Проблема источника активности мышления.
Идеалисты объясняли просто – мышление активно. Почему? Потому, что оно другим-то быть на может. Просто мышление активно пос воей природе. Это особенно наглядно было у Фихте: «Я творю мир, я активен сам по себе, я другим быть не могу.» У Гегеля абсолютный разум активен. Абсолютная идея сначала движется внутри замкнутого круга, внутри себя. Потом в природе, потом в обществе. Он активна. Почему? Иначе быть не может. Как видите идеалисты не объясняли активность мышления, также как Ибн Сина и Аверроис не объясняли откуда этот разум.
А материалисты оказались в сложнейшем положении. Потому, что если активность есть, надо объяснить ее. Значит нужно выяснить где корни активности. Где же материальный источник активности? Можно найти в мире источник активности мышления? Нет. Источник ощущений есть – внешнее возбуждение. А мышление, оно же так не возникает? Если мы решаем, что мышление активно как само собой разумеющееся, мы переходим на позицию идеализма. И что же делали материалисты? Заявляли, что ни какого источника активности мышления нет. Это блеф, это миф. И все. Очень просто: раз это не объяснимо, значит этого нет. Это нам кажется, что у нас мышление, что оно активно. А на самом деле ни какой активности. Вполне понятно, что это был не ответ. Это был уход от объяснения того, что бросалось в глаза. Отрицать очевидное – не лучший вариант, ни для ученого, ни для философа. До сих пор мы говорили об активности познавательной, т.е. о создании образа внешнего мира. Но активность мышления этим не исчерпывается. Есть и другие виды активности мышления.
96 Целепланирующая и волевая активность сознания.
Первая форма активности мышления, с которой сталкивались философы изучая познание это гносеологическая активность, создание понятий. Но ведь заметили, что ни когда этим активность мышления ни когда не ограничивалась. Познав вещи, мышление ставит цель и направляет деятельность по реализации этой цели. Поставив цель мышление управляет преобразованием мира. Человек активен не только мысленно, но и активен в своих делах. особенность человека в том, что он создает вещи, которые без него ни когда бы не возникли.Ни паровых машин в мире не было бы, ни атомных реакторов, ни чего. Чтоб создать какую-то вещь надо что предварительно сделать? Даже не будем заниматься атомным реактором.Возьмем людей первобытных. Они брали камни и из них изготовляли дубинки. Передо мной камень, а из этого камня надо сделать дубинку. Камень мам по себе не очень годится для этого. Я начинаю действовать. Что нужно для того чтобы успешно действовать и чтоб из камня получилось ручное рубило? С чем ч сверяю камень, чтоб получилось ручное рубило? С другим рубилом но ведь ручного рубила в момент начала в реальности нет. Значит где оно формируется? В нашем сознании, т.е. у нас был образ ручного рубила. Теперь мы подгоняем камень к этому идеальному ручному рубилу. Получаем это самое ручное рубило. Иначе говоря, для успешной практической деятельности надо создать в голове образ той вещи, которую я намереваюсь сделать. Это вещь чувственная. Образ рубила – чувственный образ. Мы создаем этот образ. Этот образ – мое творение. Как получается этот образ? Вначале мы создаем понятийный костяк. А потом тянем его в чувственное тело (?) После того как я получил этот образ я подгоняю к нему реальный предмет, сверяя каждый раз шаг или к нему или в сторону. Когда человек что-то хочет сделать, он создает образ несуществующего предмета и стремится к нему. Получение такого образа – целевая активность мышления. Следующий шаг – наметить план достижения этого образа. А потом реализация этого плана. Здес мы сталкиваемся с тем, что наше мышление направляет нашу деятельность, т.е. приказывает что делать рукам. Это называется волей. Отсюда еще одна форма активности мышления – волевая активность, которая выражается в действиях людей. Сознание человека не только отражает, но и направляет процесс воздействия на внешний мир. Теперь я используя руки, ноги и т.д. вмешиваюсь в процессы, происходящие в мире. Превращая камень в рубило я предопределяю ход объективного процесса.
97 Может ли человек по своей воле преобразовывать мир, и если способен, то насколько он волен в своих действиях?
человек при изготовлении чего-то предопределяет ход трансформаций материальных вещей – это называется ЦЕЛЕВОЙ предопределенностью. Но насколько мы вольны предопределять материальные процессы, насколько мы свободны в своих действиях изменять мир, каковы пределы этих возможностей, а свободны ли мы вообще? Возникает проблема свободы и необходимости (115). }
На сколько человек волен направлять ход процесса? Здесь мы имеем целевую предопределенность – цель предопределяет ход действий. Возникает такой вопрос: в мире есть эта предопределенность вне зависимости от нас или нет? Есть ли объективная предопределенность процессов? Предопределенность, существующая вне зависимости от человека может приниматься по разному. Один вид предопределенности это т.н. телеология – учение о цели.