Феноменологический метод в истории психологии
1) Гештальт – психология.
2) Феноменологическая психология и психиатрия (К. Ясперс: главная феноменология для психиатра – исследовать то, что переживается больным, и распознать то, что объединяет все многообразные проявления его психического опыта.)
3) Экзистенциальная психология и психиатрия (Ольга Власова – книга!!!)
Дазайн анализ, 3я школа психотерапии, школа В. Франкла , Американская школа И Ялом, Р. Мэй). То, что мы называем патологией – трансформация бытийных оснований индивида. Изменение пространственности и временности существования человека, которая оборачивается патологией. Терминология очень многообразна.
4) Гуманистическая психология - американизированный вариант философской экзистенциальной психологии. А. Маслоу, К. Роджерс. Акцент на позитивном измерении человеческой жизни. Отсюда позитивная психология.
5) Антипсихиатрия. В 60 встал вопрос о том, что то, что мы понимаем как отклонения, рассматривается так, только потому, что есть нормы, но нормы тоже приняты обществом.
\Предмет феноменологического анализа – переживание. (Шпет, Выготский). Переживание характеризует отношение между человеком и средой.
В современной психологии переживание-это эмоциональный механизм личностного становления, который характеризуется соединением 2х аспектов: динамического интенционального и когнитивного. Когниции и эмоции неделимы. Понятие переживания используется для описания этого.
Социум создаёт «фабрики» создания переживаний – кино, искусство, мода, и прочее.
Основные принципы Феноменологич анализа:
-Эпохе` - воздержание от суждений, оценок,теоретических конструкций, заключение в скобки. Это возможносто открыто посмотреть на опыт собеседника. Мы детально описываем, а не объясняем этот опыт. Описываем мы его на языке метафор и символов обычного языка, не переводя в научную парадигму.
Типы феноменологического анализа в современной психологии:
Описательная феноменология | Университетская школа Дюкесна |
Университетская школа Шеффилда | |
Интерпретативная феноменология | Интерпретативный анализ |
Герменевтическая феноменология | |
Шаблонный анализ |
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОПИСАТЕЛЬНОГО ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1) Принятие феноменологической установки
2) Первичное ознакомление с текстом
3) Выделение естественных смысловых единиц (предполагает разделение текста на законченные смысловые фрагменты, которые можно считать единообразными)
4) «Конденсация смысла» на языке, близком к языку текста (перифразирование, краткий пересказ, о чем текст)
5) Краткое структурное описание переживания.
2 базовых дизайна качественных исследований: анализ одного случая и анализ нескольких.
«Весна священная» - балет. Дневниковые записи – «Чувства и движения». Нижинский
Этот метод учит просто читать текст так, как он есть, не привнося в него своих смыслов. Используется валидизация и проверка участниками. 2 момент – исследвательская триангуляция.
Мы делимся по 5 чел, потому что так мы придём к консенсусу.
Метод обоснованной теории.
Символический интеракционизм – дж.Мид. Его идеи классифицировал Блумер. Идея Символическогоинтеракционизма в том, что рассматривается так называемый «обмен символами». Одна и та же вещь наделяется множеством значений, символов. В целом физически вещи могут не означать ничего, но в разных социальных контекстах он принимает различные значения.
Из символов создается реальность, социальный мир. Метод обоснованной теории – первый стандартизированный метод качественного анализа.
Социальная смерть предшествует физической смерти. Речь идет о том, что человек уходит из социальных контекстов, разрывает социальные связи. (Барни гласер и Ансельм Штраус).
Барни Глассер был больше количественным исследователем, а ансельмстраусс – качественным.
Обоснованная теория (теория укорененная в данных) – теория, которая создается, развивается и верифицируется путём систематического сбора и анализа данных, относящихся к изучаемому феномену. Это некоторая концепция, которая применяется для объяснения конкретного случая, исходя из фактов.
Первый тип обоснованной теории – позитивистский.
· Подход Б. Глазера
· Подход А. Страусса и Дж. Корбин
Второй тип - Постмодернистский
· Конструкционистский вариант Кэти Чармаз
· Ситуационный анализ (вариант метода А. Кларк)
Важные понятия:
1) Теоретическая выборка – процесс отбора данных, где аналитик совмещает сбор и анализ своих данных и решает, какие данные собрать для разработки теории и где эти данные можно найти. Выборка гибко меняется во время исследования.
2) Кодирование – основная стратегия анализа данных в методе обоснованной теории, предполагающая разделение текста на фрагменты, которым затем присваиваются краткие названия – ярлыки (коды). Коды суммируют основной смысл всего сказанного и написанного.
· Исходное кодирование (конденсация смысла тоже)
· Осевое кодирование (самый сложый этап. Распределение по парадигмальной модели. В центре – феномен, который мы изучаем. Затем причины, следствия, контекст, стратегии.)
