Одновременно в Древней Индии, Китае и Греции.
Любовь к мудрости.
5. Возникновение мира.
2.Объективными условиями возникновения философии были:
1. Отделение умственного и физического труда.
2. Высокий уровень развития материального производства.
3. Развитые виды искусства.
4. Высокий уровень образованности людей.
5. Отсутствие религии.
3.Философия возникла:
1. В Древней Индии.
2. В Древнем Китае.
3. В Древней Греции.
Одновременно в Древней Индии, Китае и Греции.
5. В Европе.
4.Философия может быть определена как:
1. Мудрость вообще.
2. Система религиозных учений о мире и человеке.
3. Совокупность нравственных учений и норм.
Система теоретических воззрений на мир, на место человека в нем.
5. Наука об обществе.
5.Философия трактуется как:
1. Фундаментальная наука.
2. Искусство.
Наука и искусство.
4. Позитивная наука.
5. Составная часть естествознания.
6.Специфика философского знания:
Во всеобщности, универсальности, смысложизненной наполненности.
2. В объективном отражении реальности.
3. В абстрактном теоретизировании.
4. В чуственно-эмоцианальной конкретности.
5. В оторванности от нужд практики.
7.Философия изучает:
1. Психику человека.
2. Законы природы.
Всеобщие законы бытия и мышления.
4. Законы человеческого мышления.
5. Законы развития биосферы.
8.Основной вопрос философии:
1. Отношение человека к культурному наследию.
2. Отношение человека к социальным проблемам.
Отношение материи и сознания, духа и природы.
4. Отношение человека к экологии природы.
5. Отношение сознания к физической реальности.
9.Вторая сторона основного вопроса философии:
1. Мир существует сам по себе.
2. Отношение человека к другим существам.
Познаваем ли мир.
4. Отношение человека к органической природе.
5. Отношение к Богу.
10.«Вечный» философский вопрос:
1. Что означает глобализация.
В чём смысл жизни человека.
3. Роль культуры в жизни общества.
4. Что такое индивид.
5. Проблемы экологии.
11.Ответы на философские вопросы ищут в:
1. Религиозных верованиях.
2. Мифологических представлениях.
3. Научных исследованиях.
Доводах и умозаключениях разума.
5. Выдвижений гипотез.
12.Специфика философии:
1. В строгой научности выводов.
В стремлении познать мир в его всеобщности и целостности.
3. В практическом отношении к миру.
4. Не определяется.
5. В догматизме.
13.Два основных направления в философии:
Материализм и идеализм.
2. Скептицизм и стоицизм.
3. Реализм и номинализм.
4. Позитивизм и неокантианство.
5. Апологетика и патристика.
14.Материализм признает:
Первичность природы.
2. Реальность создавшего этот мир Бога.
3. Равнозначность материального и духовного начал мира.
4. Первичность Духа.
5. Первичность неба.
15.Положение характеризующее позицию материализма:
1. Материализм считает мир - созданием высшего разума.
2. Сознание человека, его воля, цели людей не имеет существенного значения в развитии общества и природы.
Окружающий мир и его законы являются объективным и определяющим началом в отношении к мыслям людей, научным теориям.
4. Материализм отрицает познаваемость мира.
5. Материализм утверждает, что Земля является центром Вселенной.
16.Идеализм в философии означает:
1. Уход от действительности.
Признание идеи, сознания за первичное.
3. Утверждение существования предметного мира.
4. Проекты идеального общества.
5. Стремление обосновать значения идеалов в жизни.
17.Отношение человека к миру - основной вопрос:
1. Искусства.
2. Морали.
3. Науки.
4. Политики.
Мировоззрения.
18.Сущность и предназначение мировоззрения:
1. Система повседневных, профессиональных, научных знаний, способ познания мира.
Система чувств, переживания и понимания мира, духовно-практический способ ориентации.
3. Система выживания человека в социальном пространстве.
4. Система чувств, эмоций, воли, надежды и веры.
5. Система правовых, нравственных и культурных норм поведения, способ регламентации в обществе.
19.Три исторических типа мировоззрения:
1. Философия, политика, право.
2. Наука, религия, искусство.
3. Мифология, религия, искусство.
Мифология, религия, философия.
5. Философия, наука, искусство.
20.Определение мифологического мировоззрения:
1. Мифология - это сказания, предания народов о фантастических существах, о делах героев, богов и т.д.
