Это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа.
Для успешного решения любой научной проблемы необходимы два основных условия:
а) ясное, четкое ее формулирование;
б) критическое исследование различных ее решений.
2. Гипотеза –форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно нуждается в доказательстве.
Развитие гипотез:
а) становятся истинной теорией;
б) другие видоизменяются, уточняются и конкретизируют;
в) третьи отбрасываются, превращаются в заблуждение, если проверка дает отрицательный результат.
Как форма теоретического знания гипотеза должна отвечать некоторым общим условиям, которые необходимы для ее возникновения и которые нужно соблюдать независимо от отрасли научного знания.
Как метод развития научно-теоретического знания должна пройти определенные этапы.
Виды гипотез:
1) Общие – обоснованные предположения о закономерностях различного рода связей между явлениями, общие гипотезы – фундамент для построения основ научного знания.
2) Частные – это тоже обоснованное предположение, о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и отдельных явлений.
3) Рабочие – предположение, выдвигаемое, как правило, на первых этапах исследования и служащее его направляющим ориентиром, отправным пунктом дальнейшего движения исследовательской мысли.
4) «ad hok-гипотезы» (от латинского ad hok – к этому, для данного случая).
Каждая из них – это предположение, выдвинутое с целью решения стоящих перед испытываемой теорией проблем и оказавшееся в конечном итоге ошибочным вариантом ее развития.
3.Теория –наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Любая теоретическая система. Как показал К.Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям:
1) непротиворечивости, т.е. не нарушать соответствующий закон формальной логики;
и фальсифицируемости, т.е. опровержимости.
Опытной экспериментальной проверяемости.
Истинная теория должна:
1) соответствовать всем (а не некоторым) реальным фактам;
2) следствия теории должны удовлетворять требованиям практики.
Теория (по Попперу) есть инструмент, поверка которого осуществляется в ходе его применения, и о пригодности которого судят по результатам таких применений.
Компоненты, элементы теории:
1) исходные понятия – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.
2) идеализированные объекты – абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов.
3) логика теории – совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.
4) Философские установки и ценностные факторы.
5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.
Методологически важную роль играет абстрактный, идеализированный объект, построение которого – необходимый этап создания любой теории. Этот объект выступает: а) как мысленная модель определенного фрагменты реальности, б) содержит в себе конкретную программу исследования, которая реализуется в построении теории.
Функции теории:
1) синтетическая функция;
2) объяснительная функция;
3) методологическая функция;
4) предсказательная функция;
5) практическая функция.
При выборе теорий важную роль играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию.(Поппер).
Метод и методология.
Деятельность людей в любой ее форме (научная. Практическая и т.д.0 определяется целым рядом факторов, конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект).но и от того. Как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблема метода.
Метод(от греческого methodos) – в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме.
Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.
Поэтому метод сводиться к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, служит своеобразным компасом. По которому субъект
Методология:
1) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности ( в науке, политике, искусстве и т.п.);
2) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии,