Взаимосвязи философии и науки в культуре эпохи эллинизма (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм).
Эпикур
«Сад Эпикура» возник тогда, когда Э. переехал в Афины (307 — 306 гг.).
Задача философии Э. – это исцелять болезни души, приносить облегчение, освобождать человека от страхов.
Структура философии: Физка, Каноника и Этика.
Физика - учение о естественных элементах, или началах, мира, об условиях природы, посредством которых цель жизни может быть достигнута.
Каноника - исследование истины и правил ее познания. Эпикур посвятил канонике особое сочинение, в котором указал критерии истины.
Это 1) восприятия, 2) понятия (или общие представления) и 3) чувства.
Восприятиями Эпикур называл чувственные восприятия предметов природы, а также образы фантазии. Понятия или общие представления возникают на основе единичных представлений, их нельзя отождествлять ни с логическими, ни с врожденными представлениями. Чувственные восприятия и основанные на них общие представления оказываются критериями знания. Эпикур считает, что все то, что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не обманывают.
Этика - учение о счастье, об его условиях и о том, что ему препятствует.
Этика Эпикура покоится на положении о том, что для человека первое и прирожденное благо, начало и конец счастливой жизни, есть удовольствие. Эпикур определял удовольствие отрицательным признаком — как отсутствие страдания.
Атомизм Демокрита и введение в него идеи самопроизвольного отклонения атомов…
Принимая исходные положения атомистики Демокрита, Эпикур стремится доказать, что признаваемое им учение Демокрита о причинной необходимости всех явлений природы не должно вести к выводам о невозможности для человека свободы. В рамках необходимости должен быть указан путь к свободе.
Чтобы объяснить движение, Эпикур, также как и Демокрит, принял то, что наряду с телесным бытием, существует небытие, или пустота. Он также утверждает, что вселенная состоит из тел и пространства, т. е. пустоты. Существование тел удостоверяется ощущениями, существование пустоты — тем, что без пустоты невозможным было бы движение.
Различия между атомами по весу — важная отличительная черта атомистической физики Эпикура.
Гипотезу самоотклонения атомов Эпикур вводит для объяснения столкновений между атомами. Если бы атомы не отклонялись от своих прямых путей, то не было бы возможным ни столкновение их, ни столкновение образованных из них вещей. Для самоотклонения не существует никаких внешних причин, никакой необходимости, оно происходит в атомах совершенно спонтанно. Это тот минимум свободы, который необходимо предположить в элементах микромира — в атомах, чтобы объяснить ее возможность в макромире — в человеке. Из самоотклонения и проистекает возможность свободы человека.
Сенсуализм: Учение о том, что основу психической жизни составляют чувственные впечатления.
Умеренный гедонизм: Т.к. Эпикур определял удовольствие отрицательным признаком - как отсутствие страдания, следовательно, этика Эпикура не имеет, согласно его собственному заявлению, ничего общего с теорией наслаждения, или гедонизмом, с которым ее часто смешивали.
Виды потребностей:
естественные и необходимые для жизни;
естественные, но для жизни не необходимые;
не необходимые для жизни и неестественные;
Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого воздержания – полная невозмутимость, или безмятежность, которая и есть счастье философа - атараксия.
Философия, как освобождение от смерти: Страхи не имеют силы в глазах истинного философа. «Смерть — самое страшное из зол, - поучал Эпикур Менекея, — не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».
Вульгаризация: В Риме имело место искажение философии Эпикура, т.е. «Бери от жизни все, пока можешь». А в ср. века учение Эпикура было признано безнравственным, т.к. он учил, что каждый человек мог быть равным Богу, что являлось богохульством.
Лукреций Кар: Тит Лукреций Кар (99 – 55 го до н.э.). Лукреций – представитель античного атомизма. Его произведение – философская поэма «О природе вещей» – важнейшее сочинение в истории естествознания, содержащее наиболее полное и мотивированное изложение одного из вариантов античного атомизма. Философия должна показать, что ни вмешательство богов в человеческую жизнь, ни загробное существование невозможны. Лукреций считает, что главная ценность, которой обладают люди – их разум. Он ценит безопасность и покой человека, наблюдающего тревоги и опасности жизни издалека, но взгляд Лукреция на них — не взгляд равнодушного и безразличного наблюдателя.