2. Мифология - это специфическая форма развития религии.
3. Мифология - это определённый способ существования искусства: художественной литературы, живописи, скульптуры и т.д.
Мифологическому.
3. Научному.
4. Обыденному.
5. Ненаучному.
22.Мировоззрение, в котором освоение мира основано на вере в сверхъестественное:
1. Наука.
2. Материализм.
Религия.
4. Экзистенциализм.
5. Мифология.
23.Определение религиозного мировоззрения:
1. Религия - это иллюзия, фантастическое осмысление мира.
2. Религиозное сознание присуще только неграмотным людям.
3. Религия есть особый способ познания вечности.
Фетишизм.
4. Анимализм.
5. Магия.
26.Разделы философии:
1. Софистика, эклектика, догматизм.
2. Идеология, космология, мифология.
Социальная философия.
4. Философская антропология.
5. Аксиология.
28.Раздел философии изучающий цель, движущие силы, смысл и нравственность исторического процесса:
1. Гносеология.
Мировоззренческая.
2. Аксиологическая.
3. Мыслительно-теоретическая.
4. Методологическая.
5. Социальная.
31.Функция связанная с теоретическим, понятийным объяснением мира:
Познавательная.
2. Аксиологическая.
3. Методологическая.
4. Мировоззренческая.
5. Футурологическая.
32.Направление, признающее одно начало мира:
1. Агностицизм.
2. Плюрализм.
Монизм.
4. Механицизм.
5. Дуализм.
33.Учение, признающее множество субстанций:
1. Дуализм.
2. Монизм.
3. Пантеизм.
4. Конвенционализм.
Плюрализм
34.Дуалистическое суждение:
1. Сущность предшествует существованию.
Эмпиризм.
Веды.
2. Евангелие.
3. Коран.
4. Руны.
5. Библия.
37.Школа вайшешика провозгласила параману:
1. Невидимую субстанцию, составляющую всё сущее.
2. Неопределённое духовное состояние.
Миманса.
4. Санкхья.
5. Вайшешика.
39.Школа Индии, задачей которой является разработка комплекса приёмов для освобождения:
Йога.
2. Санкхья.
3. Ньяя.
4. Вайшешика.
5. Веданта.
40.Эта школа индийской философии была скорее практической, нежели теоретической:
1. Ньяя.
2. Локаята.
3. Миманса
Йога.
5. Веданта.
41.В древневосточной философии это понятие включает представление об энергии, поддерживающей всё сущее:
Дао.
2. Карма.
3. Нирвана.
4. Сансара.
5. Дхарма.
42.По учению упанишад «Путь богов» - это:
1. Нахождение в состоянии нирваны.
2. Подчинение законам кармы.
3. Осознание тождества универсальной сущности бытия и сущности человека.
4. Нахождение в состоянии медитации.
Способ ухода от крайности.
43.Концепцию переселения душ в Индии называют:
1. Мокша.
2. Нирвана.
3. Карма.
4. Дхарма.
Сансара.
44.Добровольное отречение от наслаждений, желаний и благ жизни провозглашает:
1. Практицизм.
Аскетизм.
3. Прагматизм
4. Утилитаризм
5. Гедонизм
45.Нирвана:
1. Высшее блаженство.
2. «Сытная жизнь».
3. Тёплое место.
Угасшее бытие.
5. Разочарование.
46.Карма в древнеиндийской философии - это:
1. Закон вечного круговорота бытия.
2. Понятие долга и предназначения.
Закон воздаяния.
4. Выход за пределы круга перевоплощений.
5. Закон жизни.
47.Дхарма в древнеиндийской философии - это:
Махавира.
49.Центральной идеей учения джайнизма является:
1. Аскетизм.
2. Принцип ахинсы (непричинение зла).
3. Обращение к Богу.
4. Стремление к счастью.
5. Познание всего сущего.
50.«Будда» в соответствующем религиозно-философском учении - это:
1. Родовое имя принца Гаутамы Шакьямуни.
2. Просвещённый.
3. Любомудрый.
4. Культурный.
Просветлённый.
51.В индийской философии «Срединный путь» - главная тема:
1. Джайнизма.
Буддизма.
3.Чарвака.
4. Легизма.
5. Моизма.
52.Отличие буддизма от других мировых религий:
1. Буддизм – это экзистенциальная философия.
2. Философия буддизма предполагает дуализм.
3. Буддизм отражает материалистическую тенденцию.
Трипитака».
4. «Ригведа».
5. «Рамаяна».
54.Исходное понятие философии буддизма:
Страдание.
2. Желание.
3. Надежда.
4. Вера.
5. Любовь.
55.Философское учение, предлагающее человеку восьмиречный путь спасения:
1. Джайнизм.
2. Даосизм.
Буддизм.
4. Неокантианство.
5. Экзистенциализм.
56.Субстанциональные начала в древнекитайской философии:
1. Ветер, небо, металл, земля, вода.
Небо.
59.Мировоззренческим фундаментом государственной идеологии Китая явилось учение:
1. Императора Чин-Мо.
Конфуция.
3. Мо-цзы.
4. Будды.
5. Лао-цзы.
60.Ведущие принципы в конфуцианстве: этикет, человеколюбие, …:
Долг.
2. Медитация.
3. Красота.
4. Познание.
5. Истина.
61.Автор концепции «благородного мужа» в Древнем Китае:
1. Мо-цзы.
2. Лао-цзы.
3. Сюнь-цзы.
4. Хань-Фей.
Конфуций.
62.Центральный принцип добродетели в философии Конфуция:
1. Избавление от страдания.
Путь «золотой середины».
3. Путь приобщения к божественным сущностям.
4. Удовлетворение потребностей.
5. Для каждого человека свой.
63.Дао означает:
1. Космос.
2. Поднебесная.
3. Красота.
4. Умеренность.
Путь, закон мироздания.
64.Понятие «у-вэй» в переводе с китайского:
1. Человеколюбие.
2. Небо, верховное начало.
3. Ритуал.
Недеяние.
5. Сыновняя почтительность.
65.Этический идеал даосов воплощал человек:
1. Творческий.
2. Благородный.
Совершенномудрый.
4. Социальный.
5. Духовный.
66.Согласно даосизму информация о всей Вселенной заложена в:
1. Мировом порядке вещей.
Каждом человеке.
3. Только лишь в законах природы.
4. Любом живом существе.
5. Любой материальной вещи.
67.Основное понятие легизма:
Фа (закон).
2. Ци (энергия).
3. Дао (путь).
4. Ли (ритуал).
5. Жэнь (человеколюбие).
68.Школа «Фа-Цзя» исходит из признания:
1. Общественной природы человека.
2. Неизменной природы человека.
3. Изменяющейся природы человека.
Воду.
2. Воздух.
3. Землю.
4. Огонь.
5. Апейрон.
73.Первоначало, первооснова бытия, по Анаксимену:
1. Вода.
2. Апейрон.
3. Огонь.
Воздух.
5. Атом.
74.Первоначало, первооснова бытия, по Анаксимандру:
Апейрон.
2. Огонь.
3. Воздух.
4. Число.
5. Вода.
75.«Логос» согласно Гераклиту:
1. Стремление к истине.
2. Мораль.
3. Всеобщий закон мироздания.
4. Учение об относительности знаний.
5. Учение о красоте.
76.«В одну и ту же воду реки нельзя войти дважды» - считал:
1. Фалес.
Гераклит.
3. Парменид.
4. Сократ.
5. Пифагор.
77.Основоположник античной диалектики:
1. Платон.
Гераклит.
3. Аристотель.
4. Эпикур.
5. Фалес.
78.Слово «философ» впервые употребил:
1. Гераклит.
2. Геродот.
Пифагор.
4. Парменид.
5. Диоген.
79.Связь числа с закономерностями обосновывал древнегреческий философ:
1. Аристотель.
2. Платон.
3. Сократ.
Пифагор.
5. Анаксимен.
80.Центральной идеей Парменида является соотношение:
1. Мышления и бытия.
Человека и бытия.
3. Общества и бытия.
4. Природы и бытия.
5. Ценности и бытия.
81.Понятие «атом» в переводе с греческого означает:
1. Знание, познание.
2. Возникающий.
Неделимый, вечный.
4. Управляемый.
5. Свободно движущийся.
82.Поворот к человеческой проблематике в греческой философии наметился:
1. Атомистике.
2. Натурфилософии.
3. Софистике.
4. Кинизме.
5. Скептицизме.
83.Античный философ, автор тезиса «Человек – мера всех вещей»:
Протагор.
2. Платон.
3. Аристотель.
4. Горгий.
5. Сократ.
84.Впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:
1. Платон.
2. Аристотель.
3. Зенон.
4. Протагор.
5. Сократ.
85.«Познай самого себя», - так утверждал…:
1. Платон.
2. Аристотель.
3. Гераклит.
Сократ.
5. Демокрит.
86.Диалогический метод нахождения истины ввел:
1. Гераклит.
2. Фалес.
Сократ.
4. Аристотель.
5. Парменид.
87.Составляющие элементы диалектики Сократа:
Опровержение и майевтика.
2. Конфликт.
3. Утверждение и синтез.
4. Отрицание и синтез.
5. Незнание и всезнание.
88.Мудрый, по Сократу:
1. Соблюдает традиции.
Владеет собой.
3. Управляет людьми.
4. Знает природу вещей.
5. Знает небесные законы.
89.Идеи являются сущностью и причиною чувственно воспринимаемых вещей – так считал:
1. Сократ.
2. Протагор.
Платон.
4. Гераклит.
5. Парменид.
90.Отношение идеи и вещи у Платона:
Платон.
2. Гераклит.
3. Сократ.
4. Аристотель.
5. Демокрит.
92.Во главе государства должны стоять философы - считал:
1. Сократ.
Платон.
3. Фалес.
4. Парменид.
5. Аристотель.
93.Трактат «Органон» написал:
1. Демокрит.
2. Фалес.
3. Сократ.
Аристотель.
5. Платон.
94.Подлинное философствование, по Аристотелю, начинается:
1. С удивления.
2. Со страха.
3. С научения.
4. С откровения.
5. Со спорта.
95.«Нет материи без формы, формы – без материи». Мысль:
Аристотеля.
2. Платона.
3. Протагора.
4. Зенона.
5. Анаксимандра.
96.Философ, определивший человека как существо общественное, государственное, политическое:
1. Демокрит.
2. Сократ.
3. Гераклит.
4. Платон.
Аристотель.
97.Понятие Аристотеля, означающее очищение души человека посредством искусства:
1. Катехизис.
2. Гедонизм.
3. Абстракция.
4. Атараксия.
Катарсис.
98.В античности социальность и разумность человека выделил:
1. Гераклит.
2. Сократ.
Аристотель.
4. Демокрит.
5. Платон.
99.Круговорот политических форм (три правильных и три неправильных) открыл:
1. Платон.
2. Ямвлих.
Аристотель.
4. Платон.
5. Демокрит.
100.Философская школа, имевшая название «Сад»:
1. Аристотеля.
Эпикура.
3. Платона.
4. Пифагора.
5. Демокрита.
101.Учение, в котором приоритетом является наслаждение:
1. Эвдемонизм.
Гедонизм.
3. Гилозоизм.
4. Атомизм.
5. Пантеизм.
102.Основной этический принцип эпикурейцев:
Удовольствие.
2. Безразличие.
3. Стойкость.
4. Аскетизм.
5. Мужество.
Эманация.
2. Креационизм.
3. Негация.
4. Конформация.
5. Генерация.
104.Главным логиком в направлении неоплатонизма был:
1. Парменид.
2. Прокл.
Порфирий.
4. Платон.
5. Плотин.
105.Этот мир порождён злым Богом. Точка зрения:
1. Христианства.
Гностиков.
3. Манихейства.
4. Агностиков.
5. Буддизма.
106.«Верую, ибо абсурдно», - такое философское кредо отстаивал:
1. Пророк Моисей.
2. Аврелий Августин.
Тертуллиан.
4. Фома Аквинский.
5. Пьер Абеляр.
107.Мыслитель, прозванный отцом христианской церкви:
1. А. Кентерберийский.
2. А. Августин.
3. П. Абеляр.
Филон Александрийский.
5. Ф. Аквинский.
108.Термин «религия» в переводе с латинского языка означает:
1. Искусство.
2. Политика.
Благочестие, святость.
4. Наука.
5. Право.
109.Термин «сакральное» означает:
1. Мировоззрение.
2. Возвышенное.
3. Мифологическое.
Священное, божественное.
5. Чувственное.
110.Основная идея средневековой западноевропейской философии:
1. Эмпиризм.
Теоцентризм.
3. Космоцентризм.
4. Рационализм.
5. Антропоцентризм.
111.Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит:
1. Нет Бога выше Аллаха.
2. Бог есть Единое.
