Проблема единства и единственности мира. Понятия субстанции и акциденции.
Общество существует как взаимодействие людей, его образующих, с природой и друг с другом, как взаимодействие материальных и духовных видов их деятельности. Необходимы взгляды, рассматривающие все перечисленные факторы в целостности, взаимосвязи. Поэтому на всех этапах развития философии в той или иной форме возникает и решается проблема единства мира.
Первые философские системы, возникающие в рабовладельческом обществе, основаны на эмпирическом постижении окружающей действительности. В них впервые выдвигаются доказательства единства мира. Мир един, так как состоит из взаимопревращающихся друг в друга материальных элементов: воды, воздуха, огня, земли, дерева и металла, а эти взаимопревращения можно непосредственно наблюдать.
Постепенно наука переходит от стадии накопления фактов к творческому их осмыслению. Это приводит к попыткам выведения общих законов природы и общества. Но в условиях господства феодализма, религиозной идеологии, идеи креационизма эти законы еще выражаются в идеалистической форме. Фундаментальной системой такого рода, как известно, была философия Гегеля.
XIX век знаменуется открытием фундаментальных физических, химических, биологических, социальных законов материи. Это порождает диалектико-материалистическую трактовку единства мира.
Однако до недавнего времени еще не были открыты естественнонаучные законы развития неживой природы, что не позволяло определить принципы перехода от неживой материи к живой. С созданием синергетики и других взаимосвязанных дисциплин эти вопросы начинают решаться, а это, несомненно, приведет к развитию диалектико-материалистического видения мира.
Материализм: мир состоит из материи и только из материи. Он единственен, потом что кроме материи ничего нет. Пока не дойдем до сознания. Сознание - идеально. Но оно есть просто свойсто материи. Поэтому единство и единственность мира не нарушена.
Идеализм:субъективный идеализм - монистический, раз мир существует в сознании субъективного, то он единственен и един. А у объективного идеализма? см. 10.
Субстанция– (с греч. – сущность, то, что лежит в основе) объективная реальность, то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.
Акциденция– проявление (производная) субстанции. Джон Локк вводит понятие «субстанции» – материи, которая несет свойства предметов; и «акциденции» как проявление субстанции и именно акциденции воздействуют на наши органы чувств. Существует материальная и духовная (мыслящая) субстанции. Мы не можем и, может быть, никогда не сможем познать материальную субстанцию (элементы агностицизма («агностос» – недоступный познанию, философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений.). Относительно духовной субстанции, т.е. является ли она акциденцией материальной субстанции или же существует сама по себе, есть переформулировка основного вопроса философии.
Монизм материалистический и монизм идеалистический.
Монизм– («монос» – один, единственный) способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего. Материализм отвечает на главный вопрос философии – первична материя, идеализм – сознание. И с точки зрения материалистов, и с точки зрения идеалистов существует только один единственный мир. И те, и другие признают наличие и мира, и сознания, и они являются проявлении одной сущности – субстанции, только для материалистов субстанция – это материя, а для идеалистов – сознание
Дуализм и плюрализм.
Плюрализм– («плюралис» – множественный) философское учение, согласно которому существует несколько независимых начал бытия или оснований знания.
Дуализм– («дуалис» – двойственный) учение о равноправии духа и материи. Представитель: Рене Декарт. Разновидность плюрализма.
Декарт– единственный достойный представитель дуализма. Верил в наличие двух независимых друг от друга субстанций: материальной и духовной. Сущность материальной субстанции в протяжённости, духовной – в мышлении. Человек является мыслящей духовной субстанцией. Животные, с точки зрения Декарта, являются «автоматами», чисто механистическими существами, реагирующими на внешние раздражители. В связи с этим, Декарт вводит понятия условных и безусловных рефлексов. Поскольку о нервной системе в то время никаких стоящих знаний не было, Декарт представлял её в форме «трубок». У человека тоже есть рефлексы, но есть и душа, только у человека есть воля, а также имеются врождённые идеи о Боге. Так как Бог не обманщик, то вещи объективно существуют.
Лейбницнемецкий философ, математик, физик, юрист. Лейбниц придумал учение о монадах. Монады- это самая наипростейшая и неделимая субстанция. Все монады отличны друг от друга, вместе же они составляют всё на свете. Монады не являются физическими, протяжёнными объектами, они нематериальны. Не взаимодействуют между собой, в то же время бесконечно многообразны. Сами по себе не могут возникать и исчезать, только под действием Высшей монады. Высшая монада– Бог. Одни монады обладают перцепцией (восприятием), но существуют и монады апперцепции (сознания). Все монады обладают способностью к действию и к страданию. Они всегда деятельности, они всегда активны.
kochemir:
респект тебе, анонимус 5!)
Понятия, которые нужно знать и уметь четко определить
агностицизм - 2-е неосновное решение – что есть первично мы не знаем и никогда не узнаем
акциденция - производная субстанции
апостериори (a posteriori) - знание, полученное в опыте
априори (a priori) - знание, полученное без опыта, до опыта
атеизм - отрицание существования Бога, сверхъествественных сил и религии
верификация (у неопозитивистов) установление истнинность путем сопоставления предложений с фактами чувственного опыта субъекта. Предложение, не поддающиеся такой проверке, лишены научного смысла.
вещь в себе –вещь, существующая вне и независимо от сознания, воздействует на органы чувств
вещь для нас –вещь в нашем сознании, восприятии
волюнтаризм- воля как основа всего сущего, высший принцип бытия
восприятие -познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на органы чувств. Создается комплексом ощущений (не суммой).
