Для сравнения прочитайте фрагменты статьичлена-корреспондента АН СССР В.М.Жирмунского.

«Теоретические проблемы советского языкознания» (1962).

Существует ли теория советского языкознания? Как это ни странно, за последнее время довольно часто приходилось слышать мнение, будто советское языкознание не имеет своей теории, потеряло свое лицо, будто в советском языкознании царит методологический «застой» или «разброд». В течение ряда лет в языковедении господствовало сперва так называемое «новое учение о языке» академика Н. Я. Марра, потом «новейшее учение о языке» И. В. Сталина, а после крушения того и другого будто бы образовалось пустое место, которое надлежит как можно скорее заполнить в соответствии с требованиями «лингвистики сегодняшнего дня».

Я считаю эту точку зрения неправильной в своей основе.

Можно назвать следующие основные теоретические проблемы, ко-торые стояли и до сих пор остаются в центре внимания советской лин-гвистики.

Теория грамматики. Традиция изучения грамматической теории восходит в русской лингвистической науке к М. В. Ломоносову и А. X. Востокову. Трудами Ф. И. Буслаева, А. В. Потебни, Ф. Ф. Фортунатова, И. А. Бодуэна-де-Куртэнэ, а в советское время Л. В. Щербы и В. В. Виноградова, несмотря на принципиальные различия в исходных позициях этих ученых и созданных ими грамматических школ, были заложены, преимущественно на материале русского языка, теоретические основы синхронного описания грамматической системы языка. Для советских исследований в этой области характерен лингвистический «модернизм», за который особенно ратовал Л. В. Щерба: этим термином мы обозначаем обращение к изучению современного языка как наиболее непосредственно и полно известной лингвисту данности для углубленного грамматического анализа. Курсы «теоретической» (или так называемой «научной») грамматики современного языка впервые в советское время стали обязательным элементом научного преподавания как родного (русского и других национальных), так и иностранных языков в лингвистических и педагогических высших учебных заведениях.

Лингвистический «модернизм» существенно отличает советскую грамматическую теорию и практику, например от немецкой, где до недавнего времени безраздельно господствовала грамматика историческая, в соответствии с методологическими установками «младограмматической школы». Важной особенностью советских трудов по описательной грамматике (чему примером может служить книга В. В. Виноградова «Русский язык», 1947) является также то, что синхронное описание грамматической системы современного языка как данного состояния органически связано в них с анализом диахронии развития его элементов, иными словами,— отсутствует принципиальный разрыв между синхронией и диахронией, столь характерной для некоторых направлений современного зарубежного структурализма. Синхронная грамматическая система рассматривается не статически, а в динамике своего развития как в целом, так и в отдельных элементах этого целого. Понятие «продуктивности» грамматической формы, обязательное для всякого описания грамматической системы как данности, раскрывает элементы ее внутренней динамики.

Лингвистическая стилистика. Рассмотрение языка в многообразии его социальных функций выдвигает теоретическую проблему функциональных стилей языка, образующих системы средств речевого выражения, присущие, в частности, научной, художественной, ораторской речи. Проблемы лингвистической стилистики выступают наиболее наглядно по отношению к языку и стилю художественной литературы. Они разрабатываются в советской науке как пограничная область языкознания и литературоведения уже с начала 1920-х годов. Принципиально существенным для современного направления стилистики, в отличие от русского и современного западного формализма, представляется .мне рассмотрение стилистических элементов художественного произведения не как механической совокупности изолированных формальных «приемов», а как внутренне связанной и взаимообусловленной системы средств речевого выражения идейно-художественного содержания.

Методологический «европоцентризм» в вопросах сравнительной грамматики и диалектологии можно преодолеть лишь при условии более широкой теоретической перспективы, которую откроет перед языкознанием разработка методики сравнительно-грамматического и диалектологического исследования, учитывающей различия, существующие в этом отношении между языками и языковыми группами разного типа.

Мы не касаемся здесь задач теоретической работы в области структурально-математической лингвистики. Чтобы судить о них, необходимы знание и опыт, которыми автор данной статьи не располагает в достаточной степени. Для их разработки полезно было бы создание специализированного научного института, который мог бы объединить работу лингвистов и математиков в этой области научного исследования.

Задание 43. Прослушайте видеолекции Л.О. Чернейко «Парадигматика художественного текста», Е.В. Падучевой «Несобственная прямая речь или ирония?». Составьте краткую характеристику научного стиля выступления по плану:

1. Можно ли охарактеризовать тест выступления как современный?

2. Соответствует ли текст критериям научности? Каким именно? Отражены ли в нём стилистические признаки научного текста (грамматика, синтаксис).

3. Какое научное направление (научная дисциплина) представляет этот текст?

4. Какой научной школе (методологическому направлению) соответствует этот текст?

5. Каким способом ученый вводит термин и его дефиниции? Как создаётся терминологическое поле? Дайте характеристику вводимым и / или используемым терминам.

6. Назовите приёмы метаязыковой рефлексии автора.

7. Охарактеризуйте использование экспрессивных элементов научной речи автора (эмоциональное окрашивание, модальность, интенциональность, лексические и грамматические средства выражения экспрессии).

8. Сделайте вывод о том, является ли текст этого научного выступления (лекции) образцом современной научной книжной культуры.

Задание 44. Исследуйте вопрос «Виды информации и функционально-смысловые типы речи». Подготовьте развернутый ответ по вопросам:

1) Научное описание. Цель описания. Элементы и построение описания. Синтаксическая структура описания. Характер рематических элементов описания. Описание в разных стилях текста.

2) Повествование. Цель повествования. Структура повествования. Характер рематических элементов повествования. Повествования эпические и сценические. Повествование в разных видах текста.

3) Рассуждение. Цель рассуждения, его построение. Причинно-следственные и условно-временные зависимости в компо­нентах рассуждения. Рассуждение в разных видах текста. Культура рассуждения и его роль в книжной риторике.

4) Определение и объяснение: сходство и различие.

5) Инструктирование как тип речи. Тексты инструктивного типа. Культура инструктивного слова.

Литература: 1. Валгина Н.С. Теория текста. М.: Логос, 2004. С. 75-96. 2. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. М., 1982. 3. Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 2000.

Задание 45. Определите доминирующий тип информации в текстовых отрывках:

а) В тот день, когда ужасный разгром русского флота у острова Цусима приближался к концу и когда об этом кровавом торжестве японцев проносились по Европе лишь первые, тревожные, глухие вести, - в этот самый день штабс-капитан Рыбников, живший в безымянном переулке на Песках, получил следующую телеграмму из Иркутска: "Вышлите немедленно листы следите за больным уплатите расходы".

Штабс-капитан Рыбников тут же заявил своей квартирной хозяйке, что дела вызывают его на день - на два из Петербурга и чтобы поэтому она не беспокоилась его отсутствием. Затем он оделся, вышел из дому и больше уж никогда туда не возвращался.

День у Василия Александровича поначалу складывался самым обычным образом, то есть ужасно хлопотно. Доехав на извозчике до центра города, далее он перемещался исключительно пешком и, несмотря на хромоту (штабс-капитан заметно приволакивал правую ногу), успел посетить невероятное количество мест.

Начал с комендантского управления, где разыскал письмоводителя из

учетно-транспортного отдела и с торжественным видом вернул ему занятый третьего дня рубль. Потом наведался на Симеоновскую площадь, в Главное управление казачьих войск, справиться о ходатайстве, поданном еще два месяца назад и увязшем в инстанциях. Оттуда переместился в Военно-железнодорожное ведомство - он давно добивался места архивариуса в тамошнем чертежном отделении. В тот день его маленькую, суетливую фигуру видели и в Управлении генерал-инспектора артиллерии на Захарьевской, и Управлении по ремонтированию на Морской, и даже в Комитете о раненых на Кирочной (Рыбников никак не мог получить справку о контузии в голову под Ляояном). (Борис Акунин. Алмазная колесница)

б) Двадцать лет назад полчища империалистских стран – Англии, Франции и других – вторглись в пределы молодой Советской республики. Империалистские хищники в союзе с русской контрреволюцией поставили

себе задачей свергнуть ненавистную им советскую власть, восстановить в нашей стране власть капиталистов и помещиков и превратить Советскую

республику в колонию империалистов.*(* Актуально и сейчас!)