Служанка Богословия».
3. Человеческий рассудок.
4. Культ знания.
5. Радостное восприятие жизни.
113.Патристика и схоластика - основные этапы философии:
1. Возрождения.
2. «Темных веков».
Средневековья.
4. Нового времени.
5. Античности.
114.Основным этапом развития средневековой философии является:
1. Стоицизм.
Схоластика.
3. Софистика.
4. Диалектика.
5. Материализм.
115.Задача средневековой философии, с позиции схоластов состояла в том, чтобы:
1. Исследовать социальную действительность.
2. Исследовать природу.
3. Найти рациональные доказательства веры.
4. Сформировать христианскую философию.
5. Найти доказательство Бога.
116.В схоластике провозглашалось различие между:
1. Интуицией и верой.
Верой и разумом.
3. Разумом и теологией.
4. Теологией и философией.
5. Философией и наукой.
117.Период патристики в средневековой западноевропейской философии:
Период отцов церкви.
2. Юность.
3. Подростковый возраст.
4. Старость.
5. Закат Европы.
118.Креационизм означает:
1. Многобожье.
Бог – творец всего сущего.
3. Отрицание Бога.
4. Критику Бога.
5. Оправдание Бога.
119.Главный труд Августина Блаженного:
1. «Против академиков».
2. «О музыке».
О граде Божием».
4. «Утешение философией».
5. «О порядке».
120.Мировоззрение Августина Блаженного:
1. Научное.
2. Материалистическое.
3. Пантеистическое
Теоцентрическое.
5. Мифологическое.
121.Причину зла Августин Блаженный видит:
1. В несовершенстве мира.
2. В порочности человеческой воли.
3. В сознании человека.
4. В чувствах человека.
5. В подсознании человека.
122.Августин Блаженный считает, что Истину можно найти:
Настоящее.
4. Вечность.
5. Быстротечность.
124.Средневековые универсалии своим происхождением обязаны учению:
1. Демокрита об атомах.
2. Платона об идеях.
3. Аристотеля о сущности вещей.
4. Плотина об эманациях.
Универсалий.
4. Богопознания.
5. Человека.
126.Номинализм, критикуя строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым:
1. Укрепил христианскую теологию.
Концептуализм.
129.В схоластике сторонник реализма, признававший универсалию «человек вообще»:
Ансельм Кентерберийский.
2. Иоанн Росцеллин.
3. Уильям Оккам.
4. Дунс Скот.
5. Пьер Абеляр.
130.Принцип «бритвы Оккама»:
Вера ищет разум.
5. Вера и разум несовместимы.
132.Вопрос о соотношении истин веры и разума Ф. Аквинский решал:
Вера выше разума.
2. Разум выше веры.
3. Они равнозначны.
4. Веры - нет.
5. Истины - нет.
133.Средневековый философ, выдвинувший 5 доказательств бытия Бога на основе причинно-следственных зависимостей:
1. А. Кентерберийский.
2. А. Августин.
3. П. Абеляр.
4. У. Оккам.
Ф. Аквинский.
134.У Ф. Аквинского лучшей формой государства является:
1. Тирания.
2. Олигархия.
3. Аристократия.
Монархия.
5. Демократия.
135.Что означает термин эсхатология:
1. Учение о жизни.
2. Учение о счастье.
3. Учение о морали.
Учение о конце света.
5. Учение об интеллекте.
Aль-Кинди.
2. Aль-Бируни.
3. Ибн-Сина.
4. Аль-Фараби.
5. Ибн-Рушд.
137.Ислам появился в:
VII в.
2. IV в.
3. V в.
4. VIII в.
5. IХ в.
138.Священная книга ислама:
Коран.
2. Библия.
3. Авеста.
4. Трипитака.
5. Тора.
139.Ортодоксальное направление в исламской философии средневековья:
Мутакалам.
2. Суфизм.
3. Перипатетизм.
4. Критицизм.
5. Скептицизм.
140.Арабская философия:
1. Отрицает наследие Аристотеля.
Опирается на Аристотеля.
3. Отрицает всю греческую философию.
4. Не знакома с греческой философией.
5. Не знакома с Аристотелем.
141.Философы арабской средневековой философии:
Чистые братья.
5. Атеизм.
143.В средневековой арабоязычной мысли термин «фальсафа» означает:
1. Мусульманское право.
2. Догматы веры.
