Проблема соотношения религии, философии и науки в средневековой культуре.

1) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ. ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА
Средневековая философия - это философия эпохи феодализма 2-14 век. Своеобразие философии заключается в сопряженности с религиозной идеологией. Религия наложила отпечаток на постановку и решение всех философских проблем.
Развитие средневековой философии связано с хрестьянством. Хрестьянство возникло в 1 веке новой эры в низах римской империи. Хрестьянство - это угнетенных низов , поэтому естественно хрестьянство преследовалось на протяжении ряда столетий. Официальной религией Римской империи было язычество ( религия признающая многобожье). Хрестьянство же является монотеистической религией (один бог) и межнациональным учением. Развитие средневековой философии это борьба языческой и хрестьянской культуры. Философия это закономерный продукт разложения рабовладельческого общества и возникновения феодального общества. С 4-го века начинается процесс превращения хрестьянства в официальную религию. Здесь следует упомянуть Миланский эдикт императора Константина 313 г. и Никейский собор 325 г. Согласно этому эдикту было провозглашено равноправие всех религий. Хрестьянам предоставлялась полное вероисповедание. На Никейском соборе, который курируемым Константином были официально утверждены основные догматы хрестьянского учения - исмвол веры.
История средневековой философии подразделяется на 2 периода: патристика и схоластика.
Патристика - patris - отец. Представителями являлись: Василий Великий, Григорий Богослов, Ориген, Августин Бложенный. Патристика от философии отличается идеей откровения. Цель философии отцы видят в истолковании библейских высказываний 2-8 век.
Схоластика - школьная философия. Она изучалась 12 века в университетах. Представителями были: Иоанн Дамаскин, Росцелин, Фома Аквинский. Основные черты: вера в авторитет церковного учения - библии. Цитатничество как метод доказательства пренебрежения опытными фактами.
Хрестьянский бог являлся абсолютным началом. Бог наделялся - бог всемогущ; он сотворил мир, человека, природу и.т.д; всеведущ ( знает все что происходит в мире); всеблаг ( то что делает бог является благом).
В центре размышлений средневековой философии стоит бог - тое, поэтому средневековая философия называется теоцентризм; теология - богословие.
2) ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
1) Проблема рационального - разумного обоснования религиозных тезисов. (сотворение мира богом из ничего). Такое обоснование было обусловлено рядом причин: социально экономическими, политическими, гносеологическими факторами. Учение о сотворении мира из ничего получило название : креационизм.
2) Проблема веры и разума религии и философии (наука) это проблема актуальна и в настоящее время соотношение науки и религии. Вера - убежденность, доверие; понятие вера шире понятие вера в бога. Разум - это способность человека к логическим аргументированным рассуждениям. Религиозное знание в своей основе связано с признанием на веру неких утверждений, догм; философское знание возникает в результате логических рассуждений. Тем не менее религия тоже использует логику в своих теоретических построениях, а философия (наука) принимает некие изначальные положения (аксиомы) на веру. => Вера и разум органически взаимосвязаны между собой. Проблема веры и разума средневековыми философами решалась не однозначно.
1) Тертуллиан (160-220г) теоретик, оратор. Противопоставлял веру и разум. Он враждебен к разуму и его продукту - теоретическим построениям. Сформулировал свое кредо: верую потому абсурдно. Он писал - "Сын божий умер - вполне верим этому, потому что это нелепо. И погребенный воскрес, это верно потому, что это невозможно." Одним словом Тертуллиан провозглашает несовместимость разума и веры.
2) Августин Блаженный (354-430) Выдвинул тезис о тождестве веры и знания, при котором господствующее положение занимает вера. Философия данном случаи рассматривается служанкой богословия.
3) Фома Аквинский (1225-1274) Утверждал, что существование философии без теологии и наоборот, пагубно для той и другой. Для понимания соотношения веры и разума необходимо иметь введу, что вера это интуитивный способ постижения мира. Она не появляется сама по себе независимо от разума, только в органической связи с другими духовными силами, она превращается в мощное средство постижения мира, приобретения нового знания. Без веры (интуиции) нет пророчества, нет личности, нет продвижения вперед ни в одной сфере человеческой деятельности.
3) Проблема гносеологии - теория познания. Включает в себя широкий круг вопросов:
- Средневековые мыслители познают познаваемость мира практикуя древний скептицизм.
- Средневековые мыслители указывают на 3 формы постижения бытия : чувственное( познание мира с помощью органов чувств), разумная, божественное откровение ( суть заключается в том, что некоторые люди в особом состоянии сознания якобы могут говорить от имени бога, божественный доверяет тайны бытия некоторым избранным; результатом этого является свод абсолютных истин - библия.)
4) Проблема Теодицеи.(оправдания бога). Перед хрестьянскими мыслителями стояла проблема: оправдывать бога, как творца за существующее зло в мире. Если бог всемогущ, то спрашивается зачем он сотворил мир в котором есть зло. Августин утверждал, что зла в мире





Существует множество доказательств существования бога. Согласно Августину все народы мира имеют представления о боге, как неком совершенстве. Стало быть бог существует. В основе такого доказательства лежит принцип тождества мышления и бытия. Такое доказательство получило название онтологического - онтология учение о бытие Согласно Фоме о существовании бога можно говорить лишь на основе результатов его деятельности., т.е. следствий бога, которые были взяты им у Аристотеля.
1) Понятие движение. Аристотель провозгласил: "Все движущееся движимо чем либо." Одна вещь движется под действием второй вещи, вторая под действием третьей и.т.д; последняя, поскольку Аристотель отрицает бесконечность, приводится в движением перводвигателем - богом. Такое доказательство называется космологическим.
2) Действующая причина - один объект возникает в результате действия одной действующей причины; второй объект возникает под действием другой причины; последняя действующая причина есть бог.
3) О существовании бога свидетельствует существование целесообразности в природе (общ). Фома при этом опирается на учение Аристотеля о целях- целевых причинах. Вся вещь для чего то сделана. Такое доказательство получило название - телеологическое. - телео - цель. В данном случаи о проблеме существования бога имеем дело с моделями. В настоящее время ни наука ни религия не могут дать доказать существование бога, как и не могут опровергнуть существование.

