Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания

Акмеологическое знание, независимо от его уровня, характеризуется двумя функциями: объяснение и преобразование соответствующего комплекса проблем (объекта – предмета).

Деление акмеологии на теоретическую и эмпирическую связано с уровнем знания (теоретическое и эмпирическое). Деление на фундаментальные и прикладные теории – с ориентацией (функцией) акмеологии: решает ли она собственно научные или практические задачи. Эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной акмеологии. Если цель эмпирического исследования – построение теории, то оно относится к фундаментальной акмеологии; если его цель – разработка практических рекомендаций, то оно относится к прикладной акмеологии.

Исследование, будучи эмпирическим по уровню получаемого знания, может быть прикладным по характеру решаемой задачи – преобразование действительности. То же относится и к теоретическим исследованиям (по уровню знания). Таким образом, прикладные исследования не образуют особого уровня. Это те же теоретические и эмпирические исследования (по уровню знания), но с практической ориентацией.

Методологические исследования относятся к любому уровню знания и проводятся в рамках как фундаментальной, так и прикладной акмеологии.

Фундаментальные теории ориентированы на решение научных проблем, связаны с формированием психолого-акмеологического знания, понятийно-категориального аппарата, авторских и коллективных концепций. Они отвечают на два вопроса: "Что познается?" (объект, предмет, проблема) и "Как познается?" (метод), т. е. эти вопросы связаны с решением познавательных задач.

Прикладные теории ориентированы на решение актуальных практических проблем, на преобразование изучаемого объекта и отвечают на вопрос "Для чего познается?".

Иными словами, фундаментальные и прикладные теории различаются не по объекту или методу, а по цели: решаются познавательные задачи или практические.

Прикладные теории ставят своей задачей поиск средств для достижения намеченных обществом практических целей. Их задача – найти пути и способы использования •познанных фундаментальными теориями законов и закономерностей. Прикладные теории непосредственно касаются определенных практических отраслей человеческой деятельности и прямо отвечают, для чего необходимо, например, личностно – профессиональное развитие государственных служащих.

Прикладной (практический) характер психолого-акмеологических теорий определяется тем вкладом, который он вносит в теорию, прямо связанным с решением задач развития (совершенствования, преобразования и т. п.).

Признак "фундаментальности" не совпадает с признаком "теоретичности", и наоборот, хотя второй термин и употребляется часто как синоним первого. "Теоретический" означает не только теоретический уровень научного знания в отличие от эмпирического, но и его теоретическую, фундаментальную направленность в отличие от практической, прикладной.

Теоретическое знание в качестве фундаментального выступает в сопоставление с прикладным, а не эмпирическим знанием и не исключает практической направленности. Такие характеристики, как "практический аспект", "прикладная функция" вполне приложимы к теоретическому уровню знания. Его антитезой является не прикладное знание, а эмпирическое.

Таким образом, деление теорий по ориентации достаточно условно, так как любая из них прямо или косвенно вносит определенный вклад в решение как научных, так и практических задач. В строгом смысле следует говорить лишь о преимущественной ориентации той или иной теории: научной, фундаментальной или практической, прикладной, что и дает основание для отнесения в ту или иную категорию.

То же относится и к эмпирическим акмеологическим исследованиям: они могут быть ориентированы на решение научных проблем, например, на формирование специальной акмеологических теории, или практических. Фактически два аспекта акмеологического знания непрерывно связаны между собой через две из ее функций: познавательную и практическую.

Итак, термины "фундаментальный" и "прикладной" обозначают направленность акмеологического знания в целом и не тождественны терминам "теоретический" и "эмпирический", обозначающим его уровни. В первом случае основанием деления является целевая установка, во втором – уровень абстракции.

Деление теорий на уровни и типы по различным основаниям (по объекту, уровню абстракции, концептуальному подходу, целевой установке и т. д.), т. е. построение их типологий, в конечном счете их обоснованной иерархии, отражает сложную структуру предмета акмеологии, способ ее деления на уровни, сферы, структуры. Вопросы структуры предмета акмеологии и акмеологического знания тесно связаны между собой, а это, в свою очередь, означает, что адекватное изображение предмета акмеологии требует постоянного совершенствования и развития методологических концепций, технологий и методов, связанных с описанием структуры отображающего знания.

Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии

Акмеология, как любая новая наука, находящаяся в состоянии метанаучной рефлексии, обретает свой парадигмальный статус в системе всех трех оснований: философском, гуманитарном, социально-научном. При этом под акмеологической парадигмой понимается не только ее самостоятельность, разграничивающая на качественном уровне одно научное знание от другого, когда имеющееся знание о человеке не может объяснять проблемы его жизнедеятельности с точки зрения существующих наук (например, с позиции антропологии, этнологии, социологии, наконец, психологии); это рассогласование между науками приводит к их кризису, в результате которого им на смену приходит новая парадигма, способная объяснять новую систему научных фактов, теорий, методов. О парадигмальной самостоятельности акмеологии можно говорить также с точки зрения критериев выделения научного знания.

Онтологический критерий, согласно которому выделяются специфические объекты науки, различные проявления, воплощения, взаимодействия объекта в сфере социальной реальности. Таким основным объектом акмеологии является профессиональная деятельность и личностное развитие специалистов. Этот объект равно и инновативный для современной отечественной науки, и актуальный, требующий решения целого комплекса проблем прикладного, практического характера.

Эпистемологический критерий свидетельствует о теоретико-познавательных возможностях акмеологии, ее отличиях от других наук, изучающих человека и профессиональные аспекты его деятельности.

Институционально – организационный критерий: формы ис-титуционализации и организации акмеологической научной, практической, учебной, издательской, ассоциативной (научные сообщества, междисциплинарное и международное признание и т. п.) деятельности.

Этический критерий, который, пожалуй, менее всего в поле зрения акмеологии. С одной стороны, согласно этому критерию, нужно заниматься определением профессионально-нравственных качеств, ценностей, норм, правил поведения, которыми должен руководствоваться в своей деятельности сам ак-меолог. С другой стороны, он должен разрабатывать морально-нравственные принципы, ценности, профессиональную этику и ментальность, духовность у своего основного объекта – госслужащих.

Итак, парадигмальный статус акмеологии заключается в признании научным сообществом складывающихся представлений о предмете и объекте акмеологической науки, ее основополагающих теорий, специфических методологических принципов и методов исследования, различного рода концепций, подходов и технологий. Междисциплинарный, комплексный, интегративный характер акмеологического знания, вбирающий в себя совокупность философских, гуманитарных, социально-научных оснований, позволяет акмеологии на уровне своей метатеории развиваться в трех основных парадигмальных направлениях: психотехнологическом, социокультурном и мыследеятельностном, каждое из которых имеет свои специфические технологии, методы, техники, ориентированные не только на исследовательские и обучающие функции, но и на решение конкретных актуальных проблем. Это системное метатеоретическое развитие акмеологии позволяет видеть в перспективе ее проблемное (предметно-объектное) поле гораздо более широким и глубоким по сравнению с уже сложившимися тремя акмеологическими парадигмами: профессиональная компетентность работников, их социально-коммуникативная компетентность и личностное развитие.

Критерии выделения прикладных областей акмеологии

Анализ развития акмеологического знания позволяет выделить следующие критериальные подходы формирования прикладных областей акмеологии:

1. Построение объектно-предметного поля акмеологии в системе общественных и социальных отношений говорит о правомерности экономической, политической, педагогической, управленческой, социальной, социокультурной и т. п. акмеологии, где для всех этих акмеологических наук имеются довольно хорошо разработанные мировой и отечественной наукой основные социальные, экономические, политические, антропологические, педагогические, этнологические и общие концептуальные и методологические принципы и методы социальных наук.

Следует заметить, что здесь зачастую пограничный рубеж между прикладной и фундаментальной акмеологией очень прозрачен. Фундаментальные теории акмеологии ориентируются на принципы междисциплинарного, комплексного и интегративного исследования, поэтому при наличии или отсутствии этих принципов та же социальная, или антропологическая, или этнопсихологическая и т. д. акмеология может служить целям приращения научного знания (т. е. фундаментальным) или целям практического преобразования конкретной области жизнедеятельности (т. е. прикладным).