3. Мусульманское богословие.
4. Мистический способ достижения Бога.
Суфизм.
146.Крупнейший представитель восточного аристотелизма:
Аль-Фараби.
2. Ибн-Баджа.
3. Аль-Газали.
4. Ибн-Сина.
5. Ибн-Рушд.
147. Важнейшая традиция, воспринятая аль-Фараби из античной философии называется:
1. Мистицизм.
Перипатетизм.
3. Гилозоизм.
4. Материализм.
5. Идеализм.
148.Автор «Книги о классификации и определении наук»:
Аль-Фараби.
2. М. Кашгари.
3. Ж. Баласагуни.
4. А. Яссауи.
5. А. Иугнеки.
149.«Вторым учителем» в арабо-мусульманской философии называли:
1. Аль-Газали.
2. Аль-Кинди.
3. Ибн-Рушда.
4. Ибн-Сина.
Аль-Фараби.
150.«Трактат о взглядах жителей добродетельного города» является сочинением:
1. Правовым.
2. Социологическим.
Этико-социальным.
4. Политическим.
5. Религиозным.
151.Аль-Фараби перевел на арабский язык, труды философа, сопровождая их комментариями:
Аристотеля.
2. Сократа.
3. Платона.
4. Пифагора.
5. Гераклита.
152.Автор «Канона врачебной науки»:
Ибн-Сина.
2. Ибн-Баджа.
3. Аль-Фараби.
4. Ибн-Туфайль.
5. Ибн-Рушд.
153.Авиценна понимал мир как произведение:
1. Слепых сил природы.
Божественного разума.
3. Божественной воли.
4. Божественной воли и разума.
5. Согласованности людей.
154.Ибн-Сина учил об универсалиях, которые существуют:
1. До единичных вещей.
2. В реальных вещах.
3. Как единичные вещи.
4. До общих вещей.
5. После вещей.
155.Аверроэс - это западное прочтение арабского имени:
1. Аль-Кинди.
2. Аль-Фараби.
Ибн-Рушд.
4. Ибн-Сина.
5. Аль-Газали.
156.По Аверроэсу, материальный мир:
Отрицал бессмертие души.
4. Верил в существование рая и ада.
5. Поддерживал идею справедливого Бога.
158.Автор учения «о двойственной истине»:
1. Ибн-Сина.
2. Аль-Кинди.
3. Аль-Бируни.
Ибн-Рушд.
5. Аль-Фараби.
159.Смысл теории «двойственной истины» согласно Ибн–Рушду, заключается в:
1. Стремление сделать науку и философию самостоятельными, избавить их от опеки религий.
2. Признании истинными положениями, которые приводят к конкретному практическому результату и истины, доказанной логическим путём.
3. Признание истины, достигнутой на чувствительном уровне самостоятельной, от истины - на рациональном уровне.
4. Признании самостоятельными истины веры и философского умозаключения.
5. Существовании двух истин: одна для себя, а другая – для остальных.
160.В «Опровержении философов» Аль-Газали использовал подход:
1. Диалектический.
Скептический.
3. Мистический.
4. Рационалистический.
5. Метафизический.
161.Суфизм обосновали:
1. Абиды.
Зухиды.
3. Факихи.
4. Фаталисты.
5. Мутакаламы.
162.Мистический путь постижения Бога в арабо-мусульманской философии предлагает:
1. Восточный перипатетизм.
Суфизм.
3. Аверроизм.
4. Философия ортодоксального ислама.
5. Калам.
163.Порядок ступеней совершенствования суфия:
Шариат, тарихат, акикат.
2. Шариат, джихад, тарихат.
3. Шариат, акикат, маслихат.
4. Шариат, маврихат, тарихат.
5. Маврихат, шариат, акикат.
164.Автор «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»):
1. М. Кашгари.
Ж. Баласагуни.
3. Аль-Фараби.
4. Ибн-Сина.
5. А. Яссауи.
165.Автор произведения «Дар истины»:
1. А. Яссауи.
2. Аль-Фараби.
А. Иугнеки.
4. Казтуган.
5. Шалкийз.
166.Мировоззрение Кожи-Ахмета Яссауи:
1. Калам.
2. Аверроизм.
Суфизм.
4. Восточный перипатетизм.
5. Ортодоксальный ислам.
167.Автор философско-теологической поэмы «Дивани хикмет»:
1. Ж. Баласагуни.
