Этапы исторического развития философии.
1. Индийская философия, китайская философия, античная философия — это этап становления древней философии. Для этого этапа характерным является космоцентризм (греч. kosmos— вселенная) — стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность. Позднее внимание перемещается к проблемам человека, этики, общественного устройства. Философия становится антропоцентричной (греч. anthropos — человек). В качестве ценностей являются истина, добро и красота (подробнее см.: 2.5.Античная философия).
2. для религиозно-христианской философии средних веков (V-XV вв.) характерна теоцентричность (греч. theos — Бог) — природа и человек рассматриваются как творение Бога. Незыблемой основой ценностей является Бог, а главной ценностью — спасение души. В период средневековья с распространением и утверждением христианства в странах Западной Европы меняются представления о назначении философии. Она утверждается как «служанка богословия». Культура носит символический характер, где каждый религиозный образ предстает как многозначный символ священной и человеческой истории (подробнее см 3.2.Философия средних веков).
3. В эпоху Возрождения (XV-XVIвв ) философия взаимодействует с искусством и закладывает основы современного понимания антропоцентризма и гуманизма. В античном и средневековом обществе не было достаточных стимулов для развития науки. В Европе в XVI-XVII вв. формируется наука как самостоятельный социальный институт. С этого времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные, эмпирические методы исследования. Философия же, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира (подробнее см.: 3.3.Философия эпохи Возрождения).
4. Философия Нового времени (XVII в.) подвергла резкой критике религиозные догматы, ориентацию на вымышленный, сверхъестественный мир. (Стремление людей средневековья спасти свои души имело и оборотную сторону: презрение к материальным ценностям, своему здоровью, продолжению рода, труду и познанию.) Философская критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершилась разработкой новой системы ценностей
Потребностью Нового времени, эпохи развития капиталистического способа производства и социально-политических перемен, стало развитие научных знаний, открывающих законы природы, увеличивающих возможности человека в познании и практическом преобразовании природы. В центре внимания философии того времени — человек и его познавательные способности, проблема метода научного познания Главной задачей философии считается создание метода естественных наук, обоснование философских принципов бытия и познания, создание системы научного знания
В период Нового времени осознание человеком себя в окружающем мире осуществляется на основе научного антропоцентристского подхода. Новоевропейский рационализм разделил мир напознающего активного субъекта и остальной мир. В этот период утверждается представление безграничного господства человека в мире, что дало негативные практические последствия в XX в. (подробнее см.:3 4 Философия Нового времени).
5. XVIII в. в европейских странах принято называть эпохой Просвещения. Просвещением называют течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума. Смысл «просвещения» (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Представители философии Просвещения полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах (подробнее см.:3.5. Философия Просвещения).
6. Немецкая классическая философия (XVIII-XIX вв.) дает обоснование научного статуса философии. Гегель (1770-1831) характеризует философию как «объективную науку об истине», содержанием которой должны стать всеобщие принципы и законы. По Гегелю, философия есть познание Вселенной как единой органической целостности. Разработка диалектики как философского учения об универсальной связи и развитии (в рамках идеалистической философии) способствовала превращению философии в методологию (подробнее см.: 4.2.Немецкая классическая философия).
7. Постклассическая европейская философия (XIX-XX вв.) представлена двумя направлениями: рациональным и иррациональным. К рациональным можно отнести: марксизм, позитивизм, структурализм и др.; к иррациональным можно отнести - экзистенциализм, психоанализ, русскую религиозную философию и др. (подробнее см : 4.3. Постклассическая европейская философия).
В марксизме в отличие от предшествующей философии материалистическое понимание общественного развития трактуется как естественно-исторический процесс Диалектико-материалистический подход к проблемам развития мира позволил определить предмет философии универсальные диалектические законы природы, общества и мышления
Русская философия предметом своего анализа делает не теоретическое знание, а веру. Так, например, в качестве важнейшей ценности выдвигает категорию соборности. Соборность понимается как органическая, социально-духовная общность людей, в которой каждый индивид раскрывает свои способности во имя процветания общества.