Уже на другой день Октябрьской революции - 8 ноября 1917 года - английская газета "Морнинг Пост" писала: "Последователи Ленина, - будет долгим или нет их существование, - являются определенными врагами Антанты и открытыми друзьями Германии. Никаких дел поэтому с

ними быть не может. Перед союзниками лишь одна задача: установить связь с русским народом, с теми его элементами, которые остаются верными союзникам. Мы полагаем, эта работа будет выполнена дружественным сотрудничеством Соединенных Штатов и Японии".

Тогда же империалисты наметили план раздела Советской республики: Север, Кавказ предполагали отдать Англии, Юг - Франции, Дальний Восток

- Японии и т. д. (* Актуально и сейчас!)

Связанные войной с Германией, государства Антанты не могли послать свои войска для удушения Советской республики сразу же после Октябрьской революции. Но тотчас по заключении Брестского мира они приступили к созданию базы для вмешательства в дела Советской страны: через дипломатические миссии повели переговоры с контрреволюционными

элементами - кадетами, меньшевиками, эсерами и, как это вскрылось на процессе правотроцкистского блока, - с "левыми" коммунистами, троцкистами и т. д. - о свержении советской власти, а, заручившись их согласием, приступили к практическим действиям. (M. Пирогов. Двадцать лет назад// Истпарт Архангельского Обкома ВКП(б). Интервенция на советском севере 1918-1920.)

в) Но он не оглянулся. То, что издали рота приняла за жилые постройки, на самом деле оказалось скирдами клевера. Они расселись вдоль восточной опушки леса - пять скирдов, - и из угла крайнего и ближнего к роте на волю крадучись пробивался витой столбик дыма. У подножия скирдов небольшими кучками стояли красноармейцы. В нескольких открытых пулеметных гнездах, устланных клевером, на запад закликающе обернули хоботки "максимы". Заметив все это, капитан тревожно поднял руку, останавливая роту, и крикнул:

- Что за подразделение? Командира ко мне!

Ни один из красноармейцев, стоявших у скирдов, не сдвинулся с места. У них был какой-то распущенно-неряшливый вид, и глядели они на курсантов подозрительно и отчужденно. Капитан выронил стек, нарочито заметным движением пальцев расстегнул кобуру ТТ и повторил приказание. Только тогда один из этих странных людей не спеша наклонился к темной дыре в скирде.

- Товарищ майор, там...

Он еще что-то сказал вполголоса и тут же засмеялся отрывисто-сухо и вместе с тем как-то интимно-доверительно, словно намекал на что-то, известное лишь ему и тому, кто скрывался в скирде. Все остальное заняло немного времени. Из дыры выпрыгнул человек в короткополом белом полушубке.

На его груди болтался невиданный до того курсантами автомат - рогато-черный, с ухватистой рукояткой, чужой и таинственный. Подхватив его в руки, человек в полушубке пошел на капитана, как в атаку, - наклонив голову и подавшись корпусом вперед. Капитан призывно оглянулся на роту и обнажил пистолет.

- Отставить! - угрожающе крикнул автоматчик, остановившись в нескольких шагах от капитана. - Я командир спецотряда войск НКВД. Ваши документы, капитан! Подходите! Пистолет убрать. (Константин Воробьев. Убиты под Москвой)

Задание 46. Выделите тексты констатирующие (или представляющие: раскрывают признаки, свойства, качества объектов, ход эксперимента, признаки в фазисных переходах; отражают динамику событий, процессов) и аргументирующие (дающие определения или объясне­ния, доказательства, собственно рассуждения и умозаключения).

Задание 47. Расскажите о влиянии мыслительных форм и прагматической установки на выбор ФСТР в тексте.

Задание 48. Укажите текстовые иллюстрации к определённым пунктам в таблице.

Тип текстовой формы Позиция говорящего (пишущего) Иллюстрация (№ п/п)
Описание Ориентация на расположение предмета коммуника­ции в пространстве  
Повествование Ориентация на расположе­ние предмета коммуника­ции во времени  
Объяснение Ориентация на образова­ние представлений  
Аргументация, рассуждение Ориентация на отношения между понятиями и пред­ставлениями  
Инструктирование Ориентация на осуществ­ление действий  

Иллюстрации:

1. ДАКТИЛЬ — четырехмерная стопа античной метрики из одного долгого и двух кратких после него слогов: — U U, в тоническом стихосложении ей соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним: Ú U U, напр.: «Зеркало в зеркало с трепетным лепетом» и т. д. Рабочая теория происхождения ритма связывает Д. с ударными метрами, в частности с метром ударов молота (К. Бюхер, Работа и ритм, М., 1923, стр. 267). [ФЭБ]

2.Непреложный факт состоит в том, что смысл говоримого в существенной степени предопределен языком, на котором человек говорит, и этот факт требует объяснения.

