Основные категории развития понятий в теоретическую систему
К ним относится связь «всеобщее – особенное – единичное». Схемы мышления на уровнях наличного бытия и сущности выражают определения предметной области. Сознание наполнило себя предметным содержанием и воспроизвело его на языке человеческих аналогий. Если же мышление направит себя на само себя и попытается выявить те всеобщие аналогии, посредством которых оно выражало определения предмета на уровнях наличного бытия и сущности, то окажется, что всеобщими схемами его работы на первой и на второй стадиях являются категории всеобщего, особенного и единичного, «категории всех категорий».
Все предшествующие триады категорий есть лишь частные случаи этих трех категорий (В – О – Е), которые образуют духовный органон категориального мышления, тот способ, каким мыслящая голова уясняет себе конкретное как мысленно конкретное.
Так, движение мысли от установления качества, затем количества и меры есть восхождение от единичного («это качество») ко всеобщему (количество) и к особенному (мера): Е – В – О. Движение мысли от сущности к миру явлений этой сущности и к действительности есть движение от всеобщего (сущность) к особенному (мир явлений) и к единичной целостности (действительность) (В – О – Е).
Схема В – О – Е служит основой всех силлогизмов, все силлогизмы есть лишь разные комбинации этих категорий. Эта же схема – основа всех определений понятий: чтобы определить то или иное понятие, надо подвести его под всеобщий род и в составе рода дать видовое отличие. Например, человек (Е) есть живое существо (В), способное производить орудия с помощью орудий (О).
И. А. Ильин так выразил последовательность развития форм мышления и мысленного воссоздания предмета, которая (последовательность) содержится в «Науке логики» Гегеля: бытие качества в количестве находит свою меру; сущность мерного бытия проявляется в действительности и выражается в понятии; понятие восходит от неопределенной всеобщности к конкретным особенным мыслеопределениям и синтезирует их в единую мысленную целостность, в единичность как конкретную всеобщность (Ильин И. А. Собр. соч.: Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Т. 1. М.,2002. С. 252 – 253).
Единение В – О – Е есть эталон для понимания намеков на такое единение и в иных областях, будь то живая природа или социальная реальность. Например, из клетки развивается клеточная ткань, из клеточной ткани – организм, из семени развертывается раскидистое дерево.
Понятийное мышление тоже развивается из предельно простой нерасчлененной формы (бытие – ничто – становление) к качеству, количеству и мере. Эти категориальные определения фиксируют внешний аспект развития предмета. Внутренний же процесс нарастания конкретного содержания мысли связан с определениями сущности: мысль погружается в основу предмета: устанавливает существенное тождество в пестром многообразии внешней реальности, затем в рамках тождества выявляет существенные различия и противоречия; далее понимает эти различия и противоречия как выражения единой основы, которая дифференцируется на противоположные определения. Тождество же устанавливается по определенному основанию, субстрату, материи, а существенные различия связаны с формой субстрата, с его дифференциацией на те или иные формы. Форма есть имманентный способ саморазличения материи предмета. Единство же материи и формы есть определенное содержание. Содержание внутри себя дифференцировано на целое – части – элементы. В этой дифференциации тоже просвечивается связь В – О – Е. Но эта связь существует еще «в – себе», а не «для – себя», еще не идеально как в понятии. Если взять целое в его функционировании то оно предстанет как игра сил, за которыми скрывается их единая субстанция. Субстанция через свои силовые проявления с необходимостью раскрывается как действие сил – как действительность.
В разумном, понятийном мышлении соотношение В – О – Е существует в сознательной форме. И развитие теории той или иной науки, философии будет восхождением к мысленной конкретности, если субъект сознательно исходит из данного соотношения. Но на мысленной конкретности дело не заканчивается. Самое главное – осуществить мысленную конкретность в действительности, перейти от синтеза логического к синтезу практическому через общее дело, перейти от теоретического разума к практическому разуму, к нравственно ориентированной свободной воле.
Разумная стадия мышления заключается в том, что мышление не поглощено полностью содержанием ни внешнего, ни внутреннего видов опыта (ни объективным, ни субъективным), оно возвышается над внешним и внутренним, сохраняет себя в их различиях, властвует над их значениями и является «бытием-для-себя».
Разум в отличие от рассудка есть высший уровень мышления, в рамках которого соотношение В – О – Е существует не только «в – себе» (стихийно, неосознанно), но и «для – себя». Разум есть рефлектированное в себя и знающее само себя соотношение В – О – Е. Поэтому разум всегда исходит из Целого, из всеобщего, из Идеи, чтобы из свернутого всеобщего развернуть богатство особенных частей и синтезировать их в единичную целостность. Поскольку в самой реальности (природной и социальной) в той или иной мере содержатся на определенное время гармония между единичным, особенным и всеобщим, то есть все основания утверждать о том, что разум не инороден Универсуму, что он пребывает в нем, например, в живом организме, где все члены дружно кооперируют свои усилия согласно мере целого; что разум всегда был в истории, хотя не всегда в разумной форме. Единение В – О – Е есть тот эталон, в «окрестностях» которого, выражаясь языком математики, колеблются все образования, сотворенные бессознательно природой или созданные разумными существами.
Единение же В – О – Е дарует гармонию в жизни целого, будь то живой организм, семья, коллектив, государство или общность народа. Такая сущностная гармония, пульсирующая в согласованности элементов, частей и целого, являет себя мышлению как подлинная истина, нравственному чувству – как добро, а эстетическому созерцанию как нечто прекрасное. Истина, добро и красота оказываются различными проекциями высшей реальности – совершенства, которое явлена на экране мышления как истина, свободной воле как добро, а созерцанию как красота. За логическим синтезом просвечивает, как солнечные лучи сквозь облака, подлинная реальность, доступная постижению субъекта благодаря единению любящего сердца, духовного созерцания и разума.
соотношения категорий разумного мышления (В – О – Е) суть высшая алгебра в понимании содержания всякого опыта и всеобщая схема синтеза данных из области физики и биологии, социологии и психологии, теологии и т.д. Схема В – О – Е есть доступный обозрению, законченный шаг в отождествлении различного, в синтезе многообразного; в этой схеме заключены, как в Святой Троице, все диалектические соотношения – единство противоположностей, отрицание отрицания, снятие, все фигуры умозаключения и др. Более того, версия Гегеля о гармонии В – О – Е есть ничто иное, как логическое выражение образа Святой Троицы, в которой каждая ипостась нераздельна, но и неслиянна.
Связь принципов и методов познания обосновываются генетической последовательностью категорий, их объективным содержанием и познавательной ценностью. Например, качественный, количественный, структурный, структурно-функциональный, системный и другие методы производны от соответствующих им логических категорий. Субординация суждений тоже выводима из субординации логических категорий, как это доказал Гегель в «Науке логики» и отмечал Ф. Энгельс в «Диалектике природы».