2. Понимание акмеологии через ее узкий предмет – профессионально-деятельностное "акме", что предполагает отраслевой предметно – дисциплинарный подход, т. е. профессионализм госслужащего, социального работника, военнослужащего, педагога и т. д.

3. Актуальные и инновационные области профессиональной деятельности, где степень актуализации зависит:

– от социальной престижности профессии (журналист, предприниматель, банковский служащий, программист, переводчик и т.д.;

– от степени экстремальности ситуаций (профессии военнослужащих, космические, юридические и т.п.);

– от кризисной ситуации в обществе в целом, выдвигающей такие профессии, как политологи, экономисты, депутаты, экологи, этнологи и т. д.

Методологическое обеспечение прикладных областей акмеологии активно выражается в разработке акмеологических технологий, направленных на прямое воздействие на человека, коллектив, организацию: акмеологическое консультирование в развивающихся организациях; акмеологический тренинг профессионально-целевой направленности; организация и функционирование психолого-акмеологической службы; формирование и развитие психологической готовности к профессиональной деятельности; психологический тренинг в системе подготовки кадров; принципы управления сотворчеством в деятельности; технология рефлексивно-психологической работы с коллективом в интенсивно-инновационной парарефлексии; соционическая диагностика; психодиагностика; социокультурная диагностика; локальные и региональные уровни проблемности в ней; игромоделирование; технология формирования психолого-акмеологической компетентности как основания эффективной деятельности субъекта оценки и отбора персонала; технология формирования аутопсихологической компетентности личности; технология телесно-ориентированной психоэнергетической самозащиты; технология использования акмеологического воздействия в профессиональной деятельности; информационные технологии в структуре прикладной акмеологии и т.д.

"Прикладная" методология в акмеологии разрабатывает также свои специфические акмеологические методы оценки развития личности и деятельности: потенциал личности и его оценки; количественное измерение профессионализма; динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости; построение акмеограммы профессии и т. д.

Основные тенденции и перспективные направления развития акмеологии как научной и прикладной дисциплины, укрепление ее парадигмального статуса как междисциплинарной, интегративной науки о человеке будет осуществляться за счет соединения инновационных технологий: мыследеятельностных, социокультурных и психологических, их актуальных методик и техник, а также за счет расширения функций акмеологии: не только исследовательских, но обучающих и развивающих и особенно функций, направленных на решение проблем.

Резюме

Акмеология, претендуя на комплексное, междисциплинарное, интегративное изучение человека, развивается на трех основных методологических основаниях: философском, гуманитарном и социально – научном. Особенное преимущество в акмеологии получает социально-научная методология, со строгой ориентацией на научные, рациональные подходы. Это выражается в развитии прикладных теорий, акмеологических технологий и оценочных методах измерения личностно-профессионального развития государственных служащих.

Прикладные области акмеологии являются весьма продвинутыми в структуре акмеологического знания и методологически обоснованными, разнообразными акмеологическими технологиями.

Акмеологические технологии разрабатываются, во-первых, для наиболее актуальных областей жизнедеятельности человека, во-вторых, ориентированы на воздействие на человека с целью совершенствования его личностного и профессионального развития.

Среди функций и средств инновационных технологий наиболее актуальными являются различные методики группового и индивидуального решения проблем личностно-профессионального развития госслужащих.

Список литературы

Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М., 2001.

Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999.

Общая и прикладная акмеология. Ч. 1, 2. М., 2001.

Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999.

Суслова Е.А. Методологические основания акмеологии как интегративной науки в системе комплексного изучения человека // Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века. М., 2001.

© Суслова Е.А., 2002

Педагогическая акмеология

План

1. Сущность педагогической акмеологии. Специфика труда в профессии педагога.

2. Критерии и уровни профессионализма педагога.

3. Виды профессиональной компетентности педагога.

4. Акмеограмма педагога.

5. Акмеологические технологии в труде педагога.

Ключевые слова: педагогическая акмеология, профессионализм педагога, акмеограмма педагога, акмеологические технологии в труде педагога.

