Виды и иерархия ценностей человека представляется такой.

Виды:

· духовные и материальные (материализованные);

· объективные и субъективные;

· терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства).

Иерархия:

· общечеловеческие: добро, справедливость, истина, свобода, красота;

· корпоративные: потребности, интересы определенных групп людей;

· личные: сохранение жизни и здоровья, правдивость, добросовестность, чувство собственного достоинства;

· совесть (нравственный суд человека);

· отношение к человеку: уважение, любовь, дружба, участливость, сочувствие.

И.Кант дал и иерархию пороков: самоубийство, пьянство, обжорство, ложь, раболепие и т.п.

Сенсационным видится подтверждение наукой «семи смертных грехов» человека, выделенных Фомой Аквинским, а именно: гордыня, алчность, зависть, гнев, блуд, чревоугодие, уныние, которые ведут к болезни и даже смерти клеток, разрушая иммунную систему человека (см. природа и человек. XXI век – 2009, -№4, с 32).

Если категория добро ассоциирует у человека с жизнью, процветанием, благополучием и благоденствием, то зло – это то, что разрушает жизнь, получает отрицательную оценку и порицается нами.

В узком смысле зло – это страдания человека и нарушение им нравственного порядка. Зло – всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло деструктивно, оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия и в конечном итоге направлено к гибели.

Выявлены виды зла:

1. Зло природное, физическое, когда естественные силы природы разрушают наше благополучие, оно не зависит от человеческой воли. Оно различно во времени и пространстве и силе воздействия. В какой-то мере человечеству, познавшему законы природы, удается минимизировать последствия природных катаклизмов, но самое удивительное, современная цивилизация до сих пор не осознала последствия своего воздействия на природу, на среду обитания, в целом на биосферу. Безразлично, что общество породило то ли глобальный экологический кризис, глобальную экологическую катастрофу или локальные риски, но человечеству отпущено несколько десятилетий для своего существования, если во взаимодействии человека и природы не произойдет качественных изменений, перехода к коэволюции, экогуманизму.

2. Зло в общественных процессах, которое охватывает всю совокупность общественных отношений, противоречит интересам общества, прогрессу, порождает насилие, ненависть, ложь и т.п.

3. Зло по происхождению субъективно, оно по своей сути аморально, безнравственно.

Разновидности нравственного зла:

а) зло враждебное;

б) зло по распущенности.

Враждебное зло – это стремление к разрушению, агрессии, насилию, гневу, ненависти, желание гибели, подавлению других. Оно активно, энергично, направлено во вне с целями нанесения вреда, ущерба, сознательного нанесения страданий и унижений.

Зло по распущенности связано и проявляется в пороках: малодушии, трусости, лени, хамстве, неумении совладать с влечениями, страстями, соблазном.

Свобода

1. У Г.Гегеля «свобода – это познанная необходимость». Человек свободен тогда и только тогда, когда его действия разумны, гармоничны действительно.

2. Человек свободен тогда, когда у него есть выбор, альтернатива.

3. Человек свободен тогда, когда отсутствует принуждение, но реальная действительность вне принуждения не существует, тем более, что категория свободы по своей сути идеальна и «работает» в сфере общественных отношений.

4. Общество вне закона, порядка, вне законопослушания, ответственности за поступки своих граждан абстрактно. Его просто природе не существует. Следствие подобного общества – анархия, деспотизм.

5. Свобода каждого заканчивается там, где начинается свобода другого.

6. Безусловно, свобода противостоит анархии, тоталитаризму, деспотизму, но ее база – правое, демократическое государство и в известной степени гражданское, но не антигражданское общество, о котором пойдет разговор в модуле об обществе.

7. Человек свободен, реализует свое «Я» в творчестве, в сфере духовного, где мера свободы – эта мера человеческого в человеке:

а) духовность человека – это импульс, заряд человека на деятельность, творчество;

б) эта сфера поднимает человека, реализует его потенциал на уровне общества;

в) реализует, проявляет его уникальность, неповторимость;

г) смысло-ценностное, самореализация человека, его жизнь; чтобы ни делал человек: на уровне обыденного – построил дом, посадил сад, вырастил детей; вошел в историю человечества (что тяжело, проще «влипнуть» в историю, - не желательно), но главная черта, смысл его жизни нераздельно увязаны с духовностью, творчеством, обществом, человеческим в человеке.



Наши рекомендации