Об удивительных свойствах некоторых видов колдовства
Теперь я расскажу о некоторых видах колдовства, на примере которых можно будет приступить к детальному рассмотрению этого предмета. И начну с менструальной женской крови. Мы рассмотрим, какую силу она имеет в колдовстве, ибо говорят, что если женщина, у которой менструации, пройдет над молодым вином, оно скисает, а если лишь коснется виноградной лозы, та навсегда испортится, и любое другое растение и дерево также станут бесплодными, а только что посаженные погибнут. Она сжигает всю траву в саду и заставляет осыпаться фрукты с деревьев; блеск зеркал блекнет и исчезает, ножи и бритвы тупеют, тускнеет красота слоновой кости; железо тотчас ржавеет; бронза покрывается налетом и сильно пахнет; собаки становятся бешеными, если пробуют ее, и тех, кого они кусают, нельзя вылечить. Погибает весь пчелиный улей, и пчелы покидают ульи, которых коснулась такая женщина; лен чернеет, когда его варят; кобылы при касании их выкидывают и менструальная кровь мешает им зачать; и ослицы не могут рожать до тех пор, пока не перестанут есть корм, приготовленный женщиной в период месячных. Пепел от менструальных повязок, помещенный на пурпурные одежды при их стирке, меняет их цвет, а цветы лишает красок. Говорят, что она лечит трехдневную и четырехдневную лихорадку, будучи нанесенной на шерсть черного барана и подвязанной на серебряный браслет, а также если ей намазать подошвы стоп больного, особенно если это сделает сама женщина, а больной не будет знать об этом. Кроме того, она помогает при начале болезни. Но лучше всего она лечит от водобоязни,[140]или укушенных бешеной собакой, если только менструальная повязка будет помещена под чашу с питьем.
Говорят также, что если женщина во время менструаций прогуляется голой вокруг зернохранилища, погибнут все плодожорки, черви, жуки, мухи и все прочее, что может повредить зерну, но женщина должна это сделать непременно до восхода солнца, иначе засохнет зерно. Еще утверждают, что она способна останавливать град, гром и молнии, о многом из этого упоминал Плиний.[141]
Уместно знать, что менструальная кровь очень ядовита, особенно если появляется на ущербе Луны, и куда более опасна – на переходе от ущерба к новолунию. Но если она появляется при затмении Луны или Солнца, то ядовита чрезвычайно. Наибольшую же силу менструальная кровь имеет, когда появляется в первый год, даже и у девственницы, но если ей только коснуться порога дома, она может отвести любой вред.
Кроме того, говорят, что нити платья, которое ею натерто, не горят и что, если его бросить в огонь, он перестанет распространяться. И если давать корень пиона с касторовым маслом, помазанный менструальной повязкой, можно предупредить начало заболевания. А если сжечь или поджарить желудок оленя, примешав туда нечто от тряпок, пропахших менструальной кровью, и затем смазать этим арбалеты, они оказываются бесполезными для охоты.
Волосы женщины, у которой месячные, будучи положены в навоз, производят змей, а если их сжечь, то появляющийся запах, наоборот, змей прогонит. Ядовитая сила менструальной крови столь велика, что отравляет даже мерзких тварей. Есть также гиппоман,[142]который у колдунов считается далеко не последним средством. Это небольшой ядовитый кусочек мяса величиной с фигу, черного цвета, прилипший на лбу только что родившегося жеребенка, если кобыла тотчас съест его, она никогда уже не будет любить своего малыша или покинет его больным. Но в нем есть совершенно удивительное свойство, призывающее любовь: если его растереть в порошок и выпить из чаши вместе с кровью того, кого любишь. Существует и другое колдовство, также называемое гиппоманом; это ядовитая жидкость, взятая из выделений кобылы в то время, когда она хочет жеребца, о чем упоминает Вергилий:
Тут то тягучий течет, называемый меж пастухами
Верным названьем его, «гиппоман», из кобыльей утробы, —
Мачехи злые тот сок испокон веков собирали,
Всяческих трав добавляя к нему и слов не безвредных.[143]
О том же говорит и Ювенал в «Сатирах»:
Гиппоман – это яд, который варят и заговаривают
И дают сынам любви, вызывая страдание…[144]
Также Аполлоний в своей «Аргонавтике» упоминает траву Прометея, которая, по его словам, выросла из капель разложившейся пролитой на землю крови в то время, когда орел клевал печень Прометея в горах Кавказа. Цветы этой травы, говорит он, подобны цветам шафрана, имеют выступающий двойной стебель, один длиннее другого, а корень глубиной в локоть; едва его разрежешь, выступает черный сок, как будто это бук; если этим соком, говорит он, совершив прежде молитву Прозерпине, намазать тело, оно станет неуязвимым для меча и огня. И Саксон Грамматик пишет, что некий Фротон имел платье, которого никто не мог повредить ни острием пики и никаким иным оружием.
Виверра тоже имеет в изобилии яды. Как сообщает Плиний, если натереть ее кровью порог дома около входной двери, обман и колдовство становятся бессильными; никакие божества не могут быть призваны, и никто не сможет получить от них увещевания. Те, кто натрется пеплом кости лодыжки ее левой ноги, вываренной с кровью ласки, станет всем ненавистным. Того же эффекта достигают с отваром из ее глаз.
Говорят также, что прямая кишка помогает при несправедливостях и злоупотреблениях сильных мира сего, делая успешными жалобы и способствуя завершению прошений и споров. И если у кого-нибудь была когда-либо хотя бы ничтожная малость от виверры, то, подвязав это к левой руке, он обретет настоящее волшебное средство; стоит только женщине взглянуть на него, как она тотчас последует за ним. Кожа со лба виверры делает бессильным любое колдовство.
Еще говорят, что кровь василиска, которую также называют кровью Сатурна , имеет такую большую силу в колдовстве, что позволяет тем, кто ее использует, добиваться успеха в жалобах у сильных мира сего, а также в молениях Богу, а еще помогает в болезнях и дарует некие привилегии.
Известно, что клещ, которого извлекли из левого уха собаки, и он при этом черный, имеет великое свойство в прогнозировании жизни; ибо, если больной ответит тому, кто пришел с этим клещом и встал у его ног, на вопрос о своей болезни, у него есть надежда выжить, а если не ответит – умрет. Еще говорят, что камень, укушенный бешеной собакой, имеет силу возбуждать разногласия, если положить его в питье, а на того, кто положит язык собаки под большой палец в свой ботинок, псы не будут лаять, особенно если положить туда еще травку того же названия – песий язык. Перепонка же собачьего уха делает то же самое; убегают собаки и от тех, кто носит с собой добытое у них сердце. Плиний рассказывает, что некая красная жаба, живущая в шиповнике и ежевике, полна колдовских чар и совершает удивительные вещи: маленькая косточка с ее левой стороны, будучи брошенной в холодную воду, заставляет ее тотчас же закипеть; она сдерживает ярость собак и помогает обрести их любовь, когда помещена им в питье; а если ее привязать к кому-нибудь, она возбуждает похоть. Напротив, косточка, взятая с правой стороны, делает кипящую воду холодной и более неспособной нагреться до тех пор, пока эту косточку оттуда не вынут. Говорят также, что она лечит четырехдневную лихорадку, если ее привязать к больному в коже змеи; помогает она и от любого другого жара, в том числе от любви и от похоти. А селезенка и печень – от ядов этих же самых жаб. Плиний много пишет о таких свойствах.
Известно, что меч, которым убили человека, имеет в колдовстве удивительную силу. Ибо если из него сделать трензель уздечки или шпоры, то нет такой дикой лошади, которую нельзя было бы с их помощью укротить и сделать послушной, и, если бы наездник был обут в ботинки с такими шпорами, конь стал бы самым быстрым и проворным и, сколь бы долгим и тяжелым ни было путешествие, никогда бы не утомлялся. Впрочем, на них должны быть еще написаны некие имена и нанесены черты. Также говорят, что если кто-либо погрузит в вино меч, которым обезглавливали людей, и затем даст его пить больному, то можно вылечить четырехдневную лихорадку. Ликер, сделанный с мозгом медведя и выпитый из его черепа, наделяет человека свирепостью, он становится как разъяренный медведь и считает себя превратившимся в него и смотрит на все глазами медведя; и это безумие будет продолжаться до тех пор, пока питье не рассосется, но зато во все это время никакая другая болезнь не пристанет к попробовавшему зелье.
Глава сорок третья