Об ароматах, или воскурениях, их видах и силе

Некоторые воскурения или ароматы, подчиненные звездам, поскольку они действительно связаны с воздухом и дыханием, весьма способствуют обретению посредством лучей звезд небесных даров. Ибо наше дыхание значительно меняется от такого рода испарений, особенно если они подобны чему-то иному. Воздух также легко проникает через них или принимает качества вещей низших или тех же небесных, постоянно и быстро проникая в нашу грудь, и животворит, приводя нас чудесным образом к подобным качествам. Вот почему делают воскурения для предсказателя, дабы воздействовать на его воображение, должным образом приспосабливая к какому-либо определенному божеству; это позволяет ему воспринять божественное вдохновение. Говорят, что курение семян льна и псиллиума (подорожник блошиный), корней фиалки и петрушки помогает увидеть будущее. И нечего удивляться тому, что благодаря воскурениям могут возникать великие вещи, особенно если предсказатель, согласно Порфирию, будет вдыхать надлежащие испарения – тогда воздушные духи восстают тотчас, как гром и молния и тому подобное. Так, запах от печени хамелеона, сожженной на крыше дома, и это совершенно очевидно, вызывает дожди и грозы. А его голова и глотка, будучи сожженными с дубовыми дровами, становятся причиной штормов и молний.

Также производимые под соответствующим влиянием звезд воскурения заставляют тотчас появиться в воздухе или каком-либо другом месте изображения духов. Кроме того, курение кориандра и сельдерея или белены с цикутой заставляет явиться духов всех вместе; поэтому эти травы называются травами духов. Говорят также, что курения корня трубчатого камыша с соком цикуты и белены, травы tassi barbassi, красного сандала и черного мака заставляют обозначиться духов и странные фигуры, а если туда добавить сельдерей, то можно прогонять духов из любых мест и разрушать их облик. То же самое делают курения из сладкого камыша, пиона, мяты и клещевины, прогоняя всех злых духов и пустые фантазии. Более того, говорят, что с помощью определенных курений собирают определенных животных и обращают в бегство; как Плиний заметил относительно липарского камня,[145]на дым от которого приходят все звери. Если сжечь кости от передней части горла оленя, соберутся все змеи; но дым от сжигания оленьего рога прогоняет их. То же самое совершает дым при сжигании перьев павлина. Когда сжигают легкие осла, то дым обращает в бегство всех ядовитых тварей; дым же от горящих копыт оленя прогоняет мышей. Подобное же происходит при сжигании копыт мула, а если только с левой ноги, то улетают мухи. А еще, если дом или какое-либо другое место окурить сжиганием желчи каракатицы с добавлением красного стиракса, розовых лепестков и древовидного алоэ и если затем в это место принести немного морской воды или крови, то весь дом будет казаться заполненным водой или кровью; и если туда бросить некоторое количество земли с пашни, то покажется, будто земля дрожит.

Теперь нам следует усвоить, что подобного рода испарения заражают тело, вливают в него некие свойства и имеют довольно продолжительное действие, подобно тому, как это происходит от заразных или ядовитых испарений при эпидемиях. Они могут удерживаться до двух лет в стенах дома, заражать его обитателей и, как чума или проказа, скрываться глубоко в одеждах и приводить к болезни того, кто их носит. Поэтому маги использовали воскурения вместе с изображениями, кольцами и другими магическими инструментами, благодаря чему, по словам Порфирия, успешно прятали сокровища. Так, если кто-нибудь станет прятать золото, серебро или какую-нибудь другую ценную вещь, когда Луна в соединении с Солнцем , и окурит место кориандром, шафраном, беленой, сельдереем и черным маком, истолченными вместе в равных долях и политыми соком цикуты, то сокровище никогда не обнаружат другие и не унесут и духи будут постоянно стеречь его; а если кто-либо попытается взять сокровище, то доведут лихоимца до безумия. И Гермес говорил, что для вызывания духов нет ничего действеннее дыма от горения спермацета; и если курение сделано из него с добавлением древовидного алоэ, марсилия, мускуса, шафрана и красного стиракса с кровью чибиса, то все воздушные духи тотчас соберутся, но если курение производится у могил мертвецов, появляются маны и тени усопших. И так же всякий раз, как мы адресуем какую-либо работу Солнцу , нам следует производить курения с солнечными вещами, а если к Луне , то с лунными, и подобным образом проделывать с остальными. Нужно знать, что те же противоположности и враждебность, которые существуют в звездах и духах, есть и в воскурениях. Так, имеется противоречие между древовидным алоэ и серой, ладаном и ртутью; и духи, вызываемые при курении древовидного алоэ, скрываются при курении серой. Например, Прокл свидетельствует о духе, обыкновенно появлявшемся в образе льва, но, если перед ним возникает образ петуха, лев исчезает прочь, потому что между петухом и львом существует противоречие. Вот мы и рассмотрели подобные соображения и практику.

Глава сорок четвертая

О составлении курений в соответствии с планетами

Воскурения для Солнца делают особым способом, а именно: из шафрана, серой амбры, мускуса, древовидного алоэ, древесного бальзама, плодов лавровишни, гвоздики, мирры и ладана. Все это должно быть истолчено и перемешано в такой пропорции, чтобы запах оказался как можно нежнее, соединено с мозгом орла или кровью белого петуха в виде пилюль.

Воскурения для Луны осуществляют из головы высушенной лягушки, глаз буйвола, семян белого мака с ладаном и камфарой, соединив их с менструальной кровью женщины или кровью гуся.

Для Сатурна берут семена черного мака, белены, корень мандрагоры, магнит и мирру и смешивают с мозгом кошки или кровью летучей мыши.

Для Юпитера подходят семена ясеня, древовидный алоэ, стиракс, бензойная смола, камень лазурит, верх крыльев павлина; все это смешивают с кровью аиста или ласточки или мозгом оленя.

Для Марса надо взять молочай, ароматическую смолу, армоньяк, корень чемерицы и морозника, магнит, немного серы и смешать с мозгом оленя, кровью мужчины и кровью черного кота.

Для Венеры берут мускус, серую амбру, древовидный алоэ, красные розы и красный коралл и смешивают с мозгом воробьев и кровью голубей.

Для Меркурия требуются мастиковое дерево, ладан, гвоздика, трава пятилистника, камень агат; и делают смесь с мозгом лисы или ласки и кровью сороки.

Помимо того, для Сатурна готовят курения из всевозможных видов пахучих корней, таких как корень марсилия и ладанного дерева.

Для Юпитера – из душистых фруктов, таких как мускатный орех, гвоздика.

Для Марса – все душистые деревья: сандал, кипарис, древесный бальзам, древовидный алоэ.

Для Солнца – все смолы: ладан, мастика, бензойная смола, стиракс, зеленая камедь, серая амбра и мускус.

Для Венеры – цветы: розы, фиалки, шафран и т. п.

Для Меркурия – все виды коры деревьев и кожуры фруктов – корицы, дерева кассия (китайская корица), кожура цитрона, восковницы и всевозможные благоухающие зерна.

Для Луны – листья всякой зелени: индума,[146]мирта и благородного лавра.

Кроме того, нужно знать, что, по мнению магов, для всякой благой материи, каковы любовь, благосклонность и тому подобное, и курения должны быть с хорошим запахом, душистые и благородные, а для злых материй (ненависть, гнев, страдание и прочее) – отвратительные и вульгарные.

Для двенадцати знаков Зодиака делают также особые курения. Для Овна курят мирру, для Тельца – марсилию, для Близнецов – мастику, для Рака – камфару, для Льва – ладан, для Девы – сандал, для Весов – гальбан, для Скорпиона – опопанакс (сладкая мирра), для Стрельца – древовидный алоэ, для Козерога – бензойн, для Водолея – молочай, для Рыб – стиракс.

Однако Гермес описывает наиболее мощное воскурение, составленное из семи ароматов, согласно силе семи планет, и имеющее от Сатурна – марсилию, от Юпитера – мускатный орех, от Марса – древовидный алоэ, от Солнца – мастику, от Венеры – шафран, от Меркурия – корицу и от Луны – мирт.

Глава сорок пятая

Наши рекомендации