– педагогическая акмеология – наука о путях достижения профессионализма и компетентности в труде педагога;

– профессионализм педагога – это интегральная психологическая характеристика личности педагога, включающая наличие видов профессиональной деятельности и сочетание личностных профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективное решение им профессиональных задач по обучению и воспитанию подрастающего поколения, а также задач профессионального самосовершенствования;

– акмеограмма педагога – программа продвижения педагога к вершинам профессионализма, к его профессиональным акме.

– акмеологические технологии в труде педагога – это процедуры, включающие систему задач и способов продвижения педагога к вершинам профессиональной и личностной зрелости.

Сущность педагогической акмеологии

Педагогическая акмеология – наука о путях достижения профессионализма в труде педагога.

Содержание педагогической акмеологии определяется спецификой труда в данной профессии. Объектом труда педагога является психика другого человека, являющегося активным соучастником педагогического процесса, обладающего своими целями, мотивами, своей логикой поведения, а также находящегося в процессе становления и развития. Цели и задачи в труде педагога разнообразны и варьируют от глобальных целей, заданных социальным заказом общества, до конкретных и оперативных, определяемых возможностями контингента учащихся; педагогические задачи всегда нестандартны и требуют от педагога творческого подхода. Способы деятельности в труде педагога включены в контекст высоконормативного социального поведения педагога, определяемого системой этических норм. Главным результатом труда педагога является наличие позитивных качественных изменений в психическом (умственном, личностном) развитии учащихся: в обеспечении знаний, умений и навыков, соответствующих образовательным стандартам, принятым в обществе; в формировании качеств личности, необходимых для активной жизнедеятельности в обществе, для решения задач следующего возраста. Исходя из сказанного, сущность педагогической акмеологии состоит в определении путей достижения педагогом профессионализма, имеющего четко выраженную гуманистическую направленность на развитие личности другого человека.

Педагогическая деятельность полифункциональна и включает много различных видов, направлений деятельности: обучающая, развивающая, воспитательная, диагностическая, коррекционная, консультационная, управленческая и организационная, рефлексивная (анализ опыта), самообразовательная.

Субъектами видов педагогической деятельности и участниками педагогического взаимодействия являются: педагоги (учителя, преподаватели, воспитатели), учащиеся и их родители, взрослые обучающиеся, управленцы, методисты, организаторы в сфере образования. Их деятельность составляет содержание педагогической акмеологии. Педагогическая акмеология охватывает также и тех специалистов (управленцев, военнослужащих и др.), которые хотя и работают вне сферы образования, но в соответствии со своими должностными обязанностями занимаются обучением и воспитанием других людей.

Критерии и уровни профессионализма педагога

Профессионализм педагога – это интегральная характеристика личности педагога, предполагающая владение им видами профессиональной деятельности и наличие у педагога сочетания профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию (детей, взрослых обучающихся).

Профессионализм педагога должен отвечать ряду критериев:

– объективные критерии: эффективность педагогической деятельности (основных ее видов – обучающей, развивающей, воспитательной, а также вспомогательных в труде педагога – диагностической, коррекционной, консультационной, организаторско-управленческой, самообразовательной и др.);

– субъективные критерии: устойчивая педагогическая направленность (желание оставаться в профессии), понимание ценностных ориентации профессии педагога, позитивное отношение к себе как профессионалу, удовлетворенность трудом;

– процессуальные критерии: использование педагогом социально приемлемых, гуманистически направленных способов, технологий в своем труде;

- результативные критерии: достижение в педагогическом труде результатов, востребованных обществом (формирование качеств личности учащихся, обеспечивающих их подготовленность к жизни в быстро меняющемся обществе).

Уровни профессионализма педагога представляют собой ступени, этапы его движения к высоким показателям педагогического труда:

- уровень овладения профессией, адаптации к ней, первичное усвоение учителем норм, менталитетов, необходимых приемов, технологий;

- уровень педагогического мастерства как выполнение на хорошем уровне лучших образцов передового педагогического опыта, накопленных в профессии; владение имеющимся в профессии приемами индивидуального подхода к учащимся, методами передачи знаний; осуществления личностно-ориентированного обучения и др.

