Одновременно в Древней Индии, Китае и Греции.

Любовь к мудрости.

5. Возникновение мира.

2.Объективными условиями возникновения философии были:

1. Отделение умственного и физического труда.

2. Высокий уровень развития материального производства.

3. Развитые виды искусства.

4. Высокий уровень образованности людей.

5. Отсутствие религии.

3.Философия возникла:

1. В Древней Индии.

2. В Древнем Китае.

3. В Древней Греции.

Одновременно в Древней Индии, Китае и Греции.

5. В Европе.

4.Философия может быть определена как:

1. Мудрость вообще.

2. Система религиозных учений о мире и человеке.

3. Совокупность нравственных учений и норм.

Система теоретических воззрений на мир, на место человека в нем.

5. Наука об обществе.

5.Философия трактуется как:

1. Фундаментальная наука.

2. Искусство.

Наука и искусство.

4. Позитивная наука.

5. Составная часть естествознания.

6.Специфика философского знания:

Во всеобщности, универсальности, смысложизненной наполненности.

2. В объективном отражении реальности.

3. В абстрактном теоретизировании.

4. В чуственно-эмоцианальной конкретности.

5. В оторванности от нужд практики.

7.Философия изучает:

1. Психику человека.

2. Законы природы.

Всеобщие законы бытия и мышления.

4. Законы человеческого мышления.

5. Законы развития биосферы.

8.Основной вопрос философии:

1. Отношение человека к культурному наследию.

2. Отношение человека к социальным проблемам.

Отношение материи и сознания, духа и природы.

4. Отношение человека к экологии природы.

5. Отношение сознания к физической реальности.

9.Вторая сторона основного вопроса философии:

1. Мир существует сам по себе.

2. Отношение человека к другим существам.

Познаваем ли мир.

4. Отношение человека к органической природе.

5. Отношение к Богу.

10.«Вечный» философский вопрос:

1. Что означает глобализация.

В чём смысл жизни человека.

3. Роль культуры в жизни общества.

4. Что такое индивид.

5. Проблемы экологии.

11.Ответы на философские вопросы ищут в:

1. Религиозных верованиях.

2. Мифологических представлениях.

3. Научных исследованиях.

Доводах и умозаключениях разума.

5. Выдвижений гипотез.

12.Специфика философии:

1. В строгой научности выводов.

В стремлении познать мир в его всеобщности и целостности.

3. В практическом отношении к миру.

4. Не определяется.

5. В догматизме.

13.Два основных направления в философии:

Материализм и идеализм.

2. Скептицизм и стоицизм.

3. Реализм и номинализм.

4. Позитивизм и неокантианство.

5. Апологетика и патристика.

14.Материализм признает:

Первичность природы.

2. Реальность создавшего этот мир Бога.

3. Равнозначность материального и духовного начал мира.

4. Первичность Духа.

5. Первичность неба.

15.Положение характеризующее позицию материализма:

1. Материализм считает мир - созданием высшего разума.

2. Сознание человека, его воля, цели людей не имеет существенного значения в развитии общества и природы.

Окружающий мир и его законы являются объективным и определяющим началом в отношении к мыслям людей, научным теориям.

4. Материализм отрицает познаваемость мира.

5. Материализм утверждает, что Земля является центром Вселенной.

16.Идеализм в философии означает:

1. Уход от действительности.

Признание идеи, сознания за первичное.

3. Утверждение существования предметного мира.

4. Проекты идеального общества.

5. Стремление обосновать значения идеалов в жизни.

17.Отношение человека к миру - основной вопрос:

1. Искусства.

2. Морали.

3. Науки.

4. Политики.

Мировоззрения.

18.Сущность и предназначение мировоззрения:

1. Система повседневных, профессиональных, научных знаний, способ познания мира.

Система чувств, переживания и понимания мира, духовно-практический способ ориентации.

3. Система выживания человека в социальном пространстве.

4. Система чувств, эмоций, воли, надежды и веры.

5. Система правовых, нравственных и культурных норм поведения, способ регламентации в обществе.

19.Три исторических типа мировоззрения:

1. Философия, политика, право.

2. Наука, религия, искусство.

3. Мифология, религия, искусство.

Мифология, религия, философия.

5. Философия, наука, искусство.

20.Определение мифологического мировоззрения:

1. Мифология - это сказания, предания народов о фантастических существах, о делах героев, богов и т.д.

