В своём определении зависит от концептуальной системы познающего.
4. Является частью самопознающего субъекта.
5. Приравнивается с субъектом познания.
434.Субъект познания в современной гносеологии - это:
1. Абстрактный индивид.
2. Реальный учёный или философ.
3. Технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.).
4. Мыслительный коллектив.
5. Профессиональный специалист.
435.Современные гносеологические исследования предполагают:
1. Эмпиризм.
2. Рационализм.
3. Интуитивизм.
Теоретико-методологический плюрализм.
5. Сенсуализм.
436.Теория познания исследует:
1. Явления материального мира.
2. Процессы, происходящие в мозгу человека.
Закономерности познавательной деятельности человека.
4. Последовательность восприятия человека.
5.Историю наук о природе и человеке.
437.Функции теории:
1. Цель всякой теории – объяснение явлений.
2. Задача теории – классифицировать объекты и явления.
3. Все вместе взятые функции выполняет теория.
4. Теория обобщает, систематизирует, осуществляет синтез знаний.
5.Теория описывает явления природы и общества.
438.Направление, признающее разум в качестве единственно достоверного источника познания:
1. Агностицизм.
Рационализм.
3. Эмпиризм.
4. Сенсуализм.
5. Солипсизм.
439.Источник «положительного» знания в позитивизме:
Наука.
2. Миф.
3. Искусство.
4. Религия.
5. Философия.
440.Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связано с направлением:
1. Рационализма.
2. Реализма.
3. Скептицизма.
Сенсуализма.
5. Стоицизма.
441.Согласно Г. Гадамеру, предметом понимания является:
1. Смысл.
2. Текст.
Суть дела».
4. Контекст.
5. Язык.
442.Автор понятия «эпистемы»:
1. Ж. Лакан.
2. М. Фуко.
3. Б. Рассел.
4. К. Леви-Стросс.
5. М. Шлик.
443.Ступень в процессе познания, основанная на ощущении, восприятии, представлении:
1. Логическая.
2. Практическая.
Чувственная.
4. Истинная.
5. Обыденная.
444.Отражение отдельных качеств, свойств, сторон предмета называется:
1. Восприятие.
2. Понятие.
3. Представление.
4. Ощущение.
5. Суждение.
445.Элемент чувственного познания:
1. Понятие.
2. Суждение.
Восприятие.
4. Умозаключение.
5. Теория.
446.Формы мышления:
1. Понятие.
2. Воображение.
3. Ощущение.
4. Представление.
5. Восприятие.
447.Формы логической ступени:
1. Абсолютная и относительная истины.
2. Интеллектуальная интуиция.
3. Дедукция и индукция.
4. Понятие, суждение, умозаключение.
5. Ощущение, восприятие, представление.
448.Форма знания, требующая дальнейшего обоснования и проверки:
1. Проблема.
2. Факт.
Гипотеза.
4. Теория.
5. Аксиома.
449.Хранилище человеческих восприятий и представлений:
1. Ощущение.
2. Интуиция.
3. Воображение.
4. Мозг.
Память.
450.Эмпирическое знание:
1. Область физики.
2. Теоретическое знание, основанное на разуме.
3. Научное знание вообще.
4. Область математики.
Опытное знание.
451.Наука по существу:
1. Научные гипотезы.
Теория и методология познания законов природы и общества.
3. Сумма разнообразных знаний.
4. Экспериментальная деятельность учёного.
5. Жизненный опыт индивида.
452.Наука как тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:
1. Античности.
6. Возрождения.
7. Средних веков.
8. Нового времени.
9. Современности.
453.Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение являются:
1. Логическими операциями, образующими понятия.
Методами научного исследования.
3. Критериями истинности знаний.
4. Формами чувственного познания.
5. Формами теоретического познания.
454.Наука, изучающая полезную деятельность, основываясь на понятиях «польза», «успех», «эффективность»:
1. Прагматизм.
2. Утилитаризм.
3. Праксиология.
4. Аксиология.
5. Деонтология.
455.Производственная, социальная деятельность людей, направленная на преобразование действительности, есть:
1. Эксперимент.
2. Научный проект.
3. Самореализация.
Практика.
5. Творчество.
456.Основная функция практики в процессе познания:
1. Практика - основа познания.
2. Практика - часть познания.
3. Практика - цель познания.
Практика - критерий истины.
5. Практика – основа деятельности.
457.Главная функция практики:
Гносеологическая.
2. Интегративная.
3. Воспитательная.
4. Коммуникативная.
5. Мировоззренческая.
458.Признак объективной истины:
1. Субъективность истины.
Соответствие действительности, подтверждённое практикой.
3. Коллективность истины.
4. Несоответствие действительности.
5. Предустановленность Богом.
459.Абсолютная истина:
Полное всестороннее знание.
2. Фрагментарное и недостаточное.
3. Эклектическое выражение сути явления.
4. Зависит от конкретных исторических условий.
5. Не соответствует объективной реальности.
460.Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:
1. Абстрактна.
2. Объективна.
3. Субъективна.
4. Абсолютна.
5. Иллюзорна.
461.Понятие противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:
1. Ложь.
2. Заблуждение.
3. Суждение.
4. Предрассудок.
5. Отражение.
462.Учение, сомневающееся в возможности достоверного познания мира:
1. Солипсизм.
2. Рационализм.
3. Эмпиризм.
4. Сенсуализм.
Агностицизм.
463.В философии «агностицизм» понимается как:
1. Рассмотрение процесса познания.
2. Рассмотрение объектов познания.
3. Полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания.
4. Сомнение в возможности познания.
5. Сомнение в истинности познания.
464.Высказывание, принадлежащее агностицизму:
1. Познание бесконечно.
2. Человек может познать мир.
Мир непознаваем.
4. В системе ощущений сохраняется количество энергии.
5. Мир познаётся с помощью чувств.