Если речь идет о предметной лексике, то различие между языками может быть объяснено различиями в условиях жизни, ср. хрестоматийные примеры, касающиеся роли снега у эскимосов или верблюда у арабов. Однако лингвоспецифическими оказываются значения и у абстрактных слов, таких как душа (кстати, интерес к слову “душа” идет еще от Гумбольдта, см. Гумбольдт 1984: 181). Почему, например, русское сочетание душа и тело фактически переводится на англ. как mind and body (Wierzbicka 1992: 42 ); или почему эквивалент для англ. mentally ill в русском языке - душевнобольной (Wierzbicka 1992: 52)? Вслед за Гумбольдтом Вежбицка принимает гипотезу о связи языка с национальным характером. Эта гипотеза недоказуема, но в некоторых случаях кажется очень соблазнительной, поскольку свойственные разным языкам различия мировосприятия безусловно носят системный характер. [Падучева Е. В.НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ КАК СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДОМИНАНТА РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА]

3.Тексты констатирующего типа раскрывают признаки, свойства, качества объектов, ход эксперимента, признаки в фазисных переходах (описание); отражают динамику событий, процессов (повествование). Тексты аргументирующего типа представляют информацию в виде определения или объяснения, доказательства, собственно рассуждения и умозаключения (рассуждение). [Валгина Н. С. ТЕОРИЯ ТЕКСТА]

4. После того как Золотая Орда распадается, в 1443 году на территории полуострова возникает Крымское Ханство. В 1475 году оно полностью подпадает под влияние Турции. Именно отсюда совершаются многочисленные набеги на польские, русские и украинские земли. Причем уже в конце 15-го века эти нашествия становится массовыми и угрожают целостности как Московского государства, так и Польши. В основном турки охотились за дешевой рабочей силой: они захватывали в плен людей и продавали их в рабство на невольничьих рынках Турции. Одной из причин создания Запорожской Сечи в 1554 году было противодействие этим захватам. [КРЫМ: ИСТОРИЯ ПОЛУОСТРОВА. Электронный ресурс:http://fb.ru/article/170924/kryim-istoriya-poluostrova-kak-razvivalsya-kryim-i-kakova-istoriya-ego-naroda]

Задание 49. Проанализируйте, как в учебнике «Теория текста» Валгиной Н.С. осуществляется объяснение сущности ФСТР. Укажите предикаты - книжные слова, - которые используются в этом тексте учебно-научного подстиля научного стиля.

Функция и смысл, а не синтаксические структуры создают характерологические признаки текста. Поэтому возникает необходимость обратить внимание на способы изложения материала в тексте, причем обязательно соотносительно с характером текстовой информации. Для обозначения речевых способов передачи информации существуют термины – функционально-смысловые типы речи, типы изложения, способы изложения. Наиболее точным по объему передаваемого значения представляется термин «функционально-смысловые типы речи» (в дальнейшем ФСТР). ФСТР определяется характером передаваемой содержательной информации. Содержательная информация, как известно, бывает фактологическая, соответствующая эмпирическому уровню познания; концептуальная и гипотетическая, соответствующая теоретическому уровню познания; методическая, заключающая в себе описание способов и приемов усвоения информации; эстетическая, связанная с категориями оценочного, эмоционального, нравственно-этического плана; инструктивная, содержащая ориентацию на определенные действия. Эти виды информации отдельно или совокупно содержатся в разных видах текста. Например, фактологическая, теоретическая и гипотетическая информации характеризуют прежде всего тексты научные; фактологическая и эстетическая – тексты художественные; методическая – тексты учебные; тексты публицистические и газетные (синкретичные по своей сути) рассчитаны на два вида человеческой деятельности – познавательную и ценностно-ориентационную и потому совмещают в себе разные виды информации – фактологическую, оценочно-эмоциональную. Эмпирический и теоретический уровни познания отражаются на общей специфике текстов. Они могут быть, прежде всего, констатирующего (или представляющего) типа и типа аргументирующего. Каждый из этих типов в тексте реализуется в разных формах речи или способах изложения (или ФСТР). Тексты констатирующего типа имеют ФСТР описание, повествование (характеристика – описание, сообщение –повествование). Тексты аргументирующего типа – ФСТР рассуждение (определение – объяснение, умозаключение – рассуждение).