2. Мифология - это специфическая форма развития религии.

3. Мифология - это определённый способ существования искусства: художественной литературы, живописи, скульптуры и т.д.

Мифологическому.

3. Научному.

4. Обыденному.

5. Ненаучному.

22.Мировоззрение, в котором освоение мира основано на вере в сверхъестественное:

1. Наука.

2. Материализм.

Религия.

4. Экзистенциализм.

5. Мифология.

23.Определение религиозного мировоззрения:

1. Религия - это иллюзия, фантастическое осмысление мира.

2. Религиозное сознание присуще только неграмотным людям.

3. Религия есть особый способ познания вечности.

Фетишизм.

4. Анимализм.

5. Магия.

26.Разделы философии:

1. Софистика, эклектика, догматизм.

2. Идеология, космология, мифология.

Социальная философия.

4. Философская антропология.

5. Аксиология.

28.Раздел философии изучающий цель, движущие силы, смысл и нравственность исторического процесса:

1. Гносеология.

Мировоззренческая.

2. Аксиологическая.

3. Мыслительно-теоретическая.

4. Методологическая.

5. Социальная.

31.Функция связанная с теоретическим, понятийным объяснением мира:

Познавательная.

2. Аксиологическая.

3. Методологическая.

4. Мировоззренческая.

5. Футурологическая.

32.Направление, признающее одно начало мира:

1. Агностицизм.

2. Плюрализм.

Монизм.

4. Механицизм.

5. Дуализм.

33.Учение, признающее множество субстанций:

1. Дуализм.

2. Монизм.

3. Пантеизм.

4. Конвенционализм.

Плюрализм

34.Дуалистическое суждение:

1. Сущность предшествует существованию.

Эмпиризм.

Веды.

2. Евангелие.

3. Коран.

4. Руны.

5. Библия.

37.Школа вайшешика провозгласила параману:

1. Невидимую субстанцию, составляющую всё сущее.

2. Неопределённое духовное состояние.

Миманса.

4. Санкхья.

5. Вайшешика.

39.Школа Индии, задачей которой является разработка комплекса приёмов для освобождения:

Йога.

2. Санкхья.

3. Ньяя.

4. Вайшешика.

5. Веданта.

40.Эта школа индийской философии была скорее практической, нежели теоретической:

1. Ньяя.

2. Локаята.

3. Миманса

Йога.

5. Веданта.

41.В древневосточной философии это понятие включает представление об энергии, поддерживающей всё сущее:

Дао.

2. Карма.

3. Нирвана.

4. Сансара.

5. Дхарма.

42.По учению упанишад «Путь богов» - это:

1. Нахождение в состоянии нирваны.

2. Подчинение законам кармы.

3. Осознание тождества универсальной сущности бытия и сущности человека.

4. Нахождение в состоянии медитации.

Способ ухода от крайности.

43.Концепцию переселения душ в Индии называют:

1. Мокша.

2. Нирвана.

3. Карма.

4. Дхарма.

Сансара.

44.Добровольное отречение от наслаждений, желаний и благ жизни провозглашает:

1. Практицизм.

Аскетизм.

3. Прагматизм

4. Утилитаризм

5. Гедонизм

45.Нирвана:

1. Высшее блаженство.

2. «Сытная жизнь».

3. Тёплое место.

Угасшее бытие.

5. Разочарование.

46.Карма в древнеиндийской философии - это:

1. Закон вечного круговорота бытия.

2. Понятие долга и предназначения.

Закон воздаяния.

4. Выход за пределы круга перевоплощений.

5. Закон жизни.

47.Дхарма в древнеиндийской философии - это:

Махавира.

49.Центральной идеей учения джайнизма является:

1. Аскетизм.

2. Принцип ахинсы (непричинение зла).

3. Обращение к Богу.

4. Стремление к счастью.

5. Познание всего сущего.

50.«Будда» в соответствующем религиозно-философском учении - это:

1. Родовое имя принца Гаутамы Шакьямуни.

2. Просвещённый.

3. Любомудрый.

4. Культурный.

Просветлённый.

51.В индийской философии «Срединный путь» - главная тема:

1. Джайнизма.

Буддизма.

3.Чарвака.

4. Легизма.

5. Моизма.

52.Отличие буддизма от других мировых религий:

1. Буддизм – это экзистенциальная философия.

2. Философия буддизма предполагает дуализм.

