ценностей или ценностные ориентации;
· прошлый (позитивный, негативный или неопределенный) опыт конфликтного взаимодействия,
· цель поведения в конфликте (победить, решить проблему, сохранить позитивные отношения); и др.
- Предупреждение конфликтов в педагогических системах
Предупреждение конфликтов– это система различных способов, приемов воздействия и знаний, способствующих предотвращению открытого конфликта на стадии назревания противоречия. Технологию предупреждения конфликта могут применять как сами участники возникающего конфликта, так и третье лицо – приглашенный эксперт, медиатор, либо независимый и объективный в нарастающем противоречии человек.
Основа предупреждения конфликта заложена в смене действий какого-либо участника конфликтной ситуации. Предотвратить конфликт легче, изменив свое поведение.
Приемы, помогающие построить поведение, предупреждающее конфликт:
– латентная стадия конфликта не минутная и занимает значительный промежуток времени, за который можно заметить начало предконфликтного взаимодействия и изменить свое поведение (например, частично признать правоту собеседника, сменить тему разговора, замолчать и вернуться к разговору позже);
– на этапе разворачивания конфликта максимально точно выясните мотивы и интересы оппонента и выскажите свои, чтобы причиной конфликта не стало обычное непонимание друг друга;
– всегда помните о том, что предотвратить конфликт легче на начальной стадии и очень сложно на этапе открытого конфликта;
– проявление терпения к противоположному мнению вызовет к вам уважение у оппонента и настроит его на менее конфликтное взаимодействие;
– демонстрируйте свое понимание взглядов оппонента, когда он высказывается;
– заранее подумайте о предстоящем конфликтном взаимодействии: прогнозирование возможного хода развития противоречия поможет вам минимизировать негативные эмоции и действовать рационально;
– при потере контроля над ситуацией сведите разговор на шутку, так как продолжение разговора все равно не будет продуктивным, лучше продолжить его в другое время.
Если вы пытаетесь изменить поведение и взгляды оппонента и тем самым предупредить конфликт, помните о следующих правилах:
– мнение и действия любого человека невозможно изменить быстро;
– каждый человек уникален, его поведение детерминируется его индивидуальностью;
– не увеличивайте область противоречий с противоборствующей стороной;
– критикуя позицию оппонента, не примешивайте анализ и свое отношение к его личностным качествам;
– будьте для оппонента примером изменения поведения и уступите в некоторых позициях, это самый действенный прием по изменению действий оппонента.
Более эффективный способ профилактики конфликтов в педагогическом коллективе – создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.