8. Теория познания и вопросы научного знания в мировоззрении А. Августина.

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ (354-430 гг.) Создал целостную картину мироздания, успеху способствовали глубина и универсальность учения АБ.

Августин родился в 354 г. в Тагасте, Алжир, получил преимущественно литературное образование. Он считал Ветхий Завет во многих отношениях отталкивающим. А иудео-христианское учение о сотворении Богом всех вещей казалось ему совершенно несостоятельным, т.к. возлагало на Бога ответственность за существование зла. Стремление к просветлению привело к принятию дуалистического учения манихеев (сущ-ет два начала, ответственных за добро и человеческую душу, и за зло и материю, включая тело). В 384 г. получил должность придворного преподавателя риторики в Милане, его вера в манихейство пошатнулась, склонялся к академическому скептицизму. Неоплатонизм способствовал его обращению в христианство, но не разрешил его нравственного конфликта. В 386 г. произошел знаменитый эпизод, описанный в восьмой книге "Исповеди", и в следующем году Августин был крещен св. Амвросием. Вернувшись в Африку, Августин был рукоположен в священники,

В его работах впервые из попытки выразить понимание догматов веры возникает система христианской фил-и, и хотя возможно, что понимание веры в ранние века христианства принимало самые разные направления, ко времени Августина большая часть основных принципов уже утвердилась.

1) Метафизика душевных глубин – основа – познай Бога и собственную душу – одно через другое. Вопрос о человеке, о собственном я (см. «Исповедь»). Искренность в беседе с Богом – ключ к познанию себя. Душа познается объемно, бесконечно. Движение внутрь собственного есть движение к Богу – здесь нет конца. Основная трудность – достижение абсолютной искренности. Открытие АБ – человек не способен быть абсолютно искренен с собой и с Богом, склонен обманывать – такое признание есть достоверность внутреннего опыта. Тезис АБ «Я ошибаюсь Þ я существую». Но, невозможно обманывать себя в минуты прозрений, к-рым предшествует длительная внутренняя борьба (противоречие воли и желания), здесь человеку открывается собственное «я» как личность, духовны и душевные процессы – «внутренний человек». Напряжение человека столкновение его своеволия и божественной воли. Разрешение конфликта – подчинить себя божественной воли. По АБ именно внутренний человек создан по образу и подобию Бога. Троичность человека заключается в бытии, познании и любви (аналогичны Богу). В человеке как в некой целостности сосредоточены внутренний человек Я и то, что обусловлено внешним миром – не-я . Я может овладеть не-я посредством двух компонент 1) познание 2) любовь – очевидность существования, т.к. сущ. Любовь к самому себе, для АБ важен сам феномен, способность любить. Любовь направлена на достойное любви. Критерий любви – 2 понятия – «использовать», «наслаждаться». «Использование» связанно с конечностью, ограничен-ностью Þ д.б. направлено на бесконечное, т.е. на «наслаждение» без соображения утилитарности. По АБ любить значит судить себя божьим судом. Выделяет 2 вида любви 1) каритативный – выявляет в вещах образ Бога 2) страстный – вожделение. АБ: «Люби, и тогда делай, что хочешь».

2) Природа зла и свобода воли не признает зло как равноправную субстанцию добру. Зло – лишенность бытия. 3 уровня зла: 1) метафизический – зла нет в Космосе, способны воспринимать зло лишь в отдельной части вселенной, однако нарушение порядка в одной части не есть нарушение порядка в системе в целом – все имеет свое предназначение. 2) моральный – зло нарушение чел-ком заповедей Бога, основа – порочная воля. Происходит из-за того, что человек путает высшее благо с низшим и нарушает божественную иерархию. Люди стремятся не к злому, а к земному, порочность – в забвении божественного. 3) физический - болезнь, недуги, смерть. Причина – грехопадение людей. Преодоление зла – возврат к Богу. Особое значение здесь играет воля. Свобода – свойство воли человека, а не разума. Имеет свою автономию. Воля свободна, когда не допускает зла. Необходимо усилие, чтобы подчинить ее божественной благодати.

3) Истина – благая воля и чистое сердце – суть условие познание истины. Путь познания – восхождение разума, ведомого верой к Богу. Процесс познания – чувственное познание (органы чувств) Þ «внутреннее чувство» (здравый смысл) – координатор чувств Þ материал для осмысления разумом Þ знание (создается только разумом). По АБ разум – «взгляд души». Þ душа судит о вещах на основе критериев, не можем четко сформулировать критерии, но знаем, что они есть, есть закон вне нашего ума. Этот закон и есть истина. Восприятие вещи возможно только зная ее идею модель (то есть мысль Бога), открываются нам только через озарение (свет истины) – посредством душевного потрясения.

4) Смысл истории – поступательное движение в мах. Нравственному совершенству, нравственный прогресс. Сообщество праведных – Град Божий, обратно – град диавола. Не различимы границы между ними. АБ верит, что за хаосом земной жизни скрывается нравственный прогресс. Гос-во – соглашение людей для достижения определенных целей, никогда не будет совершенно в пределах земных институтов, арена борьбы сил добра и зла. История – драматическая борьба 2 градов. АБ – сторонник эсхатологии – учения о конце истории.


Наши рекомендации