Фгобу впо «московский государственный институт
ФГОБУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
МИД РОССИИ»
УПРАВЛЕНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ
КАФЕДРА ТЕОРИИ ПРАВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по программному развитию
МГИМО МИД России
_____________
«___» ___________________ 20__ г.
ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Философия права»
Москва
Учебная программа по дисциплине «Философия права» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки магистра «Международное финансовое право» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Юриспруденция ».
Автор программы: ______________________Михайлов А.М., к.ю.н., доцент
Директор НБ МГИМО им. И.Г. Тюлина: ______________ М.В. Решетникова
Программа утверждена на заседании Кафедры Теории права и сравнительного правоведения
Факультета/Института ____________________ МГИМО МИД России.
Протокол заседания № ___ от «____» ________________ 2017_ г.
Подпись зав. кафедрой: _________ /Малиновский А.А./
Ó Михайлов А.М., 2017
ÓМГИМО МИД России, 2017
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1. Аннотация к дисциплине ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
Цели и задачи учебного курса
Центральной целью учебного курса «Философия права» является ознакомление магистрантов с основными философско-методологическими традициями в юриспруденции, базовыми правовыми ценностями, которые раскрывают сущность права как социокультурного института, его социальное предназначение.
Изучение философии права направлено на решение следующих задач:
- раскрыть специфику философского познания правовой действительности и очертить круг основных философско-правовых проблем в современном правоведении;
- научить ориентироваться в многообразии философско-правовых концепций, типов правопонимания, осмысленно относиться к их основным положениям.
В результате изучения учебного курса магистрант должен:
- владеть базовыми понятиями и терминологией философии права;
- ориентироваться в философско-правовом знании современности, понимать его специфику;
- знать основные идеи философско-методологических направлений прошлого и современности;
- уметь определять принадлежность той или иной философско-правовой идеи к определенному типу правопонимания и школе права.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2. Структура и содержание дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов)
Учебно-тематический план
Тема | Аудиторная работа (часы) | Самостоятельная работа (часы) | |
лекции | семинары | ||
1. Философия права в системе социально-гуманитарного знания | |||
2. Краткая характеристика истории философии права | |||
3. Идея естественного права | |||
4. Юридический позитивизм | |||
5. Социологическая юриспруденция | |||
6. Современные концепции понимания права в российском правоведении | |||
7. Философские основания методологии юриспруденции | |||
8. Философские основания романо-германской и англо-американской юридических традиций |
3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
А) Основная литература по дисциплине:
1. Алексеев С.С. Философия права. М., 1998.
2. Варламова Н.В. Типология правопонимания и современные тенденции развития теории права. М., 2010.
3. Ллойд Д. Идея права. М., 2002.
4. Михайлов А.М. Актуальные вопросы теории правовой идеологии и методологии юриспруденции. М., 2016.
5. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2009.
6. Поляков А.В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. СПб., 2004.
7. Философия права: учебник. Под ред. О.Г. Данильяна. М., 2005.
Б) Тематический план лекций и семинарских занятий (дидактические единицы)
Тема 1. Философия права в системе социально-гуманитарного знания
Специфика философско-правового знания, его основные черты. Роль и значение философско-правового знания для профессионального правосознания и национальной правовой системы.
Предмет философии права: основные подходы. Философия права как метод познания правовой действительности. Гносеология права, онтология права, аксиология права.
Формирование юридической философии права: основания и условия. Обособление философско-правового знания в системе юридических дисциплин.
Философия права и теория права. Философия права и социология права. Философия права и юридическая догматика. Философия права и отраслевое юридическое знание. Методологический статус философии права.
Планы семинарских занятий
Представители какой школы понимания права были убеждены, что право представляет собой продукт развития «народного духа», который живет и проявляется во всех членах народа, формируя единое национальное правосознание?
+: исторической школы права
-: школы естественного права
-: психологической теории права
-: юридического либертаризма
-: юридического позитивизма
Содержанием права с точки зрения сторонников социологического направления в понимании права является
-: идеи добра, гуманизма, справедливости
-: общеобязательность норм, гарантированность их государством
-: воля господствующего в государстве класса
+: права и обязанности участников правоотношений
Право не просто всеобщий масштаб и равная мера, а всеобщий масштаб и равная мера именно и прежде всего свободы индивидов. Представитель какой школы (направления) понимания права согласился бы с таким утверждением?
-: коммуникативной концепции права
-: марксистского направления
-: психологической теории права
+: юридического либертаризма
-: юридического позитивизма
История права – это история прогрессирующей эволюции содержания, объема, масштаба и меры формального (правового) равенства. Представитель какой школы (направления, концепции) понимания права согласился бы с таким утверждением?
-: коммуникативной концепции права
-: марксистского направления
-: психологической теории права
+: юридического либертаризма
-: юридического позитивизма
Представители какой школы (направления, концепции) правопонимания считали, что отличительной чертой права, понимаемого как совокупность норм, установленных государством, является его принудительный характер?
-: коммуникативной концепции права
-: марксистского направления
-: психологической теории права
-: юридического либертаризма
+: юридического позитивизма
«Право можно определить как основанный на социально признанных и общеобязательных нормах коммуникативных порядок отношений, участники которого взаимодействуют путем реализации своих прав и обязанностей. Представитель какой школы (направления, концепции) понимания права согласился бы с таким утверждением?
+: коммуникативной концепции права
-: марксистского направления
-: психологической теории права
-: юридического либертаризма
-: юридического позитивизма
Представители какой школы (концепции, направления) правопонимания утверждают, что в основании действия права лежит социальная легитимация, без которой не возникнут взаимосвязанные друг с другом права и обязанности субъектов?
+: коммуникативной концепции права
-: марксистского направления
-: психологической теории права
-: юридического либертаризма
-: юридического позитивизма
РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Варианты вопросов для письменного экзамена по дисциплине
- Дайте развернутый комментарий и собственную оценку представленного высказывания. Представители какой (каких) школ понимания права были бы с ним принципиально не согласны и почему?
«Философско-правовое знание по своей природе и осуществляемым функциям в правовой системе имеет основополагающее значение для юриста, обладает относительной автономией и качественно отличается от теоретического и социологического исследования права».
- Дайте развернутый комментарий и собственную оценку представленного высказывания. Согласны Вы с ним или нет? Аргументируйте свой ответ.
«Эволюция философско-правовых идей и понятий, начиная с их становления в Древней Греции классического периода и заканчивая XX столетием, дает основания утверждать, что помимо весьма значимых в культурном и историческом отношении различий, все же имеется «центральное ядро» смыслов, которое и позволяет говорить об автономности философии права как самостоятельной сферы философского и юридического сознания».
- Дайте развернутый комментарий и собственную оценку представленного высказывания. Продемонстрируйте свое знание четырех «исторических редакций» идеи естественного права и функций, выполняемых ею в правовой системе.
«Проблема естественного права столь же стара, как и правовая мысль. Данная проблема — лишь отражение антиномичного характера сферы права, где сталкиваются действительность и ценность, факт и идея, эмпиризм и априоризм, автономия и гетерономия, стабильность существующего порядка и динамизм нравственного прогресса, безопасность и справедливость, общественная необходимость и идеал, наконец, жесткая структура организации и спонтанность жизни».
Георгий Давидович Гурвич. Юридический опыт и плюралистическая философия права.
- Дайте развернутый комментарий и собственную оценку представленного высказывания. Раскройте достоинства и недостатки данных направлений понимания права. Какая из них более правильная для профессионального юриста и почему?
«Ожесточенная борьба между юридическим позитивизмом и юснатурализмом началась еще в Древней Греции, то возгоралась, то затухала в период позднего Средневековья, вылилась в противостояние двух концепций в эпоху Нового времени и развернулась на поле государственной политики в XX столетии. Эта борьба не имеет своего конца и будет существовать до тех пор, пока существует критическое осмысление правовой действительности».
- Дайте развернутый комментарий и собственную оценку представленного высказывания.
«Юридический позитивизм – единственное направление правопонимания, созданное профессией юристов для юридических целей; оно является частью культурного наследия юриспруденции. Юридический позитивизм всегда стоял на страже определенности права, законности, профессионализма юристов; его обвинение в неразрывной связи с тоталитаризмом абсолютно беспочвенно».
Раскройте исторические и философские основания юридического позитивизма и его эволюцию в философско-правовой мысли XIX и XX столетий.
- «Право вполне можно определить как поддержание равновесия между справедливостью и порядком в свете опыта».
Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999.
Допустимо ли утверждать, что данное высказывание американского историка права соответствует правопониманию исторической школы юристов? Аргументируйте свой ответ. Раскройте основные постулаты учения школы Ф.К. фон Савиньи, историко-культурные основания ее формирования, разногласия со школой естественного права и юридическим позитивизмом, значение этой школы для философии права и юриспруденции в целом. Почему в советское время ее идеология считалась реакционной?
- Огюст Конт и ряд представителей социологической юриспруденции считали правоведение частью социологии. Г.Ф. Шершеневич и Г. Кельзен, напротив, утверждали, что социология права не входит в предмет собственно юридического знания о праве, что ей нет места в общей теории права и юридической науке в целом.
Дайте аргументированную оценку этих позиций с точки зрения «классического» юридического позитивизма, концепций Г. Харта, Г. Кельзена и социологической юриспруденции. Каковы философские и исторические основания этих позиций и следствия их реализации для национальной правовой системы?
- Дайте развернутый комментарий и собственную оценку представленного высказывания.
«Историко-материалистическое учение об обществе и марксистко-ленинское учение о праве и государстве является наиболее методологически оснащенной теорией XIX и XX столетий. Достоинства марксистской интерпретации общества, права и государства существенно превосходят его недостатки».
Раскройте исторические и философские основания идей марксизма о праве и его соотношение с другими концепциями понимания права.
- Проведите сравнительный анализ либертарно-юридической концепции и коммуникативной концепции права. В чем они принципиально отличаются друг от друга и что имеют общего? Как понимаются свобода, равенство и справедливость представителями данных концепций? Как либертарная и коммуникативная теории права соотносятся с юридическим позитивизмом, юснатурализмом и социологическими концепциями права? Почему, на Ваш взгляд, эти концепции правопонимания не стали господствующими в профессиональном сознании юристов?
- Какое значение имеет методология юриспруденции для философии права и профессионального сознания юристов? Что отличает методологическое знание от философского? Каково значение философских учений идеализма, научного (философского) позитивизма, исторического материализма и философской герменевтики для правоведения?
- Можно ли считать юридическое знание научным и почему? Какие критерии научности знания приняты в классической и постклассической рациональности и какое отношение они имеют к развитию философии права и правоведения в целом? Раскройте методологические основания любых двух концепций правопонимания. Какая связь существует между философией науки и философией права?
- Какое место занимает философско-правовое знание в структуре юридического и гуманитарного знания? Каковы сходства и различия между философией права и теорией права, между философией права и юридической догматикой? Является ли философия права частью теории права и почему? Можно ли заменить философию права общей теорией права и почему? Какие функции действительно выполняет и должна выполнять философия права как самостоятельная сфера исследовательской деятельности? Какие из них являются, на Ваш взгляд, наиболее важными в современной социокультурной ситуации? Почему?
- А) Дайте аргументированную оценку представленных ниже утверждений. Раскройте возможные аргументы, подтверждающие и опровергающие данные позиции.
· Философия права не имеет никакого практического значения для профессиональной деятельности юриста, и именно поэтому нет никакого смысла во включении данной учебной дисциплины в программу юридического образования. Каждый юрист должен самостоятельно определить своей отношение к мировоззренческим вопросам своей профессиональной деятельности, и вряд ли философско-правовое знание является определяющим фактором в этом отношении.
· Философия права имеет определяющее значение для профессиональной культуры юриста. Никакие иные сферы юридического знания не могут выполнять функции философии права. Философия права формирует «картину мира» юриста, без которой любая профессиональная деятельность лишается конечного смысла.
Б) Раскройте позиции философов и юристов по вопросу о том, является ли философско-правовое знание философским или юридическим. Допустимо ли утверждать, что существует неюридическая и юридическая философия права? Почему?
- Раскройте фундаментальные идеи и принципы наиболее значимых для правоведения философско-правовых «картин мира». Приведите примеры их влияния на различные школы (направления) правопонимания. Какие философско-правовые идеи могут претендовать на статус мировоззренческих в современном российском правоведении и почему?
- Дайте комментарий и собственную оценку представленного ниже высказывания.
· «Эволюция идеи естественного права, начиная с ее формирования в Древней Греции классического периода и заканчивая XX столетием, дает основания утверждать, что помимо весьма значимых в культурном и историческом отношении различий, все же имеется «центральное ядро» смыслов, которое и позволяет говорить о юснатурализме как самостоятельном типе понимания права».
