Каковы основные положения номиналистической философии У. Оккама?

Разными путями, но, действуя как бы в унисон, и схоластический ло­гицизм (в виде школы оккамистов), и средневековый мистицизм (в образе школы немецких мистиков XIV в.) разрушают иерархическое мировоззрение Средневековья, теоретически обоснованное Фомой Аквинским:

1. С точки зрения У. Оккама и его последователей реально существуют лишь отдельные вещи, а универсалии, образующие строгую иерархию видов и родов всего лишь имена. Поэтому иерархия понятий является порожде­нием слабого человеческого ума, который не может проникнуть в Замыслы Творца. Следовательно, нельзя считать эту иерархию понятий отражением иерархии и гармонии мира. Для Оккама и его последователей мировое целое представляет собой совокупность отдельных вещей, созданных Творцом. Тем самым номиналисты десакрализируют бытие. При этом возникает идея однородности лунного и подлунного мира, которая ведет прямо к мировоз­зрению Нового времени.

2. Для мистиков XIV в., признающих прямую связь между Богом и че­ловеком, вследствие которой человек в мистическом экстазе сливается с Божеством3, не существует никаких иерархических структур, отделяющих человека от Бога. Таким образом, мистики также разрушают иерархическую систему бытия и оставляют каждого человека лицом к лицу с самим Богом.

Но, разрушая иерархическую картину мира, и номиналисты, и мисти­ки изменяют тем самым представление о месте самого человека в системе бытия.

Поскольку для номиналистов реальны только единичные вещи, то для них единственной реальностью являются человеческие индивиды, а такие человеческие объединения, как иерархизированная церковь и иерархия сословий в феодальном обществе своей собственной сущностью (в отличие от индивидуальной сущности человека) не обладают. Тем самым, во-первых, номиналисты защищают права человеческого индивида перед лицом религи­озной и социальной иерархии феодального общества, во-вторых, утверждают равенство всех людей по природе, ибо все люди наделены Творцом разумом, а следовательно, могут и разумно строить систему своего поведения.

Изменяя саму онтологическую картину бытия, У. Оккам и поздние но­миналисты тем самым радикально изменяют и представления схоластики о процессе, и цели человеческого познания и создают идейные основы для научной революции XVI в. Если в мире существуют только единичные вещи и если общие понятия (универсалии) - это просто некие имена, термины, схватывающие внешнее, а не субстанциональное сходство этих вещей, то всё знание о природе может быть построено только на чувственном опыте, на наблюдениях за повторяемостью природных процессов. Кроме того, поскольку для человека недоступны замыслы Творца Вселенной, то чело­веческое знание о мире носит вероятностный, а отнюдь не необходимый и неизменный характер. Отсюда следовали весьма важные выводы, которые подрывали основы схоластизированного аристотелизма, господствовавшие в схоластике эпохи ее расцвета.

Во-первых, поскольку не существует логически обоснованных законов бытия (для всемогущего Бога всё возможно, и в его замыслы слабый человек всякий разум не может проникнуть), то все логические доказательства имеют отношения только к универсалиям (именам), но не к реально существующим

Щам. Поэтому в области изучения природы не следует принимать как самоочевидные некие метафизические положения, на какие бы авторитеты эти положения не опирались. Любые утверждения относительно природных процессов, любая научная гипотеза должны быть основаны на наблюдаемых и повторяющихся для наблюдения фактах. Тем самым Оккам и его после­дователи закладывают образ современной науки, не отягощенной никаким априори взятым метафизическим грузом.

Во-вторых, если тот или иной факт может быть истолкован без допу­щения той или иной гипотетической сущности, то нет и никакой нужды ее допускать. Отсюда следует формулировка знаменитой «бритвы Оккама»: «Не нужно делать с большим то, что можно сделать с меньшим»'. С помощью этой «бритвы» Оккам и в еще большей степени его последователи ликвидируют всю систему понятий метафизической схоластики. Образно говоря, «брит­ва Оккама» - это то оружие, с помощью которого сама схоластика и будет впоследствии «зарезана».

В-третьих, поскольку, с точки зрения поздних номиналистов, во Вселен­ной существуют только движущиеся тела, и нет никаких привилегированных зон и центров, то вполне допустимы сомнения в геоцентрической системе Вселенной. Поэтому философы из школы оккамистов - Альберт Саксонский и Николай Орем в какой-то мере подготовили интеллектуальную почву для идей Николая Коперника и Рене Декарта.

Таким образом, Оккам и его последователи выступали против логико-метафизических доказательств бытия Бога, критиковали схоластическую науку, которая была построена, главным образом, на логических определе­ниях понятий, критически относились к любым утверждениям (от кого бы они ни исходили), если эти утверждения не базировались ни на опыте, ни на логическом доказательстве. Тем самым они подрывали авторитет не только схоластики, но и церковной иерархии во главе с папой по всем вопросам духовной жизни, познания и религиозной догматики.

Наши рекомендации