- уровень самоактуализации педагога в профессии, осознание возможностей педагогической профессии для развития своей личности, саморазвитие себя средствами профессии, сознательное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля;

- уровень педагогического творчества как обогащение педагогом опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, внесения авторских предложений, как касающихся отдельных задач, приемов, средств, методов, форм организации учетного процесса, так и создающих новые педагогические системы обучения и воспитания.

Виды профессиональной компетентности педагога

Профессионализм педагога включает в себя три стороны:

- эффективное с высокой результативностью выполнение видов педагогической деятельности (обучающей, развивающей, воспитательной, диагностической, коррекционной, самообразовательной и др.);

- полноценное гуманистически ориентированное педагогическое общение, направленное на обеспечение сотрудничества с другими участниками педагогического процесса (с учащимися, с коллегами – педагогами, с администрацией);

– зрелость личности педагога, характеризующаяся сочетанием профессионально важных качеств, необходимых для высоко результативной педагогической деятельности и гуманистически ориентированного педагогического общения.

Каждая из этих сторон профессионализма педагога лежит в основе видов его профессиональной компетентности. Профессиональную компетентность педагога понимают как его способность к решению определенного класса профессиональных задач.

Так, сформированность педагога как субъекта видов педагогической деятельности является основанием для нескольких видов компетентности – предметной, методической, диагностической, инновационной, исследовательской. Сформированность педагога как субъекта педагогического общения повышает его коммуникативную, перцептивную, управленческую компетентность. Зрелость личности педагога укрепляет его личностно-индивидуальную компетентность. Содержание этих видов профессиональной компетентности входит в предмет педагогической акмеологии.

Профессиональная педагогическая компетентность складывается из: профессиональных педагогических знаний и умений, из профессиональных педагогических позиций (как устойчивых отношений педагога к делу, к учащимся, к коллегам, к себе), из профессионально важных качеств личности.

Первая сторона профессионализма педагога – компетентность в педагогической деятельности – включает в себя:

– знания о сущности труда учителя, о психологических и о возрастных особенностях учащихся, о содержании школьных программ и др.

– педагогические умения: умения изучать педагогическую ситуацию и ставить адекватные педагогические задачи; умение отбирать, группировать и обновлять учебный материал, умение изучать учащихся (их память, мышление, внимание и др.), состояние обученности и воспитанности учащихся, прогнозировать их зону ближайшего развития; умение отбирать и комбинировать методы, средства и формы обучения и воспитания, адекватные способностям и возможностям учащихся, инновационные умения, как поиск новых педагогических задач, способов (технологий); умение ставить проблемы и проводить исследование, экспериментировать и др.;

- профессиональные педагогические позиции: предметник, методист, диагност, мастер, новатор, исследователь, экспериментатор и др.

- профессионально важные качества личности:

- педагогическая эрудиция и осведомленность;

- педагогическое мышление (как способность к анализу педагогических ситуаций и принятию педагогом педагогического решения с учетом особенностей учащихся);

- педагогическая интуиция (как быстрое одномоментное принятие педагогического решения с учетом предвидения развития ситуации без развернутого осознанного анализа);

- педагогическая импровизация (как нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощения);

- педагогическая наблюдательность, зоркость (как понимание сущности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам);

- педагогический оптимизм (как подход к учащимся с оптимистической гипотезой, с верой в их возможности);

- педагогическое прогнозирование (как умение предвосхищать поведение учащихся, предусматривать их и свои затруднения).

Вторая сторона профессионализма педагога – компетентность в педагогическом общении (коммуникативная компетентность) содержит:

- знания о задачах и средствах общения, о педагогической этике;

- педагогические умения: умения ставить широкий спектр общенческих задач и гибко их перестраивать в ходе общения; умение учитывать позицию других участников общения; терпимость к непохожести другого человека; умение преимущественного использования организующих воздействий по сравнению с оценивающими и дисциплинирующими; использование демократического стиля и открытой позиции в общение; умение изучать и оценивать опыт коллег, участвовать в педагогическом сотрудничестве и др.;

- профессиональные педагогические позиции: гуманист, "психотерапевт", актер, участник и субъект педагогического сотрудничества;

- профессионально важные качества личности:

- педагогическая эмпатия, сопереживание;

– педагогический такт (как разумная мера в выборе воздействий на учащихся с учетом условий и возможностей участников общения);

– педагогическая чувствительность;

– эмоциональная саморегуляция и др.