Задание 50. Выявите особенности построения научного рассуждения, которые позволяют отнести текст К. Э. Циолковского к демонстрирующим культуру и убедительность научного изложения.

Бесконечность

Материя выражается соединением времени, пространства, силы и чувства (факт: где есть чувство, там есть и материя, и наоборот – где есть материя, там есть и чувство, хотя бы и близкое к нулю). Эти 4 свойства материи неотделимы друг от друга, то есть в отдельности не существуют. Если мы замечаем где-нибудь, например, пространство, то там же будут и остальные три качества материи.

Отсюда вывод: так как время бесконечно, то бесконечно и распространение материи с ее четырьмя свойствами. Значит, бесконечны также пространство, сила и чувство (ощущение), то есть они везде и всегда есть. Но что такое бесконечность? Известная астрономам вселенная с ее атрибутами нам кажется поражающей величины. Громадны размеры небесных тел, их расстояния, диаметры млечных путей, их расстояния, величина Эфирного Острова, то есть всей известной вселенной. Еще большими числами выражается ее объем. Последующая таблица показывает эти величины.

Объясним значение всех ее столбцов по порядку.

1. Название небесных тел, их групп и расстояний.

2. Линейные протяжения их в километрах. Последнее внизу число выражает величину поперечника всей известной вселенной, состоящей примерно из миллиона млечных путей, или спиральных туманностей. Каждая из туманностей содержит примерно 100 миллиардов солнц. Каждое солнце окружено примерно десятком больших планет. Таким образом, известная вселенная, или Эфирный Остров, содержит не менее триллиона (1018) больших планет. Не менее десятой доли их (1017) пригодно к жизни. Их столько, что каждому жителю Земли можно бы подарить 50 миллионов больших планет, пригодных к жизни, и столько же солнц.

3. Третий столбец показывает, в какое время луч света пробегает эти расстояния. Он в секунду проходит 300 000 километров. И при такой скорости нужно 200 миллионов лет, чтобы пробежать известную вселенную из конца в конец.

4. Отношения величин к диаметру Луны.

5. То же – к диаметру Земли.

6. Отношения к расстоянию между Землей и Луной.

7. То же – к диаметру Солнца.

8. К расстоянию Меркурия от Солнца.

9. Отношения к расстоянию Земли от Солнца.

10. К поперечнику нашей планетной системы.

11. К расстоянию до соседних солнц.

12. К диаметру Млечного Пути.

13. К расстоянию соседних млечных путей.

14. Отношения ближайших чисел, то есть во сколько раз последующее больше предыдущего.

Световой год означает протяжение, которое принимается приблизительно в десять биллионов (1013) километров, то есть столько в год проходит свет.

В три секунды он пробегает около миллиона километров. Надо с такой умопомрачительной скоростью двигаться 200 миллионов лет, чтобы пролететь известную вселенную из конца в конец. Объем этой вселенной равен 4×1064 куб[ический] км = 4×1091 куб[ический] микрон. Микрон составляет тысячную долю миллиметра. Куб[ический] микрон – невидимая простым глазом пылинка. Линейный миллимикрон еще в тысячу раз меньше. Кубических миллимикронов во вселенной будет 4×10100. [Кубический] миллимикрон – уже невидимая частица.

Для сравнения прочитайте фрагменты статьичлена-корреспондента АН СССР В.М.Жирмунского. - student2.ru

Для сравнения прочитайте фрагменты статьичлена-корреспондента АН СССР В.М.Жирмунского. - student2.ru

Мы приводим пример громадных чисел. Кажется, сколько должно быть таких частиц во всей известной вселенной!!! Однако это число далеко не бесконечность.

Воображение выше всей той реальности, которую мы знаем.

Вот числа: 1, 22, 3/3/ или, вообще, условно Х/х/, где х повторяется показателем степени /х/ раз без единицы (х – 1).

