Объясни значение понятия «Суверенитет».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Составь одно не односложное предложение с этим понятием.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Чайнворд «Обществоведческие понятия» (10 баллов)
Обрати внимание, что все слова в чайнворде имеют иностранное происхождение, хотя, на первый взгляд, не всегда это понятно, такими знакомыми они кажутся.
Чайнворд – это слова, как в кроссворде, но записаны они одно за другим без пробелов
☺☺☺☺ | ||||||
1. Поэтическое предание о каком-нибудь древнем событии.
2. Общепризнанное значение, влияние.
3. И ты, и твои друзья…..
4. Одним из его изобретателей является наш земляк…..
5. В ряде древнегреческих полисов, в том числе в Древних Афинах — изгнание гражданина из государства посредством голосования черепками.
6. Один из четырех основных типов темперамента.
7. Наследственная замкнутая группа людей, занимающая определённое место в обществе.
8. Ценная бумага, удостоверяющая долевое участие в собственности.
9. Периодически действующий рынок, собирающийся регулярно в одних и тех же местах, в определенное время года и установленный срок.
10. Подтверждаемое отсутствие подозреваемого или обвиняемого на месте преступления в момент его совершения, как доказательство непричастности.
Задание 4. «Синонимы» (10 баллов)
Для успешной деятельности в любых сферах общественной жизни, необходимо обладать значительным словарным запасом, в том числе уметь правильно применять и подбирать слова иностранного происхождения. Попробуй подобрать синонимы иностранного происхождения к указанным словам, учитывая, что первая буква в слове уже названа.
Например: Экзамен - испытание.
1. А_____________________ - руководство
2. Б_____________________ - несостоятельность, разорение
3. Г_____________________ - обеспечение
4. Д_____________________ - представитель
5. Ж ____________________ - судьи
6. И_____________________ - толкование, объяснение
7. Р _____________________ - запас
8. Ф _____________________ - отрывок, обломок
9. Ц _____________________ - выдержка, извлечение
10. Ш_____________________ - взыскание
Задание 5. Народная мудрость (5 баллов)
В. И. Даль называл пословицы "цветом народного ума", а М.А. Шолохов "сгустком разума" и "крылатой мудростью". Мы с детства привыкли слышать их, и сами часто используем пословицы в своей речи. Не удивительно, что в разных языках есть аналогичные по своему значению пословицы и поговорки. Найди аналоги (похожие по смыслу) приведенных поговорок в русской культуре.
1.Кто воду носит, тот и кувшин ломает (турецкая).
__________________________________________________________________
2.Если бы кошке крылья, воробьям бы не жить (лезгинская).
__________________________________________________________________
3.Спешащий таракан в суп попадет (удмуртская).
__________________________________________________________________
4. Нечего ругать кошку, когда сыр съеден (французская).
__________________________________________________________________
5. На море много черного, но не все это тюлени (финская).
__________________________________________________________________
Задание 6. «Молодость – вся жизнь» (15 баллов)
Академик Д.С. Лихачев в письмах «О добром и прекрасном», адресованных молодому поколению, рассказывает о патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном и эстетическом воспитании.
Прочитай внимательно одно из его писем, выполни задания и ответь на вопросы.
«Письмо второе: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего…
А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.
Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят.
И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!»
А) Сформулируй основную мысль письма Д.С.Лихачева.