Третья сторона профессионализма педагога – личностно-индивидуальную компетентность образуют:

– знания о психологии личности;

– педагогические умения: умение изучать и развивать личность учащихся; умение изучать и развивать свои личностные качества, понимать и сохранять нравственные ценности в труде педагога; умение строить и реализовывать планы своего личностного и профессионального саморазвития; умение изучать и хронометрировать процесс своего труда; умение видеть сильные и слабые стороны своего труда, особенности своего индивидуального стиля; умение поддерживать работоспособность и др.

– профессиональные и педагогические позиции: самодиагностика, осознанная индивидуальность;

– профессионально важные качества:

– педагогическое целеполагание (как способность планировать свою деятельность с учетом возможностей учащихся; строить планы собственного профессионального развития);

– педагогическая рефлексия как обращенность сознания педагога на самого себя, педагогическое самосознание;

– педагогические способности (понимать другого человека и воздействовать на него).

Акмеограмма педагога

Акмеограмма педагога – это документ, в котором отражена индивидуальная "траектория" восхождения данного конкретного педагога к вершинам профессионализма, программа перехода от одного уровня профессионализма к другому, более высокому. Акмеограмма педагога является средством продвижения педагога к профессионализму, к достижению педагогом своего профессионального акме, а также средством самоконтроля за этим движением.

Акмеограмму педагога целесообразно соотнести с профессиограммой педагога. Профессиограмма отражает социальные требования к профессиональной деятельности и личности специалиста. В профессиограмме отражается перечень социально одобряемых профессиональных задач, профессиональных приемов и технологий, а также перечень желательных для данной профессии качеств личности специалиста. В литературе описан ряд вариантов профессиограммы педагога (А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.). Профессиограмма педагога раскрывает особенности успешного выполнения профессиональной деятельности, требования к достижению социально приемлемого результата. Акмеограмма педагога выявляет пути продвижения педагога к более высоким уровням профессионализма. Поэтому акмеограмма может включать в свою структуру задачи профессионального совершенствования педагога (например, овладение новыми методами обучения, выработку своего индивидуального стиля и др.), способы и приемы овладения этим новым уровнем профессионализма (например, посещение и анализ уроков своих коллег, анализ своих педагогических приемов и результатов обученности учащихся и др.), сроки достижения новых, более высоких результатов. Акмеограмма педагога намечает пути совершенствования профессиональной деятельности и продвижения к новым уровням педагогического мастерства и творчества. Акмеограммы педагога могут отличаться друг от друга по целям (каких новых уровней профессионализма намечается достигнуть), по характеру и динамике траектории (каких новых результатов предлагается достичь путем постепенного систематического продвижения или путем приложения больших усилий и стремительного подъема).

При построении акмеограммы педагога важно иметь в виду, что планирование каждой новой ступени профессионализма, новой профессиональной позиции целесообразно подкреплять определением тех конкретных профессионально важных качеств личности, которые необходимы на этой ступени.

Так, ступень эрудита требует от педагога теоретического педагогического мышления, интереса к изучению другого человека, чувствительности ко всему новому и интересному в науке и практике. Ступень мастера означает переход к практическому педагогическому мышлению и воплощению в своей практике лучших образцов профессионального ответа, что требует педагогического целеполагания, педагогической наблюдательности, педагогической интуиции и импровизации. Позиция диагноста требует от педагога владения педагогическим диагностическим мышлением, внимания к индивидуальным вариантам психического развития, педагогического чутья, педагогического прогнозирования. Ступень гуманиста обеспечивается такими личностными качествами педагога, как гуманистическая ориентация на развитие личности учащихся, педагогическая эмпатия, педагогический такт, профессиональная чувствительность. Ступень самодиагноста опирается на такие качества личности педагога, как зрелое профессиональное самоопределение, самосознание, педагогическая рефлексия. Позиция новатора, творца требует от педагога гибкого педагогического мышления, педагогической интуиции, импровизации, способности действовать в условиях неопределенности. Педагог-новатор должен также обладать творческими педагогическими способностями, новым педагогическим мышлением, готовностью отойти от штампов и стереотипов, мотивационной активностью, интересом к инновациям. Педагог-исследователь, осуществляющий варьирование условий своей деятельности и прослеживающий изменение результатов, должен владеть исследовательской культурой, перспективным педагогическим целеполаганием. Педагог, желающий подняться на ступень осознанной индивидуальности, должен развивать у себя качества самобытности в восприятии профессиональных и жизненных явлений, индивидуального самовыражения в профессиональной деятельности, владения индивидуальным стилем, уважения к индивидуальности других людей. Педагог, стремящийся стать участником педагогического сотрудничества, должен анализировать и изучать у себя качества, способности к владению гибкими ролевыми позициями, терпимости, эмпатии.