3. Буддизм отражает материалистическую тенденцию.

Трипитака».

4. «Ригведа».

5. «Рамаяна».

54.Исходное понятие философии буддизма:

Страдание.

2. Желание.

3. Надежда.

4. Вера.

5. Любовь.

55.Философское учение, предлагающее человеку восьмиречный путь спасения:

1. Джайнизм.

2. Даосизм.

Буддизм.

4. Неокантианство.

5. Экзистенциализм.

56.Субстанциональные начала в древнекитайской философии:

1. Ветер, небо, металл, земля, вода.

Небо.

59.Мировоззренческим фундаментом государственной идеологии Китая явилось учение:

1. Императора Чин-Мо.

Конфуция.

3. Мо-цзы.

4. Будды.

5. Лао-цзы.

60.Ведущие принципы в конфуцианстве: этикет, человеколюбие, …:

Долг.

2. Медитация.

3. Красота.

4. Познание.

5. Истина.

61.Автор концепции «благородного мужа» в Древнем Китае:

1. Мо-цзы.

2. Лао-цзы.

3. Сюнь-цзы.

4. Хань-Фей.

Конфуций.

62.Центральный принцип добродетели в философии Конфуция:

1. Избавление от страдания.

Путь «золотой середины».

3. Путь приобщения к божественным сущностям.

4. Удовлетворение потребностей.

5. Для каждого человека свой.

63.Дао означает:

1. Космос.

2. Поднебесная.

3. Красота.

4. Умеренность.

Путь, закон мироздания.

64.Понятие «у-вэй» в переводе с китайского:

1. Человеколюбие.

2. Небо, верховное начало.

3. Ритуал.

Недеяние.

5. Сыновняя почтительность.

65.Этический идеал даосов воплощал человек:

1. Творческий.

2. Благородный.

Совершенномудрый.

4. Социальный.

5. Духовный.

66.Согласно даосизму информация о всей Вселенной заложена в:

1. Мировом порядке вещей.

Каждом человеке.

3. Только лишь в законах природы.

4. Любом живом существе.

5. Любой материальной вещи.

67.Основное понятие легизма:

Фа (закон).

2. Ци (энергия).

3. Дао (путь).

4. Ли (ритуал).

5. Жэнь (человеколюбие).

68.Школа «Фа-Цзя» исходит из признания:

1. Общественной природы человека.

2. Неизменной природы человека.

3. Изменяющейся природы человека.

Воду.

2. Воздух.

3. Землю.

4. Огонь.

5. Апейрон.

73.Первоначало, первооснова бытия, по Анаксимену:

1. Вода.

2. Апейрон.

3. Огонь.

Воздух.

5. Атом.

74.Первоначало, первооснова бытия, по Анаксимандру:

Апейрон.

2. Огонь.

3. Воздух.

4. Число.

5. Вода.

75.«Логос» согласно Гераклиту:

1. Стремление к истине.

2. Мораль.

3. Всеобщий закон мироздания.

4. Учение об относительности знаний.

5. Учение о красоте.

76.«В одну и ту же воду реки нельзя войти дважды» - считал:

1. Фалес.

Гераклит.

3. Парменид.

4. Сократ.

5. Пифагор.

77.Основоположник античной диалектики:

1. Платон.

Гераклит.

3. Аристотель.

4. Эпикур.

5. Фалес.

78.Слово «философ» впервые употребил:

1. Гераклит.

2. Геродот.

Пифагор.

4. Парменид.

5. Диоген.

79.Связь числа с закономерностями обосновывал древнегреческий философ:

1. Аристотель.

2. Платон.

3. Сократ.

Пифагор.

5. Анаксимен.

80.Центральной идеей Парменида является соотношение:

1. Мышления и бытия.

Человека и бытия.

3. Общества и бытия.

4. Природы и бытия.

5. Ценности и бытия.

81.Понятие «атом» в переводе с греческого означает:

1. Знание, познание.

2. Возникающий.

Неделимый, вечный.

4. Управляемый.

5. Свободно движущийся.

82.Поворот к человеческой проблематике в греческой философии наметился:

1. Атомистике.

2. Натурфилософии.

3. Софистике.

4. Кинизме.

5. Скептицизме.

83.Античный философ, автор тезиса «Человек – мера всех вещей»:

Протагор.

2. Платон.

3. Аристотель.

4. Горгий.

5. Сократ.