гносеология - наука о познании, возможности человека познать мир
дедукция – метод мышления от общего к частному
деизм -Бог создал мир и отошел от дел, не вмешивается в его развитие, а наблюдает.
детерминизм- доктрина всеобщей причинности. Учение о объективных закономерностях взаимосвязи и взаимообусловленности явлений духовного и материального мира. По Демокриту: задача познания - узнать причины всего и вся
джастификация (у неопозитивистов) оправдание, подтверждение. Не просто обоснование. Главная проблема Д. - определить, что может считаться адекватным основанием или доводом для принятия убеждения.
диалектика – 4 значения, см. ответы на вопросы
,дуализм - 1-е неосновное решение ОВФ – материя и сознание являются первичными бытиями вместе, это 2 независимые субстанции, разновидность плюрализма (Рене Декарт)
заблуждение –противоположность истины
идеализм – сознание первично, мир вторичен
Объективный
Субъективный
идеальное –свойство материального информационного процесса существовать для организма как находящийся вне предмет, проявление способности создавать субъективное из объективного.
индетерминизм -существуют состояния/события без причин, или для которых не может быть указана причина.
индукция – метод мышления от частного к общему
иррационализм -ограничивает или отрицает роль разума в познании
истина -соответствие (совпадение) между миром и человеческим сознанием
истинное– см. истина
истинность – см. истина
концептуализм -общее только в понятиях (умеренный номинализм)
критерий истины -средство проверки истинности утверждения, теории, гипотезы. Объективный КИ - опыт. Субъективные КИ - очевидность, авторитет...
материя - то, что существует вне и независимо от сознания
Материальное
материализм – мир первичен, сознание вторично
механицизм -метод познания и понимание мира как механизма
мышление (рациональное познание)
натурфилософия – раздел философии, рисующий картину природы
неопозитивизм -эмпиризм, рационализм, необходимость наблюдаемых доказательств для познания. Опора на логический и математический аппарат. Мир познаваем, но нужно избавиться от ненаблюдаемого.
номинализм– общее не существует или существует в голове
ноумен –вещь в себе
общее – логический класс, содержащий несколько понятий
объект -то, на что направлена деятельность
объективное - то, что существует вне и независимо от сознания
онтология - учение о бытии
опыт -результат деятельности в виде знаний и навыков
отдельное (единичное) – логический класс, содержащий одно понятие
ощущение -1-й образ внешнего мира, отражение отдельных св-в предметов
пантеизм -Бог есть все
позитивизм- 1) человеческое мышление занимается лишь систематизацией. Философия приводит в порядок все науки 2) единственный источник истинных знаний - эмпирические исследования. Ценность философских исследований отвергается.
понятие- обозначение общего
постпозитиивизм -критическое отношение к эпистемологическим учениям, развитым в рамках неопозитивизма. Получение знания из опыта
представление -мозговой отпечаток – энграмма. Когда энграмма возбуждается (изнутри мозга) – то видим тот предмет, что когда-то воздействовал на наши органы чувств.
прогресс -движение по направлению от высшего к низшему
разум -форма сознания, самосознающий рассудок, направленный на себя и понятийное содержание своего знания. Р. выражает себя в принципах, идеалах, идеях
рассудок -“здравый смысл” - форма мышления, способная логически осмыслять действительность, познавать в понятиях вещи и их отношения, способность составлять суждения, превращать восприятие в опыт путем объединения в категории. Важнейшие характеристики: строгое отделение понятий друг от друга, способность правильно классифицировать воспринимаемое, непротиворечиво систематизировать опыт и знание. Р. отличается от самосознания, разума, духа. Р. не дает нового знания, а лишь систематизирует существующее.
рационализм -главный источник знания – разум, также существует опыт, априорные знания
реализм – общее существует в вещах или в отдельном мире
регресс -движение по направлению от высшего к низшему.
редукция -сведение всех явлений к механическому движению
редукционизм– течение, в котором сводится сложное к простому
релятивизмметодологический принцип метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания
сенсуализм –вид эмпиризма 1) органы чувств – единственный канал, по которому мы получаем знания 2) нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве
скептицизм - сомнение как принцип мышления, особенно сомнение в надежности истины
спиритуализм- сущность мира - духовное первоначало; материальное как творение духа
ступени познания –чувственное (сенситивное), рациональное (мышление). Но по Аль-Кинди: 1)логика, математика (алгебра) 2) физика, химия (естествознание) 3) метафизика (философия)
субстанция - бытие, ничем не порожденное, ни в чем не нуждающееся
субъект- тот, кто ведет деятельность
унитарно-стадиальное понимание истории- взгляд на всемирную историю как единый процесс поступательного, восходящего развития человечества
фальсификация (по К. Попперу) - опровержение теории. Фальсифицируемость - критерий научности эмпирической теории: если существует методологическая возможность ее опровержения путем постановки некоторого эксперимента (даже если такой эксперимент не поставлен), то это научная теория.
фатализм -крайний детерминизм, вера в безличную судьбу
феномен –вещь для нас; предмет опытного знания
феноменализм (~агностицизм) - можем знать только явления, а в сущность проникнуть невозможно (Юм)
чувственное познание -самая простая и исходная форма познания. Формы ЧП: ощущения, восприятие, представление
эмпиризм – единственным источником познания является опыт
эмпириокритицизм -критика с позиций опыта. Отправный пункт теории познания это чистый опыт в том виде, в каком он непосредственно познается людьми
эпистемология = гносеология - наука о [строго научном?] познании
эссенциализм –(противоположность феноменализму)существуют явления, есть сущность и она познаваема