Тема 2. Речевая деятельность

Тема 1. Основные понятия теории речевой коммуникации

Коммуникация – необходимое условие жизнедеятель­ности человека и одна из фундаментальных основ существования общества.

Коммуникация– механизм, посредством которого обеспечивается существова­ние и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные (символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени (Ч. Кули).

Коммуникация – обмен информацией между сложными динамическими систе­мами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать (А. Урсул).

Коммуникация – в широком смысле социальное объединение индивидов с помо­щью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности (К. Черри).

Коммуникацияесть информационная связь субъекта с тем или иным объектом – человеком, животным, машиной (М. Каган).

Коммуникация– это прежде всего способ деятельности, который облегчает вза­имное приспособление поведения людей… Коммуникация — это такой обмен, кото­рый обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности (Т. Шибутани).

Коммуникация– это акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека (П. Смит, К. Бэрри, А. Пулфорд).

Коммуникация (биол.) – это передача сигналов между организмами или частями одного организма, когда отбор благоприятствует продуцированию и восприятию сигналов. В процессе коммуникации происходит изменение информации и взаимная адаптация субъектов (Д. Льюис, Н. Гауэр).

Коммуникация – специфический обмен информацией, процесс передачи эмо­ционального и интеллектуального содержания (А.Б. Зверинцев, А.П. Панфилова) (Основы теории коммуникации, 2003).

Коммуникация— в механистическом подходе — однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения.

Коммуникация — в деятельностном подходе — совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.

Речевая коммуникация - общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.).

Вербальная коммуникация – это общение с по­мощью слов

Невербальная коммуникация – это передача информации с по­мощью различных несловесных символов и знаков (взгляд, мимика, жесты, движения, поза).

Тема 5. Слушание как рецептивный вид речевой деятельности

Слушание –процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.Это возмож­ность сосредоточиться на речи партнера, способность вы­делить из его сообщения идеи, мысли, эмоции, отношение говорящего, умение понять своего собеседника. Это пси­хологическая готовность к контакту с другим человеком.

Нерефлексивное слушание –умение воспринимающего молчать, когда говорит собеседник, выражая мимикой, жестами свое понимание или непонимание.

Рефлексивное слушание –активное вмешательство в речь собеседника, оказание ему помощи в выражении мыслей и чувств, создание благоприятных условий для общения.

Первичный интерес существуетсуществует тог­да, когда человек имеет прямую заинтересованность в том, о чем говорит оратор, когда его идеи касаются повседневной жизни. Например, бизнесмена вообще интересует вопрос о налогооб­ложении, но он становится крайне заинтересованным, когда собеседник говорит об увеличении налога на его бизнес.

Вторичные интересы -это общечеловеческие интересы, ка­сающиеся общих вопросов жизни общества (законы, програм­мы и т.п.).

Адресность высказывания – адекватное восприятие речи и намерений «говорящего» «слушающим», в результате чего обеспечивается понимание.

Активное слушание – метод построения отношений без проигрыша, основанный на «выражении принятия и приязни по отношению к партнерам» (К.Роджерс), основное внимание уделяется выслушиванию и анализу высказываний говорящего, а не собственным сообщениям.

Слушание (аудирование) - рецептивный вид речевой деятельности, направленный на смысловое восприятие звучащих текстов.

Тема 8. ПОДГОТОВКА ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ В РАЗНЫХ ЖАНРАХ

Информационная, или информативная речь предполагаетсообщение каких-либо сведений, полученных из книг, статей, наблюдений, опытов.

Информация –это короткое устное сообщение о каких-либо событиях, которые произошли.

Инструкция, или объяснение должны бытькороткими понятными. Объяснение может быть и учебным.

Объявление – это сообщение о том, что предстоит, что произойдет.

Аннотация –это краткое изложение содержания книги или фильма.

Лекция –это учебное, научное или научно-популярное выступление специалиста, в котором раскрывается какая-либо тема.

Доклад –развернутое сообщение на определенную тему, которое раскрывает важную научную или общественно-политическую проблему.

Сообщение –это маленький доклад по какому-либо отдельному, частному вопросу. Сообщения могут дополнять чей-либо основной доклад.

Реферативное сообщение –сообщение на основе реферата. Задача такого сообщения – пробуждение интереса к каким-либо фактам или явлениям действительности, сообщение новых сведений.

Устный ответ –это рассказ об изученном в присутствии преподавателя.

Автобиография – это официальный устный или письменный рассказ человека о себе, составленный по принятому в общество стандарту.

Свободный рассказ о себе –сообщение некоторых автобиографических дан­ных о себе, преследует цель сформировать у собеседников благоприятное представление о вас.

Убеждающая речь –это выступление, в котором говорящий ставит целью заставить аудиторию поверить в правильность его точки зрения, доказать или опровергнуть какие-либо положе­ния, стремится объяснить сущность явлений и их взаимосвязь.

Воодушевляющее выступление ставит цельюсоздать у слушателей положительный эмо­циональный настрой, уверенность в своих силах, настроить их на оптимистический лад.

Агитационное выступление призываетслушате­лей к новому действию, продолжению или прекращению осу­ществляемых ими действий.

Убеждающее выступление побуждаетауди­торию принять определенную точку зрения, оценку событий, мне­ние.

Протокольно-этикетные выступления –это такие, которые име­ют целью соблюсти традиции общения в той или иной офици­альной ситуации, выполнить соответствующие требования эти­кета, ритуала.

Развлекательное выступление –это, такое выступление, цель которого развлечь, позабавить слушателей, дать им возможность приятно провести время.