84.Впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:

1. Платон.

2. Аристотель.

3. Зенон.

4. Протагор.

5. Сократ.

85.«Познай самого себя», - так утверждал…:

1. Платон.

2. Аристотель.

3. Гераклит.

Сократ.

5. Демокрит.

86.Диалогический метод нахождения истины ввел:

1. Гераклит.

2. Фалес.

Сократ.

4. Аристотель.

5. Парменид.

87.Составляющие элементы диалектики Сократа:

Опровержение и майевтика.

2. Конфликт.

3. Утверждение и синтез.

4. Отрицание и синтез.

5. Незнание и всезнание.

88.Мудрый, по Сократу:

1. Соблюдает традиции.

Владеет собой.

3. Управляет людьми.

4. Знает природу вещей.

5. Знает небесные законы.

89.Идеи являются сущностью и причиною чувственно воспринимаемых вещей – так считал:

1. Сократ.

2. Протагор.

Платон.

4. Гераклит.

5. Парменид.

90.Отношение идеи и вещи у Платона:

Платон.

2. Гераклит.

3. Сократ.

4. Аристотель.

5. Демокрит.

92.Во главе государства должны стоять философы - считал:

1. Сократ.

Платон.

3. Фалес.

4. Парменид.

5. Аристотель.

93.Трактат «Органон» написал:

1. Демокрит.

2. Фалес.

3. Сократ.

Аристотель.

5. Платон.

94.Подлинное философствование, по Аристотелю, начинается:

1. С удивления.

2. Со страха.

3. С научения.

4. С откровения.

5. Со спорта.

95.«Нет материи без формы, формы – без материи». Мысль:

Аристотеля.

2. Платона.

3. Протагора.

4. Зенона.

5. Анаксимандра.

96.Философ, определивший человека как существо общественное, государственное, политическое:

1. Демокрит.

2. Сократ.

3. Гераклит.

4. Платон.

Аристотель.

97.Понятие Аристотеля, означающее очищение души человека посредством искусства:

1. Катехизис.

2. Гедонизм.

3. Абстракция.

4. Атараксия.

Катарсис.

98.В античности социальность и разумность человека выделил:

1. Гераклит.

2. Сократ.

Аристотель.

4. Демокрит.

5. Платон.

99.Круговорот политических форм (три правильных и три неправильных) открыл:

1. Платон.

2. Ямвлих.

Аристотель.

4. Платон.

5. Демокрит.

100.Философская школа, имевшая название «Сад»:

1. Аристотеля.

Эпикура.

3. Платона.

4. Пифагора.

5. Демокрита.

101.Учение, в котором приоритетом является наслаждение:

1. Эвдемонизм.

Гедонизм.

3. Гилозоизм.

4. Атомизм.

5. Пантеизм.

102.Основной этический принцип эпикурейцев:

Удовольствие.

2. Безразличие.

3. Стойкость.

4. Аскетизм.

5. Мужество.

Эманация.

2. Креационизм.

3. Негация.

4. Конформация.

5. Генерация.

104.Главным логиком в направлении неоплатонизма был:

1. Парменид.

2. Прокл.

Порфирий.

4. Платон.

5. Плотин.

105.Этот мир порождён злым Богом. Точка зрения:

1. Христианства.

Гностиков.

3. Манихейства.

4. Агностиков.

5. Буддизма.

106.«Верую, ибо абсурдно», - такое философское кредо отстаивал:

1. Пророк Моисей.

2. Аврелий Августин.

Тертуллиан.

4. Фома Аквинский.

5. Пьер Абеляр.

107.Мыслитель, прозванный отцом христианской церкви:

1. А. Кентерберийский.

2. А. Августин.

3. П. Абеляр.

Филон Александрийский.

5. Ф. Аквинский.

108.Термин «религия» в переводе с латинского языка означает:

1. Искусство.

2. Политика.

Благочестие, святость.

4. Наука.

5. Право.

109.Термин «сакральное» означает:

1. Мировоззрение.

2. Возвышенное.

3. Мифологическое.

Священное, божественное.

5. Чувственное.

110.Основная идея средневековой западноевропейской философии:

1. Эмпиризм.

Теоцентризм.

3. Космоцентризм.

4. Рационализм.

5. Антропоцентризм.

111.Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит:

1. Нет Бога выше Аллаха.

2. Бог есть Единое.

Служанка Богословия».