Вычислим: 1 = 1; 22 = 4; 3/3/ = З21 = 7 625 597 484 987, то есть более семи биллионов. Если х = 4, то получим 10 в некоторой степени. Показатель этой степени будет приблизительно единица со 154 нулями, то есть много более дециллиона (1060) в квадрате. Объем известной вселенной в куб[ических] миллимикронах выражается десятью с показателем меньше 101. Во сколько же раз это едва вообразимое число меньше 4/4/? Одних нулей в этом числе будет чуть не дециллион в кубе (10154).

Объем всей известной вселенной, выраженной даже в объемах самых малых атомов, совершенный нуль в сравнении с числом вида Х/х/, если в нем х = 4. Что же, если х = 5 или больше! Что, если /х/ есть число вида Y/y/, где /у/ есть число вида /z/!!!

Ведь даже число 5/5/ уже совершенно не может даже представить себе человек! У меня все путается в голове, когда я хочу предпринять эту попытку…

Есть ли в природе соответствие этим числам? Никто не отрицает, что время бесконечно. А раз оно бесконечно, то и все написанные нами числа, хотя бы способом Х/х/, совершенно ничтожны в сравнении с бесконечным временем. Но если время бесконечно, то будет бесконечно и распространение пространства материи и чувства.

Какой же вывод? А вот какой: все известное нам о вселенной – совершенный нуль в сравнении с неизвестным.

Если человеческий мозг путается перед числом 5, то как же он будет путаться перед бесконечностью? Если известная вселенная поражает человека до отупения, если его ум – нуль в сравнении с нею, то каков же он по отношению к неизвестной бесконечной вселенной! Если на каждом шагу она приводит нас в изумление и поражает своими неожиданными свойствами, то как же может нас поразить истинная бесконечная вселенная!!!

Какие бы мы чудеса ни вообразили – она даст бесконечно больше. Их не может себе представить ум, который даже в миллион раз выше человеческого.

23 января 1933 г.

Задание 51. Что обеспечивает форма диалога как особенность построения научного текста?

В каком состоянии находилось ваше тело до вашего рождения?

– Вещество, из которого я теперь состою, было рассеяно в воздухе, воде и почве.

– Значит, до рождения вы были мертвы?

– По всей вероятности.

– Но раз вы были мертвы, а теперь ожили, то, стало быть, вы воскресли из мертвых.

– Выходит, что так. Все окружающие нас люди суть воскресшие из мертвых.

– Не только люди, но и все животные, и все растения, так как до своего возникновения они были в неорганическом состоянии, составляли мертвые тела.

– Однако может быть и так, что части моего тела жили в животных и растениях. Тогда я вижу только переход из одной формы в другую: не воскресение, а только преобразование.

– Это так, но органической материи так мало в сравнении с мертвой, что до нашего рождения мы с огромной вероятностью можем думать, что были мертвыми…

– Как вы думаете – может ли повториться жизнь, можете ли вы снова ожить после смерти?

– В той же точно форме это невозможно, но в другой форме – весьма естественно.

– Как же это так, если моя материя после разрушения тела рассеется по всей Земле? Кто ее соберет снова, хотя и в другую форму?

– До вашей теперешней жизни было то же: материя вашего тела была рассеяна, однако это не помешало вам ожить. Значит, то же будет (капля в каплю) и после вашей смерти: вы опять оживете, хотя и в другом образе.

– Но ведь это произойдет через миллионы лет, потому что живого мало, а мертвого много.

– Не беда! Времени в природе сколько угодно, чувствовать и сознавать время вы не будете: миллионы и биллионы лет пройдут как одно мгновение, и вам покажется, что после смерти вы немедленно родились.

– Что же последует за вторым рождением?

– Третье, четвертое, и так без конца, и все в новой форме.

– Однако может пройти столько биллионов лет, что и Земли тогда не будет. Как же я тогда оживу и где?

– Вместо Земли будут другие планеты. Вы на них оживете. Форма смертна, но материя бессмертна.

– Ну а если наша планета и я сольются с каким-нибудь солнцем? Как же я тогда возникну?

– Все вещества всех светил и всех небесных тел вечно перемешиваются, и что было внутри солнца, то попадет на планеты, и что было на планетах – попадет в солнце. Это несомненно – и Земля, и мы раньше составляли часть Солнца. Это, однако, не помешало нам жить.

– Какие же тут могут быть промежутки между жизнями?