Тема 10. Речевые тактики

Стратегия речевого общения –это процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Стратегия подразумевает планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностных качеств участников коммуникативного акта.

Тактика речевого общения –это совокупность приемов ведения беседы или линия поведения на определенном этапе коммуникации. Тактика предполагает использование определенных приемов привлечения внимания, воздействия на партнеров (Штрекер Н.Ю., 2003).

Конструктивная стратегия в споре –стратегия, подразумевающая, что участники спора стре­мятся найти истину, понять позиции, тезисы и оценить дока­зательства оппонента. Спорящие стараются действовать корректно, рассуждать объективно, будучи заинтересованными прежде всего не в своей победе, а в истине и в обсуж­даемом предмете

При конфликтной (деструктивной) стратегии, основная цель спорящих –победа над оппонентом любой ценой. При этом используются все возможные средства – корректные и некоррект­ные, логические и психологические аргументы, любые уловки.

Пропонент – участник спора, выдвигающий и доказывающий тезис.

Оппонент – тот, кто опровергает выдвинутый другим тезис.

Тактика оппонента –это защита с пере­ходом в наступление.

Приведение примера — ход, показывающий, что общее мнение основано на конкретных фактах (опыте).

Усиление - направлено на лучший или более эффективный контроль за вниманием слушающего (привлечение внимания), на улучшение структурной организации неблагоприятной информации, на подчеркивание субъективной макроинформации.

Уступка - дает возможность для условного обобщения даже в случае привлечения противоречивых примеров либо позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость и сочувствие, т.е. составляющие части стратегии положительной са­мопрезентации.

Сдвиг— ход стратегии положительной самопрезентации.

Провокация — на короткое время вызывается реакция несо­гласия с излагаемой информацией, чтобы использовать этот пери­од для подготовки слушателей к конструктивным выводам, для уточнения и более четкого определения собственной позиции.

Прогнозирование — основываясь на реальных фактах, давать прогнозы развития ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необ­ходимее ценностные ориентации, определяющие интересы, тре­бования, пожелания.

Прямое включение — отказаться от растянутого вступления, особенно если партнеры знакомы с предметом речи и имеют необ­ходимый предварительный запас знаний. Это избавит вас от необ­ходимости разъяснять все с самого начала, повысит информатив­ность речи и позволит выиграть время для обсуждения пробле­мы.

Тема 1. Основные понятия теории речевой коммуникации

Коммуникация – необходимое условие жизнедеятель­ности человека и одна из фундаментальных основ существования общества.

Коммуникация– механизм, посредством которого обеспечивается существова­ние и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные (символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени (Ч. Кули).

Коммуникация – обмен информацией между сложными динамическими систе­мами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать (А. Урсул).

Коммуникация – в широком смысле социальное объединение индивидов с помо­щью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности (К. Черри).

Коммуникацияесть информационная связь субъекта с тем или иным объектом – человеком, животным, машиной (М. Каган).

Коммуникация– это прежде всего способ деятельности, который облегчает вза­имное приспособление поведения людей… Коммуникация — это такой обмен, кото­рый обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности (Т. Шибутани).

Коммуникация– это акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека (П. Смит, К. Бэрри, А. Пулфорд).

Коммуникация (биол.) – это передача сигналов между организмами или частями одного организма, когда отбор благоприятствует продуцированию и восприятию сигналов. В процессе коммуникации происходит изменение информации и взаимная адаптация субъектов (Д. Льюис, Н. Гауэр).

Коммуникация – специфический обмен информацией, процесс передачи эмо­ционального и интеллектуального содержания (А.Б. Зверинцев, А.П. Панфилова) (Основы теории коммуникации, 2003).

Коммуникация— в механистическом подходе — однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения.

Коммуникация — в деятельностном подходе — совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.

Речевая коммуникация - общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т.д.).

Вербальная коммуникация – это общение с по­мощью слов

Невербальная коммуникация – это передача информации с по­мощью различных несловесных символов и знаков (взгляд, мимика, жесты, движения, поза).

Тема 2. Речевая деятельность

Язык –это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. Универсальными языковыми единицами (то есть единицами, существующими в любом языке) являются звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: фонетический – морфемный – морфологический – синтаксический – лексический. В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц.

Язык –это основное средство человеческого общения, сущест­вует только в обществе людей.

Речевое общение— это мотивированный живой процесс взаи­модействия между участниками коммуникации, который направ­лен на реализацию конкретной жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Речевая деятельность —это осознанно мотивированная человеческая актив­ность, в которой задействованы глубинные структуры сознания

Речевое поведение –стремление к осознанию тех или иных поступков отсутствует

Речевая ситуация –исходный момент любого речевого действия, то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию (например, к высказыванию).

Обратная связь –ответная реакция получателя на сообщение источника.

Контекст – совокупностьусловий, при которых осу­ществляется коммуникация

(ситуация, обстоятельства, при которых происходит общение).

Явный (или эксплицитный) контекст включаетто, что подлежит непосредственному на­блюдению. Он делится на вербальный и невербальный.

Скрытый (или имплицитный) контекст –это то, что не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят: мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов, их лич­ностные характеристики (уровень образования, социальная при­надлежность, характер и т.п.).

Говорение– это отправление речевых акустических сигна­лов, несущих информацию.

Слушание – восприятие речевых акусти­ческих сигналов и их понимание.

Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графи­ческих символов.

Чтение– расшифровка графических знаков и понимание их значений.

Наши рекомендации