Раскройте эволюцию идеи естественного права, сделав акцент на наиболее значимых персоналиях и течениях. Является ли идея естественного права «вечной» для истории правовой мысли или она будет окончательно забыта и станет «музейным экспонатом» философской и юридической мысли? Почему?
- Дайте развернутое описание и критический комментарий различных гипотез происхождения идеи естественного права. Какая (какие) из них является (являются) наиболее аргументированной (аргументированными) и почему? Какие функции выполняет идея естественного права для правовой системы общества, профессионального правосознания юристов, юридического образования? Можно ли утверждать, что философия права невозможна без идеи естественного права? Почему?
- Дайте развернутый комментарий к приведенному ниже суждению. Согласны ли Вы с данной позицией и почему?
· Спор между сторонниками идеи естественного права и ее противниками с той или иной степенью интенсивности продолжается более двух тысячелетий. Ни одна из сторон спора не имеет достаточных аргументов обоснованности своей позиции, и поэтому этот спор будет продолжаться бесконечно… Однако какими бы ни были аргументы сторонников естественного права, ни один из ее представителей не смог сформировать систему норм права, которая бы смогла заменить официально действующее в государстве позитивное право, и именно это обстоятельство не дает оснований серьезно относиться к значению юснатурализма для профессиональной юриспруденции.
Раскройте наиболее существенные критические замечания в адрес естественно-правовых концепций. Что мог бы ответить юснатуралист на эту критику?
- Дайте развернутый комментарий и собственную оценку представленной ниже позиции. Какие постулаты юридического позитивизма замалчиваются в данном высказывании? Возможно ли утверждать, что римские и средневековые юристы являлись юридическими позитивистами? Почему?
· «Юридический позитивизм – единственное направление правопонимания, созданное профессией юристов для юридических целей; оно является частью культурного наследия юриспруденции. Юридический позитивизм всегда стоял на страже определенности права, законности, профессионализма юристов».
Раскройте исторические и философские основания юридического позитивизма. Есть ли сходство между философским и юридическим позитивизмом?
- Дайте развернутый критический комментарий приведенного ниже высказывания.
· Эволюция позитивистских концепций правопонимания в XX столетии позволяет утверждать, что наиболее слабые моменты юридического позитивизма модифицировались в ответ на критику со стороны сторонников естественно-правовой и социологической концепций правопонимания. При этом центральные постулаты данного типа правопонимания остаются прежними в концепциях Г. Харта и Г. Кельзена.
Допустимо ли утверждать, что «чистое учение о праве» Г. Кельзена является разновидностью юридического позитивизма? Почему?
- Раскройте наиболее сильные стороны юридического позитивизма как типа правопонимания. Какие критические аргументы в адрес юридического позитивизма были выдвинуты сторонниками естественного права, основоположниками исторической школы юристов, представителями социологической юриспруденции? Что может ответить на данные аргументы культурный юридический позитивист? Допустимо или нет обвинять юридический позитивизм в последствиях деятельности тоталитарных режимов XX столетия? Раскройте имеющиеся в правоведении позиции по данному вопросу и дайте аргументацию своей позиции.
- Охарактеризуйте понимание права основоположниками исторической школы юристов. Каковы его философско-методологические основания? В чем данная школа принципиально расходилась с позицией школы естественного права и юридического позитивизма? Почему историческая школа юристов формируется именно в XIX столетии? За что критиковали историческую школу юристов представители социологической юриспруденции? Раскройте значение исторической школы права для развития национальной правовой системы, профессионального юридического знания.
- Раскройте основные положения социологической юриспруденции в ее сравнении с концепцией юридического позитивизма. Возможно ли объединить социологическую юриспруденцию и юридический позитивизм в один тип правопонимания и почему? Какие факторы повлияли на складывание социологического понимания права? Что нового привнесли в профессиональную юриспруденцию социологические концепции права, как они повлияли на развитие юридической науки?
- Раскройте, как определяли процесс становления и эволюции права представители исторической школы юристов, социологической юриспруденции и юридического позитивизма. Какие критические аргументы могут быть высказаны в отношении каждой из этих позиций? Какие факторы повлияли на складывание данных концепций происхождения и развития права? Какую оценку мог бы дать им представитель либертарной концепции права?