– Как бы они ни были велики, вы томиться ожиданием жизни не будете. И промежутков этих – без конца, и жизнь возникает вечно. Даже бесконечное число промежутков небытия не поглотит еще более бесконечное время космоса.

– Повторю: после каждой смерти животное оказывается в том же состоянии, в котором оно было до рождения. Но как раньше, так и позже это нисколько не мешает нам оживать. Оживление, как и смерть, повторяется без конца.

– Все это не совсем ясно. Не приведете ли еще доводов в пользу как бы непрерывной жизни?

– Извольте. Космос есть живое существо, потому что только количественно отличается от животного. Действительно, у всякого животного некоторые части живы, а некоторые мертвы, одни чувствуют, другие нет! Вселенная также. Как же космос не животное! Но если это животное, как мы видим, бессмертно, то и мы, его части, также. Мы доли вселенной – то живые, то мертвые. Перемены есть, но в общем – жизнь, так как небытие, или неорганическое состояние, не ощущается, его как бы нет.

– Все же животное есть нечто целое. Вселенная же в разброде. Множество живых существ, отделенных друг от друга и не связанных взаимно чувством и разумом.

– Ничего не значит! Есть и животные такие же. Клеточки растений – независимые существа, также и большинство клеточек животных. С другой стороны, каждая планета рано или поздно заселяется разумными существами, между которыми образуется связь, и планета объединяется под властью одного избранного, подобно животному. Так же объединяется и несколько планет между собою, и вся вселенная. Если мы этого не знаем, то ведь мы пока червяки, которым ничего почти неизвестно.

– Ну хорошо! Есть жизнь, кажущаяся непрерывной. Но какова эта жизнь! Кому охота вечно жить в несовершенных существах: в животных, калеках, ограниченных людях, вечно страдать, вечно умирать, быть жестоко съеденным, убитым или самому убивать и совершать всякого рода преступления и делать другие отвратительные вещи!!

– Не судите по земным делам и земному населению. Когда вы родитесь во второй раз, через несколько миллионов лет, то на Земле уже не будет животных и несовершенных людей. Так что вы примете хорошую форму.

– Как же они достигнут совершенства?

– Возраст животного мира на Земле, и тем более человеческого, весьма незначителен. Это факт. Исторической жизнью люди живут всего несколько тысяч лет, а сознательной научной и высшей технической – всего несколько сотен лет. Предстоят же животному миру впереди биллионы веков, пока не угаснет или не ослабеет солнце. Что же ожидает животных Земли? От бактерий они достигли мягкотелых, позвоночных, млекопитающих и человека. Разве это движение животного мира может остановиться на людях? Оно пойдет дальше, и трудно представить себе, какой степени совершенства достигнет оно через биллионы лет. Большинство планет имеет зрелый возраст и зрелое совершенное население. Так что родитесь вы на Земле или иных планетах, вы примете совершенную форму бытия. Иной во вселенной нет. Разум, или истинный эгоизм, давно устранил несовершенность и вновь не допускает ее возникновения.

24 декабря 1933 г.

[Циолковский К.Э. СУБЪЕКТИВНАЯ НЕПРЕРЫВНОСТЬ ВЫСШЕЙ ЖИЗНИ //Космическая философия. Электронный ресурс: http://ruslit.traumlibrary.net/]

Задание 52.Учитывая, что объект исследования – это то, на что направлен процесс познания (в одной области разысканий возможен не один объект исследования, в связи с чем формируется цель разысканий), а предмет исследования – те или иные стороны, свойства, характе­ристики объекта, которые представляют научный интерес, обусловливают наличие проблемы, определите для данной статьи объект и предмет.

Е. Н. Орехова (Топтыгина)

О логической модальности

Сущность логической модальности – выражение логики мысли, обозначение важных моментов в ходе рассуждений, выделение ключевых, с точки зрения автора, моментов высказывания. Пожалуй, нигде, как на данном модальном отрезке, категория субъективной модальности не смыкается с категорией реляционности (союзности) [1]: экспликаторы логической модальности выполняют в предложении и, чаще, в тексте функцию скрепы, маркера наиболее важной информации, структурной части сложного синтаксического целого. В то же время экспликаторы логической модальности, сближаясь с союзами, не переходят в них, продолжая оставаться субъективно-модальным средством, так как их использование есть выражение отношения говорящего к структуре излагаемых рассуждений, его стремления быть подчеркнуто логичным, точным, лаконичным.