3. Человеческий рассудок.

4. Культ знания.

5. Радостное восприятие жизни.

113.Патристика и схоластика - основные этапы философии:

1. Возрождения.

2. «Темных веков».

Средневековья.

4. Нового времени.

5. Античности.

114.Основным этапом развития средневековой философии является:

1. Стоицизм.

Схоластика.

3. Софистика.

4. Диалектика.

5. Материализм.

115.Задача средневековой философии, с позиции схоластов состояла в том, чтобы:

1. Исследовать социальную действительность.

2. Исследовать природу.

3. Найти рациональные доказательства веры.

4. Сформировать христианскую философию.

5. Найти доказательство Бога.

116.В схоластике провозглашалось различие между:

1. Интуицией и верой.

Верой и разумом.

3. Разумом и теологией.

4. Теологией и философией.

5. Философией и наукой.

117.Период патристики в средневековой западноевропейской философии:

Период отцов церкви.

2. Юность.

3. Подростковый возраст.

4. Старость.

5. Закат Европы.

118.Креационизм означает:

1. Многобожье.

Бог – творец всего сущего.

3. Отрицание Бога.

4. Критику Бога.

5. Оправдание Бога.

119.Главный труд Августина Блаженного:

1. «Против академиков».

2. «О музыке».

О граде Божием».

4. «Утешение философией».

5. «О порядке».

120.Мировоззрение Августина Блаженного:

1. Научное.

2. Материалистическое.

3. Пантеистическое

Теоцентрическое.

5. Мифологическое.

121.Причину зла Августин Блаженный видит:

1. В несовершенстве мира.

2. В порочности человеческой воли.

3. В сознании человека.

4. В чувствах человека.

5. В подсознании человека.

122.Августин Блаженный считает, что Истину можно найти:

Настоящее.

4. Вечность.

5. Быстротечность.

124.Средневековые универсалии своим происхождением обязаны учению:

1. Демокрита об атомах.

2. Платона об идеях.

3. Аристотеля о сущности вещей.

4. Плотина об эманациях.

Универсалий.

4. Богопознания.

5. Человека.

126.Номинализм, критикуя строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым:

1. Укрепил христианскую теологию.

Концептуализм.

129.В схоластике сторонник реализма, признававший универсалию «человек вообще»:

Ансельм Кентерберийский.

2. Иоанн Росцеллин.

3. Уильям Оккам.

4. Дунс Скот.

5. Пьер Абеляр.

130.Принцип «бритвы Оккама»:

Вера ищет разум.

5. Вера и разум несовместимы.

132.Вопрос о соотношении истин веры и разума Ф. Аквинский решал:

Вера выше разума.

2. Разум выше веры.

3. Они равнозначны.

4. Веры - нет.

5. Истины - нет.

133.Средневековый философ, выдвинувший 5 доказательств бытия Бога на основе причинно-следственных зависимостей:

1. А. Кентерберийский.

2. А. Августин.

3. П. Абеляр.

4. У. Оккам.

Ф. Аквинский.

134.У Ф. Аквинского лучшей формой государства является:

1. Тирания.

2. Олигархия.

3. Аристократия.

Монархия.

5. Демократия.

135.Что означает термин эсхатология:

1. Учение о жизни.

2. Учение о счастье.

3. Учение о морали.

Учение о конце света.

5. Учение об интеллекте.

Aль-Кинди.

2. Aль-Бируни.

3. Ибн-Сина.

4. Аль-Фараби.

5. Ибн-Рушд.

137.Ислам появился в:

VII в.

2. IV в.

3. V в.

4. VIII в.

5. IХ в.

138.Священная книга ислама:

Коран.

2. Библия.

3. Авеста.

4. Трипитака.

5. Тора.

139.Ортодоксальное направление в исламской философии средневековья:

Мутакалам.

2. Суфизм.

3. Перипатетизм.

4. Критицизм.

5. Скептицизм.

140.Арабская философия:

1. Отрицает наследие Аристотеля.

Опирается на Аристотеля.

3. Отрицает всю греческую философию.

4. Не знакома с греческой философией.

5. Не знакома с Аристотелем.

141.Философы арабской средневековой философии:

Чистые братья.

5. Атеизм.

143.В средневековой арабоязычной мысли термин «фальсафа» означает:

1. Мусульманское право.

2. Догматы веры.

3. Мусульманское богословие.

4. Мистический способ достижения Бога.

Суфизм.

146.Крупнейший представитель восточного аристотелизма:

Аль-Фараби.

2. Ибн-Баджа.

3. Аль-Газали.

4. Ибн-Сина.

5. Ибн-Рушд.

147. Важнейшая традиция, воспринятая аль-Фараби из античной философии называется:

1. Мистицизм.

Перипатетизм.

3. Гилозоизм.

4. Материализм.

5. Идеализм.

148.Автор «Книги о классификации и определении наук»:

Аль-Фараби.

2. М. Кашгари.

3. Ж. Баласагуни.

4. А. Яссауи.

5. А. Иугнеки.

149.«Вторым учителем» в арабо-мусульманской философии называли:

1. Аль-Газали.

2. Аль-Кинди.

3. Ибн-Рушда.

4. Ибн-Сина.

Аль-Фараби.

150.«Трактат о взглядах жителей добродетельного города» является сочинением:

1. Правовым.

2. Социологическим.

Этико-социальным.

4. Политическим.

5. Религиозным.

151.Аль-Фараби перевел на арабский язык, труды философа, сопровождая их комментариями:

Аристотеля.

2. Сократа.

3. Платона.

4. Пифагора.

5. Гераклита.

152.Автор «Канона врачебной науки»:

Ибн-Сина.

2. Ибн-Баджа.

3. Аль-Фараби.

4. Ибн-Туфайль.

5. Ибн-Рушд.

153.Авиценна понимал мир как произведение:

1. Слепых сил природы.

Божественного разума.

3. Божественной воли.

4. Божественной воли и разума.

5. Согласованности людей.

154.Ибн-Сина учил об универсалиях, которые существуют:

1. До единичных вещей.

2. В реальных вещах.

3. Как единичные вещи.

4. До общих вещей.

5. После вещей.

155.Аверроэс - это западное прочтение арабского имени:

1. Аль-Кинди.

2. Аль-Фараби.

Ибн-Рушд.

4. Ибн-Сина.

5. Аль-Газали.

156.По Аверроэсу, материальный мир:

Отрицал бессмертие души.

4. Верил в существование рая и ада.

5. Поддерживал идею справедливого Бога.

158.Автор учения «о двойственной истине»:

1. Ибн-Сина.

2. Аль-Кинди.

3. Аль-Бируни.

Ибн-Рушд.

5. Аль-Фараби.

159.Смысл теории «двойственной истины» согласно Ибн–Рушду, заключается в:

1. Стремление сделать науку и философию самостоятельными, избавить их от опеки религий.

2. Признании истинными положениями, которые приводят к конкретному практическому результату и истины, доказанной логическим путём.

3. Признание истины, достигнутой на чувствительном уровне самостоятельной, от истины - на рациональном уровне.

4. Признании самостоятельными истины веры и философского умозаключения.

5. Существовании двух истин: одна для себя, а другая – для остальных.

160.В «Опровержении философов» Аль-Газали использовал подход:

1. Диалектический.

Скептический.

3. Мистический.

4. Рационалистический.

5. Метафизический.

161.Суфизм обосновали:

1. Абиды.

Зухиды.

3. Факихи.

4. Фаталисты.

5. Мутакаламы.

162.Мистический путь постижения Бога в арабо-мусульманской философии предлагает:

1. Восточный перипатетизм.

Суфизм.

3. Аверроизм.

4. Философия ортодоксального ислама.

5. Калам.

163.Порядок ступеней совершенствования суфия:

Шариат, тарихат, акикат.

2. Шариат, джихад, тарихат.

3. Шариат, акикат, маслихат.

4. Шариат, маврихат, тарихат.

5. Маврихат, шариат, акикат.

164.Автор «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»):

1. М. Кашгари.

Ж. Баласагуни.

3. Аль-Фараби.

4. Ибн-Сина.

5. А. Яссауи.

165.Автор произведения «Дар истины»:

1. А. Яссауи.

2. Аль-Фараби.

А. Иугнеки.

4. Казтуган.

5. Шалкийз.

166.Мировоззрение Кожи-Ахмета Яссауи:

1. Калам.

2. Аверроизм.

Суфизм.

4. Восточный перипатетизм.

5. Ортодоксальный ислам.

167.Автор философско-теологической поэмы «Дивани хикмет»:

1. Ж. Баласагуни.

2. Асан-Кайгы.