- Допустимо ли считать марксистское учение о праве разновидностью социологического типа правопонимания и почему? Каковы философские и методологические основания историко-материалистического понимания правовой действительности? Как оценивали основоположники марксизма социальную роль юристов и их мировоззрение? Раскройте три самых важных достоинства и недостатка марксистского понимания права. Допустимо ли утверждать, что марксистское учение о праве стало частью истории и не способно объяснить правовую действительность современности?
- Раскройте основные положения либертарно-юридической концепции правопонимания и сопоставьте их с представлениями естественно-правового подхода. Допустимо ли утверждать, что либертарная концепция является всего лишь частным случаем естественно-правового типа правопонимания? Почему? Какие критические замечания были выдвинуты в современном российском правоведении в адрес либертарной концепции? Что нового может внести данная концепция в развитие современной философии права?
- Раскройте философские основания и базовые положения коммуникативной концепции права. С какими типами правопонимания коммуникативная концепция права связана теснее всего? Почему? Является ли коммуникативная концепция права интегральной и почему? Каковы наиболее «сильные» и «слабые» стороны данной концепции? За что ее критикуют представители либертарной концепции права?
Примерный список вопросов к устному экзамену по дисциплине
1. Предмет философии права: подходы и их характеристика.
2. Специфика философско-правового знания.
3. Общая характеристика функций философии права.
4. Картина мира: понятие, значение, типы. Роль философско-правовых идей в формировании картины мира юристов.
5. Теологическая картина мира и ее влияние на юриспруденцию.
6. Рационалистическая картина мира и ее значение для правоведения.
7. Идеалистическая картина мира и ее роль для юриспруденции.
8. Позитивистская картина мира и ее влияние на развитие правоведения.
9. Материалистическая картина мира, ее влияние на советское правоведение.
10. Философия права и юридическая догматика.
11. Философия права и теория права.
12. Становление общей теории права и роль философии права в этом процессе.
13. Идеализм и материализм как методологические основания юридического исследования.
14. Метафизика и диалектика как методологические основания правоведения.
15. Философский позитивизм и философская герменевтика.
16. Становление философско-правового знания в античности.
17. Значение философско-правовых идей в средневековом мировоззрении.
18. Становление юридической философии права: школа естественного права.
19. Понимание природы и значения философии права у Г. Гуго и Г. Гегеля.
20. Развитие философии права в XIX столетии.
21. Философско-правовое знание в советском правоведении.
22. Тип научной рациональности: понятие, влияние на правоведение. Тип научной рациональности и философская «картина мира».
23. Античная рациональность и ее влияние на политико-правовую мысль.
24. Классическая научная рациональность и ее влияние на развитие правоведения.
25. Неклассическая научная рациональность: общая характеристика, отличия от классической научной рациональности, влияние на правовую мысль.
26. Идея естественного права в античности.
27. Идея естественного права в Западном средневековье.
28. Идея естественного права в Новое время: причины формирования и основные теории.
29. Культурно-исторические и философские основания концепции «естественных прав человека».
30. «Возрожденное естественное право»: специфика, основные направления, значение.
31. Модели формирования идеи естественного права.
32. Функции идеи естественного права и ее значение для правоведения.
33. Юридический позитивизм как тип понимания права. Нормативизм Г. Кельзена и юридический позитивизм.
34. Марксизм о праве: основные идеи, значение для философско-правового знания и развития правоведения.
35. Социологическое направление понимания права.
36. Психологическая теория правопонимания.
37. Либертарная концепция правопонимания.
38. Коммуникативная теория понимания права.
Дополнительная литература
1. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999.
2. Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки. М., 2008.
3. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2002.
4. Алексеев С.С. Философия права. М., 1998.
5. Арановский К.В. Конституционная традиция в российской среде. СПб., 2003.
6. Аскназий С.И. Общие вопросы методологии гражданского права // Основные вопросы теории социалистического гражданского права. М., 2008.
7. Бентам Й. Введение в основание нравственности и законодательства. М., 1998.
8. Бержель Ж-.Л. Общая теория права. М., 2000.
9. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.
10. Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 2008.
11. Бетти Э. Герменевтика как общая методология наук о духе. М., 2011.
12. Быдлински Ф. Основные положения учения о юридическом методе // Вестник гражданского права. 2006. №1.
