I. Первая научная революция – 17 век. Объект – простые системы.

Этапы научной революции.

I. Первая научная революция – 17 век. Объект – простые системы.

Становление классической науки. Механическая картина мира приобрела статус универсальной научной онтологии. Принципы и идеи этой картины мира выполняли основную объяснительную функцию. Научная рациональность стала объяснять все явления только путем установления между ними механической причинно-следственной связи. К началу ХIХ века механика была единственной математизированной областью естествознания, что способствовало абсолютизации ее методов и принципов познания, а также соответствующего ей типа рациональности.

II. Вторая научная революция – конец 18-го – первая половина 19-го века. Произошел переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке.

1. появление дисциплинарных наук и их специфических объектов (биология, геология), что привело к идее развития;

2. наука о жизни легализовала теологию Аристотеля, вводя в свои рассуждения понятия цели;

3. в самой физике, которая окончательно сформировалась как классическая только к концу 19 века, стали возникать элементы неклассического типа рациональности. Тип научного объяснения и обоснования изучаемого объекта через построение наглядной механической модели стал уступать место другому типу объяснения, выраженному в требованиях непротиворечивого математического описания объекта.

III. третья научная революция – конец 19 века – середина 20-го века.

Появление неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности. Объект – сложные системы.

В физике разработаны релятивистская и квантовая теории, в биологии генетика, в химии – квантовая химия и т.д.

В противовес идеалу единственно научной теории, «фотографирующей» исследуемые объекты, стала допускаться истинность нескольких отличающихся друг от друга теоретических описаний одного и того же объекта. Исследователи столкнулись с необходимостью признать относительную истинность теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания.

IV. четвертая научная революция последняя треть ХХ века.

Основные характеристики современной постнеклассической науки.

1. широкое распространение идей и методов синергетики – теории самоорганизации и развития систем любой природы. В связи с этим все более укрепляется представление о мире не только как о самоорганизующейся целостности. но и о как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного.

Математическая гипотеза – разновидность гипотетико-дедуктивного метода, где в качестве гипотез выступают некоторые уравнения, представляющие модификацию ранее известных и проеренный состояний. Изменяя последние. Составляют новое уравнение, выражающее гипотезу, которая относится к новым явлениям.

4. Восхождение от абстрактного к конкретному– метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции («начало» – одностороннее, неполное знание) через последовательные этапы углубления и расширения познания к результату – целостному воспроизведению в теории исследуемого предмета. Предпосылкой метода является восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному к выделению в мышлении отдельных сторон предмета и их закреплению в соответствующих абстрактных определениях.

Движение познания от чувственно-конкретному – движение о единичного к общему – логические приемы: анализ и индукция.

Восхождение от абстрактного к мысленно-конкретному – процесс движения от отдельных общих абстракций к их единству, конкретно-всеобщему – логические приемы: синтез и дедуция.

Это движение познания – диалектически противоречивое движение, отражающее противоречие развитие самого предмета, его перехода о одного уровня к другому в соответствии с развертыванием его внутренних противоречий.

Проблема, гипотеза, теория.

1. Проблема -форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.

Метод и методология.

Деятельность людей в любой ее форме (научная. Практическая и т.д.0 определяется целым рядом факторов, конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект).но и от того. Как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблема метода.

Метод(от греческого methodos) – в самом широком смысле слова – «путь к чему-либо», способ деятельности субъекта в любой ее форме.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.

Поэтому метод сводиться к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, служит своеобразным компасом. По которому субъект

Методология:

1) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности ( в науке, политике, искусстве и т.п.);

2) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии,

Этапы научной революции.

I. Первая научная революция – 17 век. Объект – простые системы.

Становление классической науки. Механическая картина мира приобрела статус универсальной научной онтологии. Принципы и идеи этой картины мира выполняли основную объяснительную функцию. Научная рациональность стала объяснять все явления только путем установления между ними механической причинно-следственной связи. К началу ХIХ века механика была единственной математизированной областью естествознания, что способствовало абсолютизации ее методов и принципов познания, а также соответствующего ей типа рациональности.

II. Вторая научная революция – конец 18-го – первая половина 19-го века. Произошел переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке.

1. появление дисциплинарных наук и их специфических объектов (биология, геология), что привело к идее развития;

2. наука о жизни легализовала теологию Аристотеля, вводя в свои рассуждения понятия цели;

3. в самой физике, которая окончательно сформировалась как классическая только к концу 19 века, стали возникать элементы неклассического типа рациональности. Тип научного объяснения и обоснования изучаемого объекта через построение наглядной механической модели стал уступать место другому типу объяснения, выраженному в требованиях непротиворечивого математического описания объекта.

Наши рекомендации