Тема: сущность общественного сознания и его характеристика
Задание первое.Какое свойство сознания акцентируется в суждении о том, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его?
1) Рациональность.
2) Всеобщность.
3) Необходимость.
4) Активность
Задание второе.К каким философским направлениям принадлежат следующие высказывания?
1) Духовное, сознание могут существовать до материального и без него.
2) Материальный мир есть форма инобытия абсолютной идеи.
3) Мир есть не Я, сотворенный нашим Я.
4) Сознание вторично хотя бы по той причине, что оно возникает как результат эволюции материи.
5) Отличие одушевленных предметов от неодушевленных в том, что у живых организмов есть нематериальная "живая сила".
6) Сознание разлито по всей природе, вся материя мыслит.
Задание третье.Существует притча о том, как мысль и язык говорили: "Я – красивая". На самом деле мысль и язык сказали: "Я – красивая!"
Мысль сказала: "Я лучше тебя. Ты же не говоришь того, до чего не дошла Я. Поскольку ты переймаешь меня, и слушаешься меня, Я лучше тебя!" Тогда язык сказал: "Я лучше тебя, То, что ты знаешь, делаю Я известным, делаю Я понятным".
Как бы вы разрешили спор между мыслью и языком? В чём их взаимосвязь и независимость?
Задание четвертое.Согласны ли вы со словами Парменида о том, что "Одно и то же – мысль о предмете и предмет мысли", что мысль – только тогда мысль, когда она предметная, а предмет только тогда предмет, когда он осмыслен".
ТЕМА: Научное познание
Задание первое. Существуют пять состояний знания и незнания:
1) Когда мы знаем, что знаем.
2) Когда мы знаем, что не знаем.
3) Когда мы не знаем, что знаем.
4) Когда мы не знаем, что не знаем.
5) Когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).
Приведите примеры каждого из этих состояний.
Задание второе.Какое суждение в наибольшей мере связано с чувственным познанием?
1) Радуга состоит из частиц воды, освещаемых ярким светом.
2) Радуга, своими яркими красками, придает ощущение бодрости.
3) Радуга представляет собой результат квантовой гидродинамики.
Задание третье.Что из перечисленного относится к форме чувственного познания?
1) Суждение.
2) Представление.
3) Воображение.
4) Убеждение.
Задание четвертое.Что из перечисленного относится к форме рационального познания?
1) Интуиция.
2) Предвосхищение.
3) Понятие.
4) Озарение.
Задание пятое. Что из перечисленного характеризует логическое познание?
1) Произвольность.
2) Последовательность.
3) Априорность.
4) Метафоричность.
Задание шестое.Каким является содержание истины?
1) Субъективным.
2) Объективным.
3) Трансцендентальным.
4) Конвенциональным .
Задание седьмое. Какой признак присущ истине?
1) Конкретность.
2) Абстрактность.
3) Идеологичность.
4) Практичность.
Задание восьмое.Как называется метод выделения одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков?
1) Абстрагирование.
2) Обобщение.
3) Индукция.
4) Дедукция.
ТЕМА: КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ
Задание первое.В стихотворении М. Богдановича определите все звенья в причинно-следственной цепочке. Попробуйте поразмышлять о том, существует ли причина любви.
Вчера счастье только посмотрело несмело,
И уплыли мрачных мыслей облака,
Сердце чуткое и запело, и заболело,
И щемит мне душу радость, как тоска.
И теперь похожа жизнь моя на вьюгу,
Книгу в руки взял, но не могу читать...
Как случилось, что влюбился я в подругу, -
Разве знаю я? Да и зачем мне знать?
Задание второе.Сделайте сравнительный философский анализ текстов. Выскажите свои взгляды о причинности.
а) "События будущего не могут выводиться из событий настоящего. Вера в причинную связь есть предрассудки".
б) "Ни один предмет не возникает беспричинно, но все возникает на какой-нибудь основе и в силу необходимости".
Задание третье.Альтернативой детерминизму является индетерминизм, который отрицает или причинность вообще, или её всеобщий характер. С позиции индетерминизма выступали такие философы, как Д. Юм, И. Кант, Э. Мах, Б. Рассел и др. Так, например, Д. Юм считал, что причинность в объективном мире не существует, что она представляет собой привычку человека связывать свои ощущения определенным образом.
Детерминизм зародился ещё в древней философии и получил своё обоснование в естествознании и философии Нового времени (Бэкон, Декарт, Ньютон, Лаплас, французские материалисты XVIII в.). Но детерминизм, как и материализм этой эпохи, носил ограниченный характер, ему были присущи механистичность и метафизичность. В чём, на ваш взгляд, сущность диалектико-материалистического учения о причинности?
Задание четвертое.Что является более устойчивым в предметах и вещах?
1) Форма.
2) Содержание.
3) Состояние.
4) Событие.
Задание пятое.Каким признаком характеризуется процесс развития?
1) Непротиворечивость.
2) Хаотичность.
3) Аморфность.
4) Необратимость.
Задание шестое.Каково соотношение между понятиями "движение" и "развитие"?
1) Развитие является частью движения.
2) Движение является частью развития.
3) Движение и развитие частично входят друг в друга.
4) Движение и развитие исключают друг друга.
Задание седьмое.В каком из перечисленных примеров не проявляется причинно-следственное отношение?
1) День, сменяющий ночь.
2) Зерно, прорастающее в дерево.
3) Ураганный ветер, ломающий дерево.
4) Раскаты грома, прозвучавшие после удара молнии.
Задание восьмое.Какой из названных законов относится к основным законам диалектики?
1) Закон тождества.
2) Закон единства и борьбы противоположностей.
3) Закон противоречия.
4) Закон взаимосвязи содержания и формы.
ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Задание первое. Откуда в мире зло? Можно ли бороться со злом и если можно, то можно ли устранить зло совсем? — Дайте развёрнутый ответ.
Задание второе. Человек по своей природе добр, зол или что-то другое? — Дайте развёрнутый ответ.
Задание третье. Как Вы понимаете счастье? — Дайте развёрнутый ответ.
Задание четвертое. Что нужно для того, чтобы быть счастливым? — Дайте развёрнутый ответ.
Задание пятое. Притча А. Шопенгауэра о дикобразах.
«Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга, что заставило их лечь подальше друг от друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. — Так потребность в обществе, проистекающая из пустоты и монотонности личной внутренней жизни, толкает людей друг к другу; но их многочисленные отталкивающие свойства и невыносимые недостатки заставляют их расходиться. Средняя мера расстояния, которую они, наконец, находят как единственно возможную для совместного пребывания, это — вежливость и воспитанность нравов. Тому, кто не соблюдает должной меры в сближении, в Англии говорят keep your distance (держи дистанцию)! Хотя при таких условиях потребность во взаимном теплом участии удовлетворяется лишь очень несовершенно, зато не чувствуются и уколы игл...».
Согласны ли вы с этой точкой зрения? Аргументируйте свой ответ
Задание шестое. Л.Н. Толстой любил изречение Бюффона “Гений — это терпение”. С другой стороны, В.Г. Белинский писал: “Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в высочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности”.
Кто из них прав? Или возможен другой ответ?