Особенности формирования научной гипотезы
Рациональная канва выдвижения гипотезы – это движение от картины мира к аналоговой модели и от неё к гипотетической схеме исследуемой области. В обыденной жизни это предписывается психологии открытия и творческой интуиции, называемой гештальт – переключением, являющимся основой интеллектуальной интуиции. Результатом всего этого и является рождение гипотезы. Новая модель появляется с новыми элементами, идеальными объектами, с новым видением моделируемого объекта – события.В литературе часто это явление называется соединением анализа с «просветлением», которое и называется открытием.Такое описание процедур генерации гипотезы представляется исследователями по психологии открытия. Но этот процесс может быть описан в терминах логико-методологического анализа. Тогда и выявляются новые важные аспекты появления открытия:
- генерация гипотезы на основе идеалов и картины мира;
- истоки открытия, как правило, коллективно- исторические, не совсем индивидуальное творчество исследователя, а интегрирование в его деятельность предшествующего опыта.
Еще точнее, гипотеза – результат не метода проб и ошибок, а подведение итогов достигнутого в науке. Кроме того, гипотеза – не результат индивидуального творчества, а действие некоторых образцов взаимодействии различных школ в науке, складывающихся благодаря научным публикациям. По Куну, это аккумуляция предшествующих знаний в новое направление науки.
Парадигмальная установка не только усваивается при теоретическом моделировании, но и распространяется в последующем как образец научной деятельности как схема открытия мира.
Аналоговая модель – это подстановка новых абстрактных объектов в старые сложившиеся соотношения. И, наконец, ею формируется «сетка опытов отношений», способная указать путь в другой области в неизведанное. Такая программа действий, как показывает опыт, является универсальной.
3.8 Парадигмальные образцы решения задач
Взаимодействие операции выдвижения гипотезы и её конструктивного обоснования – ключ появления в составе теории парадигмальных образцов решения задачи. Куном обсуждалась проблема роли аналогий как основы решения задач, но правила формирования возникающих в этом процессе теоретических схем и обоснования их не рассматривались. Это обстоятельство не даёт возможности выяснить, какова роль правил происхождения и соответствия этих выбранных аналогий в формулировании парадигм. Кун считает, что эти правила не играют особой роли, предписываемой им методологами. Главное – отношения аналогий. В последующем методология найдёт эти правила. Этот шаг в его позиции не обязателен. Вопрос о необходимости конструктивного обоснования теоретических схем в его концепции вовсе не возникал. О том, что это надо делать обязательно, писал ещё Максвелл, потому что такая операция повышает надёжность полученных теоретических результатов и исключает возможность увода исследования в тупик. Он (Максвелл) проводил тщательные эмпирические изыскания, пока не создал конструктивного обоснования введённых теоретических схем. Если с этой точки зрения проследить становление классической теории электромагнитного поля, то можно обнаружить следующую последовательность (логику)формированиярезультатов исследования Максвелла. Обобщение экспериментальных материалов по этой тематике привело к определеннойих группировке при теоретическом осмыслении(сначала законы электростатики; законы магнитостатики, потом их взаимодействие и появление электромагнитной индукции, силового и магнитного действия тока).
Используя аналоговые модели на базе описанных исследований, Максвелл получил обобщающее уравнение для некоторого отдельного блока знаний. Потом сформировал обобщённую (гипотетическую ) модель, способную воссоединить всё предыдущее. Из них в новой форме получил и все частные уравнения, в том числе и уравнение электростатики постоянного тока, электромагнитной индукции. Из них были получены отдельные уравнения Кулона, Ампера, Био – Савара, электростатической и электромагнитной индукции, ранее открытые Фарадеем. Это и есть «готовая теория». Все эти заключения становятся образцами операций, с помощью которых учёный может решать соответствующие теоретические задачи.
Таким образом, содержательные операции построения исходных схем как необходимый элемент обоснования теории приобретает новые функции.Он становится образцом решения теоретических задач.