2. Асан-Кайгы.
3. М. Кашгари.
Ахмет Яссауи.
5. Аль-Фараби.
Гуманизм.
3.Догматика.
4.Патристика.
5.Схоластика.
175.Основная тенденция в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса:
1. Борьба против антропоцентризма.
2. Обскурантизм.
Ренессанса.
4.Рационализма.
5.Конформизма.
178.Понятие, в котором отождествляется Бог и мир:
1. Антропоцентризм.
2. Космоцентризм.
3. Теоцентризм.
Пантеизм.
5. Креационизм.
179.Пико делла Мирандола в своей речи «О достоинстве человека» высказал такую мысль о человеке, как о:
1. Представителе элементарного мира.
2. Представителе небесного мира.
3. Представителе ангельского мира.
Особом микрокосме.
5. Представителе цивилизации.
180.Предшественник натурфилософии, кардинал:
Н. Кузанский.
2. Н. Коперник.
3. Дж. Беркли.
4. Лоренцо Валла.
5. Петрарка.
181.«Единое» Дж. Бруно неразрывно связано с введёнными им понятиями:
1. «Скрытый Бог» и «предосылки».
2. «Абсолютный дух» и «абсолютная идея».
Панпсихизм.
4. Дуализм.
5.Теоцентризм.
183.Философ, считавший целью разума проникновение в глубину явлений и закономерностей природы:
1. Коперник
Кузанский
3. Галилей
4. Бруно
5.Кеплер
184.Окончательно осуществил переход от геоцентрический к гелиоцентрической системе мира:
1. Дж. Бруно.
2. Т. Мор.
3. Леонардо да Винчи.
Н. Коперник.
5. Н. Кузанский.
185.Мишель Монтень в античной философии более всего ценил:
Свободомыслие и скептицизм.
2. Эпикуреизм и гедонизм.
3. Платонизм и аристотелизм.
4. Стоицизм и аскетизм.
5. Пессимизм и мистицизм.
186.В этике Монтеня добродетель понимается как:
1. Строгий аскетизм и страх божий.
Н. Макиавелли.
3. Т. Кампанелла.
4. Б. Телезио.
5. П. Абеляр.
188.Начало философии политики в эпоху формирования раннебуржуазных отношений положил:
1. Мирандола.
Макиавелли.
3. Кампанелла.
4. Кардинал Мазарини.
5. Кардинал Ришелье.
189.Понимание Макиавелли соотношения политики и морали определяется как:
1. Гуманизм.
2. Объективизм.
Цинизм.
4. Анархизм.
5. Монархизм.
190. В знаменитой книге «Похвала глупости» Эразм Роттердамский высмеял:
1. Нравы и обыденные представления немецкого бюргерства.
Этику.
4. Метафизику.
5. Эстетику.
192.Начало социальным утопиям эпохи Возрождения положили взгляды:
1. Данте.
Томаса Мора.
3. Э. Роттердамского.
4. Лоренцо Валла.
5. Петрарки.
193.Автор произведения «Утопия»:
1. Н. Кребс.
2. Дж. Бруно.
3. Н. Макиавелли.
T. Mop.
5. Т. Кампанелла.
194.Термин «утопия» означает буквально:
1. Удалённый остров.
2. Идеальное государство.
Несуществующее место.
4. Великая мечта.
5. Невероятная красота.
195.Автор произведения «Город Солнца»:
1. Дж. Бруно.
2. Э. Роттердамский.
3. Н. Макиавелли.
4. Т. Мор.
Т. Кампанелла.
196.Термин «реформация» имеет отношение к критике:
Католической церкви.
2. Английской буржуазии.
3. Французских рантье.
4. Немецкого бюргерства.
5. Православной веры.
197.Основоположник Реформации:
1. М. Монтень.
2. Дж. Бруно.
3. Н. Макиавелли.
4. У. Цвингли.
М. Лютер.
198.По Лютеру, спасение человека достигается им:
1. Путём тщательного исполнения церковных таинств, обрядов и норм.
Наукоцентризм.
200.Философия Нового времени опиралась на авторитет:
1. Церкви.
2. Человечества.
3. Государства.
4. Философии.
Науки.
201.Начало Просвещения в немецкой философии связано с именем:
1. Гегеля.
2. Шеллинга.
3. Фихте.
Вольфа.
5. Шопенгауэра.
202.Утверждение, что наука и техника способствуют
господству человека над природой появилось:
1. В Античности.
2. В эпоху Возрождения.
3. В Средние века.
В Новое время.
5. В Древнем Китае.
203.В гносеологии французского материализма познавательный опыт определяется как:
Экспериментирование.
2. Теория.
3. Акт сознания.
4. Созерцание.
5. Трудовая деятельность.
204.Французские материалисты связывали антропогенез:
1. С мутацией.
Нового времени.
206.Основатель эмпиризма:
1. Дж. Локк.
2. Б. Спиноза.
3. Г. Лейбниц.
Ф. Бэкон.
5. Н. Коперник.
207.Продолжая традиции древнегреческой науки, Ф. Бэкон написал книгу:
1. Новый идол науки.
2. Новая Атлантида.
3. Новый научный метод.
Новый Органон.
5. Новый взгляд на науку.
208.Философ Нового времени, провозгласивший девиз «Знание - сила»:
1. Т. Гоббс.
2. Августин.
Ф. Бэкон.
4. Аристотель.
5. Р. Декарт.
209.Метод познания, предложенный Френсисом Бэконом:
1. Дедуктивный.
2. Схоластический.
3. Метафизический.
4. Аналогии.
Индуктивный.
210.В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:
1. Абсолютной истины.
2. Относительной истины.
3. Недостижимой истины.
Двойственной истины.
5. Достижимой истины.
211.Согласно Ф. Бэкону вред познанию приносят:
1. «Объекты».
2. «Характер».
Идолы».
4. «Законы».
5. «Идеология».
212.Ошибки, вызванные индивидуальной ограниченностью людей, Бэкон называет:
1. Идолами ямы.
2. Идолами театра.
3. Идолами пещеры.
Идолами рода.
5. Идолами площади.
213.Направление, признающее разум основой познания:
1. Номинализм.
2. Реализм.
3. Эмпиризм.
Рационализм.
5. Концептуализм.
214.Основоположник новоевропейского рационализма:
1. Юм.
2. Спиноза.
3. Лейбниц.
4. Локк.
Декарт.
215. Автор произведений «Рассуждение о методе», «Начала философии»:
1. Б. Спиноза
2. Г. Лейбниц
3. Р. Декарт.
4. Дж. Локк.
5. Д. Юм.
216. Автор высказывания «Я мыслю – следовательно, существую»:
Декарт.
2. Спиноза.
3. Галилей.
4. Гоббс.
5. Кант.
217.Методологическое сомнение Р. Декарта:
1. «Врождённые идеи».
2. «Идолы рода».
3. «Метафизическое сомнение».
4. «Дуалистическое сомнение».
5.«Картезианское сомнение».
218.Главным атрибутом материи, по Декарту, является:
1. Делимость.
2. Протяжённость (распространённость).
3. Вечность.
4. Изменчивость.
5. Цельность.
219.Философия Декарта сыграла значительную роль в становлении:
1. Диалектического материализма.
Гоббса.
4. Поппера.
5. Гегеля.
221.По мысли Гоббса, государство законы природы:
1. Развивает и совершенствует.
2. Дополняет.
3. Заменяет законами общества.
4. Непосредственно использует.
5. Использует во благо общества.
222.Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, Б. Паскаль - представители:
1. Сенсуализма.
Рационализма.
3. Постпозитивизма.
4. Позитивизма.
5. Эмпиризма.
223.Автор произведений «Монадология», «Новые опыты о человеческом разуме»:
1. Дж. Локк.
2. Ф. Бэкон.
3. Б. Спиноза.
Г.В. Лейбниц.
5. Р. Декарт.
224. «Монада» в системе Лейбница:
Простая субстанция.
2. Атом.
3. Пустота.
4. «Вещь в себе».
5. Бытие вне себя.
225.Автор утверждения: «Субстанция есть причина самой себя»:
Б. Спиноза.
2. Г. Лейбниц.
3. Ф. Бэкон.
4. Дж. Локк.
5. Р. Декарт.
226.Автор изречения «Свобода есть осознанная необходимость»:
1. Р. Декарт.
2. Дж. Локк.
3. Т. Гоббс.
4. Ф. Бэкон.
Б. Спиноза.
227.По мнению Локка, свобода человека:
1. Абсолютна и никем не контролируема.
2. Относительна, зависит от конкретных условий жизни челов<