Только сердцем – «влечением сердца».
2. Путём логических рассуждений.
3. Только при помощи интуиции.
4. Только по аналогии.
5. Опытным путём.
123.С точки зрения Августина Блаженного, время - это только:
1. Прошлое.
2. Будущее.
Настоящее.
4. Вечность.
5. Быстротечность.
124.Средневековые универсалии своим происхождением обязаны учению:
1. Демокрита об атомах.
2. Платона об идеях.
3. Аристотеля о сущности вещей.
4. Плотина об эманациях.
Порфирия о характере родов и видов.
125.Номинализм и реализм в средневековой философии появились в решении проблемы:
1. Веры и разума.
2. Бога и мира.
Универсалий.
4. Богопознания.
5. Человека.
126.Номинализм, критикуя строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым:
1. Укрепил христианскую теологию.
Подготовил почву для отделения теологии от философии.
3. Поставил на новую основу авторитарное положение церкви.
4. Затормозил формирование позитивизма Нового времени.
5. Ускорил процесс секуляризации.
127.Реализм в средневековой философии считает:
Универсалии существуют независимо от вещей.
2. Универсалии - суть только имена вещей.
3. Реальна лишь единичная вещь.
4. Универсалии тождественны с вещью.
5. Универсалии отсутствуют.
128.Философское учение средневековья, отрицающее реальное существование универсалий:
1. Реализм.
2. Номинализм.
3. Рационализм.
4. Эмпиризм.
Концептуализм.
129.В схоластике сторонник реализма, признававший универсалию «человек вообще»:
Ансельм Кентерберийский.
2. Иоанн Росцеллин.
3. Уильям Оккам.
4. Дунс Скот.
5. Пьер Абеляр.
130.Принцип «бритвы Оккама»:
Не следует умножать сущности сверх необходимого».
2. «Нет ничего в разуме, чтобы до этого не прошло через чувства».
3. «Существовать, - значит быть воспринимаемым».
4. «Ни одна субстанция не может естественным образом быть в бездействии…».
5. «Я мыслю, следовательно, я существую».
131.Девиз Ансельма Кентерберийского:
1. Вера не требует разума.
2. Вера и разум неразлучны.
3. Разум ищет веру.
Вера ищет разум.
5. Вера и разум несовместимы.
132.Вопрос о соотношении истин веры и разума Ф. Аквинский решал:
Вера выше разума.
2. Разум выше веры.
3. Они равнозначны.
4. Веры - нет.
5. Истины - нет.
133.Средневековый философ, выдвинувший 5 доказательств бытия Бога на основе причинно-следственных зависимостей:
1. А. Кентерберийский.
2. А. Августин.
3. П. Абеляр.
4. У. Оккам.
Ф. Аквинский.
134.У Ф. Аквинского лучшей формой государства является:
1. Тирания.
2. Олигархия.
3. Аристократия.
Монархия.
5. Демократия.
135.Что означает термин эсхатология:
1. Учение о жизни.
2. Учение о счастье.
3. Учение о морали.
Учение о конце света.
5. Учение об интеллекте.
Тема: Арабо-мусульманская философия в контексте исламской средневековой философии.
136.Основатель средневековой арабо-мусульманской философии:
Aль-Кинди.
2. Aль-Бируни.
3. Ибн-Сина.
4. Аль-Фараби.
5. Ибн-Рушд.
137.Ислам появился в:
VII в.
2. IV в.
3. V в.
4. VIII в.
5. IХ в.
138.Священная книга ислама:
Коран.
2. Библия.
3. Авеста.
4. Трипитака.
5. Тора.
139.Ортодоксальное направление в исламской философии средневековья:
Мутакалам.
2. Суфизм.
3. Перипатетизм.
4. Критицизм.
5. Скептицизм.
140.Арабская философия:
1. Отрицает наследие Аристотеля.
Опирается на Аристотеля.
3. Отрицает всю греческую философию.
4. Не знакома с греческой философией.
5. Не знакома с Аристотелем.
141.Философы арабской средневековой философии:
Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд.
2. Сократ, Платон, Аристотель.
3. Тойнби, Шпенглер, Вебер.
4. Вольтер, Руссо, Дидро.
5. Кант, Фихте, Гегель.
142.Философское направление мусульманского средневековья:
1. Номинализм.
2. Реализм.
3. Наукоцентризм.
Чистые братья.
5. Атеизм.
143.В средневековой арабоязычной мысли термин «фальсафа» означает:
1. Мусульманское право.
2. Догматы веры.
3. Мусульманское богословие.
4. Мистический способ достижения Бога.
Рациональный способ постижения мира.
144. Понятие «эманация» означает:
1. Процесс образования вещей путём слияния материи и формы.
2. Излияние переполненного самим собой единого бытия.
3. Процесс познания путём припоминания души.
4. Процесс построения умозаключения.
5. Процесс естественного развития мира явлений.
145.Средневековое религиозно-мистическое учение в исламе:
1. Пантеизм.
2. Дуализм.
3. Софизм.
4. Схоластика.
Суфизм.
146.Крупнейший представитель восточного аристотелизма:
Аль-Фараби.
2. Ибн-Баджа.
3. Аль-Газали.
4. Ибн-Сина.
5. Ибн-Рушд.
147. Важнейшая традиция, воспринятая аль-Фараби из античной философии называется:
1. Мистицизм.
Перипатетизм.
3. Гилозоизм.
4. Материализм.
5. Идеализм.
148.Автор «Книги о классификации и определении наук»:
Аль-Фараби.
2. М. Кашгари.
3. Ж. Баласагуни.
4. А. Яссауи.
5. А. Иугнеки.
149.«Вторым учителем» в арабо-мусульманской философии называли:
1. Аль-Газали.
2. Аль-Кинди.
3. Ибн-Рушда.
4. Ибн-Сина.
Аль-Фараби.
150.«Трактат о взглядах жителей добродетельного города» является сочинением:
1. Правовым.
2. Социологическим.
Этико-социальным.
4. Политическим.
5. Религиозным.
151.Аль-Фараби перевел на арабский язык, труды философа, сопровождая их комментариями:
Аристотеля.
2. Сократа.
3. Платона.
4. Пифагора.
5. Гераклита.
152.Автор «Канона врачебной науки»:
Ибн-Сина.
2. Ибн-Баджа.
3. Аль-Фараби.
4. Ибн-Туфайль.
5. Ибн-Рушд.
153.Авиценна понимал мир как произведение:
1. Слепых сил природы.
Божественного разума.
3. Божественной воли.
4. Божественной воли и разума.
5. Согласованности людей.
154.Ибн-Сина учил об универсалиях, которые существуют:
1. До единичных вещей.
2. В реальных вещах.
3. Как единичные вещи.
4. До общих вещей.
5. После вещей.
155.Аверроэс - это западное прочтение арабского имени:
1. Аль-Кинди.
2. Аль-Фараби.
Ибн-Рушд.
4. Ибн-Сина.
5. Аль-Газали.
156.По Аверроэсу, материальный мир: