Понятие логических категорий

Логические категории есть способы, какими человек мыслит тот или иной предмет. Их первыми стали исследовать Сократ, Платон, особенно Аристотель. В Новое время специально исследовали категории классики немецкой философии Кант, Фихте, Гегель. Гегель написал «Науку логики». Маркс намеревался написать «Диалектику», но не успел. Был занят «Капиталом». В советский период категории исследовались в рамках диалектической логики (См. История марксистской диалектики.М., 1971.).

Аристотель понимал категории как отражение родов бытия всего существующего. Кант, Фихте, Гегель как способы мышления. В марксистской философии категории осознавались как всеобщие схемы практического преобразования и мышления реальности.

Что такое логические категории? Мыслить – значит перерабатывать, синтезировать восприятия в понятия. Способами синтеза восприятий в понятия как раз и являются логические категории.

Система категорий есть рассудок. Посредством чувственности предметы нам даются, посредством рассудка они мыслятся. Чувственность без рассудка будет слепой: состав восприятий будет располагаться рядоположенно (одно рядом с другим или одно после другого). Не будет схватывания связи между различными составами восприятий.

Рассудок же будет пустой потому, что нечего будет связывать. Как в труде субъект преобразует предмет труда с помощью материальных орудий, так в мышлении субъект рационально (логически) обрабатывает, синтезирует материал чувственности.

На экране чувственности предмет предстает как нечто единичное (Е): как «этот», «здесь» и «теперь». На экране рассудка он выступает со стороны всеобщих (В) определений. Наше сознание было бы разорванным на два параллельных мира, если бы между чувственностью и рассудком не было бы посредника, соединяющего мир единичного и мир всеобщего. Таким посредником является продуктивное воображение, таинственно соединяющее единичное со всеобщим в особенное содержание (О), чувственное и рациональное (логическое). Представим это схематично:

(Е) – (Е+В)=О – (В)

чувственное восприятие – воображение – рассудок

Категории отличаются от понятий тем, что они выражают собой родовые определения предмета без его видовых, частных особенностей.

Логические категории представляют собой всеобщие формы, способы мышления вообще, независимо от того, какой предмет мыслится, будь то предмет механики, биологии, экономики, социологии и т.д. Формы мышления – это те всеобщие способы, каким наше мышление перерабатывает созерцания в понятия. Такие формы часто называют логическими категориями; логическими потому, что они являются всеобщими и необходимыми, управляют мышлением каждого, от малыша до академика. В вопросах «что это?», «на каком основании?», «как?», «почему?» и т.п. выражены способы мышления (качества, сущности, формы, причины). Большинство людей не задумываются о том, как они перерабатывают созерцания в понятия, но они это делают. Дети не читают Канта и Гегеля, но именно им особенно присущ вопрос «почему?», в котором категории составляют основу понятийного мышления, фундамент теоретического понимания в науке.

Каждая наука имеет не только понятия, но и категории. Научные категории отражают системные связи предмета как целого. Например, в экономике к категориям относятся товар, капитал, капитал промышленный, торговый, финансовый и т.п.

Категории иных наук, в отличие от логических категорий, обладают ограниченной способностью синтеза созерцаний в понятия. Например, категории геологии не исполняют такую роль синтеза применительно к данным психологии или экономики.

Синтез восприятий в понятия с помощью логических категорий отличается всеобщностью, необходимостью и тем, что связь между восприятиями отнесена при этом не к психике субъекта, а к объекту, к предмету мысли. То есть синтез толкуется не субъективно, а объективно.

Эрозия логических категорий (форм мышления) означает и эрозию, потерю рассудка. Индивид при этом синтезирует восприятия произвольно и результатом является не объективное истолкование восприятий, а психические причудливые ассоциации («соленый шифоньер» и т.п.).

Разъединение чувственности и рассудка из-за угасания воображения деформирует мышление: оно становится или поверхностным (диктат чувственности), или же начинает строить химеры, «воздушные замки», оторванные от чувственности (утопии). Мышление, таким образом, состоит в рациональной обработке чувственных данных с помощью логических категорий.

Мышление включает в себя кроме схемы«предмет мышления – чувственное восприятие – воображение – рассудок» еще один элемент – разум.

Разум –высший уровень мышления. Если рассудок перерабатывает восприятия в понятия, то разум синтезирует понятия в теорию, в мысленную целостность. Он направляет рассудоксогласно той или иной цели мышления. Цели же вырастают из практических потребностей общественного человека, из его деятельности и общения.

Наши рекомендации