Акмеограмма педагога может включать все названные выше уровни и ступени профессионализма – мастерство, творчество, исследовательский и инновационный подход, саморазвитие, сотрудничество с коллегами. Достижение более высоких уровней профессионализма планируется в акмеограмме через овладение плавными видами педагогической деятельности и развитие новых профессионально важных качеств.

Акмеологические технологии в труде педагога

На основе акмеограммы педагога осуществляется выбор акмеологических технологий. Акмеологические педагогические технологии – это процедуры, включающие систему задач, способы достижения педагогом высоких уровней профессионализма, а также подчиненную им совокупность методов, техник и приемов.

Педагогические акмеологические технологии могут различаться по тому, кто их осуществляет (сам педагог или педагогический акмеолог, его консультирующий и сопровождающий в профессиональном развитии), по содержанию этапа профессионализма, к которому они должны подвести (исследовательские технологии, рефлексивные технологии и др.).

Задачами педагогического акмеолога как специалиста-психолога, оказывающего помощь педагогу в его профессиональном развитии, являются: осуществление диагностики уровня наличного профессионального развития педагога; стимулирование стремления педагога к дальнейшему профессиональному росту; выявление условий, препятствующих профессиональному развитию; консультирование педагога о возможных акмео-логических технологиях, способствующих его профессиональному продвижению.

Профессиональная педагогическая компетентность является необходимым качеством педагога-профессионала. Вместе с тем педагогическая компетентность присутствует и в других видах труда, например, она необходима управленцу-руководителю, стремящемуся обучить и воспитать своих сотрудников.

Резюме

Педагогическая акмеология является одним из направлений прикладной акмеологии. Педагогическая акмеология выявляет условия продвижения человека к вершинам педагогической деятельности и педагогического общения. Педагогическая акмеология раскрывает спектр психологических показателей зрелости личности и профессионально важных качеств педагога, обеспечивающих достижение им профессиональных "акме" в педагогическом труде. Ее разработки призваны помочь педагогу в определении уровней профессионализма, востребованных в современном обществе и наиболее соответствующих возможностям конкретного человека, а также в построении акмеограммы как индивидуальной программы профессионального развития. Акмеограмма педагога включает профессионально важные качества личности, востребованные в педагогической деятельности и педагогическом общении.

Список литературы

Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М., 1990.

Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.

Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. № 6. С. 55–63.

Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. № 8. С. 82-88.

Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.

©Маркова А. К., 2002

Управленческая акмеология

План

1. Сущность управленческой акмеологии.

2. Особенности управленческой деятельности.

3. Критерии и уровни профессионализма управления.

4. Управленческое мастерство и творчество в управленческой деятельности. Личностные качества, характерные для управленца высокого и высшего уровня профессионализма.

5. Акмеограмма управленца.

6. Акмеологические технологии в деятельности управленца.

Ключевые слова: управленческая акмеология, профессионализм управленца, управленческая функция, управленческая деятельность, управленческие задачи, управленческая рефлексия, управленческие проблемы, ценности управленческой деятельности, управленческое самоопределение, мастерство управленца, творчество управленца.

– управленческая акмеология – область научного знания, характеризующаяся множеством методов и технологий, отражающая и обеспечивающая осуществление высших форм управленческой деят<

Наши рекомендации