Особенности русской философии XIX – начала XX в
Русская философия обладает историческим и идейным своеобразием. Становление русской философии тесно связано с принятием христианства. Именно христианское вероучение в том виде, в каком оно сложилось в учениях восточных отцов Церкви, является главным источником философских идей. В историческом плане можно отметить, что русской философии периода средневековья не характерно то, что на западе известно как схоластика. Поэтому долгое время философское мировоззрение существовало не в своей теоретической (рационально-логической) форме, но как "умозрение в красках" (Е.Н. Трубецкой). Тем не менее уже в это время вырабатываются соответствующий русскому национальному характеру категориальный строй мышления, формируется его проблемное пространство в виде ключевых философских тем и вопросов, имеющих принципиальное значение становления философского самосознания русского человека.
XIX век считается временем рождения русской национальной философии как особого типа философствования и стиля мышления.
Основными чертами русской философии являются: принципиальный онтологизм (материалистический – русский марксизм и мистическо-религиозный – например, символическая онтология А.Ф. Лосева и П. Флоренского), идея синтеза разума, чувства и воли как условия достижения целостного знания («живознания») (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Вл.С. Соловьев, Н.О. Лосский, С.Л. Франк), антропологизм (А.И. Галич, Ю.Ф. Самарин, Н.Г. Чернышевский и др.) и обусловленный им глубокий интерес к исторической и нравственной проблематике, поиску правды жизни, правды служения общему благу своего целого (государству, отечеству и т.п.) ("западники" – П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен и "славянофилы" – И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин), наконец, стремление к внутреннему духовному преображению в соответствии с православным представлением о сущности и смысле человеческой жизни.
Во всем этом особенно акцентируется задача не просто познания истины бытия, а пребывания в истине – жизнь в истине или, как выражал эту неистребимую потребность русского национального характера Вл. Соловьев, "внутреннее соединение с истинно сущим".
Эти черты, соответствующие русскому национальному характеру, весьма своеобразно проявляются в различных течениях и школах русской философии.
Соловьев заложил основы русской религиозной философии. Он попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, по замыслам Соловьева, должно стать христианство, причем, он ратовал за объединение всех христианских конфессий: православия, каталицизма и протестантизма. Ясно осознавая наличие определенных отличий в западной и русской традициях, он впервые попытался осмыслить место русской философской мысли в системе культуры.
Философские позиции Соловьева четко обозначились уже в его магистерской диссертации “Кризис западной философии. Против позитивизма” (1874). Западная философия находится в тупике. Неверие в бога опустошает душу человека. Опираясь на данные положительных наук, западная философия в форме рационализма утверждает те же самые истины, которые в форме веры и духовного содержания прокламируются теологическими учениями Востока. Полагая, что русская философия – связующее звено между Западной и Восточной культурой, Соловьев выступил за осуществление “универсального синтеза науки, философии и религии”. Это означало создание “свободной теософии, или цельного знания”, не просто отвергающей всю прежнюю философию, что было характерно для позитивистов, но возводящего ее в новое “высшее состояние”. Предметом целостного знания являются “истинно-сущее”, т.е. Абсолют или Бог. Подробно свою систему Соловьев изложил в докторской диссертации “Критика отвлеченных начал” (1880). Под отвлеченными началами он понимает все философские односторонности, которые возникали в истории философии, боролись одна с другой, сменяли одна другую и все еще до сих пор не дошли до цельного синтеза.
Центральная идея философии Соловьева – идея всеединства. При разработке этой идеи Соловьев отталкивается от славянофильской идеи соборности, но придает этой идеи онтологическую окраску, всеохватывающее, космическое значение. Онтологической основой всеединства выступает божественная Троица в ее связи со всеми божественными творениями и главное с человеком. Основной принцип всеединства: “Все едино в Боге”. Всеединство – это, прежде всего, единство творца и творения. Бог у Соловьева лишен антропоморфных черт. Философ характеризует Бога как “космический разум”, “существо сверх личное”, “особую организующую силу, действующую в мире”. На основе идеи всеединства Соловьев разрабатывает онтологию, гносеологию и социальную философию.
Понятие метафизики и метафизического методаМетафи́зика— «то, что после физики»[1]) — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.
Противоположный диалектическому методу метафизический метод философствования рассматривает вещи, явления окружающего мира и мышления вне взаимной связи и вне развития, отвлеченно, обособленно, сами по себе.Метафизический метод связан с абсолютизацией того или иного момента, стороны, аспекта вещи, процесса, явления, например, с абсолютизацией устойчивости или абсолютизацией изменчивости. Современные метафизики могут соглашаться с идеей развития, но понимают они его по-своему - как простое повторение одного и того же, как простое количественное изменение, без возникновения принципиально нового. Характерной чертой данного метода является статичность и однозначность создаваемой с его помощью картины мира в целом. А мир - динамичен, постоянно развивается. Название метафизического данный метод получил в марксистской философии. Однако, как мне представляется, такое название не является удачным. Почему? Систематизатор трудов древнегреческого философа Аристотеля (4в. до н.э.) Андроник Родосский в 1в. до н.э. расположил то сочинение, в котором Аристотель рассматривал собственно философские проблемы (т.е. первоначала бытия, недоступные чувствам и раскрывающиеся только умозрению) после его учения о природе, т.е. “Физики”, поэтому оно и получило название “Метафизика” (букв. “то, что идет после физики”). Метафизика с тех пор и рассматривается в основном как учение об идеальном, умозрительном понимании мира, принципах и началах бытия в противовес опытно-практическому пониманию. И как умозрительная теоретическая дисциплина о первоначалах бытия метафизика близка онтологии. Так, собственно, метафизика и понимается многими зарубежными философами. В истории философии бывало так, что термин “метафизика” становился синонимом философии вообще. В Новое время (17-18вв.), в период бурного развития естественных наук, метафизика активно исследовала природу и попала под влияние естествознания. Это привело к тому, что метафизика Нового времени переключилась с проблем бытия на исследование проблем познания, увлеклась систематизаторской деятельностью, упорядочением, классификацией результатов частных наук, т.е. утратила диалектичность.