3. М. Кашгари.

Ахмет Яссауи.

5. Аль-Фараби.

Гуманизм.

3.Догматика.

4.Патристика.

5.Схоластика.

175.Основная тенденция в мышлении, идеологии и культуре Ренессанса:

1. Борьба против антропоцентризма.

2. Обскурантизм.

Ренессанса.

4.Рационализма.

5.Конформизма.

178.Понятие, в котором отождествляется Бог и мир:

1. Антропоцентризм.

2. Космоцентризм.

3. Теоцентризм.

Пантеизм.

5. Креационизм.

179.Пико делла Мирандола в своей речи «О достоинстве человека» высказал такую мысль о человеке, как о:

1. Представителе элементарного мира.

2. Представителе небесного мира.

3. Представителе ангельского мира.

Особом микрокосме.

5. Представителе цивилизации.

180.Предшественник натурфилософии, кардинал:

Н. Кузанский.

2. Н. Коперник.

3. Дж. Беркли.

4. Лоренцо Валла.

5. Петрарка.

181.«Единое» Дж. Бруно неразрывно связано с введёнными им понятиями:

1. «Скрытый Бог» и «предосылки».

2. «Абсолютный дух» и «абсолютная идея».

Панпсихизм.

4. Дуализм.

5.Теоцентризм.

183.Философ, считавший целью разума проникновение в глубину явлений и закономерностей природы:

1. Коперник

Кузанский

3. Галилей

4. Бруно

5.Кеплер

184.Окончательно осуществил переход от геоцентрический к гелиоцентрической системе мира:

1. Дж. Бруно.

2. Т. Мор.

3. Леонардо да Винчи.

Н. Коперник.

5. Н. Кузанский.

185.Мишель Монтень в античной философии более всего ценил:

Свободомыслие и скептицизм.

2. Эпикуреизм и гедонизм.

3. Платонизм и аристотелизм.

4. Стоицизм и аскетизм.

5. Пессимизм и мистицизм.

186.В этике Монтеня добродетель понимается как:

1. Строгий аскетизм и страх божий.

Н. Макиавелли.

3. Т. Кампанелла.

4. Б. Телезио.

5. П. Абеляр.

188.Начало философии политики в эпоху формирования раннебуржуазных отношений положил:

1. Мирандола.

Макиавелли.

3. Кампанелла.

4. Кардинал Мазарини.

5. Кардинал Ришелье.

189.Понимание Макиавелли соотношения политики и морали определяется как:

1. Гуманизм.

2. Объективизм.

Цинизм.

4. Анархизм.

5. Монархизм.

190. В знаменитой книге «Похвала глупости» Эразм Роттердамский высмеял:

1. Нравы и обыденные представления немецкого бюргерства.

Этику.

4. Метафизику.

5. Эстетику.

192.Начало социальным утопиям эпохи Возрождения положили взгляды:

1. Данте.

Томаса Мора.

3. Э. Роттердамского.

4. Лоренцо Валла.

5. Петрарки.

193.Автор произведения «Утопия»:

1. Н. Кребс.

2. Дж. Бруно.

3. Н. Макиавелли.

T. Mop.

5. Т. Кампанелла.

194.Термин «утопия» означает буквально:

1. Удалённый остров.

2. Идеальное государство.

Несуществующее место.

4. Великая мечта.

5. Невероятная красота.

195.Автор произведения «Город Солнца»:

1. Дж. Бруно.

2. Э. Роттердамский.

3. Н. Макиавелли.

4. Т. Мор.

Т. Кампанелла.

196.Термин «реформация» имеет отношение к критике:

Католической церкви.

2. Английской буржуазии.

3. Французских рантье.

4. Немецкого бюргерства.

5. Православной веры.

197.Основоположник Реформации:

1. М. Монтень.

2. Дж. Бруно.

3. Н. Макиавелли.

4. У. Цвингли.

М. Лютер.

198.По Лютеру, спасение человека достигается им:

1. Путём тщательного исполнения церковных таинств, обрядов и норм.

Наукоцентризм.

200.Философия Нового времени опиралась на авторитет:

1. Церкви.

2. Человечества.

3. Государства.

4. Философии.

Науки.

201.Начало Просвещения в немецкой философии связано с именем:

1. Гегеля.

2. Шеллинга.

3. Фихте.

Вольфа.

5. Шопенгауэра.