8. Современная западно-европейская философия (XX-XXI вв.) представлена направлениями, которые доминировали в философии начала XX столетия, получив дальнейшее развитие: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм, психоанализ и т. д. Философская мысль XX-XXI вв. выдвигает целый ряд новых идей, в частности идею изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Можно утверждать, что западноевропейская философия в значительной степени стала антропологией (подробнее см.: Модуль 7.Философская антропология: проблема человека).
Итак, становление и развитие представлений о сущности, предмете и функциях философии осуществлялось в процессе исторического развития общественной жизни, расширения и углубления человеком знаний о мире. Емко и кратко этот процесс характеризовал Гегель: «Что касается отдельных людей, то уж, конечно, каждый из них сын своего времени; и философия есть также время, постигнутое в мысли».
Само собой разумеется, что знание о мире, человеке и его отношение к миру изменяются от одной исторической эпохи к другой.
Таким образом, философия приближается к содержательному раскрытию фундаментальных принципов бытия и познавательной деятельности человека. Вследствие этого философия призвана осмыслить и прогнозировать важнейшие проблемы, встающие перед человечеством в XXI в. Это сущность и перспективы научно-технического прогресса, организация социальной жизни и международное сотрудничество, экологические, демографические и иные глобальные проблемы современности.
Вопросы для самопроверки
(первый уровень понимания материала)
1. Что повлияло на смену метафизического диалектическим взглядом на мир?
2. Почему в процессе становления и развития философии менялся и круг ее проблем?
3. Как эволюционировал взгляд на предмет и функции философии в процессе ее становления и развития?
Обобщение по первому модулю
Работая над первым модулем, мы ответили с Вами на вопрос, что такое философия. Рассмотрели проблему социокультурной ценности философского знания. Увидели, как будет структурироваться курс философии. Ввели целый ряд основных философских понятий: материальное и идеальное, онтология и гносеология, антропология и др. Раскрыли функции философии и структуру философского знания. Теперь мы имеем представление о том, что такое мифологическое, религиозное, философское и научное мировоззрение, вследствие чего можем ориентироваться в огромном множестве мнений и ценностей. А также убедились, что методы философских и научных исследований пересекаются. Рассмотрели процесс становления и развития философии в исторической ретроспективе. А самое главное, мы вошли с Вами в проблему содержания философского знания и познакомились с терминологией курса, что сейчас и закрепим.
Основные понятия и термины
Антропология (греч anthropos — человек) — наука о происхождении и эволюции человека.
Бытие — все существующее как единая целостность, объективная реальность, существующая независимо от сознания человека.
Гносеология (греч. gnosis — знание) — учение о познании, теория познания.
Диалектика — учение о наиболее общих закономерностях развития, бытия и познания.
Дуалисты — философы, считавшие, что в основе бытия существуют два равноправных начала: материальное и идеальное.
Закон — внутренние, устойчивые, необходимые, существенные, повторяющиеся связи.
Идеализм — философское направление, признающее первичным
духовное (сознание).
Концепция — основополагающая мысль, концентрация содержания, основная точка зрения.
Логика (греч. logos — слово, понятие, мысль, наука) — наука о законах мышления.
Материализм — философское направление, признающее материю первичной и независимой от сознания, а сознание — вторичным.
Методология — способ познания существующей реальности, опирающийся на систему универсальных принципов и законов. Метод — прием, средство, способ познания.
Мифология — возникший на ранних этапах существования общества способ осознания мира, опирающийся на эмпирический опыт, включающий в себя представления, веру в сверхъестественное.
Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы ориентации.
Натурфилософия — философия природы, первая форма философии, содержание понятия изменялось по мере исторического развития форм философии.
Наука — теоретическое знание, содержанием которого являются законы объективного мира.
Объективный мир — объективная реальность, все существующее независимо от сознания человека.
Онтология (от греч. ontos— суще,е и logos — слово, учение, наука) — учение о сущем, учение о бытии.
Принцип — руководящая идея, основополагающее правило.
Теория — система логически обоснованных, концептуальных идей.
Философия — наука об универсальных законах и принципах бытия; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Философский метод (греч. methodos — путь познания) — система наиболее общих приемов теоретическогр и эмпирического освоения действительности.
Эстетика (греч. aisthetikos— чувствующий, чувственность) — учение о законах прекрасного.
