Феноменологический метод в истории психологии

1) Гештальт – психология.

2) Феноменологическая психология и психиатрия (К. Ясперс: главная феноменология для психиатра – исследовать то, что переживается больным, и распознать то, что объединяет все многообразные проявления его психического опыта.)

3) Экзистенциальная психология и психиатрия (Ольга Власова – книга!!!)

Дазайн анализ, 3я школа психотерапии, школа В. Франкла , Американская школа И Ялом, Р. Мэй). То, что мы называем патологией – трансформация бытийных оснований индивида. Изменение пространственности и временности существования человека, которая оборачивается патологией. Терминология очень многообразна.

4) Гуманистическая психология - американизированный вариант философской экзистенциальной психологии. А. Маслоу, К. Роджерс. Акцент на позитивном измерении человеческой жизни. Отсюда позитивная психология.

5) Антипсихиатрия. В 60 встал вопрос о том, что то, что мы понимаем как отклонения, рассматривается так, только потому, что есть нормы, но нормы тоже приняты обществом.

\Предмет феноменологического анализа – переживание. (Шпет, Выготский). Переживание характеризует отношение между человеком и средой.

В современной психологии переживание-это эмоциональный механизм личностного становления, который характеризуется соединением 2х аспектов: динамического интенционального и когнитивного. Когниции и эмоции неделимы. Понятие переживания используется для описания этого.

Социум создаёт «фабрики» создания переживаний – кино, искусство, мода, и прочее.

Основные принципы Феноменологич анализа:

-Эпохе` - воздержание от суждений, оценок,теоретических конструкций, заключение в скобки. Это возможносто открыто посмотреть на опыт собеседника. Мы детально описываем, а не объясняем этот опыт. Описываем мы его на языке метафор и символов обычного языка, не переводя в научную парадигму.

Типы феноменологического анализа в современной психологии:

Описательная феноменология Университетская школа Дюкесна
Университетская школа Шеффилда
Интерпретативная феноменология Интерпретативный анализ
Герменевтическая феноменология
Шаблонный анализ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОПИСАТЕЛЬНОГО ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

1) Принятие феноменологической установки

2) Первичное ознакомление с текстом

3) Выделение естественных смысловых единиц (предполагает разделение текста на законченные смысловые фрагменты, которые можно считать единообразными)

4) «Конденсация смысла» на языке, близком к языку текста (перифразирование, краткий пересказ, о чем текст)

5) Краткое структурное описание переживания.

2 базовых дизайна качественных исследований: анализ одного случая и анализ нескольких.

«Весна священная» - балет. Дневниковые записи – «Чувства и движения». Нижинский

Этот метод учит просто читать текст так, как он есть, не привнося в него своих смыслов. Используется валидизация и проверка участниками. 2 момент – исследвательская триангуляция.

Мы делимся по 5 чел, потому что так мы придём к консенсусу.

Метод обоснованной теории.

Символический интеракционизм – дж.Мид. Его идеи классифицировал Блумер. Идея Символическогоинтеракционизма в том, что рассматривается так называемый «обмен символами». Одна и та же вещь наделяется множеством значений, символов. В целом физически вещи могут не означать ничего, но в разных социальных контекстах он принимает различные значения.

Из символов создается реальность, социальный мир. Метод обоснованной теории – первый стандартизированный метод качественного анализа.

Социальная смерть предшествует физической смерти. Речь идет о том, что человек уходит из социальных контекстов, разрывает социальные связи. (Барни гласер и Ансельм Штраус).

Барни Глассер был больше количественным исследователем, а ансельмстраусс – качественным.

Обоснованная теория (теория укорененная в данных) – теория, которая создается, развивается и верифицируется путём систематического сбора и анализа данных, относящихся к изучаемому феномену. Это некоторая концепция, которая применяется для объяснения конкретного случая, исходя из фактов.

Первый тип обоснованной теории – позитивистский.

· Подход Б. Глазера

· Подход А. Страусса и Дж. Корбин

Второй тип - Постмодернистский

· Конструкционистский вариант Кэти Чармаз

· Ситуационный анализ (вариант метода А. Кларк)

Важные понятия:

1) Теоретическая выборка – процесс отбора данных, где аналитик совмещает сбор и анализ своих данных и решает, какие данные собрать для разработки теории и где эти данные можно найти. Выборка гибко меняется во время исследования.

2) Кодирование – основная стратегия анализа данных в методе обоснованной теории, предполагающая разделение текста на фрагменты, которым затем присваиваются краткие названия – ярлыки (коды). Коды суммируют основной смысл всего сказанного и написанного.

· Исходное кодирование (конденсация смысла тоже)

· Осевое кодирование (самый сложый этап. Распределение по парадигмальной модели. В центре – феномен, который мы изучаем. Затем причины, следствия, контекст, стратегии.)

· Избирательное кодирование (выбор центральной категории, которая и есть та самая теория, концепция)

3) Написание аналитических заметок (письменные формы нашего мышления о данных)

«недоразумение в Москве»

1. Пробуждение после сна

2. Детское удивление

3. Воплощение сознания из тьмы

4. Случайное нахождение в своей жизни, а не в другой

5. Возможность быть другой

6. Головокружение, необходимость совпадения со своей историей.

Центральное – осознание случайности…, необходимость совпадения…,

Контекст – пробуждение

Стимул – пробуждение сознания

Следствие – головокружения

Стратегии – удивление, вопросы, узнавание привычного

Анализ постоянных сравнений.

Проблема случайности я и идентичности.

Данные в рамках этого метода набираются до тех пор, пока не произойдет теоретическое насыщение категорий.

Проблема единства и множественности я.

4! За КР!

Дискурс – любая форма коммуникации, это обсуждение. Гламур – то, как чел пытается лучше выглядеть, чем он есть на самом деле.

Философия языковых игр Витгенштейна

Теория речевых актов дж.Остниа. Ключевая идея – представление о перформативности речевых актов. Это высказывание, эквивалентное действию, которое создает социальную ситуацию. То есть это тип высказываний, которые совершают какое – либо действие «я тебя бросаю», «я называю яту так то»… - перформативные предложения. Язык создает, а не выражает субъекта. Без языка не существует субъекта.

В когнитивной психологии считается, что есть некоторая реальность, и мы ее познаем. Есть чувства, состояния и мы ищем слова, чтобы их выразить.
Однако в дискурсивной психологии – язык задает рамки, и то, что мы считаем реальным, а что – нет. Это принципиальная антикогнитивная позиция. Усваивая язык, мы принимаем систему. Которая нас вводит в общественные контексты.

Предмет дискурсивной психологии - потоки символических взаимодействий, которые могут быть поняты в терминах своей значимости, в терминах норм и традиций, принимаемых людьми. Иными словами, дискурсивная психология изучает грамматики или правила поведения в той или иной социальной ситуации.

Для достижении этой цели дискурс (объяснительный принцип, с пом которого мы раскрываем, как ..) использует разные методы.

дискурс – любые формы говорения здесь и сейчас. Реальная речевая коммуникация лицом к лицу. Это реализуется в микродискурсанализе.

Дискурс большой буквы – практика, которая образует объекты. Это система значений, закрепленная в языке и конструирующая образы социального мира.

В 1987 г вышла книга « Дискурс социальной психологии по ту сторону установок и поведения».

Сказать что то – совершиь действие по категоризации окружающей действительности. Совершить социальное действие.

Далее вышла книга, которая ввела в обиход понятие дискурса.

Принципы ДП:

1) Принцип конструктивности – дискурс состоит из слов, высказываний. Вместе с тем, он обладает способностью создавать образы мира и тем самым конструктивен.

2) Принцип интенциональности – Дискурс ориентирован на действие и социальные практики

3) Принцип ситуативности. Дискурсы основаны на разных ситуациях. Они разные по содержанию в зависимости от ситуации применения.

4) Принцип психологичности: дискурс может быть субъективен и объективен

5) Дискурс конструирует идентичности в разговорных практиках повседневной жизни.

Интерпретативный репертуар- единица анализа дискурса. Это некоторый набор понятий, который используется для категоризации социальных действий и событий и его эмпирический индикатор – специфические фигуры речи, метафоры, общеизвестные стили рассуждения. Он приспособляем и легко актуализируем.

Критическая психология. 4 понятия:

Идеология – представления, которые оправдывают социальное неравенство. Она реализуется в предубеждениях – сексистских, расистских итд. Власть как власть идей – самая сильная власть идет не через физическое насилие, а через внедрение идей. В этом смысле СМИ – орган власти.
Субъекта Диагностика проблем общества и раскрытие потенциала, которыми пренебрегает актуальный соц порядок

Критика заключается в диагностике проблем общества и раскрытии его потенциала.

Критический дискурс анализ раскрывает, как соц неравенство конструируется в практиках повседневного языка.

Бренд – губная помада от lorealparis. Раскрыть, какой образ бренду придали.

МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. 1 репертуар – магический. Он выстраивается вокруг вещей красного цвета. Так, губная помада – то, через что мы получим то то и то.

2 – межличностный. Помада дала возможность получить межличностные отношения. 3- парк. Это место встреч. Это преобразованная обществом природа. Социальный репертуар. Парк – способ завязывания социальных отношений.

Выделяя интерпретативные репертуары, конечная цель – выделить образ, который создается. Инт Репертуаров 3-7

Посмотреть 5 роликов и провести анализ образа, кот создается

Наши рекомендации