202.Утверждение, что наука и техника способствуют
господству человека над природой появилось:

1. В Античности.

2. В эпоху Возрождения.

3. В Средние века.

В Новое время.

5. В Древнем Китае.

203.В гносеологии французского материализма познавательный опыт определяется как:

Экспериментирование.

2. Теория.

3. Акт сознания.

4. Созерцание.

5. Трудовая деятельность.

204.Французские материалисты связывали антропогенез:

1. С мутацией.

Нового времени.

206.Основатель эмпиризма:

1. Дж. Локк.

2. Б. Спиноза.

3. Г. Лейбниц.

Ф. Бэкон.

5. Н. Коперник.

207.Продолжая традиции древнегреческой науки, Ф. Бэкон написал книгу:

1. Новый идол науки.

2. Новая Атлантида.

3. Новый научный метод.

Новый Органон.

5. Новый взгляд на науку.

208.Философ Нового времени, провозгласивший девиз «Знание - сила»:

1. Т. Гоббс.

2. Августин.

Ф. Бэкон.

4. Аристотель.

5. Р. Декарт.

209.Метод познания, предложенный Френсисом Бэконом:

1. Дедуктивный.

2. Схоластический.

3. Метафизический.

4. Аналогии.

Индуктивный.

210.В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:

1. Абсолютной истины.

2. Относительной истины.

3. Недостижимой истины.

Двойственной истины.

5. Достижимой истины.

211.Согласно Ф. Бэкону вред познанию приносят:

1. «Объекты».

2. «Характер».

Идолы».

4. «Законы».

5. «Идеология».

212.Ошибки, вызванные индивидуальной ограниченностью людей, Бэкон называет:

1. Идолами ямы.

2. Идолами театра.

3. Идолами пещеры.

Идолами рода.

5. Идолами площади.

213.Направление, признающее разум основой познания:

1. Номинализм.

2. Реализм.

3. Эмпиризм.

Рационализм.

5. Концептуализм.

214.Основоположник новоевропейского рационализма:

1. Юм.

2. Спиноза.

3. Лейбниц.

4. Локк.

Декарт.

215. Автор произведений «Рассуждение о методе», «Начала философии»:

1. Б. Спиноза

2. Г. Лейбниц

3. Р. Декарт.

4. Дж. Локк.

5. Д. Юм.

216. Автор высказывания «Я мыслю – следовательно, существую»:

Декарт.

2. Спиноза.

3. Галилей.

4. Гоббс.

5. Кант.

217.Методологическое сомнение Р. Декарта:

1. «Врождённые идеи».

2. «Идолы рода».

3. «Метафизическое сомнение».

4. «Дуалистическое сомнение».

5.«Картезианское сомнение».

218.Главным атрибутом материи, по Декарту, является:

1. Делимость.

2. Протяжённость (распространённость).

3. Вечность.

4. Изменчивость.

5. Цельность.

219.Философия Декарта сыграла значительную роль в становлении:

1. Диалектического материализма.

Гоббса.

4. Поппера.

5. Гегеля.

221.По мысли Гоббса, государство законы природы:

1. Развивает и совершенствует.

2. Дополняет.

3. Заменяет законами общества.

4. Непосредственно использует.

5. Использует во благо общества.

222.Р. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, Б. Паскаль - представители:

1. Сенсуализма.

Рационализма.

3. Постпозитивизма.

4. Позитивизма.

5. Эмпиризма.

223.Автор произведений «Монадология», «Новые опыты о человеческом разуме»:

1. Дж. Локк.

2. Ф. Бэкон.

3. Б. Спиноза.

Г.В. Лейбниц.

5. Р. Декарт.

224. «Монада» в системе Лейбница:

Простая субстанция.

2. Атом.

3. Пустота.

4. «Вещь в себе».

5. Бытие вне себя.

225.Автор утверждения: «Субстанция есть причина самой себя»:

Б. Спиноза.

2. Г. Лейбниц.

3. Ф. Бэкон.

4. Дж. Локк.

5. Р. Декарт.

226.Автор изречения «Свобода есть осознанная необходимость»:

1. Р. Декарт.

2. Дж. Локк.

3. Т. Гоббс.

4. Ф. Бэкон.

Б. Спиноза.

227.По мнению Локка, свобода человека:

1. Абсолютна и никем не контролируема.

2. Относительна, зависит от конкретных условий жизни челов<

Наши рекомендации