Этика (от греч. ethos — обычай, характер) — учение о нравственности, морали.
Упражнения и задачи
(второй уровень понимания материала)
1. Чем объяснить почти одновременное возникновение философии в территориально разобщенных центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции?
2. Объясните, каким образом данное высказывание Р. Декарта соответствует содержанию предмета философии? «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие из этого ствола, — все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике... Подобно тому как плоды собираются не с корней и не со ствола дерева, а с концов его ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец».
3. В истории науки в период XIV-XX вв. на становление математики, физики, химии большое влияние оказала философия, в равной степени как вышеназванные науки способствовали развитию философии. Покажите это на примерах творчества великих мыслителей, представителей науки этого времени.
4. Какую роль сыграла ограниченность механистического материализма и идеализма в кризисе науки на рубеже XIX-XX вв.? Как отразились новейшие научные открытия XX в. на развитии философии? (И. Ньютон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, А. Эйнштейн).
5. «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию». Какое значение для осознания сущности философии имеет это высказывание Гегеля? Какую роль играют универсальные законы и принципы в системе философских знаний?
6. Разделяете ли вы позицию Г. Фихте? «...каждый имеющий притязание на общее умственное развитие должен в общих чертах знать, что такое философия; несмотря на то, что он сам не участвует в этих исследованиях, он все же должен знать, что она исследует; и, несмотря на то, что он сам не проникает в ее область, он все же должен знать границы, отделяющие эту область от той, на которой находится он сам, чтобы не бояться опасности, угрожающей со стороны совершенно другого и абсолютно чуждого ему мира тому миру, в котором он находится».
7. Какая, на ваш взгляд, функция философии отражена в высказывании Б. Рассела?
«...Обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства».
Дополнительное задание:
Какое влияние оказывает философия на формирование Вашего самосознания и вашей жизненной позиции?
Тестовые задания
(третий уровень понимания материала)
1. Предметом философии является:
1) человек и его место в мире;
2) природа и ее законы;
3) общественно-исторические процессы;
4) универсальные законы и принципы.
2. Философия может быть определена как:
1) система самых общих теоретических воззрений на мир, на место человека в нем;
2) мудрость вообще;
3) совокупность нравственных учений и норм;
4) система религиозных учений о мире и человеке.
3. Какое определение наиболее полно раскрывает сущность материи?
1) материя — то, из чего все состоит;
2) материя — объективная реальность, существующая независимо от сознания;
3) материя — основная субстанция, первоматерия;
4) материя — комплекс «моих ощущений».
4. Онтология — это философское учение:
1) о бытии;
2) о ценностях мира;
3) о происхождении Вселенной;
4) о доказательствах.
5. Гносеология — это философское учение:
1) о познании мира;
2) о непознаваемости бытия;
3) о знании вообще;
4) раннего христианства.
6. Метафизика — это:
1) физика;
2) философия;
3) религия;
4) математика.
7. Укажите понятие, которое можно отнести к философской категории:
1) элементарная частица;
2) информация;
3) система;
4) слово.
8. Чем отличается философия от мифологии и религии?
1) учением об авторитетах;
2) рационально-теоретическим представлением о мире;
3) образностью представлений;
4) учением о сверхъестественном.
9. Укажите философское определение «природы»:
1) природа — это географическая среда;
2) природа — это вся Вселенная;
3) природа — это материя;
4) природа — это биосфера Земли.
10.Материалистическая точка зрения:
1) сознание есть свойство высокоорганизованной материи;
2) сознание есть свойство всей материи;
3) сознание материально;
4) сознание человека — это проявление мирового духа.
11. Выделите метод познания, который относится только к теоретическому уровню:
1) наблюдение;
2) анализ;
3) измерение;
4) эксперимент.
12. Выделите метод познания, который применяется только на эмпирическом уровне:
1) восхождение от абстрактного к конкретному;
2) синтез;
3)абстрагирование;
4) эксперимент.
13. Какое суждение с современной философской точки зрения верно?
1) цель оправдывает средства;
2) основа мира — это число и гармония; 3)материя и сознание — две основы бытия; 4)все наши знания — только гипотезы и таковыми останутся.