По нашему мнению, логическая модальность может быть представлена следующими основными разновидностями: 1) модальностью реляционности, предполагающей упорядочивание хода изложения, выделение звеньев логической цепочки: «Господин сублейтенант, – начал говорить Стирлинг, поглядев на погоны Самарова, – для того чтобы вам было понятно все, позвольте я раскрою перед вами нехитрую механику этого последнего рейса “Гринвича”... Во-первых, пароходные компании: в случае потопления транспорта они получают крупный страховой куш. Во-вторых, вернувшись к земле без своего корабля, команда вознаграждается за риск. В-третьих, матросы просто врут чиновникам о своих погибших богатствах» (В. Пикуль); 2) модальностью указания на продолжение ранее начатого изложения: Так как деятельность разума неизменно направляется к пониманию и в нем же одном состоит как процесс; и далее — так как это понимание, не будучи промежуточно, но конечно в его (разума) деятельности, естественно стремится стать неподвижным, то правильным и полным определением науки будет следующее… (В. Розанов); 3) модальностью вывода: Наконец, третья религия – религия гражданская; она, действительно, обязательна для гражданина как для такового. Но она обязует его только к участию в общих государственных культах, не связывая его совести каким-нибудь догматом – религиозного насилия и гнета, таким образом, и здесь не было (Ф. Зелинский); 4) модальностью связи с предшествующими и последующими частями текста: Бедная армия и бедная Родина! 1-ая армия, как увидим впоследствии, в начале июля подала пример панического бегства и всех последующих явлений, которые генерал Корнилов называл "безумием, бесчестием и предательством" (А. Деникин); 5) модальностью добавочного сообщения, включения/исключения: Говорить о незаконченных процессах можно лишь в порядке прогнозирования, а для последнего нужно иметь в руках формулу закономерности, ту самую, которую мы ищем. Кроме того, при исследовании явлений XX в. возможна аберрация близости, при которой явления теряют масштабность, как при аберрации дальности (Л. Гумилев); 6) модальностью важности, предполагающей установление иерархии по степени важности между членами информативного ряда [2]: Было воскресенье. Благодаря отличной погоде и, особенно, праздничному дню улица сельца Марьинского снова оживилась, как только прошел послеобеденный час (Д. Григорович); 7) иллюстративной модальностью: Тогда многое бралось с ветру. Например, в преподавании – полное отсутствие философии. Логику и психологию читал профессор богословия, священник П. И. Лебедев. Записок всего несколько листов (А. Потебня).

Логическая модальность тесно связана со всеми другими субъективно-модальными смыслами: персуазивным, контактоустанавливающим, эмоционально-оценочным, модальным значением обычности, эвиденциальности, так как экспликаторы всех названных значений регулярно употребляются в совокупности, сближаются в тексте, прежде всего научном, наличием общей рациональной, логической оценки или развивают ее в контексте: В последней трети XIX — начале XX в. число генералов и офицеров регулярных войск (включая состоявших «по роду оружия»), как видно из таблицы 8, колебалось между 30 и 40 тыс. человек (данные приводятся на конец каждого года) (С. Волков) – экспликатор эвиденциальности выполняет логико-аргументирующую и одновременно ссылочную функцию; Достойно замечания, что старший Князь Бельский, Димитрий, опять не имел участия в бедственной судьбе брата, спасаемый, как вероятно, своим осторожным, спокойным характером (Н. Карамзин) – экспликатор персуазивности выражает рациональную оценку сообщаемой информации и выполняет логико-аргументирующую функцию; Между тем, у думы была другая, несравненно благороднейшая задача. Как это ни странно, а именно кадету Маклакову пришла в голову верная мысль (А. Шмаков) – экспликатор эмоционально-оценочной модальности отражает отношение автора научного текста к излагаемому материалу, способствует созданию экспрессивности и одновременно развивает значение логической оценки.

Использование говорящим экспликаторов логической модальности связано с его стремлением установить иерархию рассуждений, выделить ключевые моменты высказывания, сосредоточить внимание собеседника на важной информации, а значит, обеспечить более эффективное, адекватное понимание текста. По некоторым из названных особенностей логическая модальность сближается с к<

Наши рекомендации