Вера, опыт, философия и наука в мировоззрении Фомы Аквинского.
Томизм
Томизм, учение Фомы Аквинского (Thomas Aquinas) и основанное им направление католической философии характеризующееся приспособлением аристотелевской философии к требованиям христианского вероучения. В 13 в. занял господствующее положение в схоластике, оттеснив августиновский платонизм (см. Августин) и аверроизм: в 14 в соперником Т. стало учение У.Оккама; новое усилие Т.относится к периоду так называемой второй схоластики в 16 в. См.также Неотомизм.
ФОМА АКВИНСКИЙ - видный и влиятельный философ-схоластик западноевропейского средневековья. Родился в Италии в 1225г., вступает в орден доминиканцев, учится в Париже (лекции Альберта Больштедта) в 1269г перебирается в Рим, где занят работой над главным трудом своей жизни "Теологическая сумма". Канонизирован после смерти (1274г.), а в 1567г. признан пятым "учителем церкви".
Сохранение догмата веры над разумом - поставки, науку на службу религии, опираясь на христианское толкование трудов Аристотеля. ФА не отделяет науку от теологии (Бог - первопричина), это доказывало независимость теологии (черпает истины не из философии, а из откровения) и ее превосходство над наукой, однако необходимо было подчинить науку теологии. Принципы ФА 1) Частные науки выполняют по отношению к теологии служебные функции - "не следует другим наукам как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним как к подчиненным ей служанкам" 2) Истины теологии имеют своим источником откровение, истины науки - чувственный опыт и разум 3) Существует область некоторых объектов, общих для теологии и науки (догматы веры: воскрешения, историю воплощения, святую троицу сотворение мира во времени нельзя доказать наукой 4) Положения науки не могут противоречить догматам веры. Наука подчинена теологии, парализована.
Метафизическая теория бытия – объективный идеализм (вещи, явления – проявления души). Первичен дух, материя – его творение. Признается иерархия душ и духов.
Сущность и существование: существуют лишь единичные вещи (субстанции), состоящие из сущности и существование различие реально существует. Все существующее создано богом, зависит от него, сопричасгно божественному акту творения. Мир - относителен, случаен, Бог - абсолютен, необходим.
Материя и форма. 2 компонента. Материя - пассивна Форма – активный элемент, совокупностью общих существующих признаков, присущих вещам определенного вида, и не существовала вне или до них. Различает три рода форм (универсалей): 1) содержащаяся в вещи, в качестве ее сущности, непосредственна универсалия; 2) абстрагированная от субстанции, т.е. существующая в человеческом уме - рефлексивная; 3) независимая от вещи в божественном уме - вечные формы основы вещей Материя создана богом из ничего, а потому - вторична. Возможность присуща ей не в силу природы, а вложена в нее творцом. Во все категории аристотелевской метафизики Фома вкладывает теологическое содержание лишая их этим естественнонаучного характера.
"Доказательства" бытия Бога. 2 категории истины - доступные разуму и выходящие за пределы его возможностей. 2 пути доказательства: через причину и через следствие.
1. Доказательство от движения, вещи находятся в движении, движение это соединение материи с формой, т.е. существует нечто, что приводит в движение всю систему=> должна быть чистая форма, чистый акт, которым является бог, находящийся за пределами мира.
2. Доказательство от необходимости и случайности исходит из того, что в природе и обществе существуют единичные вещи, которые возникают и уничтожаются, могут существовать либо не существовать, имеют случайный характер. "Поэтому необходимо положить некую необходимую сущность, необходимую самое по себе не имеющую внешней причины своей необходимости всех иных; по общему мнению, это есть бог".
Теория познания. Всякое естественное знание происходит из чувств. Предметом познания является действительность вне чувств, независимая от субъекта. Сущность познания: познающий становится познаваемым. Рациональное познание всегда является общим (отдельные, единичные вещи не могут быть его объектом) должно быть нечто нематериальное Субъект уподобляется объекту, но не материальной его форме, а духовной, идеальной. Процесс познания у Фомы подчинен открытию в вещах конечной, божественной причины (узнавание божественного в вещах, понимание идеи).
Теория истины томисткая истина - это соответствие разума действительности, но не той, которая естественно существует в действительности, созданной богом. Истина в 2 смыслах – онтологическом и логическом. Логическая истинность присуща нашим суждениям, онтологическая же - вещам. Познающий субъект не может быть мерой вещей, а должен приспосабливаться к ним, в противном случае он был бы их создателем. Таким образом, логическая истина является низшим видом истины, подчиненным истине онтологической, божественной.
Этика. Проблема зла. Если бог - творец всего и он добр, то откуда же берет начало зло? Теодицея - защита совершенства Бога. По ФА - 1) зло не существует само по себе - ущербность добра (зло познается через противоположность - добро) 2) добро - субъект зла – Бог как причина бытия не может быть причиной зла, стремления к небытию. В естественных вещах - несколько ступеней добра (необходимы для сравнения) => 3) некоторое зло не портит, но необходимо для гармонии вселенной. 4) Справедливость необходима => Бог творит зло как наказание (для грешников)
Происхождение и функции государства. Человек - политическое животное Государство берет начало от бога руководит обществом для достижения определенной цели. Различает олигархию, монархию, тиранию и ее разновидность – демократию. Наилучшая форма - сочетание элементов монархии, аристократии и демократии. Различает сущность (идет en-Бога) и форму власти (способ правления). Несправедливое правление - наказание бога за грехи. Возможность восстать а) власть выступает против закона Бога; б) превышения властью компетенции; в) правитель, избранный легально, начинает поступать несправедливо.