· Избирательное кодирование (выбор центральной категории, которая и есть та самая теория, концепция)
3) Написание аналитических заметок (письменные формы нашего мышления о данных)
«недоразумение в Москве»
1. Пробуждение после сна
2. Детское удивление
3. Воплощение сознания из тьмы
4. Случайное нахождение в своей жизни, а не в другой
5. Возможность быть другой
6. Головокружение, необходимость совпадения со своей историей.
Центральное – осознание случайности…, необходимость совпадения…,
Контекст – пробуждение
Стимул – пробуждение сознания
Следствие – головокружения
Стратегии – удивление, вопросы, узнавание привычного
Анализ постоянных сравнений.
Проблема случайности я и идентичности.
Данные в рамках этого метода набираются до тех пор, пока не произойдет теоретическое насыщение категорий.
Проблема единства и множественности я.
4! За КР!
Дискурс – любая форма коммуникации, это обсуждение. Гламур – то, как чел пытается лучше выглядеть, чем он есть на самом деле.
Философия языковых игр Витгенштейна
Теория речевых актов дж.Остниа. Ключевая идея – представление о перформативности речевых актов. Это высказывание, эквивалентное действию, которое создает социальную ситуацию. То есть это тип высказываний, которые совершают какое – либо действие «я тебя бросаю», «я называю яту так то»… - перформативные предложения. Язык создает, а не выражает субъекта. Без языка не существует субъекта.
В когнитивной психологии считается, что есть некоторая реальность, и мы ее познаем. Есть чувства, состояния и мы ищем слова, чтобы их выразить.
Однако в дискурсивной психологии – язык задает рамки, и то, что мы считаем реальным, а что – нет. Это принципиальная антикогнитивная позиция. Усваивая язык, мы принимаем систему. Которая нас вводит в общественные контексты.
Предмет дискурсивной психологии - потоки символических взаимодействий, которые могут быть поняты в терминах своей значимости, в терминах норм и традиций, принимаемых людьми. Иными словами, дискурсивная психология изучает грамматики или правила поведения в той или иной социальной ситуации.
Для достижении этой цели дискурс (объяснительный принцип, с пом которого мы раскрываем, как ..) использует разные методы.
дискурс – любые формы говорения здесь и сейчас. Реальная речевая коммуникация лицом к лицу. Это реализуется в микродискурсанализе.
Дискурс большой буквы – практика, которая образует объекты. Это система значений, закрепленная в языке и конструирующая образы социального мира.
В 1987 г вышла книга « Дискурс социальной психологии по ту сторону установок и поведения».
Сказать что то – совершиь действие по категоризации окружающей действительности. Совершить социальное действие.
Далее вышла книга, которая ввела в обиход понятие дискурса.
Принципы ДП:
1) Принцип конструктивности – дискурс состоит из слов, высказываний. Вместе с тем, он обладает способностью создавать образы мира и тем самым конструктивен.
2) Принцип интенциональности – Дискурс ориентирован на действие и социальные практики
3) Принцип ситуативности. Дискурсы основаны на разных ситуациях. Они разные по содержанию в зависимости от ситуации применения.
4) Принцип психологичности: дискурс может быть субъективен и объективен
5) Дискурс конструирует идентичности в разговорных практиках повседневной жизни.
Интерпретативный репертуар- единица анализа дискурса. Это некоторый набор понятий, который используется для категоризации социальных действий и событий и его эмпирический индикатор – специфические фигуры речи, метафоры, общеизвестные стили рассуждения. Он приспособляем и легко актуализируем.
Критическая психология. 4 понятия:
Идеология – представления, которые оправдывают социальное неравенство. Она реализуется в предубеждениях – сексистских, расистских итд. | Власть как власть идей – самая сильная власть идет не через физическое насилие, а через внедрение идей. В этом смысле СМИ – орган власти. |
Субъекта | Диагностика проблем общества и раскрытие потенциала, которыми пренебрегает актуальный соц порядок |
Критика заключается в диагностике проблем общества и раскрытии его потенциала.
Критический дискурс анализ раскрывает, как соц неравенство конструируется в практиках повседневного языка.
Бренд – губная помада от lorealparis. Раскрыть, какой образ бренду придали.
МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. 1 репертуар – магический. Он выстраивается вокруг вещей красного цвета. Так, губная помада – то, через что мы получим то то и то.
2 – межличностный. Помада дала возможность получить межличностные отношения. 3- парк. Это место встреч. Это преобразованная обществом природа. Социальный репертуар. Парк – способ завязывания социальных отношений.
Выделяя интерпретативные репертуары, конечная цель – выделить образ, который создается. Инт Репертуаров 3-7
Посмотреть 5 роликов и провести анализ образа, кот создается