13. Варга Ч. Природа права. Историческое сравнение правовой онтологии и правовой идеологии // Право. Юридический журнал Украины. №1. 2011. (www.pravoua.com.ua/upload/upload/pdf_d/2011/1_2011_ru.pdf)
14. Васильев А.А. Правовая доктрина как источник права: вопросы теории и истории. М., 2009.
15. Васьковский Е.В. Учебник гражданского права. М., 2003.
16. Васьковский Е.В. Цивилистическая методология. Учение о толковании и применении гражданских законов. М., 2002.
17. Виноградов П.Г. Очерки по теории права // П.Г. Виноградов Очерки по теории права. Римское право в средневековой Европе. М., 2010.
18. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. (http://sophia.nau.edu.ua/library/text/gad_im.html)
19. Гамбаров Ю.С. Гражданское право. Общая часть. М., 2003.
20. Гамбаров Ю.С. Задачи современного правоведения // Журнал Министерства юстиции. СПб., 1907. Янв.
21. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 2007.
22. Гольмстен А.Х. Этюды о современном состоянии науки права // Юридические исследования и статьи. СПб., 1894.
23. Гревцов Ю.И., Козлихин И.Ю. Энциклопедия права. Учебное пособие. СПб., 2008.
24. Гредескул Н.А. К учению об осуществлении права. Интеллектуальный процесс, требующийся для осуществления права. Социально-юридическое исследование. Харьков, 1900.
25. Гредескул Н.А. Социологическое изучение права // Журнал Министерства юстиции. 1909. №10.
26. Грязин И.Н. Аналитическая философия права: Современные тенденции: (Аналит. обзор) // Современная аналитическая философия: Сб. обзоров и реф. М., 1988. Вып. 1.
27. Грязин И.Н. О «правовом реализме» в англо-американской философии права. Тарту, 1978.
28. Грязин И.Н. Текст права (опыт методологического анализа конкурирующих теорий). Таллинн, 1983.
29. Губаева Т.В. Язык и право. М., 2003.
30. Гурвич Г.Д. Юридический опыт и плюралистическая философия права // Г.Д. Гурвич. Философия и социология права. Избранные сочинения. СПб., 2004.
31. Давид Р. Различные концепции общественного порядка и права // Отечественные записки. 2003. №2 (http://www.strana-oz.ru/?numid=11&article=437).
32. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2009.
33. Дворкин Р. О правах всерьез. М., 2004.
34. Деникина З.Д. Неклассическая и постнеклассическая философия права. М., 2008.
35. Денисов А.И. Методологические проблемы теории государства и права. М., 1975.
36. Денисов Ю.А., Спиридонов Л.И. Абстрактное и конкретное в советском правоведении. Л., 1987.
37. Добров А.С. Формирование права без законодателя (очерки по теории источников права) // Вестник гражданского права. 2010. №3.
38. Дробышевский С.А. История политических и правовых учений. М., 2003.
39. Егоров С.Н. Аксиоматические основы теории права. СПб., 2001.
40. Жалинский А.Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. М., 2007.
41. Жоль К.К. Философия и социология права. М., 2005.
42. Завадский А.В. К учению о толковании и применении гражданских законов. М., 2008.
43. Закомлистов А.Ф. Юридическая философия. СПб., 2003.
44. Зорькин В.Д. Муромцев. М., 1979.
45. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978.
46. Зорькин В.Д. Юридический позитивизм // История политических и правовых учений. XIX в. Отв. ред. В.С. Нерсесянц. М., 1993.
47. Иваненко О.Ф. Правовая идеология американской буржуазии. Казань, 1966.
48. Иеринг Р. фон, Борьба за право // История философии права. Отв. ред. А.П. Альбов, Д.В. Масленников, В.П. Сальников. СПб., 1998.
49. Иеринг Р. фон, Дух римского права на различных ступенях его развития // Р. ф. Иеринг. Избранные труды. В 2 т. Т. II. СПб., 2006.
50. Иеринг Р. фон, Задача современной юриспруденции // Юридический вестник Московского юридического общества. 1883. Т. XIII. №8.
51. Иеринг Р. фон, Юридическая техника. М., 2008.
52. Ильин И.А. Понятия права и силы // И.А. Ильин. Собр. соч. В 10 т. М., 1994. Т. 4.
53. Иоффе О.С. Идеология права // О.С. Иоффе. Избранные труды. В 4 т. Том. IV. СПб., 2010.
54. Иоффе О.С. Понятие права и его типы // О.С. Иоффе. Избранные труды. В 4 т. Том. IV. СПб., 2010.
55. Иоффе О.С. Цивилистическая доктрина промышленного капитализма // Иоффе О.С. Гражданское право. Избранные труды. М., 2003.
56. Иоффе О.С. Цивилистическая доктрина феодализма // Иоффе О.С. Гражданское право. Избранные труды. М., 2003.
57. Исаев И.А. Politica hermetica: скрытые аспекты власти. М., 2002.
58. Исаев И.А. Власть и закон в контексте иррационального. М., 2006.
59. Исаев И.А. Идея порядка в консервативной ретроспективе. М., 2011.
60. Йеринг Р. О задаче и методе истории права // Журнал Министерства юстиции. 1896. №2.
61. Кабрияк Р. Кодификации. М., 2007.
62. Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.
63. Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права. Учебник для вузов. М., 1996.
64. Карапетов А.Г. Политика и догматика гражданского права: исторический очерк // Вестник Высшего Арбитражного Суда. №4. 2010.
65. Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986.
66. Кареев Н.И. Два взгляда на процесс правообразования // Немецкая историческая школа права. Челябинск, 2010.
67. Касаткин С.Н. Юриспруденция и словоупотребление. Проект юридической догматики. // Юриспруденция в поисках идентичности. Сб. статей, переводов, рефераторв. Самара, 2010.
68. Кашанин А.В. Влияние господствующего правопонимания на состояние и престиж юридической профессии // Каково это – быть юристом? Сост. Е.А. Мишина. М., 2010.
69. Керимов Д.А. Философские проблемы права.М., 1972.
70. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право // Б.А. Кистяковский.Философия и социология права. СПб., 1998.
71. Кленнер Г. От права природы к природе права. М., 1988.
72. Кнапп В., Герлох А. Логика в правовом сознании. М., 1987.
73. Козлихин И.Ю. О нетрадиционных подходах к праву // Правоведение. 2006. №1.
74. Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб., 1996.
75. Козлихин И.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1999.
76. Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.
77. Конт О. Дух позитивной философии. Слово о положительном мышлении. М., 2011.
78. Конт О. Общий обзор позитивизма. М., 2011.
79. Коркунов Н.М. История философии права. М., 2011.
80. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 2003.
81. Коркунов Н.М. О научном изучении права // Сборник статей Н.М. Коркунова. 1877–1897 гг. СПб., 1898.
82. Кузнецов К.А. К характеристике исторической школы юристов. Одесса, 1914.
83. Кузнецова И.О. История развития социологического подхода к изучению права // Социология права. Учебное пособие. Под общ. ред. С.А. Сивовой. Саратов, 2009.
84. Курзински-Сингер Е. Юриспруденция ценностей как основа методики немецкого права // Актуальные проблемы высшей школы. Научные труды «Эдилет». №1 (35). 2011.
85. Леви Э. Введение в правовое мышление. М., 1995.
86. Липень С.В. Юридический позитивизм // История государственно-правовых учений. Учебник. Отв. ред В.В. Лазарев. М., 2006.
87. Ллевеллин К.Н. Моя философия права // Правоведение. 2009. №2.
88. Ллевеллин К.Н. Немного реализма о реализме // Правоведение. 2009. №2.
89. Ллойд Д. Идея права. Репрессивное зло или социальная необходимость? М., 2002.
90. Лукич Р. Методология права. М., 1981.
91. Лукьянова Е.Г. Теория права и государства. Введение в естественно-правовой курс. М., 2010.
92. Луман Н. Система права и правовая догматика // Правовая мысль XX века. М., 2002.
93. Люблинский П.И. Техника, толкование и казуистика уголовного кодекса. М., 2004.
94. Магазинер Я.М. Общая теория права на основе советского законодательства // Я.М. Магазинер. Избранные труды по общей теории права. СПб., 2006.
95. Малахов В.П. Концепция философии права. М., 2007.
96. Малахов В.П. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории. М., 2011.
97. Малахов В.П. Философия права. Идеи и предположения. М., 2008.
98. Малахов В.П. Философские проблемы общеправовой теории // Концепция философии права. М., 2007.
99. Малинова И.П. Классическая фил